Подражание и его роль в развитии ребенка

Подражание и его роль в развитии ребенка thumbnail

Подражание
имеет большое значение для становления
личности, формирования интеллектуальных
способностей и социальной адаптации
ребенка.

Л.
С. Выготский говорил о его роли в
формировании основных человеческих
качеств и свойств, в овладении всеми
видами деятельности.

На
каждом этапе своего развития ребенок
сталкивается с новыми задачами, новой
социальной ситуацией, ориентироваться
в которой ему помогает подражание. При
подражании взрослым у него формируются
новые формы поведения.

Уже
в период 1-го года жизни ребенок может
повторять за взрослыми некоторые
движения: качать головой, показывать
язык, хлопать в ладоши и т. д. У ребенка
появляются мимические движения.

В
начальный период формирования речи у
ребенка появляются предречевые
вокализации. Он может имитировать
различную интонацию и ритм услышанной
речи взрослого. Ребенок подражает мимике
взрослого и его жестикуляции.

После
6-го месяца подражание ребенка становится
более активным, появляются новые
имитационные движения. Этот период
можно назвать периодом настоящей
имитации.

Коммуникационные
средства общения ребенка увеличиваются,
он начинает больше манипулировать с
предметами. Подражательные движения
ребенка формируют у него образ предмета.
Чем чаще взрослый производит определенные
движения, называет их, поощряет имитацию
их ребенком, тем быстрее ребенок начнет
имитировать их.

Со
2-го года жизни ребенок становится более
активным, увеличивается количество его
подражательных движений.

Взрослый
становится для него примером, глядя на
который, ребенок начинает активно
взаимодействовать с предметами: имитирует
разговор по телефону, листает книжку,
делая вид, что читает ее, и т. д. Это
обусловливает у него формирование
нового вида деятельности – предметной
игры.

Следующим
этапом подражания являются действия
ребенка, выстраиваемые в определенной
последовательности. Например, в игре с
куклой он, имитируя действия взрослого,
кормит ее, собирает на прогулку, укладывает
спать и пр.

В
3 года подражание ребенка все больше
становится похожим на поведение взрослых.

В
дошкольный период подражание становится
глубже и охватывает большие стороны
жизни. Ребенок повторяет не только
действия с предметами, но и старается
отразить особенности поведения и общения
взрослых.

32 Виды деятельности, характерные для дошкольного детства

Ведущим
видом деятельности дошкольника является
игра. Значительную часть своего свободного
времени дети проводят в играх.

Дошкольный
период делится на старший дошкольный
и младший дошкольный возраст, т. е.
от 3 до 7 лет. За это время игры детей
развиваются.

Изначально
они носят предметно-манипуля-тивный
характер, к 7 годам становятся символическими
и сюжетно-ролевыми.

Старший
дошкольный возраст – это то время, когда
почти все игры уже доступны детям. Также
в этом возрасте зарождаются такие виды
деятельности, как труд и учение.

Этапы
дошкольного периода:

1) младший
дошкольный возраст (3–4 года). Дети этого
возраста чаще всего играют одни, их игры
предметны и служат толчком для развития
и совершенствования основных психических
функций (памяти, мышления, восприятия
и т. д.). Реже дети прибегают к
сюжетно-ролевым играм, в которых
отражается деятельность взрослых;

2) средний
дошкольный возраст (4–5 лет). Дети в играх
объединяются во все большие группы.
Теперь для них характерна не имитация
поведения взрослых, а попытка воссоздать
их отношения между собой, появляются
ролевые игры. Дети распределяют роли,
устанавливают правила и следят за их
соблюдением.

Темы
для игр могут быть самыми разнообразными
и основываются на уже имеющемся жизненном
опыте детей. В этот период формируются
лидерские качества. Появляется
индивидуальный вид деятельности (как
некая символическая форма игры). При
рисовании активизируются процессы
мышления и представления. Сначала
ребенок рисует то, что видит, после –
то, что помнит, знает или выдумывает; 3)
старший дошкольный возраст (5–6 лет).
Для этого возраста характерно формирование
и освоение элементарных трудовых навыков
и умений, дети начинают понимать свойства
предметов, происходит развитие
практического мышления. Играя, дети
осваивают предметы быта. Их психические
процессы совершенствуются, развиваются
движения рук.

