Возрастные особенности развития нервной системы ребенка кратко

(Изучением строения центральной нервной системы занимались Сеченов, а затем Павлов.)

Наиболее важным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы.

Возрастные особенности развития нервной системы, воздейсвие факторов среды на организм детей и подростков.

I новорожденный—1—10 дней;

II грудной возраст—10 дней—1 год;

III раннее детство—1—3 года;

IV первое детство—4—7 лет;

V второе детство—8—12 лет мальчики, 8—II лет девочки;

VI подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;

VII юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет девушки.

На первом году жизни происходят наиболее выраженные изменения и каждый месяц сопровождается появлением качественно новых, ощутимых показателей развития, позволяющих достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни (аналогичные процессы невозможно наблюдать ни в каких других возрастных периодах).

Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) — в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, — 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки — в 11 мес. и т.д.

Характерным показателем возрастной динамики развития ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных).

Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы (обеспечивает управление ритмом движения вследствие контроля чередования сгибателей и разгибателей).

Каждый из рефлексов (защитный, Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых, поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому.

Старший дошкольный возраст

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают силы и подвижность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения.

Дети способны теперь сосредотачивать внимание в течении 15 — 20 мин. и более. Выработанные условные реакции менее поддаются внешнему торможению при действии экстерораздражителей. Внутреннее торможение становится более сильным. Угашение и дифференцирование вырабатывается почти вдвое быстрее, чем у детей 3 — 5 лет, длительнее становятся периоды удержания тормозного состояния. Однако выработка всех видов условного торможения представляет еще большую трудность для нервной системы.

У детей 5 — 7 лет отмечается также возрастание функционального значения второй сигнальной системы. Роль «первых сигналов действительности», т.е. непосредственных ощущений и представлений, остается еще значительной, но словесное мышление начинает оказывать все более сильное влияние и на реакции 1-й сигнальной системы.( Сигнальная система – это система условно и безусловно рефлекторных связей всшей НС человека и животных. Первая СС развита и у человека и у животных. Вторая СС развита только у человека. Если произнести слово лимон ,то человек его представит, поймет какой он на вкус и тд (сработала вторая СС), но если у него начнет вырабатыватьс слюна то это уже действие первой СС) Есть данные, что именно в этом периоде появляются зачатки так называемой внутренней речи. После 5 лет оказывается возможным словесное внушение.

К 6-7 годам для детей оказывается доступным выделение общих или групповых признаков. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже абстрагированы от действий. В связи с началом обучения чтению и письму слово приобретает все более выраженные абстрагирующие свойства.

У детей старшего дошкольного возраста отражение действительности проявляется также в том, что к 7 годам ребенок оказывается в состоянии удерживать программу действий из ряда движений. Как известно, реакции с предвидением результатов действия формируется при участии любой коры. Именно к 7-летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий..

Имеются данные о том, что степень вероятности подкрепления начинает отказывать влияние на ход выработки условных рефлексов лишь у детей старше 5 лет. До этого времени выработка условных рефлексов происходит по принципу «максимализации», когда даже минимальная степень вероятности подкрепления приводит к упорному повторению положительного условного рефлекса (приобретает максимальный эффект). Известно, что вероятностный принцип реагирования определяется функцией лобных долей, а принцип максимализации — функцией лимбической системы.

Эти факты являются еще одним свидетельством того, что уровень сложности ассоциативной деятельности мозга находится в зависимости от степени зрелости лобных областей.

Таким образом, возраст с 5 до 7 лет представляет собой период активного формирования всех основных проявлений высшей нервной деятельности ребенка.

Младший школьный возраст

Это очень ответственный этап развития деятельности мозга изучен крайне недостаточно. Влияние новых требований, предъявляемых нервной деятельности детей, влияние систематического обучения не подвергнуты пока должному анализу. По данным Ивана-Смоленского и его сотрудников, у детей в возрасте 7-10 лет основные свойства нервных процессов приближаются по характеристикам к таковым у взрослых людей: отмечаются хорошо выраженные индукционные отношения, последовательное торможение быстро концентрируется, т.е. оказывает сильное влияние на процесс возбуждения. Происходит дальнейшее развитие и стабилизация тех отношений, которые были достигнуты в предыдущем возрасте.

В ряде исследований изучались типологические особенности высшей нервной деятельности детей. Красногорским и Ивановым-Смоленском были сделаны попытки классификаций ее типов. Красногорский взял за основу соотношение возбудимости коры подкорковых отделов и выделил четыре типа: 1) центральный, уравновешенный тип, 2) кортикальный тип с преобладанием корковых процессов над подкорковыми, 3) подкорковый — с преобладанием субкортикальных процессов и 4) гиподинамический — с пониженной возбудимостью, как коры, так и подкорковых отделов. Эти четыре типа со своими характеристиками очень близко совпадают с четырьмя основными Павловскими типами.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка книги онлайн

Некоторыми авторами делались попытки использовать двигательные реакции как показатель типологических особенностей нервной системы. Однако до сих пор остается неясным, отражают характеристики двигательных реакций лишь особенности двигательного анализатора или нейродинамики вообще. Сила и подвижность нервных процессов с возрастом развиваются, изменяется и баланс обоих нервных процессов. Соответственно изменяются и типологические особенности. По-видимому, о типе нервной деятельности у детей можно говорить лишь очень условно. Проблема эта, однако, имеет большое практическое значение и требует разработки.

Переходной период

Период с 11-13 лет у девочек и с 13-15 лет у мальчиков является первой фазой переходного возраста.

В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителями; имеет место развития фазовых состояний в высшей нервной деятельности. Ряд данных свидетельствует об общем повышением возбудимости центральной нервной системы в этот период. Возрастает число интерсигнальных реакций, дифференцирование ухудшается. Появляется широкая генерализация возбуждения, которая выражается в том, что все реакции теперь сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища, подобно тому, как это было в раннем детстве.

В экспериментальных исследованиях обнаруживается тенденция к широкому обобщению предъявляемых раздражителей, как непосредственных, так и словесных; одновременно отмечается увеличение латентных периодов условных реакций. Изменяется и речь подростков: она замедляется, ответы становятся лаконичными и стереотипные. Для того чтобы получить исчерпывающий ответ, необходимо задать ряд дополнительных вопросов. Это заставляет предполагать известные ослабления высшего функционального уровня корковой деятельности — 2_й сигнальной системы — и как результат этого — усиление функции 1_й сигнальной системы. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что скорость образования условных рефлексов на непосредственные (зрительные, звуковые, тактильные) раздражители теперь возрастают, в то время как процесс образования условных связей на словесные сигналы затрудняется. На речевые раздражители подростки реагируют медленнее, чем на непосредственные: латентные периоды реакции на речевые раздражители возрастают.

Вторая фаза переходного периода считается с 13-15 лет у девочек и с 15-17 лет у мальчиков. Это наиболее критическая и бурно протекающая полоса в развитии подростков. К сожалению, работ по экспериментальному изучению высшей нервной деятельности в этот период очень мало и не все данные являются вполне бесспорными. В этот период у подростков наблюдается психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного стояния в другое — от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации, резко критическое отношение к окружающим взрослым, чрезвычайная обидчивость, у девочек склонность к слезам. Высшая нервная деятельность дает картину дальнейшего нарастания общего возбуждения и ослабления всех видов условного торможения. У подростков во 2-й фазе переходного периода очень часты проявления негативизма и аффективных состояний, именно как следствие развития фазовых состояний. Однако следует подчеркнуть, что в этот период роль высшего функционального уровня кортикальной деятельности 2-й сигнальной системы — начинает опять возрастать. Согласно его данным, с 15-17 лет роль словесных сигналов снова возрастают, а латентные периоды на словесные раздражители уменьшаются.

В возрасте 15-17 лет организм может считаться созревшим. Если на всех выше описанных этапах развития были созданы благоприятные условия, то с этого времени функции больших полушарий уже дает картину более или менее уравновешенной и гармонической деятельности.

Источник

                                                  
СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение………………………………………………………………..с. 3        
  2. Возрастные особенности нервной системы………………………….с. 4
  3. Возрастные особенности высшей нервной деятельности…………….с. 8

Период новорожденности 
и младенческий возраст   (от 0 до 1года)………с.
9 Ранний возраст (с 1 года  до  3 лет)………………………………………….
с. 9

Дошкольный возраст (от
3 до 7 лет)………………………………………….с. 11

Младший школьный возраст
(с 7 до  11-12 лет)……………………………с. 12

Подростковый и юношеский 
возраст………………………………………..с. 14

Список литературы……………………………………………………………с.
16

                                            Введение.    

      В процессе онтогенеза отдельные
органы и системы созревают постепенно
и завершают свое развитие в разные сроки
жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает
особенности функционирования организма
детей разного возраста. Возникает необходимость
выделения определенных этапов или периодов
развития. Основными этапами развития
являются внутриутробный и постнатальный,
начинающийся с момента рождения. Во время
внутриутробного периода закладываются
ткани и органы, происходит их дифференцировка.
Постнатальный этап охватывает все детство,
он характеризуется продолжающимся созреванием
органов и систем, изменениями физического
развития, значительными качественными
перестройками функционирования организма.
Гетерохрония созревания органов и систем
в постнатальном онтогенезе определяет
специфику функциональных возможностей
организма детей разного возраста, особенности
его взаимодействия с внешней средой.
Периодизация развития детского организма
имеет большое значение для педагогической
практики и охраны здоровья ребенка. 
В современной науке нет общепринятой
классификации периодов роста и развития
и их возрастных границ.  В жизненном
цикле человека до достижения зрелого
возраста выделяют следующие периоды:
I новорожденный 1-10 дней; II грудной возраст
10 дней 1 год; III раннее детство 1-3 года;
IV первое детство 4-7 лет; V второе детство
8-12 лет мальчики, 8-11  лет девочки; VI подростковый
возраст 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
VII юношеский возраст 17-21 год юноши, 16-20
лет девушки. Каждый возрастной период
характеризуется своими специфическими
особенностями. Переход от одного возрастного
периода к последующему обозначают как
переломный этап индивидуального развития,
или критический период. Продолжительность
отдельных возрастных периодов в значительной
степени подвержена изменениям. Как хронологические
рамки возраста, так и его характеристики
определяются, прежде всего, социальными
факторами.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном возрасте психология лисина

                          
Возрастные   особенности  
нервной  системы.

        Нервная система
координирует и регулирует деятельность
всех органов и систем, обеспечивая функционирование
организма как единого целого; осуществляет
адаптацию организма к изменениям окружающей
обстановки, поддерживает постоянство
его внутренней среды. Топографически
нервную систему человека подразделяют
на центральную и периферическую. К центральной нервной системе
относят спинной и головной мозг. Периферическую нервную систему
составляют спинномозговые и черепные
нервы, их корешки, ветви, нервные окончания,
сплетения и узлы, лежащие во всех отделах
тела человека. Согласно анатомо-функциональной
классификации, нервную систему условно
подразделяют на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система
обеспечивает иннервацию тела — кожи, скелетных
мышц. Вегетативная нервная система
регулирует обменные процессы во всех
органах и тканях, а также рост и размножение,
иннервирует все внутренние органы, железы,
гладкую мускулатуру органов, сердце.

                                          Головной мозг.

       Масса головного мозга новорожденного 
относительно велика:

340 — 400 г. (у мальчиков на 15 — 20  г больше). По
массе головной мозг наиболее развитый
орган, но это не характеризует его функциональных
возможностей.  Увеличение массы мозга
происходит интенсивно до 7 – летнего
возраста. Мозг достигает максимальной
массы к 20 – 30 летнему возрасту. Первые
1-2 года жизни головной мозг растет быстрее
спинного, в дальнейшем спинной мозг растет
быстрее головного.

                                          Спинной мозг.

        К моменту рождения ребенка
наиболее зрелыми являются спинной мозг
и стволовые структуры головного мозга,
обеспечивающие жизненно важные функции.

   Масса спинного мозга у новорожденного
равна 3 — 4 г (0,1℅ массы тела), к 6 месяцам
она удваивается, к 11-увеличивается в 3
раза. К 3 годам становится в 4 раза больше,
чем у новорожденного, а к 6 годам – в 5
раз. К 20 годам масса мозга уже в 8 раз больше,
чем у новорожденного, и становится такой,
как у взрослого. Спинной мозг у новорожденного
относительно длиннее, чем у взрослого.
Его длина равна 14-16см, что составляет
30℅ длины тела. К 12 годам его толщина удваивается
и в дальнейшем почти не изменяется. Диаметр
канала спинного мозга у новорожденных
относительно больше, чем у детей старшего
возраста и у взрослых.  Спинной мозг
новорожденного заканчивается на уровне
нижнего края 2-го или 3-го поясничного
позвонка. К концу первого года жизни он
занимает такое же положение, как и у взрослых,-
находится на уровне 1-2-го поясничного
позвонка. Ко времени рождения все нервные,
и глиальные клетки спинного мозга хорошо
развиты и по структуре не отличаются
от клеток у детей дошкольного возраста.
У детей старшего возраста они становятся
крупнее.

Продолговатый
мозг.

    Продолговатый мозг к моменту рождения
вполне развит и созрел в функциональном
отношении. Его масса вместе с мостом у
новорожденного равна 8 г, что составляет
2℅ массы головного мозга.   Нервные
клетки новорожденного имеют длинные
отростки, в их цитоплазме содержится
тигроидное вещество. Пигментация клеток
усиленно проявляется с 3 – 4 -летнего возраста
и увеличивается вплоть до периода полового
созревания. К полутора годам жизни ребенка
увеличивается количество клеток центра
блуждающего нерва и хорошо дифференцированы
клетки продолговатого мозга. Значительно
увеличивается длина отростков нейронов.
К 7 годам жизни ядра блуждающего нерва
сформированы также как и у взрослого.

                 
Мост.

   Мост у новорожденного расположен выше
по сравнению с его положением у взрослого,
а к 5 годам располагается на том же уровне,
как и у взрослого. Развитие моста связано
с  формированием ножек мозжечка и установлением
связей мозжечка с другими отделами центральной
нервной системы. Внутреннее  строение
моста у ребенка не имеет отличительных
особенностей по сравнению со строением
его у взрослого человека. Ядра расположенных
в нем нервов к периоду рождения сформированы.

                                          Мозжечок.

      Масса мозжечка у новорожденного 
составляет 20,5-23 г, в 3 месяца она удваивается,
а у 6-месячного ребенка равна 62-65 г. Наиболее
интенсивно мозжечок растет в первый год
жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда
ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого
ребенка масса мозжечка увеличивается
в 4 раза и в среднем составляет 84-95 г. После
этого наступает период медленного роста
мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются
к размерам у взрослого. К 6 годам его масса
достигает нижней границы массы мозжечка
у взрослого. У 15 -летнего ребенка масса
мозжечка – 149г. Интенсивное развитие
мозжечка происходит и в период полового
созревания. Серое и белое вещество мозжечка
развивается неодинаково. У ребенка 
рост серого вещества осуществляется 
относительно медленнее, чем белого. Так,
от периода новорожденности до 7 лет количество
серого вещества увеличивается приблизительно
в 2 раза, а белого – почти в 5 раз.

   Клеточное строение коры мозжечка 
у новорожденного значительно отличается
от взрослого. Ее клетки во всех слоях
отличаются по форме, размерам и количеству
отростков. В период новорожденности и
первых дней жизни разрушение клеток мозжечка
существенно не отражается на регулируемых
им функциях. Становление рефлекторной
функции мозжечка связано с формированием
продолговатого, среднего и промежуточного
мозга.

     Средний мозг.

    У новорожденного масса среднего мозга
составляет 2,5 г.  Его форма и строение
почти не отличаются от среднего мозга
взрослого. Ядро глазодвигательного нерва
хорошо развито, его волокна миелинизированы.
Хорошо развито красное ядро, его связи
с другими отделами мозга формируются
раньше, чем пирамидная система. У новорожденного
черная субстанция представляет собой
хорошо выраженное образование, клетки
которого дифференцированы и их отростки
миелинизированы. Значительная часть
клеток черной субстанции не имеет характерного
пигмента (меланина), который появляется 
с 6 месяцев жизни и максимального развития
достигает к 16 годам. Развитие пигментации
находится в прямой связи с совершенствованием
функций черной субстанции.

Читайте также:  Семейная академия центр развития ребенка

    Промежуточный мозг.

   Промежуточный мозг, включает две важнейшие
структуры: таламус (зрительный бугор)
и гипоталамус (подбугровая область). Усиленный
рост зрительного бугра осуществляется
в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого
он достигает к 13 годам жизни. Гипоталамус
играет важнейшую роль в регуляции вегетативной
нервной системы. Ядра гипоталамуса созревают
в разное время, в основном к 2 – 3 годам.
К моменту рождения структуры серого бугра
еще полностью не дифференцированы, что
приводит к несовершенству теплорегуляции
у новорожденных и детей первого года
жизни. Дифференциация клеточных элементов
серого бугра заканчивается позднее всего 
к 13 – 17 годам. В процессе роста и развития
промежуточного мозга уменьшается количество
клеток на единицу площади и увеличивается
размер  отдельных клеток и число проводящих
путей. Отмечают более быстрые  темпы
формирования гипоталамуса по сравнению
с корой больших полушарий.

Кора больших 
полушарий.

     К моменту рождения кора больших полушарий
имеет такое же количество нервных клеток
(14 – 16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные
клетки новорожденного незрелы по строению,
имеют простую веретенообразную форму
и очень небольшое количество отростков. 
Серое вещество коры больших полушарий
плохо дифференцировано от белого. Кора
больших полушарий относительно значительно
тоньше, чем у взрослого; корковые слои
слабо дифференцированы, а корковые центры
недостаточно сформированы. После рождения
кора больших полушарий развивается быстро.
Соотношение белого и серого вещества
к 4 месяцам приближается к соотношению
у взрослого. После рождения идет дальнейшая
миелинизация нервных волокон в разных
отделах головного мозга, но в лобных и
височных долях этот процесс находится
в начальной стадии. К 9 месяцам миелинизация
в большинстве волокон коры больших полушарий
достигает хорошего развития, за исключением
коротких ассоциативных волокон в лобной
доле.

    Изменения функциональной организации
мозга в раннем возрасте связаны, прежде
всего, с дальнейшим созреванием коры
больших полушарий. Интенсивное увеличение
ширины коры и ее слоев происходит на первом
году жизни, постепенно замедляясь и прекращаясь
в разные сроки — к 3 годам в проекционных,
к 7 годам в ассоциативных областях.

              
Возрастные   особенности  
высшей  нервной  деятельности.

     Нервная система, а вместе с ней и высшая
нервная деятельность у детей и подростков
достигают уровня взрослого человека
примерно к 20 годам. Весь сложный процесс
развития ВНД человека определяется как
наследственно, так и многими другими
биологическими и социальными факторами
внешней среды.  

  Период новорожденности
и младенческий возраст   (от 0 до
1года).

    Ребенок рождается  с определенным
набором врожденных, безусловно-рефлекторных,
реакций, и уже со 2-го дня жизни у него
начинают вырабатываться условные связи,
способствующие приспособлению к условиям
внешней среды.                                     
Некоторые исследователи считают, что
к их образованию мозг ребенка     
подготовлен уже в последние месяцы внутриутробного
развития. Возможность простых пищевых
условных реакций возникает уже на 1-2-е
сутки, а к концу первого месяца развития
образуются условные рефлексы с двигательного
анализатора и вестибулярного аппарата.  
Со 2-го месяца жизни образуются слуховые,
зрительные и тактильные рефлексы, а к
5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются
все основные виды условного торможения.
Большое значение в совершенствовании
условно-рефлекторной деятельности имеет
обучение ребенка. Чем раньше начато обучение,
т. е. выработка условных рефлексов, тем
быстрее идет их формирование впоследствии.   
К концу 1-го года развития ребенок относительно
хорошо различает вкус пищи, запахи, форму
и цвет предметов, различает голоса и лица.
Значительно совершенствуются движения,
некоторые дети начинают ходить. Ребенок
пытается произносить отдельные слова,
и у него формируются условные рефлексы
на словесные раздражители. Следовательно,
уже в конце первого года полным ходом
идет развитие второй сигнальной системы
и формируется ее совместная деятельность
с первой.

                                  
Ранний возраст (с 1 года до 3 лет).

     Изменения функциональной организации
мозга в раннем возрасте связаны, прежде
всего, с дальнейшим созреванием коры
больших полушарий.  2-й и 3-й год жизни
отличаются живой ориентировочной и исследовательской
деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется
«предметным» характером мышления, т.
е. решающим значением мышечных ощущений.
Эта особенность в значительной степени
связана с морфологическим созреванием
мозга, так как многие моторные корковые
зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности
уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой
функциональной полноценности. Основным
фактором, стимулирующим созревание этих
корковых зон, являются мышечные сокращения
и высокая двигательная активность ребенка.
Прямохождение, расширяет возможность
самостоятельно ознакомиться ребенку
с окружающей средой. Дальнейшее развитие
двигательных действий усложняет манипуляции
ребенка с предметами, ребенок учится
вкладывать  предметы один в другой,
нанизывать их.   Увеличивается разнообразие
манипуляций с кубиками, пирамидкой, карандашами,
бытовыми предметами (чашка, ложка, ботинки),
ребенок постепенно учится использовать
их по назначению. Путем проб и ошибок
начинается использование собственных
способов конструирования. При этом познаются
не только предметы как таковые, но и их
разнообразные свойства. В расширении
возможностей познавательной  сферы
важная роль принадлежит системе зрительного
восприятия.

Источник