Курсовая работа на тему развитие памяти у ребенка
Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ïðîöåññà èçìåíåíèÿ ïàìÿòè äåòåé â äîøêîëüíîì âîçðàñòå: ðàñøèðåíèå êðóãîçîðà, îâëàäåíèå çíàíèÿìè, óìåíèÿìè, íàâûêàìè. Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ âèäîâ ïàìÿòè: íåïðîèçâîëüíîé è ïðîèçâîëüíîé. Àíàëèç ìåõàíè÷åñêîãî è ëîãè÷åñêîãî çàïîìèíàíèÿ.
Ðóáðèêà | Ïåäàãîãèêà |
Âèä | ðåôåðàò |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 01.11.2010 |
Ðàçìåð ôàéëà | 31,8 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
ÐÅÔÅÐÀÒ
íà òåìó: Ðàçâèòèå ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
- ÂÂÅÄÅÍÈÅ
- 1. ÍÅÏÐÎÈÇÂÎËÜÍÀß ÏÀÌßÒÜ
- 2. ÏÐÎÈÇÂÎËÜÍÀß ÏÀÌßÒÜ
- 3. ÇÀÄÀÍÈß ÄËß ÐÀÇÂÈÒÈß ÏÀÌßÒÈ Ó ÄÅÒÅÉ ÄÎØÊÎËÜÍÎÃÎ ÂÎÇÐÀÑÒÀ
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ïðîöåññà ïàìÿòè ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äîøêîëüíèêîâ è ó äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ðå÷è. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïàìÿòè ó äîøêîëüíèêîâ ñ íàðóøåíèÿìè ðå÷è. Ñèñòåìà ðàáîòû ïî ôîðìèðîâàíèþ íåïðîèçâîëüíîé ïàìÿòè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [142,5 K], äîáàâëåí 27.11.2012
Ïðîáëåìà ïàìÿòè â èññëåäîâàíèÿõ îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ ïñèõîëîãîâ. Âûÿâëåíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ïðîèçâîëüíîé ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà (êîíñòàòèðóþùèé ýêñïåðèìåíò). Ïîäáîð ñèñòåìû äèäàêòè÷åñêèõ èãð ïî ðàçâèòèþ ïðîèçâîëüíîé ïàìÿòè ó äåòåé.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [845,1 K], äîáàâëåí 21.12.2016
Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ìåòîäèêà Óðóíòàåâîé è Àôîíüêèíîé «Èçó÷åíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ïðîèçâîëüíîé îáðàçíîé ïàìÿòè». Ðàçðàáîòêà êîìïëåêñà äèäàêòè÷åñêèõ èãð è óïðàæíåíèé ïî ôîðìèðîâàíèþ îáðàçíîé ïàìÿòè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [544,8 K], äîáàâëåí 13.03.2013
Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ îñíîâà è âèäû ïàìÿòè, ìåòîäû åå ðàçâèòèÿ. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ïàìÿòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Äèàãíîñòèêà ïàìÿòè, îðãàíèçàöèÿ è àíàëèç ðåçóëüòàòîâ îïûòíî-ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ ïàìÿòè ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [360,4 K], äîáàâëåí 10.11.2010
Òåîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ îáùèì íåäîðàçâèòèåì ðå÷è. Îïèñàíèå ñðåäñòâ è îïðåäåëåíèå óñëîâèé ðàçâèòèÿ ïàìÿòè äîøêîëüíèêîâ ñ ÎÍÐ. Ïðèìåíåíèå ñëîâåñíûõ èãð êàê ñðåäñòâà ðàçâèòèÿ ïàìÿòè ó äåòåé ñ ÎÍÐ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [2,8 M], äîáàâëåí 27.05.2013
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ çðèòåëüíîé ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ïðîöåññå ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Êðèòåðèè è ïîêàçàòåëè îöåíêè çðèòåëüíîé ïàìÿòè ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ìåòîäèêà èññëåäîâàíèÿ è ðàçâèòèå ñ ïîìîùüþ äèäàêòè÷åñêèõ èãð.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [90,5 K], äîáàâëåí 28.07.2011
Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïàìÿòè äåòåé ìëàäøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðîöåäóðà è ìåòîäèêà ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èññëåäîâàíèÿ îñîáåííîñòåé ïðîöåññîâ çàïîìèíàíèÿ: «ïîíèìàíèå ðèñóíêîâ», âåðáàëüíàÿ èíòåðïðåòàöèÿ, îñìûñëèâàíèå ëîãè÷åñêèõ ñâÿçåé â ñîäåðæàíèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [2,4 M], äîáàâëåí 17.04.2014
Îáó÷åíèå ïðèåìàì ëîãè÷åñêîãî çàïîìèíàíèÿ äåòåé øåñòîãî ãîäà æèçíè ïîñðåäñòâîì êîìïüþòåðíûõ èãð. Ðàçâèòèå ïàìÿòè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïåäàãîãè÷åñêèå ïðèåìû îáó÷åíèÿ ïðèåìàì ëîãè÷åñêîãî çàïîìèíàíèÿ, àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ðàáîòû.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [204,9 K], äîáàâëåí 28.07.2011
Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà, îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ïàìÿòè. Èçó÷åíèå îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ èíòåëëåêòóàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [175,6 K], äîáàâëåí 15.12.2013
Îñîáåííîñòè öâåòîâîñïðèÿòèÿ è öâåòîîùóùåíèÿ. Ôèçèîëîãè÷åñêîå, îïòè÷åñêîå è ýìîöèîíàëüíîå âîçäåéñòâèå öâåòà. Ïðîöåññ îçíàêîìëåíèÿ ñ öâåòîì íà çàíÿòèÿõ ïî ðèñîâàíèþ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Èññëåäîâàíèå ïðîèçâîëüíîé è íåïðîèçâîëüíîé ïàìÿòè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [67,4 K], äîáàâëåí 06.12.2009
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Научно — теоретические подходы к изучению развития памяти у дошкольников
1.1. Особенности памяти как психологического процесса
1.2. Возрастные особенности дошкольников
1.3. Специфика развития памяти у дошкольников
(Далее смотрите в этой же статье)
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у дошкольников средствами дидактической игры
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
Выводы
Библиография
Приложение
Введение
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.
Явления памяти могут в равной мере относиться к эмоциональной сфере и сфере восприятий, к закреплению двигательных процессов и интеллектуального опыта. Все закрепление знаний и навыков и возможность пользоваться ими относится к разделу памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. В частности: как запечатлеваются следы; каковы физиологические механизмы этого запечатления, или «записи» следов; какие условия содействуют этому запечатлению; каковы его границы; какие приемы позволяют расширить объем запечатленного материала. Она также ставит перед собой задачу ответить на вопросы: как долго могут храниться эти следы; каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени; каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом состоянии; какое влияние они могут оказывать на протекание познавательных процессов человека.
В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте ребенок осваивает широкий круг деятельности, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. В познавательной сфере главным достижением является основание средств и способов познавательной деятельности. Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.
Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, – подчеркивал Л. С. Выготский, – является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль. Этим обусловлена актуальность исследуемой нами темы: особенности развития памяти дошкольников».
Объект исследования: память детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития памяти у дошкольников.
Цель: выявить характерные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучение теоретических подходов развития памяти.
- Выявление особенностей развития памяти у дошкольников 6 лет.
- Разработка развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.
- Определение эффективности развивающе-коррекционной работы.
Гипотеза: предполагаем, что память у дошкольников 6 лет эффективно развивается в процессе развивающе-коррекционной работы средствами дидактической игры.
База исследования: Подгородне-Покровский детский сад “Ручеек”.
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у дошкольников средствами дидактической игры
2.1. Констатирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент проводился с 10.09.2004 по 20.09.2004 в Покровском ДОУ “Ручеек”. В эксперименте участвовали 10 дошкольников подготовительной группы.
Цель: выявление особенностей развития памяти у дошкольников 6–7-летнего возраста.
Методики исследования:
- изучение слуховой памяти;
- изучение зрительной памяти;
- изучение образной памяти;
- изучение природной памяти;
Источники:
- Симонова Л. Ф. Память детей 5–7 лет. – Ярославль, 2000. – С. 31–52.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии – М: Академия, 1998. – С. 62-81.
