Общие и специфические закономерности психического развития аномального ребенка

общие закономерности психического развития

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность проявляется в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Гетерохронность означает несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

2. Неустойчивость развития. Развитие проходит через неустойчивые периоды, что наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития

3. Сензетивность психического развития — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду.

4. Кумулятивность психического развития — результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.

5. Дивергентность — конвергентностъ хода развития. Дивергентность психического развития проявляется в многообразии появляющихся в ходе развития признаков и свойств, способов поведения и действий на основе их постепенного расхождения (дивергенция — расхождение). Конвергентность психического развития проявляется в сближении, сходстве свертывании, синтезе в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения (конвергенция — сближение).

Общие закономерности отклоняющегося развития:

1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использо­ванию информации.

2. Замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.

3. Трудность словесного опосредования.

4. Наличие потенциальных возможностей развития.

5. Трудности социальной адаптации.

модально-специфические закономерности психического развития

К модально-специфическим относят закономерности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии. Это свои, обусловленные конкретным

дефектом, сложные специфические особенности, отличающие одну категорию детей от другой

Закономерности при интеллектуальной недостаточности следующие:

-слабость психической активности или активности психического отражения (Л.С.Выготский);

-рассогласованность практической и интеллектуальной деятельности (В.Г.Петрова);

-Недоразвитие регулирующей функции речи.

-возможность формирования нейропсихических связей на наглядной основе без вербализации, т.е. со значительно меньшим, чем в норме, участием словесной системы (В.И.Лубовский).

Закономерности при ЗПР следующие:

-низкий уровень познавательной активности при относительно высоких потенциальных возможностях обобщения и отвлечения, проявляющихся при сотрудничестве со взрослым.

-Запаздывание в проявлении неологизмов (словотворчества) в речи детей с ЗПР .

У неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно-логического мышления несоразмерно, письменная речь приобретает большее значение в сравнении с устной и др.

В.И.Лубовский указывает, что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем общих. Этот факт объясняет те трудности, которые возникают при дифференциальной диагностике нарушений развития у детей.

Модально неспецифические закономерности псих. развития

Модально неспецифические, типичные для всех вариантов отклоняющегося развития, выделяемые при любых формах аномального развития.

Анализ отклонений развития показывает, что нарушенное развитие имеет свою специфику, характерную в той или иной мере для всех детей этой группы, одновременно отличая их от детей с нормальным развитием.

1.                  Снижение уровня развития.

2.                  Трудности социальной адаптации.

3.                  Нарушения общения.

4.                  Несоответствие речи возрастным нормам развития.

5.                  Закономерности познания действительности: изменение способности к приему и переработке информации, нарушение хранения и использования информации, замедление формирования понятий, затруднение упорядочивания информации, недостаточность и специфические особенности словесного опосредования.

6.                  Наличие потенциальных возможностей развития за счет целенаправленного воздействия на формирование высших психических функций.

7.                  Способность совершенствования функций лишь до определенного уровня, часто не достигающего возрастных нормативов, а также длительность коррекции функций.

8.                  Нарушение произвольности психических процессов.

Источник

Многочисленные исследования определили целый ряд закономерностей, характеризующих аномальное развитие ребенка с тем или иным дефектом. Было установлено, что дефект, возникший вследствие того или иного заболевания, не представляет собой изолированного выпадения. В ходе развития у ребенка с дефектом анализатора пли интеллектуальным дефектом возникает целый ряд отклонений, создается целостная картина атипичного, аномального развития.

В тридцатые годы Л.С. Выготским была выдвинута идея сложной структуры аномального развития ребенка с дефектом.

В сложной структуре аномального развития прежде всего различается первичный дефект, непосредственно возникающий вследствие болезнетворного влияния, а также целый ряд вторичных отклонений, являющихся результатом нарушений развития, вызванных первичным дефектом.

Примером первичного дефекта может служить: нарушение слухового восприятия, возникшего в результате повреждения слухового анализатора ребенка; нарушение зрительного восприятия, возникшего в результате повреждения зрительного анализатора; нарушение элементарных интеллектуальных операций в результате повреждения центральной нервной системы и т.п.

Вторичные нарушения функции обычно являются результатом их аномального развития. Отсутствие обычной опоры, необходимой для каждой развивающейся функции, необходимость использования для ее развития других сохранившихся функций создает глубокое ее своеобразие.

Например, глухота, возникшая в раннем детстве, нарушает нормальный ход развития ребенка.

