Л о бадалян развитие ребенка

Л о бадалян развитие ребенка thumbnail

Скачать бесплатно книгу «Руководство по неврологии раннего детского возраста», Бадалян Л.О.Год выпуска: 1980

Автор: Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволожская Н.М.

Жанр: Неврология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Книга «Руководство по неврологии раннего детского возраста» посвящена одной из наиболее актуальных проблем педиатрии — неврологии детского возраста. В ней подробно рассматриваются нервно-психическое развитие детей первых лет жизни в норме и при различных патологических состояниях, формирование двигательных, речевых и психических функций в их онтогенетической связи. Описаны методы исследования нервной системы с учетом динамики возрастного развития и основные заболевания нервной системы, наблюдаемые у детей раннего возраста. С современных позиций освещены этиология, патогенез, ранняя диагностика. Особое внимание уделено интенсивной терапии, восстановительному лечению и организации специализированной помощи детям раннего возраста с поражением нервной системы.
Книга «Руководство по неврологии раннего детского возраста» рассчитана на детских невропатологов, педиатров и врачей других специальностей, работающих с детьми раннего возраста.

Содержание книги

«Руководство по неврологии раннего детского возраста»

Эволюционная неврология раннего детского возраста
Исследование нервной системы у детей раннего возраста

  1. Синдромы поражения
  2. Анамнез
  3. Общий осмотр
  4. Исследование функций чувствительных  анализаторов
  5. Исследование двигательно-рефлекторной сферы
  6. Исследование вегетативной нервной системы
  7. Исследование речи
  8. Исследование психических функций
  9. Схема нормального психомоторного развития детей раннего возраста
  10. Дополнительные методы исследования
    1. Исследование спинномозговой жидкости
    2. Лабораторное исследование ликвора
    3. Исследование глазного дна
    4. Трансиллюминация черепа
    5. Краниография
    6. Пневмоэнцефалография
    7. Вентрикулография
    8. Ангиография
    9. Радиоизотопная диагностика
    10. Компьютерная томография
    11. Эхоэнцефалография
    12. Электроэнцефалография
    13. Реоэнцефалография
    14. Электромиография
    15. Биохимические методы исследования
    16. Генетические методы исследования
    17. Дерматоглифика

Хромосомные синдромы

  1. Синдромы, обусловленные аномалиями аутосом
  2. Синдромы, обусловленные аномалиями половых хромосом

Пороки развития нервной системы

  1. Дефекты смыкания нервной трубки
  2. Пороки развития полушарий головного мозга
  3. Врожденная аплазия ядер черепномозговых нервов (синдром Мебиуса)

Асфиксия. Родовая травма

  1. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного
  2. Внутричерепная родовая травма
  3. Травма спинного мозга
  4. Акушерские парезы и параличи рук
  5. Парез диафрагмы
  6. Парез лицевого нерва
  7. Повреждение других периферических нервов

Поражения нервной системы при гемолитической болезни новорожденных
Инфекционные заболевания нервной системы

  1. Врожденные инфекционные заболевания с поражением нервной системы
  2. Менингиты
    1. Гнойные менингиты
    2. Серозные менингиты
  3. Энцефалиты
  4. Полиомиелит
  5. Полиомиелитоподобные заболевания
  6. Неврит лицевого нерва

Детские церебральные параличи
Опухоли головного мозга

  1. Субтенториальные опухоли
  2. Супратенториальньте опухоли

Черепно-мозговая травма

  1. Закрытая черепно-мозговая травма
  2. Открытая черепно-мозговая травма

Нарушения мозгового кровообращения

  1. Врожденные аномалии сосудов головного мозга
  2. Внутричереппые кровоизлияния
  3. Тромбоз мозговых веп и синусов
  4. Артериальные тромбозы
  5. Эмболии сосудов мозга
  6. Венозное полнокровие мозга