1. Изучение слуховой памяти по методике «10 слов»
Описание методики 10 слов.
Имя ребенка | Количество | Уровень |
1. Илья М. | 4 | средний |
2. Люда В. | 1 | низкий |
3. Катя У. | 4 | средний |
4. Лиля Я. | 2 | низкий |
5. Настя М. | 7 | высокий |
6. Настя С. | 4 | средний |
7. Аня Н. | 4 | средний |
8. Даша А. | 5 | средний |
9. Максим Б. | 4 | средний |
10. Рома Я. | 2 | низкий |
В среднем по группе | 4 | средний |
Итак,
- высокий уровень – 1 человек (10%);
- средний уровень – 6 человек (60%);
- низкий уровень – 3 человека (30%).
В целом по группе дети имеют средний уровень слуховой механической памяти. Люда В. хуже всех справилась с заданием. Одно слово назвала правильно, остальные назвала не из предложенного списка, путалась. Лиля Я. и Рома Я. при выполнении задания отвлекались, были не сосредоточены, потому у них низкие показатели, всего по 2 слова. Настя М. выполнила задание на высоком уровне, четко запомнила 7 слов.
2. Изучение зрительной памяти по методике Д. Векслера
Описание методики Векслера.
Имя ребенка | Количество баллов | Уровень |
1. Илья М. | 8 | средний |
2. Люда В. | 6 | средний |
3. Катя У. | 7 | средний |
4. Лиля Я. | 5 | низкий |
5. Настя М. | 9 | средний |
6. Настя С. | 4 | низкий |
7. Аня Н. | 9 | средний |
8. Даша А. | 10 | высокий |
9. Максим Б. | 10 | высокий |
10. Рома Я. | 4 | низкий |
В среднем по группе | 7,2 | средний |
Итак,
- высокий уровень – 2 человека (20%);
- средний уровень – 5 человек (50%);
- низкий уровень – 3 человека (30%).
В целом по группе дети имеют средний уровень зрительной памяти.
3. Методика «Изучение образной памяти»
Описание методики изучения образной памяти.
Имя ребенка | Кол-во правильных ответов | Уровень |
1. Илья М. | 8 | высокий |
2. Люда В. | 3 | средний |
3. Катя У. | 2 | низкий |
4. Лиля Я. | 4 | средний |
5. Настя М. | 7 | средний |
6. Настя С. | 3 | низкий |
7. Аня Н. | 4 | средний |
8. Даша А. | 6 | средний |
9. Максим Б. | 7 | средний |
10. Рома Я. | 4 | средний |
В среднем по группе | 4,8 | средний |
Итак,
- высокий уровень – 1 чел (10%).
- средний уровень – 7 чел (70%).
- низкий уровень – 2 чел (20%).
В целом по группе дети имеют средний уровень образной памяти. Затруднялись в ответах Катя У., Люда В., Настя С. Они старались придумывать те предметы, которых в таблице не было. Данные дети отличаются не внимательностью, не могут сконцентрироваться на задании. Остальные дети старались сосредоточиться, показывали средние результаты.
4. Методика «Изучение природной памяти»
Описание методики изучения природной памяти.
Имя ребенка | Время, затраченное на выполнение задания (сек) | Уровень |
1. Илья М. | 18 | средний |
2. Люда В. | 28 | средний |
3. Катя У. | 15 | средний |
4. Лиля Я. | 30 | средний |
5. Настя М. | 6 | высокий |
6. Настя С. | 25 | средний |
7. Аня Н. | 21 | средний |
8. Даша А. | 10 | высокий |
9. Максим Б. | 8 | высокий |
10. Рома Я. | 24 | средний |
В среднем по группе | 18,5 | средний |
Итак,
- высокий уровень – 3 человека (30%);
- средний уровень – 7 человек (70%);
- низкий уровень – нет.
В целом по группе дети имеют уровень выше среднего. Дети быстро ориентировались в задании и с успехом его выполняли. Особенно удачно получилось у Насти М. и Максима Б. Более замедленный темп работы был у Лили Я., так как девочка рассеянная и медлительная.