Своеобразие слухового анализатора, в отличие от прочих анализаторов, состоит в его исключительной роли в развитии и функционировании речи. Иначе говоря, речь — ближайшая, в первую очередь зависящая от деятельности слухового анализатора, функция. При раннем возникновении глухоты у ребенка не развивается устная речь. Немота в данном случае есть вторичный дефект, возникший в результате нарушения развития.

Овладение устной речью у ребенка, потерявшего слух в раннем возрасте, оказывается возможным только в условиях специального обучения с опорой на сохранные анализаторы: зрение, тактильно-вибрационную чувствительность; кинестетическую чувствительность: температурную чувствительность и т.д. Развитие речи в этом случае протекает своеобразно: произношение, лишенное слухового контроля, оказывается резко недостаточным; запас слов накапливается медленно; значение слов усваивается неточно. В процессе специального обучения речи у глухого ребенка наблюдается целый ряд характерных отклонений, которые оказываются следствием ограниченного на раннем этапе развития речевого опыта. Глухой ребенок на раннем этапе обучения замещает одни слова другими. В ошибках употребления слов на раннем этапе развития глухого ребенка обнаруживается чрезмерно конкретное их понимание и относительно долгое время почти полная невозможность понимания слов, имеющих сколько-нибудь отвлеченное значение. Глухой ребенок, обучающийся в начальных классах, не понимает, например, разницы в значениях слов чистый чисто, быстро-быстрый, сильный — сильно и уж совсем долго не может понять отличие этих слов от слов чистота, сила, быстрота. Подобные слова представляют для него большую степень отвлечения. Обобщения, заключенные в грамматических значениях языка, представляют для него большую трудность. Таким образом, вторичные отклонения в развитии речи глухого ребенка приводят к отклонениям третьего порядка — к нарушению словесно-логического мышления.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по неделям

Под влиянием задержки развития устной речи мы можем наблюдать у глухих детей и другие отклонения в развитии. Они долго не могут письменно выражать свои мысли и понимать читаемый текст, с большим трудом овладевают решением текстовых арифметических задач, так как не понимают их условии.

На ранних этапах их обучения отмечается также задержка соотносящего мышления. Так, например, подбор в определенной последовательности картинок, составляющих рассказ, оказывается глухим детям доступным позже, чем нормально слышащим детям. Серии картинок, которые к правильной последовательности складываются нормально слышащими детьми в 8-летнем возрасте, глухими детьми складываются лишь к 10 годам. Характерно, что глухие дети, обучающиеся устной речи в дошкольном возрасте, справляются с сериями картинок не хуже нормально слышащих. Это доказывает, что недоразвитие соотносящего мышления глухого ребенка имеет своей причиной задержку речевого развития.

И дети, и взрослые глухонемые обнаруживают некоторые черты своеобразия характера,примитивное понимание некоторых нравственных требований и т.д.

Аналогично глухим и у слепых детей можно наблюдать сложную структуру аномального развития. В качестве первичного дефекта у обычного слепого можно отметить неспособность различать свет и тени, возникающую в результате поражения органов зрения.

Наиболее известным вторичным проявлением аномального развития слепых является недостаточность пространственной ориентировки. Еще более характерно наблюдающееся при возникновении слепоты в раннем возрасте наличие ограниченного круга конкретных предметных представлений.

Изменение моторики и особенно походки у лиц, рано потерявших зрение, можно считать вторичным проявлением аномального развития. Своеобразие походки слепого теснейшим образом связано с необходимостью ориентировки в пространстве с помощью осязания икинестетической чувствительности.

Для слепых характерна недостаточная выразительность мимики лица, возникающая как результат отсутствия зрительных впечатлений. Отмечаются также некоторые характерологические особенности.

В структуре аномального развития ребенка с интеллектуальным дефектом, возникшим вследствие поражения мозговой коры, можно отметить, с одной стороны, симптом, непосредственно обусловленный болезнетворным влиянием (т.е. первичный дефект), и, с другой стороны, ряд вторичных проявлений, возникающих в нарушенном ходе развития ребенка.

На примере олигофрении Л.С. Выготский развернул свою идею сложной структуры аномального развития ребенка. Он показал, что отдельные симптомы аномального развития находятся в чрезвычайно сложном отношении к основной причине. В качестве первого и наиболее частого осложнения, возникающего как вторичный симптом при слабоумии, оказывается недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера, которые складываются и возникают в процессе социального развития ребенка. Выпадение из коллектива вследствие слабоумия обуславливает вторичную симптоматику в его аномальном развитии.