Творческая
деятельность весьма разнообразна, но
наиболее значимым является рисование.
Важны и художественно-творческая
деятельность детей, занятия музыкой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ПОДРАЖАНИЕ — следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание – это один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение оно имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Читайте также:  Задержка психомоторного развития у ребенка

Усвоение по подражанию определенных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае подражание превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер подражания встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии подражания ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом. Поэтому нужно не забывать уделять внимание развитию подражания.

Подражание может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное подражание используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.

Подражание обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, подражание должно быть избирательным, то есть реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным формам поведения.

К началу второго года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, подражание, которое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.

Подражание имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Через него идет адаптация к внешнему миру, освоение новых знаний. С одной стороны, ребенок копирует чужое поведение и через это познает отличительные особенности другого человека, также вместе с этим формируется и восприятие самого себя в этом мире. То есть, ребенок видит реакцию на свое поведение и начинает понимать, что если он будет делать данное конкретное действие, то со стороны окружающих может быть определенное отношение к нему.

Приоритетом для детского подражания служат чаще всего известные персоны (например, певцы, актеры, музыканты). Хотя, объекты обожания с возрастом у детей меняются. Если у малыша 1-3 лет большим авторитетом пользуются родители, то для детей постарше становятся интересными другие люди, известные широкому кругу и отличающиеся своим поведением. А еще дети 3-4х лет любят перенять непременно бранные слова, ведь кто-то же ими пользуется, а если они так колоссально привлекают внимание, то почему бы их не записать в свой лексикон?!)))) Дети в этом плане как губка, плохие слова впитывают быстрее и лучше, чем хорошие.

Подражание имеет значение в освоении разных сторон деятельности и поведения человека. Без подражания ребенку невозможно научиться основным важным в жизни функциям. Из-за своей уникальной способности перенимать поведение взрослых, дети учатся всему новому. Им очень интересно повторять то, что делают родители. Поэтому так часто тянет маленького человечка к недетским игрушкам, таким, как кастрюли, ложки, поварешки. Мама же ими «играет», ну и ребенку интересно. Отсюда такой повальный интерес к газетам, которые читает папа или дедушка. Сын тоже хочет подержать газету в руках, но поскольку не понимает ее функционального назначения, все больше его действия сводятся к тому, чтобы помять, порвать. А уж как интересно достать муку, которую мама использовала для лепки пирожков…

Взрослым следует с пониманием относиться к тому, что дети стремятся имитировать их же действия, но из-за непонимания истинного смысла, результат чаще не очень утешительный, особенно для проглядевших проявление детского интереса родителей. Если ребенок вырыл из горшка цветок, это не значит, что он хотел его гибели, просто мама недавно поливала и что-то там еще делала, почему бы не попробовать самому. И тем самым всегда есть возможность привлечь к себе внимание любимых родителей!

В заключение хочу привести для примера пару игр на подражание, полезные для развития деток раннего возраста.

ИГРЫ НА ПОДРАЖАНИЕ

«Изобрази животное». Покажите ребенку игрушки животных. Имитируйте звуки, которые они издают, движения, которые для них характерны. Затем попросите ребенка, чтобы он вам показывал каждое животное и изображал его особенности.

«Угадай действие „. Повторите с ребенком, действия человека, поведенческие особенности некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки, медведь ходит вразвалку и пр). Затем вы показываете действие, а ребенок должен угадать, кто его делает. Поменяйтесь местами: пусть ребенок изображает повадки животных или действия людей. А вы будете угадывать.

Читайте также:  Отставание в росте и развитии ребенка

Всего вам самого наилучшего!

Источник


31 ПОДРАЖАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Подражание имеет большое значение для становления личности, формирования интеллектуальных способностей и социальной адаптации ребенка.

Л. С. Выготский говорил о его роли в формировании основных человеческих качеств и свойств, в овладении всеми видами деятельности.

На каждом этапе своего развития ребенок сталкивается с новыми задачами, новой социальной ситуацией, ориентироваться в которой ему помогает подражание. При подражании взрослым у него формируются новые формы поведения.

