Личностно ориентированного обучения в процессе математического развития ребенка дошкольного возраста

Надежда Лаврентьева
Формирование математических представлений у дошкольников в личностно-ориентированном обучении

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Формирование математических представлений у дошкольников в лич-ностно-ориентированном обучении.

Слушатель курсов перепод-

готовки по дополнительной

профессиональной программе

«Образование и педагогика»

профиль «Дошкольное образование»

Лаврентьева Надежда Александровна

___

Научный руководитель:

к. п. н., доцент каф.

ТиМНОО Жиренко О. Е.

___

Дипломная работа

допущена к защите

Зав.кафедрой ТиМДО:

д. пед. н., проф.

___

«___»___ 2015г.

Воронеж 2015

Содержание

Введение…

Глава I. Формирование математических представлений у детей млад-шего дошкольного возраста….

1.1Понятие, история, проблемы математического развития младших дошкольников….

1.2. Современные требования к математическому развитию детей до-школьного возраста….

1.3. Психолого-педагогические основы математического развития детей-дошкольников…

Глава II Методы и организация исследования….

Глава III Результаты исследования и их обсуждение….

Выводы….

Практические рекомендации….

Литература…

Приложение…

Введение

Актуальность темы. В условиях развития личностно ориентированного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного преемственного математического образования дошкольников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ.

Необходимость разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольноговозраста обусловлена: с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного обучения в ДОУ, цель которого — развитие ребенка, а с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном этапе, цель которого — развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Проблема организации личностно-ориентированного образовательного обучения ребенка давно и плодотворно рассматривается в психологии и педагоги.

При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пы-таются расширить знания детей в этой области [25,26,39]. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие.В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.

Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работа по формированию математических представлений в личностно-ориентированном обучении будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Научная новизна — состоит в том, что в работе предлагаетсяподробное исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии с современными требованиями: по формированию математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

Цель работы: выявление особенностей формирования математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

Задачи исследования:

1.Изучить историю развития вопроса: формирование математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет по формированию математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

3. Провести сравнительный анализ уровня формирования математического развития дошкольников в личностно-ориентированном обучении до эксперимента и после.

4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по формированию мате-матических представлений в личностно-ориентированном обучении.

5. Разработать практические рекомендации по формированию математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

Объект – Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоусманского муниципального района Воронежской области «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга».

Предмет – формирование математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

Цель исследования — выявление особенностейпо формированию математических представлений в личностно-ориентированном обучении.Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

1.Изучить историю развития вопроса: формирования математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 летпо формированию математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

3. Провести сравнительный анализ уровня формирования элементарного математического развития дошкольников в личностно-ориентированном обучении до эксперимента и после.

4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по формированию математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

5. Разработать практические рекомендации по формированию математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

Практическая значимость — состоит в том, что была разработана система дидактических игрпо формированию математических представлений в личностно-ориентированном обучении.

Работа состоит — из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций и литературы.

Структура работы- работа представлена на 74 страницах компьютерного текста. Иллюстрировано 4 таблицами.

Список литературы

Источник

Содержание

1. Особенности организации педагогического процесса для математического

развития детей дошкольного возраста……………………………………………..3

2. Реализация принципов амплификации (личностно-ориентированного

взаимодействия) при формировании математических представлений…………..7

3. Содержание математического развития детей дошкольного возраста на

разных возрастных этапах…………………………………………………………10

Список литературы…………………………………………………………………20

1 Особенности организации педагогического процесса

для математического развития детей дошкольного возраста

Современные образовательные системы, как компонент «модели мира», отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм. Они гибко реагируют на потребности личности и общества. Положительные тенденции в развитии дошкольного образования проявились прежде всего в том, что личностно-ориентированная модель воспитания и обучения сменила учебно-дисциплинарную и приобрела статус приоритетной в педагогической теории и практике. Она ориентирована на целостное развитие ребенка и отражает прогрессивную идею гуманизации целей и принципов дошкольного образования.

Целостность развития ребенка определяют следующие показатели, соответствующие возрастной норме психофизическое развитие, самостоятельность и определенный уровень сформированности ценностных ориентаций (освоение позиции субъекта в детской деятельности, первые творческие проявления, зарождающийся индивидуальный стиль деятельности), а также адекватные полу ребенка интересы и способы поведения.

 Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

 «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций».

Таким образом, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».

Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт. Продуктивность мышления дошкольников проявляется пока ограниченно. Но если ребенок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, — это уже показатель его мышления. С развитием самостоятельности мышления у ребёнка развивается и его речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.

Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

Что касается развития восприятия, то у дошкольников оно происходит поэтапно. На первом этапе действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут даваться эталоны (формы, цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.

Важное условие эффективности обучения математике — это внимание детей. Внимательно слушая объяснение ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает . свою дальнейшую работу. Поэтому, большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, — которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания — наиболее известные и часто применяемую в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

2. Реализация принципов амплификации (личностно-ориентированного взаимодействия) при формировании

математических представлений

Непременным условием построения активной позиции при обучении математики в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Это означает, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «не рядом, не над, а вместе». Его цель — содействовать становлению ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

  • обеспечить чувство психологической защищенности — доверие ребёнка к миру, радости существования (психологическое здоровье);

  • формирование начал личности;

  • развитие индивидуальности ребёнка: знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Способы общения — понимание, познание и принятие личности ребёнка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Практика общения — сотрудничество. Позиция взрослого — исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества. Исключительное значение в воспитательном процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой детской жизни.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2) принцип активности, самостоятельности, творчества;

3) принцип стабильности- динамичности;

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Основная задача воспитателя — наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать — значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.

Для успешного математического необходимо создать условия для разворачивания собственных размышлений ребенка:

  • широко использовать иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;

  • как можно больше рассказывать детям о жизни в разных местах и в разные времена;

  • внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не критикуя;

  • ставить развивающие вопросы.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, в игре.

В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Источник