Недоразвитие высших психических функций является именно этим следствием, т.к. оно связано с первопричиной не прямой, а опосредованной связью. В качестве вторичного образования наблюдается также недоразвитие личности ребенка, страдающего олигофренией: примитивные реакции, повышенная самооценка, негативизм, недоразвитие воли, которые находятся в динамической связи с его основным дефектом. Часто наблюдаемые при олигофрении невротические реакции Л.С. Выготский также приводил в качестве примера вторичного осложнения. Интеллектуальная недостаточность, по его мнению, представляет исключительно благоприятную почву для возникновения невротических реакций.

Если обратиться к исследованиям детей с недостатками речи, то и у них можно будет отметить, с одной стороны, симптомы первичного порядка, непосредственно обусловленные вызвавшей их болезнетворной причиной, и ряд других симптомов, возникающих в ходе аномального развития. Так, например, при косноязычии (первичный симптом), возникшем в результате расщепления губы и твердого неба, наблюдается недостаточное овладение звуковым составом слова, которое может привести к характерному для этих случаев расстройству письма. Это расстройство при механической ринолалии не обусловлено непосредственно нарушением строения верхней челюсти. Недостаточное овладение звуковым составом слова при ринолалии есть результат нарушенного развития, обусловленного ограниченным и неполноценным опытом наблюдения за собственной речью и невозможностью ее сопоставления с речью окружающих.

Аналогичную структуру аномального развития можно наблюдать и в других случаях, когда дефект той или иной функции нарушает нормальный ход психического развития.

Каждый раз при анализе структуры аномального развития ребенка мы обнаруживаем симптомы, находящиеся в различных отношениях с его первопричиной. Один из симптомов непосредственно обуславливается болезнетворным влиянием, а остальные оказываются в различной мере связанными с первичным дефектом и между собой.

Важно заметить, что в ходе аномального развития первичный симптом и вторичная симптоматика находятся в закономерном взаимодействии: не только первичный симптом создает условия для возникновения вторичной симптоматики, но и вторичная симптоматика создает определенные условия, усугубляющие первичный симптом. Например, при неполной потере слуха остаточный слух не используется, если ребенок не научился говорить. Дефект слуха, таким образом, усугубляется в связи с ограниченным опытом его использования; слуховое восприятие речи оказывается меньше его объективных возможностей. Только по мере преодоления вторично возникшего недоразвития речи развивается способность адекватного использования неполноценного анализатора.

Рассматривая общие закономерности аномального развития ребенка с дефектом той или иной функции, необходимо указать на то, что первичный симптом для своего преодоления нуждается в медицинском воздействии, в то время, как вся вторичная симптоматика должна быть подвергнута корригирующему педагогическому воздействию.

Источник

Читайте также:  Окружающая среда как средство развития ребенка

Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Èçó÷åíèå ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ òîãî èëè èíîãî äåôåêòà. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè è êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè ïñèõèêè ó àíîìàëüíûõ äåòåé. Íàðóøåíèÿ ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ

«Òþìåíñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò»

Èíñòèòóò ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêè

Êàôåäðà ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêè äåòñòâà

Äîêëàä

ïî äèñöèïëèíå «Äåôåêòîëîãèÿ»

Òåìà: «Çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ»

Àâòîð ðàáîòû

ñòóäåíò 4 êóðñà

ãð. 29ÏÏÎ128-ç

Øîðèíà Îëüãà Âèêòîðîâíà

Òþìåíü, 2016

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

2. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

3. Ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Çàêëþ÷åíèå

Ââåäåíèå

Èíòåðåñ ê ïðîáëåìå îñîáåííîñòåé ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ àíîìàëüíîãî ðåáåíêà âîçíèê â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè óæå äàâíî. Âûÿâëåíèå çàêîíîìåðíîñòåé, ïðèñóùèõ àíîìàëüíîìó ðàçâèòèþ, è îñîáåííîñòåé, õàðàêòåðíûõ äëÿ òîé èëè èíîé ôîðìû äåôåêòà, ïðåäñòàâëÿåò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ñîçäàíèÿ ïðîäóêòèâíûõ ïóòåé è ôîðì ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîé è êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ äåòüìè, èìåþùèìè îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, à òàêæå äëÿ ðàçðàáîòêè ýôôåêòèâíûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè íàðóøåíèé è îòáîðà äåòåé â ó÷ðåæäåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî òèïà.

