Левченко помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Левченко помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Вторник, 26 Января 2010 г. 14:38

+ в цитатник

Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.  – М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

 Книга содержит теоретические и практические материалы по диагностической, консультационной и коррекционной работе с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. Пособие включает как классические приемы и методы, так и новые авторские разработки.
Методическое пособие адресовано в первую очередь Психологам, работающим в учреждениях специального образования, в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, где получают помощь дети с отклонениями в развитии. Материалы пособия могут быть полезны педагогам дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений, учителям, которые осуществляют интегрированное обучение, а также представителям родительских ассоциаций и общественных объединений. Пособие может быть использовано при обучении студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов.

Скачать

Содержание

Предисловие 2
Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии 4
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений 4
Психологический уровень 5
Социальный уровень 6
Соматический уровень 8
Влияние нарушений развития ребенка на родителей 9
Умственно отсталые дети 10
Дети с детским церебральным параличом 12
Аутичные дети 14
Дети с задержкой психического развития, осложненной выраженными нарушениями поведения 15
Дети с недостатками речевого развития 16
Дети с сенсорными нарушениями 16
Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений 17
Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей 22
Психологические портреты родителей 24
Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей 27
Модели семейного воспитания 31
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям 35
Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 37
Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии 37
Основные концептуальные положения 41
Направления психологической помощи семьям 42
Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы 42
Психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Цели, задачи, принципы 46
Психолого-педагогическая коррекция 47
Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы 49
Технологии психологического изучения семьи 49
Глава 4. Психологическое консультирование семей 68
Психолого-педагогическое и семейное консультирование 68
Профориентированное консультирование 68
Этапы консультирования и диагностика семейных проблем 69
Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии 77
Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей 80
Психокоррекционные техники 95
Заключение 109
Список литературы для специалистов 110
Список литературы для родителей 116
Приложение 1 118
Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 118
Приложение 2 123
Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями2 123
Приложение 3 129
Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых 129
Приложение 4 131
Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи 131

Вложение: 3771562_Psihologicheskaya_pomosch_seme.rar

Метки:
психология семьи

дефектология

 

Источник

И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева

Психологическая помощь семье,

воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Методическое пособие

Предисловие

Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы

Глава 4. Психологическое консультирование семей

Глава 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Заключение

Приложение 1. Образцы документации психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Приложение 2. Конспекты групповых психокоррекционных занятий, проводимых с родителями

Приложение 3. Примеры выполнения диагностических заданий различными категориями испытуемых

Приложение 4. Комплект авторских методик для скрининг-диагностики семьи

Предисловие

      Конец XX — начало XXI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.

      Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, так как для них характерен высокий уровень проявления «проблемности». Существенные изменения, происшедшие в последние десятилетия в России в плане гуманизации отношения к лицам с отклонениями в развитии, определяют особый интерес к семье, в которой воспитывается такой ребенок. Практика свидетельствует о том, что в таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им различной помощи. По данным Научного центра здоровья детей РАМН1, 85% детей рождаются с недостатками здоровья, а число детей, нуждающихся в адресной помощи специалистов, уже в дошкольном возрасте варьируется от 25 до 40%. Для достижения социальной адаптации таким детям необходимо обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье.

      Следует отметить, что часть родителей, обеспокоенных возникшими проблемами, пытаются разрешить их собственными силами. Родители детей с отклонениями в развитии принимают активное участие в создании и работе родительских ассоциаций, просветительских фондов, центров милосердия и социального партнерства (общества «Даун Синдром»; «Ассоциация родителей детей с нарушениями слуха»; «Общество помощи аутичным детям „Добро“» и многие другие). Однако, несмотря на значительный рост подобных негосударственных учреждений и организаций в последние годы, основная масса родителей остается безынициативной и беспомощной в отношении разрешения проблем своих детей.

      Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, усугубляется и тем, что своевременная поддержка и профессиональное содействие им задерживаются в связи с невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов и теоретико-методологического обоснования психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. В связи с этим особую важность приобретает проблема создания модели государственной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Читайте также:  Комплексная диагностика детей развития ребенка

      В данном методическом пособии представлены теоретико-методологические основы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, изложены концепция, цели и задачи такой помощи, типология личностных особенностей родителей, общие подходы к диагностической, консультативной и психокоррекционной работе.

      Основная цель пособия — восполнить пробел в специальной литературе по данному вопросу и содействовать решению проблем организации и содержания профессиональной деятельности психолога в работе с семьями воспитанников с отклонениями в развитии.

      Актуальность разработки комплексной программы психологической помощи этой категории семей обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, на данный момент не выполняет роли базовой структуры, обеспечивающей максимально благоприятные условия для его оптимального развития и воспитания. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следующих причин:

высокого уровня психической травматизации членов семей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии;

отсутствия как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;

непринятия особенностей ребенка, что может быть обусловлено как преморбидными особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка.

      Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (B. P. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития.

      Осуществление психологической помощи семьям позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи ребенку с отклонениями в развитии. Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают такую семью в поле коррекционно-педагогического воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка.

      Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Важнейшее значение имеет создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды для ребенка в период его пребывания дома. Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка. Они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать.

      Психокоррекционная работа позволяет также оказать существенную помощь родителям детей с отклонениями в развитии. Специальная помощь необходима родителям для нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний, связанных с нарушениями развития ребенка. Особое значение личностные особенности родителя, его отношение к аномальному развитию в целом приобретают при определении характера и содержания его контактов с собственным ребенком, имеющим психофизические нарушения.

      Итак, оказание психологической помощи семьям позволяет оптимизовать проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая позиция позволит родителю обрести новый жизненный смысл, гармонизирует взаимоотношения с ребенком, повысит собственную самооценку, оптимизирует самосознание. Это, в свою очередь, нацелит родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка.

      Гармоничная внутрисемейная атмосфера, учитывающая психофизические особенности и личностные потребности ребенка, оптимизирует его развитие, способствует адекватному определению и реализации путей социальной адаптации.

      Комплексная система мер по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, способствует также гуманизации отношения социума к таким лицам. Приведенные выше факты и определяют актуальность разработки системы психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, как особого и перспективного направления в науке и практике.

1 Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). — М., 2003.

Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений

      Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди них:

рождение и воспитание детей;

осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;

удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;

создание условий для развития личности всех членов семьи;

удовлетворение сексуально-эротических потребностей;

удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;

удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

      Из бесед с родителями и из других данных следует, что практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Анализ наблюдений за развитием межличностных отношений в подобных семьях свидетельствует о том, что такое положение, видимо, объясняется следующими причинами.

      В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Читайте также:  Развитие навыков общения ребенка дошкольного возраста

      Качественные изменения в таких семьях проявляются на следующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом.

     Психологический уровень

      Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Деформируются:

сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;

система отношений членов семьи с окружающим социумом;

особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.

      Все надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. На наш взгляд, это может быть обусловлено многими причинами, среди которых:

психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка;

наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;

отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.

      Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина — отец больного ребенка — обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, согласно нашим наблюдениям, не столь сильно подвергается изменениям, так как бóльшую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т. д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка. Приведенные характеристики, как правило, являются наиболее распространенными. Но, безусловно, есть и исключения из правил.

      Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую больного ребенка, неизмеримо значительнее. Сам факт того, что именно она произвела на свет вместо «чуда» больное существо, заставляет ее невыносимо страдать. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца жизни». Матери находятся с детьми-инвалидами постоянно. …

Источник

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева

Психологическая помощь семье,

воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Методическое пособие

Предисловие

Глава 1. Анализ проблем в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Глава 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы

Другие книги автора Ирина Юрьевна Левченко

Патопсихология. Теория и практика

В пособии представлены анализ закономерностей развития и распада психики, характеристики основных нарушений высших психических функций и личности, вопросы организации и проведения патопсихологического исследования. Особое внимание уделяется детской патопсихологии. Даны описание экспериментально-психологических методик обследования лиц разного возраста, рекомендации к составлению заключения и ведению документации.

