Определяющая роль нервной системы в физическом развитии ребенка

Определяющая роль нервной системы в физическом развитии ребенка thumbnail

Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей. Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза [11]. К внешним количественным показателям физического развития относятся: изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся, прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития, которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности [9].

В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества, такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность. Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических, интеллектуальных, духовных способностей, а так же всестороннего развития личности в целом.

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации [13].

Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей,по которым определяют состояние здоровья:

— телосложение;

— основные функциональные параметры;

развитие двигательной сферы.

Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как: развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка

Физическую подготовленность дошкольников исследуют, по мнению многих авторов,при помощи двух основных составляющих:

— уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

— уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости).

Физическое развития дошкольников характеризуется тем, что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система, укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.

Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма.Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика, зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием.

В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы.Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие, но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка.

Правильное развитие ребенка раннего возраста, невозможно без достаточной физической активности. Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания, не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.

К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Что касается дыхательной системы организма детей, то структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще,чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание, что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой, подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.

Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физическиеупражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Читайте также:  Необходимое для развития ребенка 2 лет

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей раннего возраста. В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников,очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества, в особенности гибкость.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.

К 4,5-5 годам движения детейстановятся более координированными: они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольниковот 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Ученные заметили такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий.

Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей. Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.

Источник

Почему контроль за физическим развитием ребенка так важен? Как изменение двигательных параметров влияет на здоровье и становление мальчиков и девочек? Что нужно контролировать взрослым в разные периоды жизни сына или дочки, чтобы обеспечить оптимальные условия для их развития? Данная статья рассказывает о значении физических изменений у детей в зависимости от возраста. Здесь будет показано, на какие аспекты физического совершенствования нужно обратить особое внимание, почему необходим своевременный контроль за критериями развития.

Содержание:

  • Значение физического развития детей в зависимости от возраста
    • С рождения до года
    • С 1 до 3 лет
    • С 3 до 7 лет
    • С 7 до 11 лет
    • С 11 до 17 лет

Значение физического развития детей в зависимости от возраста

показатели развитияФизическое развитие ребенка — многогранный процесс, включающий в себя несколько важных групп показателей:

  • антропометрия. Динамика роста, прибавка веса, увеличение окружности головы и груди в определенный промежуток времени и их гармоничность между собой;
  • функциональность организма. Качество работы всех внутренних систем, отражающихся на видимых или измеряемых показателях: сила мышц, емкость легких, частота и глубина сердцебиения и т. д.;
  • соматические показатели. Внешние признаки, указывающие на общее здоровье тела: состояние кожи и слизистых, правильность формирования осанки, состояние волос, зубов и т. д.;
  • оценка динамики развития ребенка. На основании сравнения имеющихся на данный момент физических умений и навыков с нормативными, можно судить о динамике развития малыша, отмечать и развивать его сильные стороны и вовремя обнаруживать вопросы, требующие скрупулезного рассмотрения.

Вы уже, наверно, заметили, что большинство параметров физического развития тесно связаны со здоровьем мальчиков и девочек? И вы правы. Развитие тела и организма ребенка напрямую связаны со здоровьем малыша. Малейшие изменения в физическом развитии тут же сказываются на иммунной системе, здоровье, общем состоянии всех органов и систем. А все болезни и недомогания — на физическом развитии.

Следить за изменениями в теле ребенка — это значит своевременно решать сложные задачи понятными и доступными способами:

  • контролировать здоровье и способствовать укреплению сопротивляемости организма;
  • обеспечивать оптимальные условия для формирования и развития всех органов и систем. В теле человека все взаимосвязано и работает по определенной схеме. Например, если рост малыша стал отставать от развития внутренних органов, уже через короткое время системы начнут чувствовать нехватку места, питательных веществ;
  • помогать  сыну или дочке вовремя приобретать необходимые навыки, развивать психические, умственные, двигательные навыки в правильные сроки, обеспечивая комфортное и быстрое усвоение развивающего и учебного материала.
  • своевременно исключать или корректировать негативные факторы, влияющие на здоровье, физическое и умственное развитие.
Читайте также:  Развитие ребенка в летний период доу

Решение обозначенных задач — это не только своевременный контроль за физическим развитием ребенка, но и подбор воспитательных и развивающих программ, создание оптимальных условий для воспитания, развития, нервно-психологического становления.

Не всегда с первого раза получается правильно организовать и подобрать все необходимые условия для развития малыша. В такой ситуации контроль физического становления тела ребенка может стать “звоночком”, который подскажет, что либо начинается какой-то сбой в здоровье ребенка, либо ребенку подобрали не совсем подходящие для него условия и методы развития.

Все методы и системы, применяемые для развития ребенка, рекомендуется заранее обсуждать с педиатром, чтобы не рисковать  здоровьем и благополучием сына или дочки.

Давайте подробно рассмотрим, как и какие показатели физического развития нужно контролировать в разные периоды жизни ребенка.

С рождения до года

с рождения до годаДети на первом году жизни нуждаются в постоянном контроле физического развития. В первые 3-5 дней, пока мама и малыш находятся в роддоме, кроху обследует врач каждый день. Эта необходимость в первую очередь связана с биологически обусловленной потерей веса в первые дни жизни.

Ситуация считается нормальной, если за первые 2 суток кроха теряет до 10% веса, а на 3-и сутки начинает понемногу набирать.

Отклонение от этого закона природы должно контролироваться специалистами, поэтому маму с крохой, при отсутствии иных патологий, выписывают из роддома только после стабилизации набора веса ребенком.

Приехав домой, родители остаются один на один со своим малышом. Для многих из них первые недели дома становятся настоящим испытанием, потому что мама и папа пока, плохо себе представляют как должен в реальной жизни развиваться малыш. Главное, в первые недели пребывания крохи дома не теряться и следовать рекомендациям педиатра, полученным в роддоме и при патронажном посещении.

Медицинский патронаж — посещение новорожденного ребенка по месту жительства представителем поликлиники для проведения контроля состояния здоровья малыша, обучения родителей основам ухода.

Первый патронаж происходит обычно на следующий день после выписки (в ближайший рабочий день) мамы и ребенка из роддома. В большинстве случаев патронаж осуществляет специальная медицинская сестра, которая осматривает кроху, проверяет его физические показатели: состояние родничка, кожи, слизистых, скорость заживления пупочной ранки и т. д. Раз в неделю вас посетит врач, чтобы послушать и осмотреть сына или дочку.

Рекомендуется к приходу патронажной сестры или врача подготовиться заранее. Хорошо, если вы составите список всех вопросов, которые вас волнуют. Беспокойство, сыпь, проблемы с кормлением и т. д. — все эти волнующие вас аспекты, связанные с уходом за новорожденным ребенком, лучше озвучить и получить на них компетентный ответ. Это поможет медицинскому работнику вовремя заметить возможные незначительные изменения, снизить ваше волнение, улучшить уход за малышом, наладить кормление и режим.

Не стесняйтесь задавать тревожащие вас вопросы, они могут оказаться очень своевременными и полезными.

Медицинский патронаж длится на протяжении всего первого месяца жизни. Если визуально у малыша все в порядке, мама уверена в своих силах и грамотно выполняет свои обязанности, то медицинские работники могут посещать семью раз в неделю. При возникновении вопросов к состоянию ребенка, необходимости оказания матери поддержки в уходе (научить правильно выполнять основные действия), патронаж может посещать семью и чаще.

Обычно на последней неделе патронажа медицинская сестра или доктор уведомляют маму о завершении посещений, назначают день и время посещения детской поликлиники для следующего осмотра.

осмотр врачаНа первом году жизни организм малыша растет очень быстро. Его вес и рост ежемесячно увеличиваются на 600 — 900 гр, 2-3 см. В теле малыша происходит быстрый рост и развитие всех систем, поэтому важно ежемесячно, в день рождения ребенка посещать педиатра.

В большинстве больниц для этого существует отдельный день в неделе, называемый “день грудничка” или “день здорового ребенка”.

В течение первых 3 лет жизни посещать педиатра со здоровым малышом желательно только в этот день, чтобы минимизировать возможный контакт с болеющими детьми.

Во время приема врач проведет ряд процедур:

  • взвесит ребенка;
  • измерит его рост, окружность головы и груди;
  • сверит динамику увеличения роста, веса, окружности груди и головы с показателями при рождении;
  • проверит, как зарастает большой родничок на голове;
  • послушает сердцебиение и дыхание;
  • прощупает животик;
  • осмотрит горлышко;
  • спросит как часто малыш писает и какает;
  • измерять частоту сердечных сокращений (ЧСС);
  • проверит тонус мышц тела, скорость появления основных двигательных навыков.

Ежемесячная оценка развития ребенка позволяет своевременно заметить отклонения в развитии, понять, насколько хорошо налажено питание и режим, все ли в порядке с процессами развития внутренних систем.

На приеме у педиатра необходимо задать все вопросы, связанные с уходом за ребенком, озвучить все волнующие ситуации, изменения.

Кроме ежемесячного посещения педиатра каждая мама может проводить контроль физического развития ребенка в домашних условиях, применять рекомендованные способы улучшения условий для развития малыша.

Способы оценки физического развития мальчиков в домашних условиях можно посмотреть тут.

Способы оценки физического развития девочки в домашних условиях смотрите тут.

Чтобы обеспечить условия для оптимального развития ребенка на первом году жизни, рекомендуется:

  • контролировать качество и количество питания. Показателем нормального питания служит набор веса: до 6 месяцев — около 700 гр., с 6 до 12 месяцев — около 500 гр. От пищи зависит и набор роста: в первые 6 месяцев кроха подрастает на 2-3 см, с 6 до 12 месяцев — 1-2 см. При снижении и существенном увеличении среднемесячных показателей веса и роста, необходимо проконсультироваться с педиатром, возможно, необходимо внести корректировки в питание.
  • с первых дней жизни крохи создавать условия для поддержания правильного режим сна и бодрствования. На время сна карапуза желательно создавать тихую обстановку, слегка затемнять освещение. В периоды активности разговаривать с крохой, петь ему песенки, проводить рекомендованные физические упражнения и т. д. Рекомендуется сразу установить определенное расписание основных элементов ухода, чтобы малыш к ним привыкал. Так, например, купаться, умываться, лежать на животике лучше всего в одно и то же время дня. Постепенно сын или дочка привыкнут к предложенному графику, будут радоваться, зная, что их ожидает.
  • включать в ежедневный график обязательную прогулку на свежем воздухе. Обычно, если с малышом все хорошо, то на 10-14 день патронажная медсестра дает разрешение на первую прогулку. С этого дня гулять на улице рекомендуется ежедневно. В теплое время года минимум 1,5 часа, в холодное — 30 минут. До 6 месяцев большинство детей предпочитают на прогулке спать, выходя на улицу по расписанию, легко приучить кроху отдыхать и бодрствовать в определенное время суток.
  • с 7 дня проводить массаж тела крохи. В первые месяцы это будут простые поглаживания, с 3-х месяцев первые движения, с 5-6 месяцев упражнения. Желательно перед началом массажа проконсультироваться у патронажной сестры или массажиста из поликлиники о наиболее подходящих элементах для крохи. Проводить массаж нужно до еды, в период бодрствования карапуза.
  • с 1 месяца жизни можно проводить закаливающие процедуры: обтирание кипяченой водой комнатной температуры после утреннего умывания (с 1 месяца), обливание ножек (с 9-10 месяцев). Закаливание проводится только со здоровыми детьми.
Читайте также:  Центр развития ребенка г губкин

При хорошем питании, достаточном сне, массаже и закаливании, дети за первый год обычно удваивают свой вес при рождении и вырастают на 23-25 см.

С 1 до 3 лет

от года до трехС года контроль за показателями физического развития ребенка осуществляется ежеквартально. В первую очередь это связано с некоторым замедлением скорости роста ребенка.

Посещать педиатра обязательно нужно в 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33 и 36 месяцев. На приеме у доктора кроху обязательно измерят, оценят динамику его развития, проверят функциональные и соматические показатели.

Также вы можете дома контролировать физическое развитие при помощи центильных таблиц.

Обязательный контроль динамики развития, функционального и соматического состояния тела необходимы в 1 — 3 года для определения:

  • качества и скорости увеличения тела для обеспечения роста внутренних органов и правильного функционирования всех систем организма;
  • своевременности приобретения всех необходимых навыков;
  • контроля состояния и здоровья ребенка.

Чтобы обеспечить малышу оптимальные условия для физического становления, в жизни карапуза рекомендуется вводить новые виды занятий:

  • утренний гимнастический комплекс (зарядка);
  • подвижные игры на свежем воздухе и дома;
  • классическая и альтернативные (фитбол, степ-аэробика, дыхательная) виды гимнастики;
  • закаливающие процедуры: обливание, контрастный душ, босые прогулки.

Не меньше внимания нужно уделять:

  • режиму дня. Ближе к году дети переходят на однократный сон. Общее количество сна в 12-18 месяцев должно составлять около 14 часов; с 1,5 до 3 лет — 13 часов. При нарушении сна у малыша нужно обратиться к педиатру за консультацией, возможно, понадобится дополнительный прием у узкого специалиста.
  • питанию. К году дети начинают переходить на новый тип питания: взрослый стол. Следует учитывать, что малышам нельзя жареного, соленого, копченого. Многие виды продуктов (шоколад, апельсины, грибы и т. д.) пока противопоказаны карапузу из-за их высокой аллергенности. Рекомендуется введение новых продуктов в рацион крохи обсуждать с педиатром. Показателем нормального питания у ребенка считаются антропометрические изменения. В среднем дети от 1 до 3 лет за год подрастают на 8 см, прибавляют 2,5 кг.  Окружность головы после 12 месяцев обычно увеличивается на 1 см в год, окружность груди на 2,5 см.

К 2 годам большой родничок на голове полностью закрывается.

С 3 до 7 лет

от трех до семиОценка физического развития ребенка с 3 до 7 лет производится в медицинском учреждении минимум раз в полгода. На приеме врач оценивает основные признаки (антропометрические, функциональные, соматические), делает вывод о гармоничности развития, группе здоровья малыша.

Оценить физическое развитие ребенка в этот период можно и дома, при помощи формульного или центильного метода (гиперссылка). В среднем в этот период дети вырастают на 6 см за год, увеличивают вес на 3 кг за год. Окружность груди увеличивается на 2,5 см, окружность головы — на 1 см за год.

Для обеспечения условий для оптимального физического развития ребенка в этот период необходимо позаботиться о:

  • питании ребенка. Здоровый сбалансированный рацион позволит организму ребенка развиваться и расти по законам природы, своевременно приобретать обязательные навыки;
  • режиме дня. После 3 лет нервная система, контролирующая все процессы в организме еще очень несовершенна, поэтому контролировать количество сна и бодрствования очень важно. В сутки малыш должен спать около 12 часов.
  • закаливающих процедурах: обливание, контрастный душ, хождение босиком, контроль одежды — позволяют укреплять иммунную систему, способствуя корректному физическому развитию;
  • достаточной физической нагрузке в течение дня, адекватном распределении умственной и физической нагрузок. Предлагайте своему сыну или дочке ежедневно выполнять зарядку и комплексы гимнастических упражнений в течение дня, учите спортивным подвижным играм, знакомьте с разными видами спорта, научите кататься на велосипеде, самокате, роликах, коньках и т. д.

Ребенок с 3 до 7 лет должен играть на улице в подвижные игры минимум 1,5 часа в день.

С 7 до 11 лет

с семи до одиннадцати К 7 годам большинство детей начинают посещать школу. Начало школьной жизни не должно вызвать у вас иллюзию, что теперь физическое развитие ребенка ложится на плечи учителей.

Контроль за физическим развитием сына или дочки со стороны родителей в период младшей школы обязателен. Рекомендуется не только помогать сыну или дочке преодолевать сложности адаптации, но контролировать соблюдение режима дня, обеспечивать достаточной двигательной активностью.

С началом посещения школы дети больше времени проводят в статическом положении: сидя за партой. Подбор спортивной секции или организация подвижных игр после уроков — важная задача, которую должны решить родители. Да, в рамках уроков предусмотрены физкультминутки, разминки для глаз и тела, в течение недели есть несколько уроков физкультуры, но этого очень мало.

Двигательная активность позволяет телу быстрее доставлять к каждой клеточке необходимые элементы для роста и развития. Стоит внимательно оценить школьный режим ребенка, подобрать для свободного времени занятия, в рамках которых он сможет хорошо побегать, попрыгать, размяться. Это позволит не только улучшить физическое состояние тела ребенка, но и снизит негативизм, поможет побороть нежелание подчиняться новым правилам.

Занимаясь спортом, ребенок устает, но сбрасывает негативные эмоции, его головной мозг отдыхает, готовится к “штурму” новых знаний. Многие ученые пишут, что дети, посещающие спортивные секции на любительском уровне, более сконцентрированы на занятиях, лучше усваивают учебный материал.

Оценку физического развития ребенка с 7 до 11 лет необходимо проводить 1 раз в год в месяц рождения сына или дочки. Темпы роста и развития мальчиков и девочек в этот период начинают отличаться, становятся скачкообразными. Дело в том, что в этот период начинают просыпаться органы, ответственные за половое созревание и деторождение. Организм начинает подготовку к подростковому возрасту.

Особое внимание со стороны взрослых нужно уделять детям, находящимся в периоде бурного роста. Достаточно часто, при быстром увеличении длины тела, внутренние системы не успевают перестроиться.

Сильнее всего это заметно на сердечно-сосудистой системе. Сосуды не успевают за ростом тела, поэтому иногда кислорода недостаточно, при сильных нагрузках мальчики и девочки могут чувствовать слабость, головокружение. Если вы заметили у своего ребенка эти признаки, рекомендуется обратиться к педиатру. Обычно это состояние не требует лечения, но исключить возможный порок сердца стоит.

В этот период взрослым нужно контролировать:

  • режим дня ребенка. Мальчики и девочки должны спать около 10 часов в сутки.
  • питание. Рацион ребенка должен быть сбалансированным, содержать большое разнообразие витаминов, минералов и других полезных веществ.
  • соблюдение принципов здорового образа жизни. Следить за выполнением основных гигиенических процедур.
  • достаточность двигательной активности. Если ребенок не посещает спортивную секцию, то он должен играть на улице минимум 1,5 часа в день.