Ñðàâíèòåëüíûå èññëåäîâàíèÿ äåòåé ñ íåäîñòàòêàìè ðàçâèòèÿ èìåþò âàæíîå çíà÷åíèå è äëÿ îáùåé ïñèõîëîãèè, ïîñêîëüêó èññëåäîâàíèÿ íàðóøåííûõ ôóíêöèé ïîçâîëÿþò îáíàðóæèâàòü òî, ÷òî â ñêðûòîé è óñëîæíåí­íîé ôîðìå ñóùåñòâóåò â óñëîâèÿõ íîðìàëüíîãî ðàç­âèòèÿ. Îäíàêî âûäåëåíèå ïîäëèííî ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé èëè îñîáûõ ïðîÿâëåíèé áîëåå îáùèõ çàêîíîâ ðàçâèòèÿ — äåëî ñëîæíîå è òðóäíîå. Çàêîíîìåðíîñòè èëè îñîáåííîñòè, âûäåëÿåìûå èññëåäîâàòåëÿìè êàê ñïåöèôè÷åñêèå äëÿ êàæäîãî äàííîãî äåôåêòà, ÷àñòî íå ÿâëÿþòñÿ òàêîâûìè. Ýòî îïðåäåëèëî òåìó íàñòîÿùåãî òåîðåòè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ.

àíîìàëüíûé äåôåêò ïñèõèêà ðåáåíîê

1. Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Ïîíÿòèÿ «àíîìàëüíîå ðàçâèòèå», «àíîìàëüíûé ðåáåíîê» íà ñåãîäíÿøíèé äåíü î÷åíü àêòèâíî èñïîëüçóþòñÿ â ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè

Ïîä àíîìàëüíûì ðàçâèòèåì ïîíèìàþò íàðóøåíèå îáùåãî õîäà ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà â ðåçóëüòàòå êàêèõ-ëèáî ôèçè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ äåôåêòîâ. Òåðìèí «àíîìàëüíûé» èìååò â ñâîåé îñíîâå ãðå÷åñêîå ñëîâî «anomalos», ÷òî â ïåðåâîäå íà ðóññêèé ÿçûê îçíà÷àåò «íåïðàâèëüíûé».

Àíîìàëüíûìè ñ÷èòàþòñÿ äåòè, ó êîòîðûõ â ðåçóëüòàòå ïñèõè÷åñêîãî èëè ôèçèîëîãè÷åñêîãî îòêëîíåíèÿ ïðîèçîøëî íàðóøåíèå îáùåãî ðàçâèòèÿ. Ïî ñâîåìó ñîñòàâó ãðóïïà àíîìàëüíûõ äåòåé ñëîæíàÿ è ðàçíîõàðàêòåðíàÿ.

2. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

 îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè èíòåðåñ ê çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè ðàçëè÷íûõ òèïàõ íåäîñòàòî÷íîñòè âîçíèê óæå äàâíî.

Ïîä çàêîíîìåðíîñòüþ ïîíèìàþò îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþùóþ, ïîâòîðÿþùóþñÿ ñóùåñòâåííóþ ñâÿçü ìåæäó ÿâëåíèÿìè. Ñóùåñòâóþò çàêîíîìåðíîñòè îáùèå, îòðàæàþùèå îáùåå äëÿ áîëüøèõ ãðóïï ÿâëåíèé, è ñïåöèôè÷åñêèå (èëè ÷àñòíûå), äåéñòâóþùèå â êàêîé-ëèáî ïîäãðóïïå ÿâëåíèé.

Çíàíèå îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé è ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ òîãî èëè èíîãî äåôåêòà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âîïðîñîâ, íà êîòîðûõ ñòðîèòñÿ êîððåêöèîííî-âîñïèòàòåëüíàÿ ðàáîòà äëÿ êàæäîé êàòåãîðèè àíîìàëüíûõ äåòåé. Ýòè çíàíèå íåîáõîäèìû äëÿ ïîíèìàíèÿ âîçìîæíîñòåé äåòåé â óñâîåíèè ìàòå­ðèàëà, äëÿ îáîñíîâàíèÿ è ðàçðàáîòêè ñîäåðæàíèÿ è ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ â ñïåöèàëüíûõ øêîëàõ, êëàññàõ è äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ.

Íåìàëîâàæíóþ ðîëü â ñîçäàíèè ýòèõ îáùèõ ïðåäñòàâëåíèé ñûãðàëî è òî, ÷òî êðóïíûå èññëåäîâàòåëè â îáëàñòè ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè, íà÷èíàÿ ñ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, çàíèìàëèñü îäíîâðåìåííî èëè â ðàçíûå ïåðèîäû âðåìåíè èçó÷åíèåì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ðàçíûìè âèäàìè íåäîñòàòî÷íîñòè. Ýòî äàâàëî ìàòåðèàë äëÿ øèðîêèõ ñîïîñòàâëåíèé è ñðàâíåíèé è ñïîñîáñòâîâàëî ïðåîäîëåíèþ ðàçîáùåííîñòè îòäåëüíûõ íàïðàâëåíèé ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè, ñîçäàâàëî óñëîâèÿ äëÿ èõ îáúåäèíåíèÿ.