Для студентов педагогических вузов. Может быть полезно также студентам средних педагогических учебных заведений.

Популярные книги в жанре Психология

Брак без брака. Секреты семейной жизни

Возможно ли счастье в браке? Дается ли возможность вступить в счастливый союз свыше или это дело рук новобрачных? На эти и многие вопросы вы получите ответы! Из этой аудиокниги издательства AB Publishing Вы узнаете, как построить счастливый и гармоничный брак, как получать удовольствие от совместной жизни с любимым человеком, каким образом восстановить угасающие чувства.

Если Жираф танцует с Волком

Представьте себе, что вы недовольны своим партнером, и вам запросто удается объяснить ему, в чем проблема, так что он все понимает. Или ваша подруга упрекает вас в чем-то, и вам сразу становится ясно, что ей нужно, и нисколько не обидно. В этой книге, написанной известным немецким психологическим тренером, консультантом и писательницей Сереной Руст, предлагаются основные способы, как добиться такой эффективной коммуникации. Вы будете общаться с удовольствием и легко достигать поставленных целей, вместо того чтобы мотать друг другу нервы, доказывая собственную правоту. Метод основывается на теории взаимопонимания и коммуникации всемирно известного психолога Маршалла Розенберга.

О психоанализе. Леонардо да Винчи

Работы выдающегося австрийского ученого Зигмунда Фрейда «О психоанализе» и «Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности» прекрасно дополняют друг друга. В первой из них излагаются основные принципы психоанализа, а вторая представляет собой блестящую демонстрацию применения этих принципов.

Время утопии: Проблематические основания и контексты философии Эрнста Блоха

Утопия и утопическое сознание с давних пор находятся в центре политических дискуссий и художественных практик. Книга Ивана Болдырева посвящена Эрнсту Блоху (1885–1977), немецкому мыслителю, который придал этой теме особый философско-исторический статус и сумел собрать под флагом утопии марксистский активизм, эсхатологическую метафизику и авангардное искусство. В книге представлена интеллектуальная эволюция Блоха и прослежены его сложные и неоднозначные отношения с важнейшими философами XX в. – Георгом Лукачем, Вальтером Беньямином и Теодором Адорно. «Полемическая тотальность» этих отношений служит прояснению парадоксальной логики утопического мессианизма.

Читайте также:  Программы для развития ребенка андроид

Книга адресована философам, политологам, историкам и социологам.

Заметки начинающего аналитика

Книга адресована в первую очередь тем, кто хочет приобрести специальность аналитика в сфере информационных технологий и познакомиться с профессиональным фольклором. Весьма вероятно, что кому-то после прочтения книги эта область покажется скучной – именно таковой она и является, по мнению большинства очень нескучных людей, в числе которых сам автор. Если же все в ней изложенное вам понравится и вызовет любопытство, скорее всего, вы – прирожденный аналитик!

Новые рубежи человеческой природы

Последняя книга Абрахама Маслоу – основателя и лидера гуманистической психологии, открывшего новые перспективы психологического понимания человека и оказавшего огромное влияние на изменение облика психологической науки во второй половине XX века.

Психологам, психотерапевтам, воспитателям, представителям всех областей человекознания.

Химера воспитания

Книга «Химера воспитания» Бориса Поломошнова перевернет все ваши представления о воспитании. Во всех формах Воспитания – существовавших, существующих и могущих существовать – автор усматривает одно и то же: целенаправленное волевое воздействие одних людей – воспитующих – на сознание других – воспитуемых. Такое действие противно самой сущности человеческих отношений. Вместо воспитания как системы воздействия автор предлагает действенную, эффективную, жизнеспособную и человечную систему взаимосодействия. В ней отношения иерархии заменяются партнерством, страх – взаимоуважением, диктат – взаимопониманием. Предназначается книга папам и мамам – как уже состоявшимся, так и еще только будущим, а также всем, кто интересуется психологией воспитания и формированием личности.

