Значение игры в умственном развитии ребенка

Значение игры в умственном развитии ребенка thumbnail

Снежана Панасенко
Дидактические игры в детском саду и их роль в умственном развитии ребенка

Дидактические игры в детском саду и их роль в умственном развитии ребенка

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ”

В. А. Сухомлинский

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствует их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

Прежде чем раскрыть роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста, напомним о задачах умственного воспитания.Основными из них являются:

формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;

развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;

— воспитание познавательных процессов любознательности;

— формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

Все названные задачи решаются успешно с помощью дидактических игр.

Все дидактические игрыможно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом) ;

— настольно- печатные игры;

— словесные игры.

Игры с предметами – используются игрушки и реальные предметы. Детей знакомят со свойствами предметов, формой, величиной, цветом, качеством. В данных играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач, дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку, что очень важно для развития логического мышления. В играх с природным материалом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки,непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, которые помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников.

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Игры с предметами: «Посмотри и запомни», «Что лишнее?», «Из чего сделано?» «Кукла Катя обедает»

Настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, мозаика, лабиринты. При их использовании решаются следующие развивающие задачи: объединение по признакам и смыслу; обобщение, установление связи; закрепление знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении, связная речь; логическое мышление, умение составлять целое из частей; развитие речи и воображения, творчества

Словесные игры – построены на словах и действиях играющих.В этих играх решаются такие задачи: развитие речи, воспитание правильно звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развивается умение чётко формулировать свои мысли. С помощью словесных игру детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Игры: «Когда это бывает», «Назови одним словом», «Назови три предмета», «Летает, не летает»

Существует много дидактических игр в продаже, но мне всегда интересно сделать дидактическую игру самой, подходящую по возрасту детей и их интересам. Подобные игры можно сделать и с детьми старшего возраста Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Кроме того, это хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. При этом помните – Вы всегда можете привнести что-то своё в любую из игр.

Читайте также:  Орудие и знак в развитии ребенка скачать

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Ян Коменский

Источник

Татьяна Финансова
Значение логических дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста

Статья для публикации в сборнике «Лучшее от лучших»на тему: «Значение логических дидактических игр в умственном развитии де…»

Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность у детей – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки. При помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. И большая роль отводится в этом дидактическим играм.

Дидактическая игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Она развивает самостоятельность и активность мышления, речь детей. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовывать их в игровых действиях, правилах.

Основой умственного развития является обучение – систематический, целенаправленный процесс ознакомления детей с окружающей жизнью. Учеными – педагогами такими как, М. Монтессори, А. А Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова, выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста:

• создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

• включение занимательности в содержание занятий;

• создание проблемно-поисковых ситуаций;

• вовлечение в выполнение творческих заданий;

• интеграция разнообразной деятельности;

• организация экспериментирования;

• стимулирование проявления положительно эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы детей старшей и подготовительной к школе групп.

Результаты психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень велики. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но также устанавливать связи и отношения между ними.

Вначале ребенок действует практически. У него развито наглядно – действенное мышление. Когда действия переходят в мысленный план, мышление становится наглядно – образным. Далее дошкольники переходят к схематизированным формам мышления, они начинают мыслить логически.

Старшие дошкольники сравнивают, чем похожи и чем отличаются предметы, умеют классифицировать предметы по свойствам. Дети уже могут обобщать, то есть называть группу предметов одним словом; строить логические цепочки «Что сначала, а что потом».

Возможности детей очень высоки, и если правильно организовать обучение детей, то добиться можно многого. Одной из форм обучения детей является логическая дидактическая игра.В игре происходит формирование всех психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти, речи. Игра близка ребенку, она доставляет ему большую радость, предоставляет возможность активно действовать. Логические дидактические игры могут использоваться на занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в свободной деятельности детей. Эти игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Так, дети знакомятся со свойствами предметов, устанавливают между ними связи и отношения.

Логические дидактическиеигры бывают следующих видов:

1. Игры с предметами.

Эти игры развивают восприятие, внимание, мышление. Так, например, в играх «Чудесный мешочек», «Магазин», «Собери урожай» дети учатся называть предметы и их отдельные свойства, определять предмет наощупь, находить предметы по определенному признаку. Можно попросить детей составить описательный рассказ, загадки о предмете. В дошкольном возрасте приемлемы головоломки с палочками. Дети учатся составлять новые фигуры из построенных путем перекладывания нескольких палочек. Игры с палочками Кюизенера помогут детям лучше ориентироваться в мире чисел. Сооружая различные постройки, дети знакомятся с пространственным расположением предметов.