 ðàáîòàõ ýòèõ è äðóãèõ èññëåäîâàòåëåé áûëî ïîêàçàíî, ÷òî îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ, ïðåäñòàâëåíèé, ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ, äåÿòåëüíîñòè, óñòàíîâëåííûå ïðè èçó÷åíèè íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåãîñÿ ðåáåíêà, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ è íà ãëóõîãî, è íà óìñòâåííî îòñòàëîãî.

Ê òàêèì, îáùèì äëÿ ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, çàêîíîìåðíîñòÿì îòíîñèòñÿ, ïðåæäå âñåãî, ñëåäóþùåå.

1. Òåìï ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îòëè÷àåòñÿ íåðàâíîìåðíîñòüþ è ãåòåðîõðîííîñòüþ, â ðàçíûå ïåðèîäû ïðîõîäèò óñêîðåííî èëè çàìåäëåííî.

È â íîðìå, è ïðè ïàòîëîãèè ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå èìååò ïîñòóïàòåëüíûé ïîýòàïíûé õàðàêòåð.

2. Ñîçðåâàíèå ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðîèñõîäèò â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, è â êàæäîì ïîñëåäóþùåì âîçðàñòíîì ïåðèîäå íàñòóïàåò èõ êà÷åñòâåííîå ïðåîáðàçîâàíèå è ñîâåðøåíñòâîâàíèå.

Êàæäûé ýòàï çàâåðøàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì ïðèíöèïèàëüíî íîâûõ êà÷åñòâ, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ îñíîâîé äëÿ ðàçâèòèÿ íà ñëåäóþùåì ýòàïå, ÷òî âíîâü ïðèâîäèò ê ñêà÷êîîáðàçíîìó ïîÿâëåíèþ íîâîîáðàçîâàíèé â ïñèõèêå, ñîçäàþùèõ áàçó äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ. Ïîÿâëåíèå íîâûõ êà÷åñòâ íåâîçìîæíî áåç íàïðàâëåííîãî îáó÷åíèÿ, êîòîðîå áîëåå ýôôåêòèâíî â ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ êàê íîðìàëüíîãî, òàê è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà.

3. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà çàâèñèò îò åãî îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ è îò îáùåíèÿ ñ âçðîñëûìè.

Îáùåíèå êàê âèä ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — íåîáõîäèìîå óñëîâèå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè, åå ñîçíàíèÿ è ñàìîñîçíàíèÿ. Îáùåíèå ñî ñòàðøèìè äëÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ñëóæèò åäèíñòâåííî âîçìîæíûì êîíòåêñòîì, â êîòîðîì îí ïîñòèãàåò è «ïðèñâàèâàåò» îáùå÷åëîâå÷åñêèé îïûò. Âîò ïî÷åìó îáùåíèå — ãëàâíûé ôàêòîð îáùåãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â íîðìå è ïðè îòêëîíåíèÿõ. Ôîðìèðîâàíèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé îïèðàåòñÿ íà ðå÷ü.

4. Ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ïñèõèêè ðåáåíêà ïðîèñõîäèò â ðàçëè÷íûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè

Âåäóùèìè âèäàìè äåÿòåëüíîñòè äëÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ íàðóøåíèÿìè â ðàçâèòèè è áåç îòêëîíåíèé ÿâëÿþòñÿ äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè è èãðà. Èãðà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îäíî èç ïðîÿâëåíèé ñïîíòàííî ðàçâèâàþùåãîñÿ ñîçíàíèÿ, äóøåâíîé æèçíè ðåáåíêà. Ñïåöèôèêà èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè çàêëþ÷åíà â åå çàìåùàþùåì ïî îòíîøåíèþ ê íàñòîÿùåé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ õàðàêòåðå.

Âûÿâëåíèå îáùíîñòè íîðìàëüíîãî è íàðóøåííîãî ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìî ïðîäîëæèòü, îäíàêî öåíòðàëüíîé çàäà÷åé ñåé÷àñ, êîãäà ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèåé íàêîïëåí îãðîìíûé ôàêòè÷åñêèé ìàòåðèàë, äîëæíî áûòü óñòàíîâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ìíîãèìè èññëåäîâàòåëÿìè áûëî ïîêàçàíî, ÷òî ðàçâèòèå àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ïîä÷èíÿÿñü â öåëîì îáùèì çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, èìååò öåëûé ðÿä ñîáñòâåííûõ çàêîíîìåðíîñòåé.

3. Ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Âëèÿíèå îðãàíè÷åñêîãî äåôåêòà íà ðàçâèòèå ïñèõèêè ïðîÿâëÿåòñÿ â ñâîåîáðàçèè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðîå èìååò ñâîè ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè. Èçó÷åíèå ðàçëè÷íûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé âûÿâèëî, ÷òî äëÿ âñåõ ãðóïï äåòåé, èìåþùèõ íàðóøåíèÿ, â òîé èëè èíîé ìåðå õàðàêòåðíû îáùèå ÷åðòû, îäíîâðåìåííî îòëè÷àþùèå èõ îò íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ ñâåðñòíèêîâ.

Читайте также:  Особенности психологического развития ребенка подросткового возраста

Îäíà èç ïåðâûõ çàêîíîìåðíîñòåé, îáúåäèíÿþùèõ âñåõ äåòåé ñ ðàçëè÷íûìè àíîìàëèÿìè ðàçâèòèÿ, áûëà âûâåäåíà Ë.Ñ. Âûãîòñêèì, êîòîðûé ñôîðìóëèðîâàë ïîëîæåíèå î òîì, ÷òî íàëè÷èå ïåðâè÷íîãî äåôåêòà, âûçâàííîãî áèîëîãè÷åñêèì ôàêòîðîì, âëå÷åò çà ñîáîé ïîÿâëåíèå âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé, âîçíèêàþùèõ â õîäå ïîñëåäóþùåãî àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ [2]. Òåì ñàìûì áûëà ïîêàçàíà ïðè÷èííàÿ îáóñëîâëåííîñòü èçìåíåíèÿ ðàçâèòèÿ àíîìàëüíîãî ðåáåíêà: íàñòóïèâøåå â òîì èëè èíîì çâåíå íàðóøåíèå çàêîíîìåðíî â ñèëó äåéñòâèÿ îáùèõ çàêîíîâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âëå÷åò çà ñîáîé èçìåíåíèå ðàçâèòèÿ, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â îòêëîíåíèÿõ, ðàçëè÷íûõ ïî ñâîåìó õàðàêòåðó, ñèëå è çíà÷èìîñòè ó êàæäîé êàòåãîðèè àíîìàëüíûõ äåòåé. Îäíàêî îáùèì äëÿ âñåõ ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî âîçíèêøèå èçìåíåíèÿ îêàçûâàþò âëèÿíèå íà âåñü äàëüíåéøèé õîä ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Êàê ïîêàçàíî Ò.À. Âëàñîâîé, ó àíîìàëüíûõ äåòåé èìååò ìåñòî íåäîñòàòî÷íîå ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ — ðàçëè÷íûå ïî õàðàêòåðó è ãëóáèíå íàðóøåíèÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, íåäîñòàòêè äâèãàòåëüíîé ñôåðû, ñâîåîáðàçèå ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, ÷òî ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà, èçìåíåíèþ ñïîñîáîâ êîììóíèêàöèè è íàðóøåíèþ ñðåäñòâ îáùåíèÿ, òðóäíîñòÿì ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè è îáåäíåíèþ ñîöèàëüíîãî îïûòà.

Ïîçäíåå áûëà âûÿâëåíà çàâèñèìîñòü êîëè÷åñòâåííîãî è êà÷åñòâåííîãî ñâîåîáðàçèÿ âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé îò ñòåïåíè è êà÷åñòâà ïåðâè÷íîãî äåôåêòà: ÷åì òÿæåëåå ïåðâè÷íûé äåôåêò, òåì áîëåå ÿðêèì áóäóò ïðîÿâëåíèÿ âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé, à òàêæå íàëè÷èå çàâèñèìîñòè ìåæäó ñòåïåíüþ âûðàæåííîñòè âîçíèêàþùèõ íàðóøåíèé è âðåìåíåì âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì ðåáåíêà ïàòîãåííîãî ôàêòîðà. ×åì ðàíüøå âîçíèêàåò ïåðâè÷íûé ôàêòîð, òåì ìåíåå áëàãîïðèÿòíîé áóäåò êàðòèíà ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ.

Òàê, ïðè ïîòåðå ñëóõà â âîçðàñòå, êîãäà ñëîâåñíàÿ ðå÷ü óæå â îñíîâ­íîì ñôîðìèðîâàíà, íàïðèìåð, ïîñëå 6 ëåò, âòîðè÷íûå íåäîñòàòêè è äåôåêòû ìåíåå âûðàæåíû, òîãäà êàê ïðè âðîæäåííîì ÷àñòè÷íîì íàðóøåíèè ñëóõà (ó ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé), íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ïåðâè÷íûé äåôåêò âûðàæåí ñëàáåå, èìååòñÿ öåëûé ðÿä âòîðè÷íûõ íåäîñòàòêîâ: äåôåêòû ïðîèçíîøåíèÿ è ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ, îãðàíè÷åííîñòüþ ñëî­âàðÿ, çàìåäëåííîå ôîðìèðîâàíèå ïîíÿòèé è èõ íåòî÷íîñòü è ò. ä. Ýòè íåäîñòàòêè ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèÿì â ôîðìèðîâàíèè ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè è äðóãèì äåôåêòàì.