Наследственные болезни нервной системы, обусловленные нарушениями обмена

  1. Наследственные нарушения обмена аминокислот
  2. Наследственные болезни, обусловленные нарушениями обмена липидов
  3. Мукополисахаридозы
  4. Муколипидозы
  5. Наследственные болезни, обусловленные нарушением обмена углеводов
  6. Наследственные болезни, обусловленные нарушениями обмена микроэлементов

Наследственные болезни нервно-мышечной системы

  1. Спинальная амиотрофия Верднига—Гоффмана
  2. Врожденные миопатии
  3. Прогрессирующие мышечные дистрофии (ПМД)
  4. Нервно-мышечные заболевания, сопровождающиеся миотопнческим феноменом
  5. Миастения

Факоматозы
Судорожные состояния

  1. Судороги новорожденных
  2. Судороги у детей раннего возраста

Изменения нервной системы при острых отравлениях лекарственными препаратами

  1. Нейролептические средства
  2. Транквилизаторы
  3. Антидепрессанты
  4. Алкалоиды группы атропина и содержащие их растения
  5. Седативные средства
  6. Антигистаминные препараты

Ранняя детская нервность (невропатия)
Интенсивная терапия при заболеваниях центральной нервной системы

  1. Регидратационная терапия и коррекция водно-солевого равновесия
  2. Коррекция кислотно-щелочного равновесия
  3. Лечебные мероприятия при отеке мозга и острой внутричерепной гипертензии
  4. Мероприятия, направленные на поддержание кровообращения
  5. Лечение острой дыхательной недостаточности
  6. Судорожный статус и его лечение
  7. Терапия гипертермического синдрома

Принципы восстановительной терапии при заболеваниях нервной системы у детей раннего возраста

  1. Общеоздоровительные мероприятия
  2. Питание и диетотерапия
  3. Ортопедические мероприятия
  4. Лечебная гимнастика, массаж
  5. Стимуляция психического и речевого развития
  6. Физиотерапевтические методы
  7. Медикаментозная терапия
  8. Вопросы медицинской деонтологии и врачебной этики в клинике раннего детского возраста

Управление и организация детской неврологической службы. Профилактика заболеваний нервной системы у детей раннего возраста
Список литературы

Источник

Скачать бесплатно учебник «Невропатология», Бадалян Л.О.Год выпуска: 1987

Автор: Бадалян Л.О.

Жанр: Неврология

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Первое издание учебника «Невропатология» опубликовано пять лет назад. За это время в клиническую практику прочно вошли новейшие методы исследования: компьютерная томография мозга, методика исследования вызванных потенциалов мозга и др. В этой связи в новое издание учебника «Невропатология» включены эти методы исследования, показана их высокая разрешающая способность при диагностике поражений нервной системы. Новое издание учебника «Невропатология» по существу освещает клинические основы современной дефектологии. В книге «Невропатология» приведены данные по нейропсихологии и пограничным состояниям, расширены некоторые разделы, включены новые («Психопатии», «Алкоголизм и наркомании» и др.). Большое внимание в учебнике «Невропатология» уделено методам исследования органов чувств, синдромам нарушения зрения, слуха, речи, являющимся основой специальной педагогики, направленной на коррекцию слуха, речи, социальную и бытовую адаптацию больных с указанными нарушениями. В книге «Невропатология» уделено также внимание возрастным особенностям развития Детей и влиянию этих особенностей на течение заболеваний нервной системы, формирование патологических состояний нервной и психической сфер, требующих медико-педагогической коррекции.