Развивают логику, расширяют математические представления логические блоки Дьенеша. Существует много различных игр с блоками и логическими фигурами. Это «Найди свой домик», «Угощение для медвежат», «Художники», «Логический поезд» и другие.

Игры «Сложи узор», «Куб – хамелеон», «Уникуб», «Уголки» учат детей проявлять в работе четкость, аккуратность, внимательность.

2. Настольно – печатные игры.

Это такие игры, как «Домино», «Лабиринт», «Лото». Они развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.

Издавна известны логические дидактические игры по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур. Наиболее популярными из этих игр являются «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Читайте также:  3 года роста и развития ваш ребенок от 0 до 3 лет

3. Словесные игры.

Эти игры развивают слуховое восприятие, речь, воображение, образное и логическое мышление.

Такие игры, как «Было – будет», «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?» знакомят детей с временными отрезками.

Игры «Путешествие в страну вещей», «Путешествие в лес», «Необыкновенное путешествие по временам года», «Путешествие под Новый год» позволяют «путешествовать», не сходя с места. Это путешествие мысли, воображения. У детей эти игры вызывают большой интерес, обеспечивают их активное участие в игре.

Дети очень любят играть в игры – загадки. С удовольствием отгадывают и сами загадывают загадки.

Игры – поручения основаны на предложении что–то, сделать. «Собери в корзину все фигуры красного цвета», «Разложи пуговицы по величине».

Игры – предложения «Что было бы?» или «Что бы я сделал, если бы…» требуют осмысления последующих действий. Дети старшей и подготовительной к школе групп любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умение «придумать».

Игры – беседы возбуждают интерес к тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание надо добыть – сделать открытие. Дети сами приходят к решению задачи, находят правильный ответ, делают выводы. Ценность игры – беседы в том, что она активизирует эмоциональные мыслительные процессы у детей. Игра воспитывает умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Это могут быть такие игры, как «Письмо мальчику Почемучке», «Письмо доброго сказочника», «Незнайка в гостях у ребят».

Использование логических дидактических игр и упражнений в системе благотворно влияют на развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, классификации, конкретизации и способствует повышению эффективности воспитательно – образовательного процесса. Таким образом, логические дидактические игры осуществляют умственное развитие детей посредством интересной для детей игровой деятельности, активного включения детей в игру.

Работа по развитию логического мышления у старших дошкольников с помощью дидактических игр и упражнений успешна и помогает приобрести более глубокие и прочные знания, умение мыслить последовательно, обобщать, рассуждать, а эти качества им пригодятся в дальнейшей жизни.

Источник

ДОКЛАД

на тему: « ЗНАЧЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ »

Воспитатель: Аверьянова Н.И.

Игра является обязательным и необходимым процессом для общего развития ребенка. Игра пробуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Рассматривая игру ребенка еще в ранний период, когда он не способен воспроизводить общественную действительность, но уже выполняет действия с предметами, когда ими манипулирует. Более высокие формы игры, т.е, конструирование, ручные работы, тематические игры, развиваются из этих предметных действий по мере психического развития ребенка и все увеличивающегося его участия в жизни взрослых людей.

Тематические игры — наиболее характерный тип игр ребенка дошкольного возраста, В тематических играх ребенок имеет возможность выполнять воображаемые действия, например, девочка, как ее мама, исполняет роль врача (делает уколы и перевязки), или учительницы, или повара; мальчик, сидя на перевернутом стуле, воображает, что ведет, как папа, грузовую машину.

Тематическая игра путем пробуждения познания окружающего мира способствует развитию интересов и активизирует познавательные процессы. Благодаря игре, в основном тематической, дети учатся организовывать свою активность, открывают все элементы и средства акта действия, учатся планировать свои занятия и согласовывать их с занятиями товарищей.

Иными словами, содержание тематических игр — это жизнь, работа, взаимоотношения мира взрослых. Отдельные роли в тематических играх выполняют не только дети, но и игрушки, предметы. Более того, дети используют

один и тот же предмет в зависимости от потребностей и ситуаций: скажем, обычный зеленый листочек — это тарелка, крышка; песок — сахарный песок, соль; камень — булка, пончик.Лоскутки, катушки, коробки, посуда, формочки, палочки и т.п. — эти предметы, различные по форме и величине, способствуют становлению инициативы, начинанием для игр разных по теме. С их помощью обогащается содержание тематических игр, развиваются интересы детей, творческое воображение, которое переходит от конкретно-образного мышления к образно-абстрактному.