Ë.Ñ. Âûãîòñêèé óêàçàë åùå íà îäíó äëÿ âñåõ ôîðì àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ çàêîíîìåðíîñòü, ïðîÿâëÿþùóþñÿ â òðóäíîñòÿõ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, çàòðóäíåíèÿõ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé è â íàðóøåíèÿõ ñâÿçåé ñ îêðóæàþùèì ìèðîì è, ïðåæäå âñåãî, ñ ëþäüìè. Àíîìàëüíûå äåòè èñïûòûâàþò òðóäíîñòè âî âçàèìîäåéñòâèè ñ ëþäüìè è îêðóæàþùåé ñðåäîé.

Ó àíîìàëüíûõ äåòåé ñíèæåíà àêòèâíîñòü è ðåàêòèâíîñòü

Ïîðàæåíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû (ïðè îëèãîôðåíèè è â ìåíüøåé ñòåïåíè ïðè çàäåðæêàõ ðàçâèòèÿ) ñâîèì ðåçóëüòàòîì èìåþò ñíèæåíèå ñêîðîñòè ïðèåìà âñåõ âèäîâ èíôîðìàöèè è óìåíüøåíèè åå îáúåìà, ïîñòóïàþùåãî çà åäèíèöó âðåìåíè, à òàêæå èñêàæåíèå ïåðâè÷íîé èíôîðìàöèè (âûðàæàÿñü ÿçûêîì òåîðèè êîììóíèêàöèè, óâåëè÷åíèå øóìîâ). Çàìåäëåííîñòü ïðîöåññà âîñïðèÿòèÿ ó óìñòâåííî îòñòàëûõ, åãî óçîñòü, îòìå÷åíû â ðàáîòàõ Ã.ß. Òðîøèíà, È.Ì. Ñîëîâüåâà è åãî ñîòðóäíèêîâ (À.È. .Ëèïêèíîé, Å.Ì. Êóäðÿâöåâîé).  ýòèõ æå èññëåäîâàíèÿõ ïîêàçàíà ìåíüøàÿ äèôôåðåíöèðîâàííîñòü âîñïðèÿòèÿ ó îëèãîôðåíîâ.

Îáùåé îñîáåííîñòüþ, íàáëþäàþùåéñÿ ó âñåõ àíîìàëüíûõ äåòåé ÿâëÿåòñÿ òàêæå íàðóøåíèå ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ ïðè îáðàçîâàíèè íîâûõ ñâÿçåé.  íàèáîëåå îò÷åòëèâîé ôîðìå îíî îáíàðóæèâàåòñÿ ó óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé. Ýòî ïîêàçàíî êàê â ðÿäå ïñèõîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé (È.Ì. Ñîëîâüåâ, Æ.È. Øèô, Á.È. Ïèíñêèé, À.È. Ëèïêèíà, Â.Ã. Ïåòðîâà, Ê. Á¸äîð, Í. Î’Êîííîð), òàê è ïðè èçó÷åíèè âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè (À.Ð. Ëóðèÿ, Â.È. Ëóáîâñêèé, Å.Í. Ìàðöèíîâñêàÿ). Íàðóøåíèÿ ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ òàêæå èìåþò ìåñòî ïðè îòñóòñòâèè îðãàíè÷åñêèõ ïîðàæåíèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû ïðè ÷àñòè÷íûõ äåôåêòàõ àíàëèçàòîðîâ. Ýòî î÷åâèäíî ïðè äåôåêòàõ ñëóõà, êîãäà íàðóøàåòñÿ íîðìàëüíîå ðàçâèòèå ñëîâåñíîé ñèñòåìû, íî äàæå ïðè ÷àñòè÷íûõ äåôåêòàõ çðåíèÿ (ó ñëàáîâèäÿùèõ) îáíàðóæèâàåòñÿ, ÷òî íåïîñðåäñòâåííûé çðèòåëüíûé àíàëèç ñèãíàëîâ ìîæåò ñòðàäàòü ìåíüøå, ÷åì ñëîâåñíàÿ êâàëèôèêàöèÿ åãî ðåçóëüòàòîâ. Òàê, ó äåòåé ñ âûñîêîé ñòåïåíüþ áëèçîðóêîñòè âûðàáîòêà äèôôåðåíöèðîâêè ïðîñòûõ ñâåòîâûõ ñèãíàëîâ ïî èíòåíñèâíîñòè ïðîèñõîäèëà áåç çíà÷èòåëüíûõ îòëè÷èé îò òîãî, ÷òî íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé ñ íîðìàëüíûì çðåíèåì, íî äàòü àäåêâàòíûé ñëîâåñíûé îò÷åò ñëàáîâèäÿùèå çàòðóäíÿëèñü.