Анализ результатов исследования по всем методикам
Имя ребенка | Уровень | |||
Слуховая память | Зрительная память | Образная память | Природная память | |
1. Илья М. | средний | средний | высокий | средний |
2. Люда В. | низкий | средний | средний | средний |
3. Катя У. | средний | средний | низкий | средний |
4. Лиля Я. | низкий | низкий | средний | средний |
5. Настя М. | высокий | средний | средний | высокий |
6. Настя С. | средний | низкий | низкий | средний |
7. Аня Н. | средний | средний | средний | средний |
8. Даша А. | средний | высокий | средний | высокий |
9. Максим Б. | средний | высокий | средний | высокий |
10. Рома Я. | низкий | низкий | средний | средний |
По группе | средний | средний | средний | средний |
Итак, результаты получились следующие:
- Высокий уровень развития памяти: Настя М., Даша А. – 20%;
- Средний уровень развития памяти: Илья Р., Катя У., Настя С., Аня Н., Максим Б. – 50%.
- Низкий уровень развития памяти: Люда В., Лиля Я., Настя С. – 30%.
Для данной группы детей рекомендована развивающе–коррекционная работа по развитию памяти средствами дидактической игры.
2.2. Формирующий эксперимент
В ходе формирующего эксперимента нами был проведен комплекс упражнений, используемых на занятиях с дошкольниками, имеющими недостаточный уровень развития памяти. Сам факт записи информации заключался: в ее переводе в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей являлось научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состояло в мысленном создании картины — иллюстрации. Это занимало меньше 15 секунд, но гарантировало великолепное извлечение информации в будущем.
Наши занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут.
Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов
Упражнение № 1. Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно (тренировка образной памяти, воображения)
Упражнение № 2. Мысленные образы и эмоции (развитие воображения, тренировка образной памяти)
Упражнение № 3. Мысленные образы и их эмоциональная окраска (тренировка слуховой и зрительной памяти)
Упражнение № 4. Фигуры (тренировка зрительной и слуховой памяти)
Упражнение № 5. Осознание визуального материала (тренировка зрительной памяти)
Упражнение № 6. Осознание словесного материала (тренировки слуховой и зрительной памяти)
Упражнение № 7. Оживление (развитие воображения, тренировка зрительной и слуховой памяти)
Упражнение № 8. Развитие восприятия, мышления, закрепление следов в памяти
Упражнение № 9. Тренировка зрительной и слуховой памяти, объема памяти посредством ассоциаций
2.3. Контрольный эксперимент
В ходе контрольного эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня развития памяти у дошкольников.
Динамика развития памяти дошкольников приведена в таблице:
Итак по результатам исследования развития памяти у детей:
- высокий уровень (8 и выше);
- средний уровень (7-5 баллов);
- низкий уровень (4 и ниже).
20.09.04. | 10.03.05. |
2 человека | 5 человек |
5 человек | 5 человек |
3 человека | — |
Диаграмма развития памяти у детей до и после формирующего эксперимента
Выводы
Память детей стала особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, деревьям, цветам и т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т.д.
У детей возможность самоконтроля в процессе запоминания значительно увеличились. Макарова Н., Буханцов М. успешно используют самоконтроль при запоминании наглядного и словесного материалов, а это очень важно в дальнейшем для успешного овладения учебной деятельностью.
Дети овладели приемами логического запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. В целом результаты исследования в динамике улучшились это дает нам возможность подтвердить гипотезу о том, что память дошкольников 6 лет эффективно развивается в процессе развивающее – коррекционной работы средствами дидактических игр.
Библиография
- Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. — 1976. — №4. — С. 23-31.
- Власова Т.А., Повзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. 1973
- Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
- Житникова Л.М. Учим детей запоминать. — М, 1985.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
- Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М.: Просвещение, 1985.
- Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
- Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
- Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 8. — С. 52-54.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – м. 1991.
- Матюгин И.Ю. Тактильная память. М.: Центр Эйдос, 1991.
- Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1, 3. M., 1993.
- Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. 2-е изд. Кн. I. Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 1998.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М. 1979.
- Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. — 1986. — № 3. — С. 30-33.
- Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. — 1979.- №4.-С. 127-130.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. М.: Академия, 1998.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1997.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии – М. 1998.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
Источник