Содержание учебника

История неврологии
Медицинские основы дефектологии

Взаимосвязь клинической медицины и дефектологии
Нейрофизиологические механизмы обучения и воспитания
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием
Компенсаторные возможности мозга
Развивающийся мозг
Филогенез нервной системы
Онтогенез нервной системы
Развитие важнейших функциональных систем мозга
Возрастная эволюция мозга
Принцип гетерохронности в развитии мозга
Системно-функциональная организация мозговой деятельности
Критические периоды и развитие мозга
Развитие нервно-психических функций в условиях патологии

Функциональная анатомия нервной системы
Общий анатомический обзор нервной системы
Большие полушария головного мозга
Кора больших полушарии головного мозга
Подкорковая область
Ствол  мозга
Черепные нервы
Спинной мозг и спинномозговые нервы
Вегетативная нервная система
Обзор основных проводящих путей ствола головного и спинного мозга
Кровоснабжение мозга
Желудочки мозга
Оболочки мозга
Высшая нервная деятельность
Рефлекторный принцип деятельности нервной системы
Закономерности взаимодействия нервных процессов
Учение о темпераменте и типах высшей нервной деятельности
Высшие корковые функции
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
Бодрствование и сон
Исследование нервной системы. Основные неврологические синдромы
Анамнез
Исследование двигательных функций
Исследование чувствительности
Исследование функции черепных нервов
Исследование вегетативных функции
Исследование высших корковых функций
Дополнительные методы исследования
Понятие о симптоме и синдроме
Основные неврологические синдромы

Двигательные нарушения

Периферический паралич
Центральный паралич
Двигательные нарушения у детей с различными поражениями нервной системы

Нарушения чувствительности и органов чувств

Зрительные нарушения
Нарушения слуха

Нарушения вегетативной нервной системы
Нарушения высших корковых функций

Возрастные нормативы психомоторного развития детей

Читайте также:  Перинатальная диагностика нарушений развития ребенка

Первый год жизни
Второй год жизни
Третий год жизни
Дошкольный возраст (от трех до семи лет)
Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет)

Подростковый возраст (от двенадцати до шестнадцати лет) 

Болезни нервной системы
Общие данные о патологии нервной системы
Общие понятия о диагнозе и дифференциальном диагнозе

Врожденные заболевания с поражением нервной системы
Хромосомные болезни
Детские церебральные параличи
Гидроцефалия
Микроцефалия
Наследственные болезни обмена веществ

Наследственные болезни обмена аминокислот
Болезни обмена липидов
Болезни обмена мукополисахаридов
Гепатоцеребральная дистрофия

Мышечные  дистрофии
Факоматозы
Инфекционные болезни нервной системы

Менингиты
Энцефалиты
Арахноидиты
Полиомиелиты

Мозговой ревматизм
Нарушения мозгового кровообращения
Черепно-мозговая травма
Эпилепсия
Опухоли головного мозга
Минимальная мозговая дисфункция
Неврозы
Психопатия
Алкоголизм и наркомании
Лечение заболеваний нервной системы
Современные методы лечения заболеваний нервной системы
Абилитация и реабилитация

Роль педагога-дефектолога в восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы
Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы
Принципы абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей
Принципы абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей
Принципы абилитации детей с детскими церебральными параличами
Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития

Принципы реабилитации детей с заиканием

Значение трудотерапии в реабилитации больных
Деоитология в невропатологии
Больной ребенок в семье
Медико-педагогический персонал — ребенок
Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога
Врач — педагог-дефектолог — средний медицинский персонал

Врач — педагог-дефектолог — родители и родственники больного

Врач — педагог-дефектолог — больной — окружение больного

Организация лечебио-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями
Литература