Уже в период 1-го года жизни ребенок может повторять за взрослыми некоторые движения: качать головой, показывать язык, хлопать в ладоши и т. д. У ребенка появляются мимические движения.

В начальный период формирования речи у ребенка появляются предречевые вокализации. Он может имитировать различную интонацию и ритм услышанной речи взрослого. Ребенок подражает мимике взрослого и его жестикуляции.

После 6-го месяца подражание ребенка становится более активным, появляются новые имитационные движения. Этот период можно назвать периодом настоящей имитации.

Коммуникационные средства общения ребенка увеличиваются, он начинает больше манипулировать с предметами. Подражательные движения ребенка формируют у него образ предмета. Чем чаще взрослый производит определенные движения, называет их, поощряет имитацию их ребенком, тем быстрее ребенок начнет имитировать их.

Со 2-го года жизни ребенок становится более активным, увеличивается количество его подражательных движений.

Взрослый становится для него примером, глядя на который, ребенок начинает активно взаимодействовать с предметами: имитирует разговор по телефону, листает книжку, делая вид, что читает ее, и т. д. Это обусловливает у него формирование нового вида деятельности – предметной игры.

Следующим этапом подражания являются действия ребенка, выстраиваемые в определенной последовательности. Например, в игре с куклой он, имитируя действия взрослого, кормит ее, собирает на прогулку, укладывает спать и пр.

В 3 года подражание ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых.

В дошкольный период подражание становится глубже и охватывает большие стороны жизни. Ребенок повторяет не только действия с предметами, но и старается отразить особенности поведения и общения взрослых.

32 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Значительную часть своего свободного времени дети проводят в играх.

Дошкольный период делится на старший дошкольный и младший дошкольный возраст, т. е. от 3 до 7 лет. За это время игры детей развиваются.

Изначально они носят предметно-манипуля-тивный характер, к 7 годам становятся символическими и сюжетно-ролевыми.

Старший дошкольный возраст – это то время, когда почти все игры уже доступны детям. Также в этом возрасте зарождаются такие виды деятельности, как труд и учение.

Этапы дошкольного периода:

1) младший дошкольный возраст (3–4 года). Дети этого возраста чаще всего играют одни, их игры предметны и служат толчком для развития и совершенствования основных психических функций (памяти, мышления, восприятия и т. д.). Реже дети прибегают к сюжетно-ролевым играм, в которых отражается деятельность взрослых;

2) средний дошкольный возраст (4–5 лет). Дети в играх объединяются во все большие группы. Теперь для них характерна не имитация поведения взрослых, а попытка воссоздать их отношения между собой, появляются ролевые игры. Дети распределяют роли, устанавливают правила и следят за их соблюдением.

Темы для игр могут быть самыми разнообразными и основываются на уже имеющемся жизненном опыте детей. В этот период формируются лидерские качества. Появляется индивидуальный вид деятельности (как некая символическая форма игры). При рисовании активизируются процессы мышления и представления. Сначала ребенок рисует то, что видит, после – то, что помнит, знает или выдумывает; 3) старший дошкольный возраст (5–6 лет). Для этого возраста характерно формирование и освоение элементарных трудовых навыков и умений, дети начинают понимать свойства предметов, происходит развитие практического мышления. Играя, дети осваивают предметы быта. Их психические процессы совершенствуются, развиваются движения рук.

Творческая деятельность весьма разнообразна, но наиболее значимым является рисование. Важны и художественно-творческая деятельность детей, занятия музыкой.

33 НОВООБРАЗОВАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Читайте также:  В структуре дефекта ребенка с отклонениями в развитии выделяют

Самыми важными новообразованиями в начальный период школьной жизни являются произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения – переходу к обучению в средних классах.

Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.

Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т. е. формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще одно новообразование – умение управлять собственным поведением, т. е. саморегуляция поведения.

До того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т. д.).

Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.

С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

34 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ

В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.

На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и выделять отдельные свойства предметов. Наблюдение быстро формируется в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень – уровень произвольного наблюдения.

Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.

Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Периоды развития мышления:

1) преобладание наглядно-действенного мышления. Период схож с процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;

2) дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник