Личностные новообразования в развитии личности ребенка

5. Формирование и развитие личности ребенка  на разных
возрастных  этапах.

5.1.Личностные новообразования младенчества и раннего возраста.

         Принято считать, что развитие ребенка как личности
начинается с 2-3-летнего возраста. Это, если иметь в виду появление
чисто внешних признаков личностной индивидуальности.

         Основанием того, что процесс формирования начинается гораздо
раньше,  являются следующие факты:

1. Никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не
появляется сразу в готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует
достаточно длительный скрытый период развития (как у растения).

2. Многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в
жизни человека лишь, спустя, много времени.

3. Для проявления некоторых личностных качеств необходимы жизненные
условия.

         Вероятно, процесс личностного формирования ребенка
начинается в течение одного года жизни, но вначале, происходит, скрыто
для внешнего наблюдателя. Те качества, которые скрыты хуже, проявляются
в следующих характеристиках: доброта, общительность, отзывчивость,
внимательность, доверие к людям.

         К этому же возрасту, несомненно, относится оформление
качеств темперамента ребенка.

         В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают
не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль
полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от
возможных неприятностей в незнакомой обстановке.

       Наблюдение за поведением окружающих людей и подражанием им в
раннем возрасте становится одним из основных источников личностной
социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого
возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности. 
Положительно: эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей
порождает у ребенка уверенность в себе.

         Привязанность представляет собой общее
социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех
детей, и у животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные
потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается
тревожность, обеспечивается субъективно и объективно безопасные условия
для существования и активного изучения окружающей действительности.

         Формирование личности в раннем возрасте связано со
становлением самосознания ребенка. В период времени от 1-го года до 3-х
лет происходит превращение ребенка из существа уже ставшего субъектом к
существу, осознавшему себя как личность (новообразование «Я»).

         Другие новообразования личностного характера:

— сравнивая себя с другими, появляется самооценка; — чувство
гордости, чувство стыда, уровень притязаний;

        Появляется потребность в самостоятельности – «Я-сам».
Начинают складываться такие важные качества как сила воли,
настойчивость, целеустремленность.

         При переходе от одного года к  2-му году жизни многие дети
проявляют непослушание (кризис первого года жизни). С появлением
самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии –
пониманию эмоционального состояния человека.

         В период от 1,5 лет до 2 лет – усвоение норм поведения. При
переходе со 2года жизни на 3 открывается возможность для формирования у
ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в
достижении успешности:

— приписывание ребенком своих успехов и неудач обстоятельствам;

— способность различать задания разной степени трудности;

— характер обеспечения ребенком успехов и неудач других людей;

— умение развивать способности и прилагать усилия;

         Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря
чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его
личности в целом. Понимание и говорение позволяют корректировать
поведение и уточнять требования.

5.2.Усвоение нравственных норм, мотивация, психические
новообразования дошкольников.

          Усвоение нравственных норм. Период от 3-х до 6-ти лет
вносит большой вклад  в психическое развитие. Весь период можно
разделить на три части:

1.период 3-4 года – укрепление эмоциональной саморегуляции;

2. период 4-5 лет – нравственная саморегуляция;

3. период 6 лет – деловые качества ребенка;

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем
поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными
нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые
моральные представления, а также способность к нравственной
саморегуляции.

         Источником моральных представлений являются взрослые,
которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники.
Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в
процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и
наказаний.

         Одну из главных  ролей в личностном развитии ребенка играет
мама. Одобрение – стимул поведения. Существенную роль играет оценка
взрослых:

— первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения;

— последними усваиваются нормы обращение с людьми;

Сюжетно- ролевые игры способствуют:

1) усвоению  путем подражания (младшие дошкольники);

2) осознанию их сущности (старшие дошкольники);

В дошкольном возрасте возникает личностная и нравственная
саморегуляция. К концу дошкольного возраста у большинства детей
складывается определенная нравственная позиция, которой они
придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано возникает
стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей –
ответственность и чувство долга.

         Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. В старшем
дошкольном возрасте получают дошкольники, развитые мотивы общения, в
силу которых ребенок стремится  установить и расширить контакты. В
старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения: деловые
(мотивы, побуждающие ребенка к общению ради решения задачи); личные
(связанные с волнующими внутренними проблемами, хорошо или плохо); мотив
учения (приобретение знаний, умений, навыков).

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает
внутренняя, мотивационно-личностная  готовность к учению, которая
составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу
в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны
взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми – значимый
мотив в дошкольном возрасте. Второй мотив – стремление к
самоутверждению. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им
взрослыми.

Развитие мотивации успешности проходит по следующим этапам:

1 этап – дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие
дошкольники)

— умение оценивать свои возможности (только начинается);

2 этап – в связи с результатом — положительные или отрицательные
эмоции;

3 этап – самооценка;

4 этап – 4 года – оценивают свои возможности более реалистично;

5 этап – 4-5 лет – начинает формироваться представление о своих
способностях;

6 этап – 6 лет – «способность» как причина успеха или неуспеха;

          Особенности возрастного уровня формирования притязаний. 4
года – слишком сложные задачи ставит ребенок перед собой; 5-6 лет –
более реализма, но тоже сложные; к 5-6 годам возникает соподчинение
мотивов. Воспитывает и прошлое, и настоящее, и будущее.

          Психологические новообразования. Под основными, как
базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная
оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют
устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие
социального типа или характера, личности. Это функциональные черты
личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым
можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других
тем, что их развитие зависит от биологических обусловленных свойств
организма (экстраверсия, интроверсия, тревожность и доверие,
эмоциональность и общительность, невротичность). Самооценка  появляется
примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми.
Осознание как индивида – около 2-х лет. Поведение на основе прямого
подражания – сензитивный период в развитии личности на основе
подражания. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает
формироваться характер (инициативность, воля, независимость).

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе узи

В старшем дошкольном возрасте – обучаются общению взаимодействовать с
окружающими людьми.

К среднему дошкольному возрасту – складывается умение и способность
правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи.

        Новообразования появляющиеся в этот период:

1. В интеллектуальном плане выделились и оформились: внутренние
(познавательные), умственные (личностные) действия и операции.

2. В дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, в
способности преобразовать действительность (игры, художественное
творчество).

3. В познавательных процессах возникает синтез внутренних и внешних
действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность.

4. В дошкольном возрасте соединяются воображения, мышление и речь.

5. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте
является персональное самосознание.

5.3.Формирование личности в младшем школьном возрасте.

         Мотивация. Ведущей для ребенка становится учебная
деятельность (не только учебная, но и другие – игра, общение, труд;
складываются деловые качества).

         Особенности детей младшего школьного возраста:

1. безграничное доверие взрослым (учителям: подчинение, подражание);

самооценка непосредственно зависит от характера оценок, дававшихся
взрослыми; самооценка может быть двух типов;

2. сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и
волевая регуляция поведения (игра более длительное время);

3. мотив достижения успехов (стимулы и поощрения) и мотив избегания
неудач (мало поощрений за успехи и наказание за неудачи).

         Ш.А. Амонашвили рекомендовал в начальных классах не
использовать отметки (особенно низкие), чтобы не вызывать тревожность,
беспокойство, связанные с развитием мотива избегания неудачи.

         На мотивацию достижения успеха влияет также два других
личных образования: самооценка; уровень притязаний. В экспериментах было
доказано у него из детей сильная мотивация достижения успехов –
адекватное или умеренное повышение самооценки; высокий уровень
притязаний. Что касается уровня притязаний: он зависит не только от
успеха в учебе, но и от положения, занимаемого ребенком в системе
взаимоотношений со сверстниками в коллективе; у детей, пользующихся
авторитетом – адекватная самооценка.        Младший школьный возраст –
период формирования успешности. Трудолюбие и самостоятельность.
Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов
при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за
что-то. Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия
создать то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет
для них большие трудности, которые приходится преодолевать:

1) адаптация к новым условиям (режим, обязанности, требования);

2) обучение счету, письму;

В становлении данного качества большую роль играет разумная,
продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть
ориентирована на те достижения, которые трудны и определяются
прилагаемыми усилиями. Большое значение имеет вера ребенка в свои
успехи. Ее постоянно должен поддерживать и вселять учитель (тем больше,
чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее может быть
работа с этим ребенком).

        Самостоятельность детей — сочетается с их зависимостью от
взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для
формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость,
послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать
ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний
укор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и
закрытость. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть
уравновешенным.

         Средства и способы развития самостоятельности:

1) больше дел выполнять самостоятельно;

2) приветствовать стремление к самостоятельности;

3) уроки должны выполняться самостоятельно;

4) творческие дела, где становятся лидерами;

          Усвоение норм и правил общения. С поступлением ребенка в
школу происходят изменения  в его взаимоотношениях с окружающими людьми,
очень существенные:

1) прежде всего, увеличивается время на общение;

2) изменяется содержание общения (деловое);

3) в первом классе – больше общение с учителями;

4) в 3-4 классах – интерес к сверстникам;

5) меняются темы и мотивы общения;

          На пороге школьной жизни возникает уровень самосознания
детей («внутренняя позиция»). Эта позиция:

1) осознание отношения к себе;

2) к другим людям;

3) к событиям и делам;

Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в
сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которой он
следует или старается следовать всегда и везде, независимо от
обстоятельств.

         С 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от:
нравственного реализма (твердое и весьма однозначное понимание добра и
зла) к нравственному релятивизму (каждый имеет право справедливого
отношения к себе). Реалист мыслит категориями авторитета, законы
установлены властью и незыблемы, их нельзя менять. Ребенок –
нравственный реалист спорную дилемму обычно решает в пользу послушания и
подчинения. Более старшие дети (релятивисты) могут пренебречь мнением
взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Реалисты –
одно истинное проявление игры; Релятивисты – правила игры можно менять.

         Изменения в психологии младшего школьника:

1. Происходит значительное расширение и углубление знаний,
совершенствуются умения и навыки (общие и специальные способности).

2. Происходит значительное увеличение индивидуальных различий между
детьми – дифференциация в процессе обучения.

3. Стимулирование и психическое использование мотивации достижения
успехов в труде, игре.

4. Формирование через общение: признания, одобрения со стороны
взрослых, стремление получить высокую оценку.

5. Повышающее значение для детей приобретают отношения со
сверстниками – формируется  социальный престиж.

                                                            
Литература

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. — М., 1968.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. — М., 2000.

Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. — М., 2001, 686 с.

  Обухова Л.Ф. Детская
возрастная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое
общество России,2000.-443 с.                      

           Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме
«Формирование и развитие личности ребенка  на разных возрастных 
этапах»:

1. Какое место занимает страх в формировании личности младенца?

2. В какой период раннего возраста происходит усвоение норм
поведения?

3. Назовите три периода усвоения норм поведения дошкольников.

4. По каким этапам происходит развитие мотива успешности у
дошкольников.

5. Назовите новообразования  в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Отставание в развитии детей дома ребенка

6. Какое главное качество характерно для младшего школьного возраста.

Источник

Принято считать, что развитие ребенка как личности начинается с двух-трехлетнего возраста. Это правильно, если иметь в виду появление чисто внешних поведенческих признаков личностной индивидуальности. Они у ребенка действительно возникают только на третьем году жизни. Однако есть основания полагать, что на самом деле процесс формирования личности начинается гораздо раньше. Какие же это основания? Во-первых, никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу же в полностью готовом виде. Ее внешнему проявлению обычно предшествует достаточно длительный скрытый период развития, как это бывает, например, у растения прежде, чем его ростки появятся на поверхности земли. Во-вторых, многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в жизни человека лишь спустя много времени после того, как они первоначально начали складываться, и тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально-психологической зрелости. Кроме того, для проявления ряда личностных качеств необходимы подходящие жизненные условия. К примеру, судить о том, влияет ли на личность ребенка стиль обращения с ним ближайших родственников, в частности матери, в младенчестве, мы можем не тогда, когда ребенку два или три года, а только спустя много лет, когда, став взрослым, он сам обзаводится детьми и аналогичный стиль обращения демонстрирует на своих детях. Наблюдая в эти годы за поведением уже ставших взрослыми детей в их собственной семье, мы вдруг обнаруживаем, что оно как две капли воды похоже на наше. Значит, соответствующие личностные влияния имели место еще в младенчестве или раннем возрасте, но впервые проявились во внешнем поведении спустя десяток и более лет.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что, вероятно, процесс личностного формирования ребенка начинается в течение первого года жизни, но вначале происходит скрыто для внешнего наблюдателя. Судить о том, что в эти годы закладывается в личности ребенка, мы можем в основном ретроспективно, прослеживая истоки тех личностных качеств, которые в уже сформированном виде выступают в более позднем возрасте. Такими свойствами обладают, например, многие черты характера: доброта, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям. Трудно предположить, чтобы они были врожденными, и тем не менее есть основание считать, что истоки этих качеств уходят в глубь раннего детства ребенка и коренятся в опыте общения и взаимодействия со взрослыми, который получает младенец в течение первого года жизни.

К этому же возрасту, несомненно, относится начало оформления качеств темперамента ребенка, тем более что темперамент непосредственно зависит от генотипически обусловленных свойств нервной системы. Известно, правда, что действительный темперамент у взрослого человека нередко бывает скрытым и внешне слабо проявляется из-за приобретенных привычек, сдерживающих его проявление, которые превращаются в автоматизированные социализированные реакции человека на определенные жизненные обстоятельства. Мы их обычно связываем с ритуальными формами поведения, обусловленными культурой, и полагаем, что их становление зависит от способа обращения взрослого с ребенком в течение первых месяцев его жизни. Национально и культурно обусловленные различия такого рода достаточно хорошо известны, и они, по-видимому, оказывают влияние на внешние проявления темперамента человека, такие, как, например, раскованность или сдержанность, открытость или замкнутость, эмоциональность или холодность, богатство или бедность жестикуляции и т. п.

Замечено, что в возрасте около 8—12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные для взрослого страхи. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека, проявить подобную реакцию в том случае, если вдруг мама явится к нему в незнакомом внешнем облике, скажем, в новой шляпе. У детей этого возраста страхи появляются также перед расставанием с близкими людьми, в незнакомом социальном окружении или в новой обстановке. Доказано, что даже слепые от рождения годовалые дети так же, как и зрячие, расстраиваются, когда вдруг их мама уходит. Наиболее сильно выраженными страхи бывают между 15 и 18 месяцами жизни, а затем постепенно исчезают.

Высказано предположение, что в данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обстановке.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели из предыдущего материала, формируется чувство привязанности. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру я свои способности и возможности. Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, причем аналоги его имеются и у животных. Существуют различные объяснения феномена младенческой привязанности детей к родителям. На первых порах его изучения считали, что ранняя привязанность детей к своим родителям объясняется тем, что они, в первую очередь мать, являются источником удовлетворения главных биологических и социальных потребностей ребенка, например потребности в эмоционально-положительном общении. Однако последующие исследования показали, что данная точка зрения не вполне обоснована.

Привязанность ребенка к своим родителям служит, вероятно, тем же целям и в основном объясняется теми же причинами, что и у высших животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается их тревожность, обеспечиваются субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности, формируется основа для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте. Когда мать находится рядом, дети, привязанные к своим родителям, проявляют более выраженную склонность к двигательной активности, к изучению окружающей обстановки.

Невозможность постоянного эмоционального общения и отсутствие привязанности к взрослым людям в ранние годы, особенно к матери и к другим близким родственникам, нередко во взрослом состоянии оборачиваются для ребенка неспособностью создавать и поддерживать с людьми нормальные доверительные эмоционально-положительные отношения, которые играют важную роль в психологическом развитии ребенка как личности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит превращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, т. е. сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возникает упомянутое выше психологическое новообразование «Я». Одновременно соответствующее слово появляется и в лексиконе ребенка.

Читайте также:  Презентации влияние семьи на развитие личности ребенка

После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в общении с окружающими людьми в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера.

Дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них постепенно складывается определенная самооценка, выраженное стремление соответствовать требованиям предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний.

Примерно в это же время впервые появляется и в практических взаимоотношениях с людьми проявляется потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после инициативного заявления «я — сам», когда кто-либо из взрослых пытается им в чем-то помочь против их собственной воли, например в игре или в практической деятельности.

Овладевая ходьбой, многие полуторагодовалые дети специально ищут, искусственно создают себе препятствия, преодолевают ими же придуманные трудности. Они пытаются взбираться на горки, когда вполне можно их обойти, на ступени лестницы, когда в этом нет необходимости, на предметы мебели, ходят, как бы сознательно наступая на своем пути на мелкие предметы, идут туда, где путь закрыт. Все это, очевидно, доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие важные характерологические качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том, что ребенок иногда с удивительным упорством, достойным лучшего приложения, начинает повторять те действия, которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том, что ребенок, у которого возникла потребность в познании окружающего мира, начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им самим эффектов. Поэтому он живо интересуется повторением однажды полученного результата деятельности, проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же самое время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослого ребенок начинает проявлять упрямство и упорно пытается повторять именно то, что ему запрещается. Это есть форма протеста ребенка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребенок начинает капризничать, плакать, бросается на пол, ведет себя демонстративно непослушно. Этот онтогенетически первый жизненный кризис есть признак развития ребенка, его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетние дети умеют уже подчинять поведение других людей своим требованиям, осознают свои возможности в оказании влияния на них, демонстрируя при этом определенные волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне», по-видимому, осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трем годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе, происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни, выполняя какое-либо действие ребенок описывает его, причем чаще то, что делает сам, а не другие люди.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии — пониманию эмоционального состояния другого человека. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, обнять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Психологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети.

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдерживать свою агрессию, быть послушным и т. п. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удовлетворение, а при несоответствии — огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им почему-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.

При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств — потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности — характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.

Еще один показатель развития мотивации достижения успехов у детей представляет собой способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, четвертый показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточно высокой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориентированной на достижение успехов, представляет собой умение различать способности и прилагаемые усилия. Это означает, что ребенок становится готовым к анализу причин своих успехов и неудач, способным более или менее произвольно управлять деятельностью, направленной на достижение успехов и избегание неудач.

Примерно с полуторагодовалого возраста некоторые дети во время игры прекращают свою деятельность и смотрят на свое произведение, как бы оценивая его со стороны. К двум годам это делают уже практически все дети. Данный факт можно рассматривать как признак того, что дети этого возраста способны уже выделять и оценивать результат своей деятельности. Почти одновременно с этим в лексиконе ребенка появляется уже упомянутая нами фраза «Я — сам». Эта фраза не только говорит о том, что ребенок выделяет себя но и о том, что свое произведение он уже рассматривает как результат собственной деятельности. Однако вплоть до четырехлетнего возраста многие дети еще не очень настойчивы в своем желании сделать что-либо самостоятельно и нередко уступают давлению взрослых.

Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 551; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9479 — | 7515 — или читать все…

Читайте также:

Источник