Творческая личность художника

Основная цель книги – раскрыть специфические аспекты творческой личности художника, то, что отличает его от творцов в области науки, техники и др. В качестве главной «модели» творческой личности художника в книге рассматривается личность художника В. А. Серова.

Анализируются социальная роль творческой личности художника, ее эстетическая направленность, значение профессионального мастерства, психология, энергетика и этика художественной деятельности. Большое внимание уделяется становлению творческой личности, ее формированию, росту и художественному воспитанию. В отличие от первого издания добавлен раздел «Художественная энергия», которая трактуется автором в контексте его энергийной концепции художественной психологии (см. Е. Я. Басин «Под эстетическим интегралом»), что позволяет подойти к объяснению экстрасенсорного (телепатического) аспекта творческой личности художника, добавлен раздел об этике художественной личности (этике художника-человека и творческой этике художника).

Оставить отзыв

Еще несколько интересных книг

Стрелков и другие. Анатомия одного стратегического конфликта

В книге собраны статьи членов движения «Суть времени», лидером которого является Сергей Кургинян, написанных в ходе политической войны, развернувшейся в России в связи с гражданской войной на Юго-Востоке Украины.

Для читателей, интересующихся актуальной политикой, политологией и анализом политических процессов.

Том 26. Мечта об идеальной карте. Картография и математика

Современный человек пользуется картами практически ежедневно: карты украшают стены школ, они помогают нам ориентироваться на местности, находить кратчайший путь из одного пункта в другой, изучать историю, географию, экономику и ряд других наук.

Карты — важный рабочий инструмент для некоторых специалистов: моряков, летчиков, машинистов, топографов и проч. Но много ли мы знаем о том, как создаются карты? Для чего существует такое количество разнообразных карт и насколько все они точны?

Прочитав эту книгу, вы узнаете множество новых и любопытных фактов о геометрии карт.

Сатира, юмор

В одиннадцатый том Собрания сочинений в шестнадцати томах московский писатель Анатолий Санжаровский собрал все свои переводы с украинского, белорусского, польского, немецкого. Раньше эти переводы печатались в «Литературной газете» («Клуб 12 стульев»), в «Литературной России», в «Крокодиле», в «Смене», «Неделе», в «Независимой газете» (приложение «Экслибрис») и в других газетах и журналах.

В книге опубликованы рисунки О. Верещагина, К. Зарубы, А. Арутюнянца, А. Разумовой, В. Коваля, В. Чечвянского. Большую помощь в поисках архивных материалов автору переводов оказали главный редактор газеты «Ахтырка» Игорь Кириенко, заведующая библиотекой в селе Грунь Сумской области Татьяна Сокол, заведующая отделом «Украиника» харьковской научной библиотеки имени В. Г. Короленко Надежда Полянская и научная сотрудница харьковского литературного музея Ирина Сальник.

Военно-патриотическая хрестоматия для детей

Патриота можно воспитать по-разному. Можно внушить беззаветную преданность к своему государству. Можно убедить, что главное – защищать родину с оружием в руках в случае беды. Можно доказать, что во имя интересов своей страны надо быть всегда готовым на жертвы и подвиги. А можно очень просто привить любовь к Отечеству: с детства читать сказки, былины, рассказы, романы о героях своей Родины. Знать, кто такой Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Цитировать «Слово о полку Игореве» и поэмы Пушкина, Лермонтова. Сопереживать и знаменитым полководцам и простым солдатам. Не путаться в фамилиях Кутузова, Жуковского, Невского. Смеяться над баснями Крылова и повестями Гоголя. С легкостью рассуждать о перипетиях судьбы персонажей «Войны и мира».

И вы увидите, что в нашей стране станет патриотов намного больше, чем сейчас. И тогда они смогут и защитить, и не предать своих соотечественников. В этой книге собраны лучшие произведения русской классической литературы, посвященные любви к Родине. Читайте ее вместе с вашими детьми.

Источник