Курсовая работа психологические особенности развития ребенка

Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Причины возникновения тревожности, особенности ее проявления и влияние на развитие самооценки у детей дошкольного возраста.

  • Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе. Психологическая характеристика и особенности эмоциональной сферы дошкольного возраста. Причины возникновения и гендерные особенности тревожности у дошкольников, рекомендации по ее уменьшению.

    курсовая работа, добавлен 11.04.2015

  • Изучение сущности, характеристики и возрастных особенностей сенсомоторного воспитания детей дошкольного возраста. Выявление способов развития мелкой моторки. Оценка роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста.

    курсовая работа, добавлен 23.01.2014

  • Главные особенности дошкольного периода. Характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка. Общее понятие о рефлексивном мышлении. Значение игрушки как средства психического развития.

    реферат, добавлен 19.10.2012

  • Теоретический анализ проблемы взаимосвязи уровня тревожности детей дошкольного возраста с уровнем тревожности матери. Изучение причин возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста. Анализ результатов диагностики.

    дипломная работа, добавлен 25.11.2019

  • Психическое развитие и деятельность. Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника. Игра и развитие речи ребенка. Ролевая игра в дошкольном возрасте. Работа педагога по формированию у детей игровой деятельности.

    реферат, добавлен 14.12.2012

  • Понятие эмоций с позиции различных авторских концепций. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Тревожность как состояние дошкольника. Эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 21.08.2016

  • Агрессивность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им вред, ее проявления в поведении детей дошкольного возраста. Игровая деятельность как средство профилактики агрессивности детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 10.09.2016

  • Особенности воображения в дошкольном возрасте. Роль изобразительной деятельности детей в развитии их воображения. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

    курсовая работа, добавлен 16.01.2011

  • Особенности развития детей младшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста. Условия успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников. Роль игр в развитии общения детей.

    реферат, добавлен 13.02.2016

  • Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества, детей раннего и дошкольного возраста. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста.

    реферат, добавлен 19.04.2013

  • Источник

    метки: Память, Развитие, Младший, Школьный, Процесс, Особенность, Исследование, Возраст

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ…3

    ГЛАВА l. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…6

    1.1 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста…61.2. Познавательное развитие детей младшего школьного возраст…10

    Вывод по первой главе…13

    ГЛАВА ll. ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, КАК ОДНОГО ИЗ ВАЖНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ…14

    2.1 Особенности развития памяти младшего школьника…14

    2.2 Организация исследования…16

    Вывод по второй главе…21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…,…22

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…23

    ПРИЛОЖЕНИЕ…25

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования проблемы: целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    Среди многообразия проблем современной психологии возрастные психологические особенности являются одной из популярных и интенсивно исследуемых.

    Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с системно-деятельностным подходом и личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей, к развитию у них познавательных психических процессов, к перестройке их с непроизвольного уровня на произвольный.

    Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень — ребенок уже не дошкольник и еще не школьник.

    По мнению Л.С. Выготского ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность: в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

    4 стр., 1910 слов

    Условия успешного вхождения ребенка в школьную жизнь.

    … детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры. Становясь участником разыгрываемых событий, дети … группами и обще­ством. Условия успешного вхождения ребенка в школьную жизнь. Самой большой трудностью, для первоклассника … психических процессов: памяти, внимания, воображения Формирование школьной мотивации Как бы ни старался учитель отбирать содержание …

    Читайте также:  Сочинение развитие ребенка до года

    В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7−8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельнорассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности

    Особое значение приобретает развитие мышления и логической памяти младшего школьника.

    В психологии память рассматривается как компонент общих и специальных психологических способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена как первичная умственная способность.

    Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. По мнению Выготского Л. С. без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

    В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постоянно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

    Объект исследования: особенности развития детей младшего школьного возраста.

    Предмет исследования: особенности развития памяти в младшем школьном возрасте, как одного из важных познавательных психических процессов.

    Цель исследования: рассмотреть психологические особенности младшего школьника и особенности памяти как важного познавательного психического процесса.

    Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что процесс развития памяти младших школьников будет эффективным, если будут созданы условия и использованы приёмы для её развития.

    11 стр., 5475 слов

    Экспериментальное исследование особенностей развития суждений и умозаключений дошкольников

    … исследования: анализ особенностей развития суждений и умозаключений детей дошкольного возраста детей в норме и с речевыми нарушениями. Объект исследования: дети дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности … новообразований связан с переходом к младшему школьному возрасту и появлением познавательной точки … и практическим опытом, закрепленным памятью. Основным условием развития мышления …

    Задачи:

    1.изучить литературу по теме психологических особенностей детей младшего школьного возраста

    2. изучить особенности психологии младших школьников

    3.изучить возрастные психологические особенности памяти младшего школьника.

    Методы исследования: для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплексный метод исследования, включающий различные аспекты: теоретический анализ психологической литературы по изучаемым проблемам — интерпретация научных данных, сравнительный анализ, систематизация и обобщение. Методологической основойявляютсяисследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. А. Смирнова, В. В. Давыдова, О. А. Андреева, Б. С. Волкова, К. П. Мальцевой и др.

    Практическая значимость исследования: знания о выявленных психологических особенностях детей начального школьного возраста и предложенные рекомендации могут быть использованы в процессе обучения такому иностранному языку как английский и воспитания учащихся.

    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 25 источников и 1 приложения. Работа иллюстрирована 2 схемами и 2 рисунками.

    ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1.1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

    Как отмечает В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования (Давыдов, 2009, с.22).

    Что же происходит с ребенком, когда он приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью.

    Как отмечал Б. С. Волков границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6−7 до 9−11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе (Волков, 2004, с.78).

    5 стр., 2189 слов

    Психология младшего школьника

    ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В.В.Давыдов В существующих работах и монографиях вы найдете, что ребенок младшего школьного возраста наглядно мыслит, найдете, каков у него объем внимания, как … не может ребенок и при каких условиях может. Сейчас возрастная психология находится на новом этапе. Вся предыдущая возрастная психология, в частности, психология младшего школьника, была …

    Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребно…

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Андреев, О.А. Техника тренировки памяти / О.А. Андреев- Екатеринбург: Кеси-Пресс, 2002.

    2. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф Ануфриева., Костромина С. Н. — 3-е изд., переработанное и доп. — М.: изд. Ось-89, 2003.

    Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка

    3. Асмолов, А.Г. От действия к мысли: пособия для учителя. / А.Г. Асмолов

    Г. В Бурменская., Володарская И. А. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

    4. Венгер, А.А. Психологическое обследование младших школьников / А. А., Венгер Цукерман. — М.: Владос-Пресс, 2005.

    5. Волко, Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С Волков — М.: Академический Проект, 2004.

    6. Выготский, Л.С. Педагогика. Собрание сочинений/ Л. С Выготский. — М., 2002.

    7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М. В. Гамезо — М: Педагогическое общество России, 2003.

    8. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии. / — Л. А., Головей Рыбалко Е. СПб.: Речь, 2005.

    9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 2009

    10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин — СПб Питер, 2004.

    11. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. / — И. В. Дубровина М.: Академия, 2006.

    12. Дубровина, И.В. Практическая психология образования./ И. В., Дубровина Прихожан А. М., Зацепин В. В. — 4-е изд., Питер, 2007.

    5 стр., 2418 слов

    Семинар 1. Периодизация возрастного развития (2часа)

    … .С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо, 2006.—1135с. Крайг Г. Психология развития. – СПб, : Питер, 2000. – 988 с. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека … в свете различных концепций. Литература: Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студ. пед. вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В …

    13. Дубровина, И.В. Психология. / И. В., Дубровина Данилова Е. Е., Прихожан А. М. — 3-е изд., стереотипное. — М.: изд. Академия, 2004.

    14. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь. / — Л. А. .Карпенко М.: Политиздат., 1995.

    15. Крайг, П. Психология развития / П.Крайг. — СПб.: Питер, 2010.

    16. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников/ В. А. Крутецкий — М.: Просвещение, 2006.

    17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет/ И. Ю. Кулагина — 2-е издание. — М.: УРАО, 2004.

    18. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. / И. Ю. Кулагина, Колюцкий В. Н. — М.: Творческий Центр Сфера, 2006.

    19. Мальцева, К.П. Особенности памяти младшего школьника// Психология младшего школьника/ К. П. Мальцева — М.: изд. АПН РСФСР, 2009.

    20. Марцинковская, Г. Д. Диагностика психологического развития детей: Пособие по практической психологии/ Г. Д. Марцинковская — М.: Линка-Пресс, 2007.

    21. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьника/ А.М. Матюшкин — М.: Педагогика, 2001.

    22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина- М.: Издательский центр Академия, 2000,

    23. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учеб. Заведений. / Р. С. .Немов — М.: Просвещение: Владос, 1995.

    24. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. / И. П. Подласый — М.: Владос, 2009.

    25. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. / Е. Е. Сапогова — М.: Аспект Пресс, 2010.

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Источник

    Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста. Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Причины возникновения тревожности, особенности ее проявления и влияние на развитие самооценки у детей дошкольного возраста.

  • Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Главная характеристика интенсивного развития словесной памяти. Основные причины возникновения детской беспокойности. Исследование оценки уровня тревожности и самооценки дошкольников.

    дипломная работа, добавлен 21.11.2015

  • Характеристика, психологические причины и проявления «кризиса 3-х лет». Сущность игры по Л.С. Выготскому. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства, центральные новообразования. Развитие восприятия, мышления и речи ребенка дошкольного возраста.

    реферат, добавлен 28.03.2012

  • Факторы, влияющие на поведение детей. Характеристика дошкольного возраста. Агрессия и ее основные причины. Негативизм поведения в первом возрастном кризисе. Анализ психологических проблем детей дошкольного возраста. Различие агрессии и агрессивности.

    Читайте также:  Индивидуальная программа развития одаренного ребенка по технологии

    курсовая работа, добавлен 10.09.2016

  • Особенности и закономерности развития детей дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Новообразования дошкольного возраста. Психологическая готовность дошкольника к школе. Психическое развитие детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 07.05.2018

  • Понятие «тревожность» в психолого-педагогической литературе. Особенности тревожности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Оценка тревожности воспитателем и учителем. Основные причины возникновения тревожности у дошкольников.

    дипломная работа, добавлен 29.03.2019

  • Основные новообразования дошкольного возраста. Развитие памяти и воображения, ощущения и восприятия, мышления и речи у детей в дошкольном возрасте. Психоэмоциональное состояние, отношения со сверстниками и причины кризиса детей в дошкольном возрасте.

    курсовая работа, добавлен 14.01.2013

  • Влияние взаимоотношений в семье на развитие тревожности детей старшего дошкольного возраста. Изучение особенностей детско-родительских отношений. Разработка психологической программы по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 09.12.2016

  • Тревожность, как проявление эмоциональной сферы. Возникновение тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Статусное положение детей с различными уровнями тревожности.

    курсовая работа, добавлен 28.05.2010

  • Основные причины возникновения и особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста. Изучение феномена страха в отечественных и зарубежных исследованиях. Возможности диагностики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 23.12.2015

  • Понятие, классификация и особенности механизмов тревожности дошкольников. Методы диагностики тревожности у детей. Эмпирическое исследование и психологическая характеристика гендерных аспектов тревожности на примере детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 30.03.2017

  • Источник

    Исследование проблемы одаренности детей в научной литературе. Психосоциальные особенности одаренного ребенка. Процесс раннего выявления, обучения и воспитания одаренного и талантливого ребенка как задача по совершенствованию образовательного процесса.

    Подобные документы

    • Исследование понятия способности, одаренности, таланта и гениальности. Анализ психоэмоциональной сферы одаренного ребенка. Обзор основных особенностей познавательных психических процессов. Характеристика взаимоотношений одаренного ребенка с окружающими.

      курсовая работа, добавлен 11.03.2013

    • Теоретические аспекты понятия одаренности. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Признаки одаренности – это особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности. Степень сформированности одаренности.

      курсовая работа, добавлен 08.03.2009

    • Научные исследования охватывали систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных детей. Специальные комплексные программы для одаренных учащихся. Психосоциальное развитие.

      дипломная работа, добавлен 05.01.2009

    • Понятие одаренности и виды ее проявления. Психологические особенности и проблемы одаренных детей. Познавательные способности и навыки. Особенности эмоциональной сферы. Возможности психодиагностического исследования талантливых детей разного возраста.

      курсовая работа, добавлен 07.02.2013

    • Понятие и характеристика одаренности, история ее изучения и специфика проявления в детском возрасте. Особенности психосоциального и физического развития одаренных и талантливых детей. Основные проблемы обучения, воспитания и развития детей-вундеркиндов.

      курсовая работа, добавлен 05.11.2011

    • Смысл проблемы сознания. Формирование условных рефлексов. Поведение ребенка с первых дней жизни. Развитие детской психологии. Процесс понимания и порождения метафор у детей. Мышление ребенка раннего возраста. Классификация и особенности явлений мышления.

      контрольная работа, добавлен 05.02.2012

    • Виды и проявления одаренности в детском возрасте. Формирование индивидуальных способностей. Возрастные особенности одарённых детей, проблемы развития. Обучение и воспитание одаренных детей в семье и школе. Оценка изученности проблемы детской одаренности.

      курсовая работа, добавлен 06.01.2015

    • Выявление проблем организации воспитания ребенка после развода. Виды и основные причины образования неполной семьи. Отношения детей и родителей в состоянии развода. Психологические проблемы детей. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

      курсовая работа, добавлен 12.10.2012

    • Понятие детской психической депривации, ее виды и формы. Влияние эмоциональной депривации ребенка на развитие в условиях его воспитания в социальной изоляции. Особенности и закономерности воспитания детей в приемных семьях. Процесс адаптации детей-сирот.

      курсовая работа, добавлен 11.09.2016

    • Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок». Одаренность как способность к выдающимся достижениям. Признаки и виды одаренности. Принципы и методы выявления одаренных детей. Факторы влияющие на развитие одаренности. Выявление одаренных детей.

      реферат, добавлен 04.12.2008

    • главная
    • рубрики
    • по алфавиту
    • вернуться в начало страницы
    • вернуться к подобным работам

    Источник