Личность ребенка с отклонениями в физическом развитии

Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.

«Дети с отклонением в физическом развитии».

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.

Это далеко не весь перечень заболеваний,есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).

1. Что должен знать воспитатель?

— количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)

— хронические заболевания;

— выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:

* гр. риска по миопии;

* уплощение стопы или плоскостопие;

* нарушение осанки;

* ЧБД.

— ребенка с явным физическим недостатком.

— диагностику уровня физической подготовленности.

2. Оформить лист здоровья своей группы.

3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).

4. Внести мероприятия в циклограмму.

5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.

6. Оборудование в группе центра физического развития.

Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:

— снижение заболеваемости,

— изменение группы здоровья на более высокую,

— научить заботиться о своем зрении и осанке.

Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.

Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.

Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически.Например:

В группе слабовидящий ребенок.

Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.

Игры:

«Особый заказ».

Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.

Оборудование:

— щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;

— коробка с предметами по теме игры;

— пустые 1-2 коробки;

— карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)

Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.

Заказы могут касаться и фактуры материалов,из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.

Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.

Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.

«Лото».

Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» — вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».

Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.

Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.

Игра «Арома» — касается еще одной сферы чувств, обонятельной.

Читайте также:  Развития ребенка со зрительной депривацией

(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).

Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.

В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.

Внимание:

1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.

2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.

2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.

В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.

«Слушаем птиц».

Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.

Оборудование: запись голосов птиц.

Цель: Научить различать голоса птиц.

Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.

— кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.

— кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.

Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).

«Шуршунчики».

Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей;небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).

Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).

Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.

— приближается первый шуршунчик, — дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили — его можно отпугнуть гласным «а»

(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.

Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.

В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.

Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.

Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).

На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.

Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.

Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.

В группе слабослышащий ребенок.

Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.

Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.

Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.

Источник

          Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

          Слово «норма» от латинского правило, образец – установленная мера, средняя величина чего-либо.

          Ребёнок считается нормальным:

· когда его уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растёт;

· когда он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом чётко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды;

Читайте также:  Ладушки детский сад центр развития ребенка

· когда его поведение соответствует требованиям общества: ребёнок не асоциален;

          Ребёнок развивается соответственно норме при:

· правильной работе головного мозга и его коры;

· нормальном психическом развитии;

· сохранности органов чувств;

· последовательном обучении;

          Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и другие не соответствия норме, обозначается словом – аномалия(греч. отклонение).

          Отклонение в развитии ребёнка –это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. Нарушенное развитие принято называтьдизонтогенезом.

          В основе тех или иных проблем в развитии особого ребёнка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).

          Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

          К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

          Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одарённость детей.

          Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования.

          Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Отклоняющимся социальным поведением является безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость.

          Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих,

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив,

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт,

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих!

          Девиантное (отклоняющееся) поведение –это поступки,противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе (девиация – любое отклонение в широком смысле).

          Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

          Девиантноеповедение – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии) или антисоциальное поведение (нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые).

          Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие.

          Виды отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой):

· отклонения социально-пассивного типа – стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учёбы и работы; побеги из дома, бродяжничество; погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ; суицид;

· отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду – кражи, хищения, спекуляции, мошенничество;

· отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности – хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений.

          Классификация девиантного поведения (по Е.В. Змановской):антисоциальное (противоречащее правовым нормам), асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклоняющееся от медицинской и психологической нормы).

          Формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:попрошайничество, бродяжничество, тунеядство, нежелание учиться, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, суицидальное поведение, приводы в полицию, пребывание на учёте в КДН, воровство, наличие судимости, участие в криминальных группах, курение, жестокость, вандализм, раннее начало половой жизни, повышенная агрессия, хулиганство, токсикомания.        

          Формы девиантного поведения:

· негативные: правонарушение, алкоголизм, наркомания, проституция, предательство, самоубийство, неприличное поведение, не принятие социальных норм, сквернословие;

· позитивные: геройство,альтруизм (нравственный принцип бескорыстного служения другим людям;  готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму), самопожертвование, научное техническое и художественное творчество.

          Негативные девиации (отклонения): раннее курение, курение травки, ранний секс, жестокость, нежелание работать, употребление алкоголя, уход в криминал, наркомания, агрессивность, азартные игры, психическое расстройство, противоправное поведение, самоубийство, проституция, терроризм.

          Позитивные девиации (отклонения): резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», аскетизм, святость, гениальность, новаторство;

          Чем характеризуется человек-девиант?

· вызывает негативную оценку со стороны общественности;

· приносит ущерб себе или другим;

· поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;

· согласует свои действия с общей направленностью личности;

· выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

          Причины девиантного поведения.

              Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – биологические и психологические:

· биологические причины: врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения);психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология);физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность);

· психологические причины: психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость); недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь).

Читайте также:  Презентация развития ребенка в утробе

          Девиантное поведение детей – это не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды. Термин применим только к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности;

          По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

          Особенности отклоняющегося поведения дошкольников, затрудняющие процесс обучения и воспитания:

          1. Специфика протекания психических процессов (их повышенная либо заторможенная подвижность):

          2. Типологические черты личности и характера ребёнка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

          Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребёнка (нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения).

          К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма.

          Выделяют:

· физическую агрессию (удары, толчки, укусы, драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);

· вербальную агрессию (грубят, оскорбляют, дразнят, ругаются матом).

          Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребёнка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

          Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

          Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребёнок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

          Гиперактивный ребенок – ребёнок с чрезмерной психической и моторной активностью.

          Гиперактивный ребёнок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

          Дисфория — расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребёнок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

          Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными. Их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психическом состоянии:

· для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам;

· в возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение с взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний;

· после 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство;

          Кпричинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

· наследственность;

· ошибки воспитания;

· конфликты в семье;

· деформация характера;

· психические заболевания;

· психические и физиологические отклонения;

· негативное влияние СМИ;

· несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребёнка.

          Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

          Нарушения поведения имеют в своей основе и определенную слабость ЦНС (возрастная незрелость, неблагоприятная беременность и роды).

          В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

          Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого;

          Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей:

· семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания;

· пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;

· семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;

· семьи с дефицитом заботы любви у одного или двух родителей к ребёнку;

· семьи с авторитарным воспитательным воздействием, направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка;

· семьи с чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Самостоятельная работа № 19. Составление тезауруса: основные понятия специальной педагогики.

          Основные понятия, термины специальной педагогики: специальная педагогика, лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, аномальные дети, дети с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии, дети (лица) с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченной трудоспособностью, реабилитация, специальное образование, недостаток, физический недостаток, психический недостаток, сложный недостаток, тяжёлый недостаток, специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия), специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Источник