Äëÿ âñåõ âèäîâ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðíî çàìåäëåíèå ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ ïîíÿòèé. Äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ êàêîãî-ëèáî ïîíÿòèÿ íåîáõîäèìî îáðàçîâàíèå áîëüøåãî êîëè÷åñòâà åäèíè÷íûõ ñâÿçåé, â òî âðåìÿ êàê èíäèâèäóàëüíûé îïûò ìåäëåííåå ñîçäàåò òî ñîñòîÿíèå «ïðåäóãîòîâàííîñòè», êîòîðîå äåëàåò âîçìîæíûì ôîðìèðîâàíèå íîâîãî ïîíÿòèÿ ó íîðìàëüíîãî ðåáåíêà ïîñëå îáðàçîâàíèÿ äâóõ-òðåõ åäèíè÷íûõ ñâÿçåé (Ì.Ì. Êîëüöîâà).

Îòìå÷åííûå âûøå çàêîíîìåðíîñòè ïðîÿâëÿþòñÿ êàê â îñîáåííîñòÿõ ïñèõè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé àíîìàëüíûõ äåòåé (îáðàçàõ âîñïðèÿòèÿ, ïðåäñòàâëåíèÿõ, ïîíÿòèÿõ è ò. ä.), òàê è â ôóíêöèîíèðîâàíèè ìåõàíèçìîâ ðåàëèçóþùèõ ïñèõè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü.

Îäíàêî â ðàçâèòèè àíîìàëüíûõ äåòåé èìåþòñÿ è ïîëîæèòåëüíûå çàêîíîìåðíîñòè. Íàëè÷èå êîìïåíñàòîðíûõ âîçìîæíîñòåé ïñèõèêè àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ñâÿçàííûõ ñî ñïîñîáíîñòüþ íåðâíîé ñèñòåìû ê ïåðåñòðîéêå ôóíêöèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïðè ïîðàæåíèÿõ, è ÿâëÿåòñÿ òàêîé ïîëîæèòåëüíîé çàêîíîìåðíîñòüþ. Ìíîãî÷èñëåííûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè àíîìàëüíûõ äåòåé ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ êîððèãèðóþòñÿ, èñ÷åçàÿ ñîâñåì èëè ïðèîáðåòàÿ èíîå êà÷åñòâåííîå âûðàæåíèå. Âîçìîæíîñòè êîìïåíñàöèè, øèðîêî ðåàëèçóþùèåñÿ ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ êîððåêöèîííîãî âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, ñãëàæèâàþòñÿ è â èçâåñòíîé ìåðå óñòðàíÿþò íåðàâíîìåðíîñòü ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó àíîìàëüíûõ äåòåé.

Çàêëþ÷åíèå

Ë.Ñ. Âûãîòñêèì è äðóãèìè èññëåäîâàòåëÿìè ïîêàçàíî, ÷òî ðàçâèòèå ïñèõèêè àíîìàëüíûõ äåòåé ïîä÷èíÿåòñÿ òåì æå çàêîíîìåðíîñòÿì, ÷òî è ðàçâèòèå íîðìàëüíîãî ðåáåíêà. Ýòî ïîëîæåíèå ñûãðàëî âàæíóþ ðîëü â ïðåîäîëåíèè òåîðèé «ïîòîëêà» è â äîêàçàòåëüñòâå òîãî, ÷òî àíîìàëüíûå äåòè èìåþò áîëüøèå âîçìîæíîñòè è ìîãóò ñòàòü ïîëíîöåííûìè ÷ëåíàìè îáùåñòâà.

Âûÿâëåíèå îáùíîñòè íîðìàëüíîãî è íàðóøåííîãî ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìî ïðîäîëæèòü, îäíàêî öåíòðàëüíîé çàäà÷åé ñåé÷àñ, êîãäà ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèåé íàêîïëåí îãðîìíûé ôàêòè÷åñêèé ìàòåðèàë, äîëæíî áûòü äàëüíåéøåå èññëåäîâàíèå ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник