Курсовая работа по сенсорному развитию ребенка раннего возраста

Татьяна Викторовна Чурсина
Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

2. Технологический раздел

1. Актуальность опыта

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра. Вопросами теории и разработкой дидактических игр занимались такие педагоги как З. И. Тихеева, А. П. Усова, Д. В., Менджерицкая, А. К. Бондаренко, А. И. Сорокинаидр. Л. А. Венгером была разработана система дидактических игр по ознакомлению дошкольников с внешними свойствами предметов.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Целью своей работы я поставила: сенсорное развитие детей посредством дидактических игр.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Дидактические игры – выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов и освоение навыков учебной деятельности.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т. е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной, содержательной, интересной для них деятельности, вот отличительные особенности дидактической игры.

2. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность.

Работу с детьми строила на основе принципов:

1. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитательно – образовательного процесса;

2. Принцип развивающей, стимулирующей, познавательной деятельностной направленности занятий;

3. Принцип нарастания самомтоятельности и активности детей раннего дошкольного возраста

В своей работе использовала различные методы и приемы:

• Игровой метод (дидактические игры).

• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, показ, демонстрация пособий, образца движения, наблюдение и пр.).

• Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент, упражнение.

Формы работы:

1)Групповые занятия. Развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе». На каждое занятие были продуманы мотивация, что позволяло заинтересовать всех детей, воспитывать желание заниматься, помочь другим.

2) Индивидуальная работа. С детьми, которые плохо усвоили материал, я проводила индивидуальную работу.

Средства:

Основным средством являются дидактические игры и упражнения. Специально организованная образовательная деятельность. Создание развивающей среды. Природа.

Формы работы с родителями:

— сотрудничество через консультации,

— родительские собрания,

— беседы,

— совместное изготовление и приобретение дидактического материала,

— наглядная информация: стенды, папки-передвижки.

Виды дидактических игр:

1) игры с предметами;

2) настольно-печатные;

3) словесные игры.

3. Педагогическая технология:

Особое место в работе с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию занимает использование мною дидактических игр, которые представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: они является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Классификации дидактических игр:

-по игровому действию и правилам,

-по обучающему содержанию,

-познавательной деятельности детей,

-организации и взаимоотношениям детей,

-по роли воспитателя.

В ходе апробирования опыта были выделины три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

В раннем возрасте, прежде всего, ребенок усваивает систему перцептивных действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего. Освоение системы перцептивных (обследовательских) действий сенсорными эталонами проходит в тесном единстве и взаимосвязи. Перцептивные действий имеют развернутый характер, ярка – выраженный и наблюдаемый. Обеспечивает выделение различных свойств и признаков предмета (цвет, форма, величина). Результаты обследования обобщаются и приобретают эталонное значение. Способы обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов. Наконец в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. К учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой и величиной предметов применяла принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет путем элементарных заданий по группированию однородных предметов по величине, форме, цвету, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

В качестве эталона величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой»). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух — трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее так же может быть введена форма трапеция. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией, то есть квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника.

Для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные контрастные цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомим с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т. д.). Наконец на этой основе происходит формирование (закрепление) представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре. Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.

Дидактические игры включаю практически в любую образовательную деятельность. Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению.

Особое внимание уделяю вопросу о повторности занятий. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. С детьми от 1 г. 6 мес. -2 лет., провожу двух — трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

Опыт показывает, что дети легче и с большим увлечением осваивают и запоминают сенсорные эталоны с помощью дидактических игр, у них быстрее развиваются познавательные процессы: внимание, память, мышление, что свидетельствует об актуальности и целесообразности использования дидактических игр по сенсорному воспитанию в раннем возрасте.

4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность

• Познавательная активность;

• Сотрудничество со взрослым;

• Целенаправленность;

• Инициативность;

• Избирательная значимость и осознанность выполняемой деятельности;

• Успешное, качественное освоение и реализация деятельности;

• Различие ориентировки детей в различии форм предметов;

• Различие ориентировки детей в различии величины предметов;

Развитие и формирование двигательных навыков;

Развитие наглядно-действенного мышления.

5. Результативность опыта

Данные о результатах обследования сенсорного развития детей, представленные на диаграммах и в таблицах, показывают значительную динамику. Это наглядно раскрывает высокую степень оптимальности получаемых результатов (см. Приложение № 38).

3. Внедренческий раздел

1. Условия функционирования опыта:

Опыт используется 2 года в МДОУ д/с комбинированного вида № 25 в работе с детьми раннего возраста, (срок обучения детей 2 года от 1.5-3 лет).

2. Главная идея опыта –

Показать целесообразность использования в работе с детьми раннего возраста дидактических игр, для повышения уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы, закрепить знания детей посредством системы дидактических игр проведенных во время их использования.

3. Перспективы применения опыта в массовой практике.

Используется на уровне МДОУ для воспитателей групп раннего возраста.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям, студентам педагогических колледжей.

Источник

Бурлият Абдуразакова
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Актуальность

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель проекта: Увеличить уровень знаний воспитанников раннего возраста по сенсорному развитию.

Задачи проекта:

• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития;

• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;

• Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста;

• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание влияет:

• Умственное развитие;

• Эмоции;

Развитие самостоятельности;

Развитие отношения к окружающему.

Формирование сенсорных эталонов:

• Цвет

• Форма

• Величина

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

Развивать познавательные процессы;

Развивать мелкую моторику.

Проект реализовала: Абдуразакова Б. Р.

Этапы реализации проекта

I этап: информационно-аналитический.

Включает:

• Планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

Реализация:

• Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;

• Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми;

• Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.

II этап: творческий.

Включает:

• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;

• Оформление стендов для родителей по теме проекта;

• Консультации для родителей.

Реализация:

• Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;

• Проведение собрания с родителями на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

• Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

• Проведение игр-занятий.

III этап: заключительный.

Включает:

• Подведение итогов.

Реализация:

• Самооценка, выводы.

Результативность проекта:

• Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;

• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;

• Группировать предметы по заданному признаку;

• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;

• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.

Приложение.

Занятие 1. «Соберем бусы для куклы».

Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.

Материал: деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.

Ход занятия: воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.

Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.

Воспитатель: «Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты».

Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно. Вот какие красивые бусы получились!

«Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь!»

Занятие 2. «Цветные счетные палочки».

Цель: способствовать развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; продолжать учить понятия «больше-меньше».

Материал: цветные счетные палочки.

Ход занятий:

Для начала надо познакомить ребенка с палочками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить их.

Игры:

• Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: «стул», «домик», «цветочек», «дорожки»;

• Сравнение палочек по длине, по высоте, количеству (одна, много);

• Выкладывание квадратов, прямоугольников, треугольников.

Занятие 3. «Логические блоки Дьенеша».

Цель: способствовать ускорению процесса развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений; научить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Материал: блоки Дьенеша.

Ход занятий:

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить фигуры.

Игры:

• Найди все фигуры такого же цвета, как эта (показать например фигуру желтого цвета); затем можно попросить детей показать все блоки треугольной формы;

• Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

• Составь плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

• Все фигуры складываются в мешок. Попросить детей на ощупь достать фигурку и характеризовать ее по одному или нескольким признакам. Либо назвать форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Занятие 4. «Большой, поменьше, маленький».

Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Материал: набор геометрических фигур.

Ход занятия:

Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета» и т. д.

Занятие 5. «Воздушные шары».

Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу: «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый»; учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги шести цветов, круги такого же цвета.

Ход занятия:

Детям раздаются цветные карточки с полосками, и дети, говорят какого цвета у них нитки от шарика. Воспитатель предлагает найти по цвету потерявшийся воздушный шар.

Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.

Занятие 6. «Чудо-дерево».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; расширить и закрепить представления о временах года.

Материал: зайчик, картинки с иллюстрации времена года, макет дерева, листочки, цветочки, снежинки и яблоки.

Ход занятия:

К ребятишкам в гости приходит зайчик, и хочет проверить знают ли дети, как называются времена года. Дети должны не только отгадать загадку, но и отыскать нужную картинку, соответствующую отгаданной загадке.

Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня… (зима).

Я раскрываю почки в зеленые листочки, деревья одеваю, посевы поливаю. Движением полна, зовут меня… (весна).

Я соткана из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю, купайтесь, приглашаю. И любите за это вы все меня, я… (лето).

Несу я урожай, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь сосен и елочек я… (осень).

Если дети затрудняются в отгадывании загадок, воспитатель приходит на помощь. Выслушиваются ответы детей, уточняются признаки, по которым дети определяют время года, и воспитатель предлагает детям нарядить дерево.

Игру можно усложнить, по мере фантазии воспитателя.

Самооценка и выводы:

• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

«Деревянные бусины»;

«Цветные счетные палочки»;

«Логические блоки Дьенеша»;

«Вкладыши»;

«Воздушные шары»;

«Чудо – дерево»;

«Большой, поменьше, маленький»;

-Оборудован дидактический стол.

Перспективы развития проекта

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Самооценка и выводы:

• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

«Деревянные бусины»;

«Цветные счетные палочки»;

«Логические блоки Дьенеша»;

«Вкладыши»;

«Воздушные шары»;

«Чудо – дерево»;

«Большой, поменьше, маленький»;

-Оборудован дидактический стол.

Самооценка и выводы:

• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр;

• У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

• Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

• В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

«Деревянные бусины»;

«Цветные счетные палочки»;

«Логические блоки Дьенеша»;

«Вкладыши»;

«Воздушные шары»;

«Чудо – дерево»;

«Большой, поменьше, маленький»;

-Оборудован дидактический стол.

Перспективы развития проекта

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Источник