Читайте также:  Особенности раннего речевого развития ребенка

В тематической игре формируются и развиваются чувства ребенка, совершенствуется ориентация во времени и пространстве, пробуждается потребность к знаниям, развиваются интересы, обогащаются знания об окружающем мире и о самом себе.

Игра пробуждает любознательность и развивает интерес к общественному, природному и культурному окружению, укрепляет, а также формирует потребность знания окружающего мира. Однако, чтобы эти умения и знания расширялись и углублялись, требуется руководство тематической игрой. Ведь младшие дошкольники играют обычно индивидуально или попарно (рядом, но не вместе), иногда маленькими группами. Тематика еще сильно связана с игрушкой, а содержание — с собственным опытом: дети сами воспроизводят то, что видят, что сами пережили. Примечательно: игра продолжается недолго (около 5 минут), тема непостоянна. Ребенок не знает хорошо роли, которую взял на себя, и воспроизводит ее лишь в общих чертах,

поверхностно. Скажем, мальчик, играющий водителя, лишь сидит на стульчике, крутит как бы в руках руль и подражает шуму мотора автомобиля. Старшие дошкольники, напротив, вводят в игру более сложные действия: вот водитель останавливает машину, так как впереди красный свет, выходит из машины посмотреть, что в ней неисправно, меняет колесо и т.п.

Воспитатель прежде всего создав условия и учит детей дружной игре, поощряет совместные развлечения, включается лично в детские игры, принимая на себя некоторые роли, которые позволяют ему незаметно направлять игру, чтобы дети принимали активное участие. Так, постепенно, в игре он формирует у детей первые общественные отношения, учит их считаться с потребностями ровесников, подчиняться общим правилам. Старшим детям воспитатель оказывает помощь, если этого требует ситуация. Ведь коллективная игра, в которой принимает участие 8-9 детей вызывает много сложностей в организационном смысле. Педагог устраняет факторы, вызывающие конфликты, помогает детям выбрать соответствующее место для игры, чтобы они не мешали другим.

Воспитатель в игре выполняет роль человека деликатного, ненавязчивого, но чуткого, который готов помочь в любой момент. Он относится с уважением и интересом к игре, поддерживает у ребят хорошее настроение и поощряет их усилия, дает объяснения и обучает, если в этом есть необходимость.

Важный фактор благоприятствующий умственному воспитанию и разви

тию интересов детей в тематических играх, — направление на соответствующую игру.

Этому прекрасно способствуют непосредственные контакты детей с людьми разных профессий.

Развитие детских игр происходит в следующем направлении; от игр, в которых основное содержание — это вопросы каждодневной жизни, через игру, отражающие производственную деятельность людей, до игр, отражающих общественное поведение и общественные отношения между людьми.

Это четко вырисовывается в играх детей пятилетнего возраста. Роль врача, парикмахера, продавца — это уже свидетельство накопленного богатого опыта, знание окружающего мира. В этот возрастной период в играющих группах насчитываются ребята в количестве 2-5 человек. Обычно игру начинает один ребенок, затем к нему присоединяются товарищи. Реже, чем в предыдущие годы, происходит смена сотоварищей во время игры, значительно удлиняется время игры. Теперь, играя, ребята разделяют задания, чаще всего незапланированные, вытекающие из первой ситуации; критически относятся к роли, выполняемой приятелем, и делают им соответствующие замечания; правила игры становятся более обязательными для всех участников. Тематическая игра пятилетних детей более полно отражает явления каждодневной жизни. Тема игры богаче и постоянно; значительно увеличивается и ее продолжительность. В этом возрасте в игре используются кроме игрушек и другие предметы, которые придают игре новое значение в зависимости от потребностей, что, разумеется, обогащает ее содержание. Игра из воспроизводящей становится творческой, так как дети творчески отражают

действительность. Однако, присутствует также стремление к адекватному отражению действительности: часто до начала игры дети готовят себе различные необходимые предметы, некоторые даже сами специально выполняют что-либо. Скажем, не смогли найти соответствующего размера железную дорогу, тогда берут длинный кубик, наклеивают на него двери, окна. Цель всех этих действий — придание сходства с окружающей действительностью. Ребенок должен преодолевать сложности и переживать радость их преодоления, а также радость создания и подготовки условий для игры. Это позволяет ему разрядиться, вызывает удовлетворение и обогащает знания и опыт.

Тематическая игра — это форма деятельности ребенка, которая ускоряет развитие его мышления и речи.

Источник