Источник

ПРЕДИСЛОВИЕ
К ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Этот
учебник написан Левоном Оганесовичем
Бадаляном — талантливым неврологом,
академиком Российской академии наук и
Российской Академии образования.
Л.О.Бадалян (1929—1994) был не только
выдающимся неврологом, реально развившим
клиническую генетику в нашей стране
после долгих лет ее гонений, но и
крупнейшим организатором медицины и
популяризатором научных идей. Талант
его, как и незаурядная личность, был
многогранен и трудно поддается описанию
простыми словами. Очень красивый внешне
человек, он любил искусство во всех его
проявлениях, прекрасно знал поэзию,
художественную литературу, театр и кино
и был дружен со многими крупнейшими
деятелями культуры — А. Вознесенским,
Б. Бертолуччи, Ю.П. Любимовым, М.Таривердиевым
и многими другими. Прекрасный лектор,
обладавший необыкновенным даром
красноречия, он не понаслышке имел
представление об этике и деонтологии
врача. Остается только поражаться его
дару предвидения и предвосхищения тех
проблем, которые спустя многие годы
только начинают затрагиваться в печати
и дискуссиях ученых. Современный поворот
в жизни нашей страны сделал актуальными
те высказывания Л. О. Бадаляна, которые
еще десять лет назад он остерегался
публиковать. По его выражению,
неврологические заболевания имеют
яркое отличие от заболеваний других
органов, приводя в первую очередь к
школьной дезадаптации ребенка. Говоря
о том, что является первой и главной
проблемой, с которой сталкиваются
ребенок и родители, он отмечал: “Если
при соматических заболеваниях ведущие
жалобы боли, недомогание, то при многих
нервных заболеваниях пугающе яркие
дефекты: паралич, атаксия, утрата
чувствительности, нарушения зрения,
потеря речи и т.д.”.

Л.
О. Бадалян, разрабатывавший проблемы
детской неврологии, особенно высоко
оценивал научное наследие В.М.Бехтерева
и искренне преклонялся перед его
личностью. Л. О. Бадалян был первым
ученым, сделавшим детскую неврологию
отраслью медицины, положившим в ее
основу принцип охраны мозга ребенка.
Этот принцип он широко пропагандировал
как принцип воспитания Детей, выступая
с многочисленными лекциями на радио,
телевидении и в печати. В интервью
незадолго до своей смерти он задал
вопрос: “Почему при пятидневной рабочей
неделе трудящихся нашей страны дети
имеют шестидневную учебную неделю, ведь
лишний день родители могли бы посвятить
общению с ребенком”.

Л.О.Бадалян
призывал относиться к ребенку как к
индивидуальности, уделяя большое
внимание гармоничному развитию его
личности и мышления, а не заполняя его
память большим количеством фактического
материала.

Конечно,
было бы правильнее сегодня изменить
название учебника: вместо “Невропатология”
назвать его “Неврология”. Неврология
_ это наука о развитии нервной системы,
об анатомии и физиологии мозга и
периферической нервной системе, а также
о функционировании нервной системы в
норме и патологии. Это как раз то, что
необходимо знать педагогу-дефектологу
при работе с детьми. Однако из уважения
к памяти ученого оставим прежнее
название.

Учебник
в целом посвящен описанию развития
нервной системы (онтогенезу) и формированию
важнейших систем мозга. Отдельные главы
посвящены функциональной анатомии
нервной системы, методам исследования
и основным заболеваниям. Материалы,
представленные в некоторых главах,
устарели, поэтому, в частности, полностью
заменен раздел “Эпилепсия”. Исправлено
и дополнено описание некоторых методов
исследования.

Доктор
медицинских наук, профессор А.
С. Петрухин

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

НЕВРОПАТОЛОГИЯ — РЕЧЬ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ, Бадалян Л.О.

АЛАЛИЯ ЭТО НЕ РАВНО СОХРАННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, алалия (или дисфазия по международной классификации) это нарушение функции речевых зон, и это может быть при разном уровне интеллекта, а также и индивидуально — одним диагнозом, причиной состояния, так и в сочетании с другими нарушениями — дизартрией и т.д. Именно поэтому алалия описывается как «системное недоразвитие речи», в логопедии этим обозначают патологию речи при тяжелых нарушениях — умственной отсталости и т.д., а при задержках развития используют обозначение «онр» — общее недоразвитие речи.

«Алалии относятся к числу наиболее тяжелых расстройств развития речи. Алалия — системное недоразвитие речи центрального генеза. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащий в основе алалии, может являться врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. Причиной алалии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов.

В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого неба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков.

Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую организацию.

Читайте также:  Методы оценки уровня развития ребенка

Речь — важнейшая функция человека, поэтому в ее осуществлении принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы.

Сложность, многоступенчатость речевых механизмов обусловливает и разнообразие речевых расстройств. При нарушении иннервации речевого аппарата возникает дизартрия — нарушение артикуляции, которая может быть обусловлена центральным или периферическим параличом речедвигательного аппарата, поражением мозжечка, стриопаллидарной системы.

Различают также дислалию — фонетически неправильное произношение отдельных звуков. Дислалия может носить функциональный характер и при логопедических занятиях довольно успешно устраняется. Под алалией понимают задержку речевого развития. Обычно к 1,5 годам ребенок начинает говорить, но иногда это происходит значительно позже, хотя ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь. Задержка речевого развития влияет и на психическое развитие, поскольку речь — важнейшее средство информации для ребенка. Однако встречаются и случаи алалии, связанные со слабоумием. Ребенок отстает в психическом развитии, и поэтому у него не формируется речь. Эти различные случаи алалии необходимо дифференцировать, так как они имеют разный прогноз.

С развитием речевой функции в доминантном полушарии (у правшей — в левом, у левшей — в правом) формируются гностические и практические речевые центры, а впоследствии — центры письма и чтения.

Корковые речевые растройства представляют собой варианты агнозий и апраксий. Различают экспрессивную (моторную) и импрессивную (сенсорную) речь. Корковое нарушение моторной речи является речевой апраксией, сенсорной речи — речевой агнозией. В некоторых случаях нарушается вспоминание нужных слов, то есть страдают механизмы памяти. Речевые агнозии и апраксии называются афазиями.

Следует помнить, что нарушения речи могут быть следствием общей апраксии (апраксия туловища, конечностей) или оральной апраксии, при которой больной теряет навык открывать рот, надувать щеки, высовывать язык. Эти случаи не относятся к афазиям; речевая апраксия здесь возникает вторично как проявление общих праксических расстройств.

Речевые расстройства в детском возрасте в зависимости от причин их возникновения можно разделить на следующие группы:

1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:
(1) афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;
(2) алалии — системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;
(3) дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрий.

2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
(1) заикание;
(2) мутизм и сурдомутизм.

3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).

4. Задержки речевого развития различного генеза (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности etc.).

Сенсорная афазия (афазия Вернике), или словесная глухота, возникает при поражении левой височной области (средние и задние отделы верхней височной извилины). А. Р. Лурия выделяет две формы сенсорной афазии: акустико-гностическую и акустико-мнестическую.

Основу дефекта при акустико-гностической форме составляет нарушение слухового гнозиса. Больной не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы при отсутствии глухоты (рассматривается фонематический анализ), в результате чего искажается и нарушается понимание смысла отдельных слов и предложений. Выраженность этих нарушений может быть различной. В наиболее тяжелых случаях обращенная речь вообще не воспринимается и кажется речью на иностранном языке. Эта форма возникает при поражении задней части верхней височной извилины левого полушария — поле 22 Бродмана.

Сенсорный центр речи хранит звуковые образцы слов, является гностическим центром речи, поэтому его поражение приводит к речевой агнозии, когда больной имеет нормальную остроту слуха, однако не узнает звуков речи, не понимает смысла слов. Слуховой центр при этом остается неповрежденным.

Между сенсорным и моторным центром речи существует тесная связь, поэтому при поражении центра Вернике искажается также моторная речь, контроль над собственной речью нарушен. Больной употребляет ненужные слова, ошибается при употреблении слогов и букв, говорит излишне много. Наблюдается повышенная речевая активность (логорея) с большим количеством парафазий (искажение, неточное употребление слов) и с персеверациями, когда больной на различные по смыслу вопросы отвечает одним и тем же словом. Тот же характер носит нарушение понимания письменной речи (алексия). Больной не в состоянии читать. В отдельных случаях он может правильно читать вслух, но не понимает прочитанного и не сознает допускаемых им ошибок. В чтении и письме отмечаются пропуски букв, перестановки слов и слогов с грубым искажением смысла слов. В письме под диктовку может отмечаться слитное написание двух слов — контаминации. В тяжелых случаях письмо распадается полностью, в более легких — нарушается звуковой состав слов. Особенностью афазии в детском возрасте является частое сочетание моторных и сенсорных нарушений, а также более выраженные расстройства мышления, иногда и поведения. Несмотря на частоту черепно-мозговых травм в детском возрасте, афазия у детей наблюдается относительно редко, что связано с большими компенсаторными возможностями детского мозга и незаконченной дифференциацией корковых центров.

В редких случаях встречается особая форма сенсорной афазии — «субкортикальная», или «чистая» словесная глухота, когда нарушено только понимание устной речи при сохранности понимания письменной речи и чтения. Встречаются также случаи, когда нарушено понимание устной речи, но сохраняется повторение услышанного. Субкортикальная сенсорная афазия появляется при ограниченных очагах и связана с поражением ассоциативных связей сенсорного центра речи и слухового анализатора, который остается неповрежденным.

При акустико-мнестический афазии поражается кора средних отделов левой височной области (поле 37 и отчасти поле 21). Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов. В этих случаях прерываются ассоциативные связи между моторным и сенсорным центрами речи, а также со зрительным анализатором. При амнестической афазии грамматическая структура фраз остается правильной, однако трудности речи связаны с подбором нужных слов. Подобные расстройства наблюдаются и в письменной речи, хотя и устную, и письменную речь больной хорошо понимает.

Читайте также:  Развитие потребностей мотивов и целей ребенка

Основным нарушением речи является наличие большого числа вербальных парафазий: затруднение при назывании предметов. Причем подсказка первых слогов обычно не помогает. Понимание речи при этой форме более сохранно, не наблюдается также грубого распада звуковой и смысловой структуры слов, поэтому письмо может остаться более сохранным.

Семантическая афазия обусловлена поражением височно-теменно-затылочной облатси левого полушария. Основным признаком семантической афазии являются затруднения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, особенно таких, которые выражают пространственные отношения. В связи с этм больные затрудняются в понимании и выполнении инструкций типа: «нарисуй точку над кружком» или «кружок над точкой», в понимании грамматических структур, отражающих сравнительные отношения (больше — меньше, старше — младше, выше — ниже etc.), а также временно-пространственные (перед, после etc.). При семантической афазии отмечается забывание слов. Однако в отличие от акустико-мнестического варианта сенсорной афазии подсказка первого звука или слога помогает больным воспроизвести все слово.

Моторная афазия (афазия Брока, речевая апраксия) возникает при поражении задней части нижней лобной извилины, что соответствует смежным центрам передней центральной извилины для движений гортани, губ и языка, при посредстве которых совершается артикуляция. Моторная афазия в большинстве случаев характеризуется сочетанным нарушением экспрессивной устной речи (разговорная речь) и письменной речи (аграфия). Больной понимает речь, но не может говорить, хотя у него нет паралича языка, губ, гортани или мягкого неба; он утратил «память приемов произношения». В тяжелых случаях больной вначале совершенно лишен речи, затем речь выражена в виде бессмысленных звукосочетаний («речевые остатки»). В более легких случаях у больного сохраняются только некоторые слова, из которых он строит простые предложения. Предложения очень разнообразны. В них преобладают имена существительноые и инфинитивные формы глаголов.

Это своеобразный «телеграфный стиль» больного с моторной афазией. Характерной особенностью моторной афазии является искажение слов в результате перестановки или пропуска отдельных звуков или букв — литеральная парафазия (от слова «литер» — буква). Кроме того, слова могут искажаться за счет замены одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению — вербальные парафазии.

Характерной особенностью устной речи больных с моторной афазией являются нарушения грамматического строя речи (неправильные окончания независимо от грамматических правил, пропуски предлогов etc.) — аграмматизмы. В меньшей степени страдает повторение. Больной обычно говорит медленно, неохотно и мало. Употребление чисел, как правило, также нарушено. Процессы мышления сохранены и больной сознает ошибки своей речи.

Сходные нарушения наблюдаются и в письменной речи, так как письменная речь находится в тесной связи с устной. Особенно страдает произвольная письменная речь или письмо под диктовку, тогда как списывание возможно, поскольку пути от зрительного анализатора к корковому центру руки не нарушены. Написание простых, привычных фраз может быть сохранным, написание более слжных фраз вызывает характерные нарушения, которые сходны с нарушениями в устной речи. Это прежде всего аграмматизмы, пропуски и перестановки букв в словах — литеральные параграфии. Отмечаются также замены слов другими, имеющими совершенно различный смысл (вербальные параграфии).

Понимание обращенной речи относительно сохранено, но обычно ограничивается пределами обихода. Понимание же более сложных грамматических конструкций вне связи с обыденной жизнью, как правило, вызывает затруднение.

Чтение обычно всегда нарушено и часто невозможно. Если чтение частично сохраняется, то в нем наблюдаются те же нарушения, что и в устной речи и письме. Это прежде всего перестановки букв в словах, что называется паралексией.

Чтение приобретает характер угадывающего, нарушается понимание смысла прочитанного.
Встречаются особые формы моторной афазии, когда нарушена только устная речь (чистая моторная афазия) при полной сохранности письменной речи или когда нарушены произвольная речь и письмо, а повторение и списывание сохранены.

Выраженность нарушений мышления зависит как от тяжести самого болезненного процесса, вызвавшего афазию, так и от состояния интеллекта больного до болезни, его общего культурного и профессионального уровня. В одних случаях мышление мало нарушено и больной полностью критичен к нарушениям своей речи, осознает и переживает свои ошибки, в других — нарушаются абстрактные формы мышления, снижается критика к своему состоянию.

Тотальная афазия возникает при обширных повреждениях доминантного полушария головного мозга. Больной лишается способности употреблять и понимать слова в связи с поражением как сенсорного, так и моторного центра речи.

Среди других видов речевых расстройств следует указать на заикание и мутизм. Под мутизмом в данном случае понимается немота, которая возникла у больного, владеющего речью. В детском возрасте встречается реактивный мутизм как невротическое проявление. Внезапно возникший мутизм может быть началом шизофрении.

Афазии в детском возрасте встречаются редко. У маленьких детей, которые только начали говорить, возможна утрата речи после тяжелых заболеваний, травм. Если эта потеря речи не связана с органическими поражениями головного мозга, то речевая функция восстанавливается.

Алалия — системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Алалия отмечается только в детском возрасте при раннем поражении мозга в возрасте до 2,5-3 лет, то есть когда ребенок еще не овладел речью как средством общения. Алалии, как и афазии, делятся на моторные и сенсорные.

Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи. Недоразвита как лексико-грамматическая, так и фонетическая сторона речи. Ребенок испытывает специфические затруднения в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). Отмечаются недоразвитие активного словаря, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Последние, как и при моторной афазии, связаны с проявлениями оральной апраксии. Понимание обращенной речи относительно сохранено, однико при специальном обследовании выявляется недостаточность и сенсорной речи, особенно ее семантической стороны (обычно затруднено понимание различных логико-грамматических конструкций). При моторной алалии наблюдаются также нарушения письменной речи.

При сенсорной алалии нарушено понимание обращенной речи, но сохранен элементарный слух. Отмечается недостаточность более высокого уровня слухового восприятия (нарушения слухового гнозиса), поэтому ребенок не понимает обращенной речи. При сенсорной алалии всегда имеет место недоразвитие и моторной речи. Это связано с тем, что развитие понимания речи, накопление сенсорного словаря всегда предшествуют формированию собственной речи ребенка.»

Источник