Круглый стол для педагогов по художественному развитию ребенка

Круглый стол для педагогов по художественному развитию ребенка thumbnail

                                                   Круглый стол для педагогов

«Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в  продуктивной (изобразительной) деятельности»

ЦЕЛЬ: расширить знания педагогов о художественно-эстетической деятельности, показать целесообразность использования художественно- эстетической деятельности деятельности в процессе развития дошкольников.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

По ФГОС в нашей программе выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности.

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка- дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная.

Продуктивная деятельность — это «созидательная работа, направленная на получение предметно — оформленного результата в соответствии с поставленной целью» В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

Виды   детской изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация

Влияние детской изобразительной деятельности на умственное развитие дошкольника:

• Умственное воспитание

• Эстетическое воспитание

• Сенсорное воспитание

• Нравственно-волевое

• Трудовое воспитание

Влияние детской изобразительной деятельности на умственное развитие дошкольника.  Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций:

• анализа                                                                                                                                                   • сравнения                                                                                                                  • синтеза                                                                                                                                              • обобщения.

Влияние детской изобразительной деятельности на эстетическое развитие дошкольника. Изобразительная деятельность способствует развитию:                                        • эстетического восприятия;                                                                                                                 • эстетических чувств;

• художественного творчества;

• творческого воображения.

Влияние детской изобразительной деятельности на сенсорное развитие дошкольника. Изобразительная деятельность способствует формированию представлений:                                                                                       • о предметах и явлениях;                                                                                                                 • о свойствах и качествах предмета;                                                                                                • об их форме;                                                                                                                               • о цвете;                                                                                                                                               • о величине;                                                                                                                                     • положении в пространстве.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются :                                                                                                                           • умение и потребность доводить начатое дело до конца;                                                          • сосредоточенно и целенаправленно заниматься;                                                                                   • преодолевать трудности.

Влияние детской изобразительной деятельности на трудовое развитие дошкольника

В процессе занятий по изобразительной деятельности у детей воспитываются:

• умение трудиться;                                                                                                                           • добиваться полученного желаемого результата.

ВЫВОД:

Таким образом, рассмотрев воспитательное значение детского изобразительного творчества, необходимо подчеркнуть его разностороннее влияние на формирование личности, сознание, моральные качества и творческие способности ребенка.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

В процессе рисования, лепки ребенок радуется красивому изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала.

Цветок «Цветик-семицветик»

1 лепесток.

Назовите  методы  и  приемы  в  изобразительной  деятельности.                                                            

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Практические:  экспериментирвание  с  цветом,  различными

изобразительными средствами.

2 лепесток

  В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида. Какие? 

Рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Предметное изображение – способ создания изображения предметов, при котором усваивается форма предметов.
Сюжетное изображение – изображение явления, событий в динамике. Усваивается композиция.
Декоративные виды ИЗОдеятельности направлены на освоение детьми ДПИ, цвета, колорита, ритма.

3 лепесток

 Назовите  три  главных  цвета,  и  докажите,  почему  они  главные.

Красный,  желтый  и  синий.  При  их  смешивании   образуются все цвета светового спектра.

Назовите цвета, составляющие цветовой круг. 

Красный,  оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

4 лепесток.

Виды лепки 

Лепка отдельных предметов, сюжетная лепка, декоративная лепка.

5 лепесток.

Назовите способы лепки. 

1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;

2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;

3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.

6 лепесток

Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. 

Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание

7 лепесток

Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. 

Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.

Серединка

Виды аппликации  в детском саду

 В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).

Таким образом,         руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания методики, специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение «Березка» г. Когалым.

Круглый стол, тема:

«Роль семьи в художественно – эстетическом развитии детей средствами декоративно-прикладного искусства»

Подготовила инструктор по труду

Коломийчук Н. П.

Г. Когалым

2019г.

«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин

Детство – это уникальный период развития человека, когда он учится понимать окружающий мир. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, происходит развитие эмоционально-чувственной сферы. Сухомлинский говорил, что тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, чуткость, сопереживание, проникающее в духовный мир другого человека – все это постигается в семье. Тема моего выступления «Роль семьи в художественно – эстетическом развитии детей средствами декоративно-прикладного искусства».

Что же такое художественно-эстетическое развитие? Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценно-смыслового восприятия и понимания воспроизведения искусства (словесного, музыкального и изобразительного) мира природы, формирования элементарных представлений о видах искусства, реализации самостоятельно творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, модельной, музыкальной и др.)

Художественно – эстетическое развитие детей осуществляется по направлениям:

  1. Приобщение к искусству

  2. Изобразительная деятельность

  3. Конструктивно- модельная деятельность

  4. Музыкальная деятельность

Декоративно — прикладное искусство в будущем ДПИ (от лат decoro – украшаю) – широкий раздел, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Это собирательный термин, условно объединяющий два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. Решая в совокупности, как и архитектура практические и художественные задачи, ДПИ принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения ДПИ обладают несколькими характеристиками: созданы по законам красоты; рассчитаны на художественный эффект, служат для оформления предметов быта и интерьера.

Основные виды декоративно – прикладного искусства:

  • Батик

  • Гобелен

  • Нитяная графика

  • Кружевоплетение

  • Художественная резьба

  • Керамика

  • Вышивка

  • Вязание

  • Макраме

  • Ковроделие

  • Ювелирное искусство

  • Лаковая миниатюра

  • Художественная роспись по дереву(хохлома, Городец,

мезенская роспись, полхов – майдан)

  • Художественная роспись по металу (жостово)

  • Художественная роспись по керамике(Гжель, дымка, Филимоновская игрушка)

  • Художественное вырезание из бумаги

  • Художественная обработка кож

  • Художественная обработка металла (ковка)

  • Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)

  • Работа со стеклом (Витраж, мозаика)

  • Набойка

  • Бисероплетение

Декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчётливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Всё это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращённой в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Эмоциональный язык искусства – самый лёгкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребёнка

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров — русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
И хорошо, что сегодня происходит возвращения к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному искусству. Без поддержки семьи это невозможно.

Поэтому главная роль уделяется семьи в художественно – эстетическом развитии детей средствами декоративно-прикладного искусства. Современные дети, даже порой и взрослые, которые живут в городах, селах, порой не знакомы, или знают поверхностно, как жили люди раньше, как работали, с помощью чего обслуживали себя в быту, как украшали себя, свой дом. Без прошлого народа его культуры, быта нет настоящего. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественно эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.
Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, народное искусство способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

Эмоциональный язык искусства – самый лёгкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребёнка. Вот почему в отечественной педагогике с древних времён (К.Д.Ушинский, Е.А. Флёрина, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Б.М.Неменский и др.) проповедуют главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живёт человек. Б.М. Неменский подчеркнул, что ребёнка необходимо «привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа».

Таким видом детской активности является изобразительная деятельность, результат, которого обычно материализуется в форме продукта и верно отражает динамику художественного развития ребенка, а также визуализирует процесс формирования эстетического отношения во всей его многоаспектной и противоречивой сложности. Осмыслить взаимосвязь детской изобразительной деятельности, как части ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством, и становлением эстетического отношения к миру помогли идеи о том, что изобразительная деятельность предполагает не столько логическое, сколько эмоционально-образное познание жизни (Б.М. Неменский), выступает средством освоения и выражения доступными средствами социокультурного опыта (В.С. Мухина), выполняет осмыслительную роль в процессе познания ребенком окружающего мира (В.Т. Кудрявцев).

Творчество детей носит глубоко личностный характер, обусловленный неповторимостью личности каждого ребенка и уникальностью накопленного им опыта. Процесс детского творчества индивидуален и не терпит «валового подхода» (Н.Н. Поддьяков). В процессе присвоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественных, способностей личности. Творческая деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения им разноаспектного социокультурного опыта. Важна также выявленная учеными зависимость становления системы отношения с миром от того, какую культуру и на основе каких ценностей осваивает ребенок, в результате чего происходит становление и развитие его самобытной личности.

«В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер… Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое – ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредотачиваются все его интересы, привязанности, авторитеты …», — такую оценку дал семейному воспитанию Алексей Николаевич Острогорский, видный русский педагог конца XIX – начала XX в.в., освещавший вопросы общей педагогики, нравственного и семейного воспитания [5].

В. А. Сухомлинский считал семью могучим фактором воспитания, подчеркивал, что положительные воздействия на растущую личность оказывает благотворная атмосфера семьи, когда родители являются друзьями своих детей; доверчивость и взаимопонимание рождают искренность, привязанность, любовь. В таких условиях укрепляется тяготение ребенка к прекрасному, стремление быть хорошим. Эмоциональные отношения между взрослыми и детьми обогащают душу ребенка, приучают его отдавать теплоту своего сердца другим. В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспитания лишь как воздействия на формирующуюся личность. Воспитание закономерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок видит, делает и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные ценности, нравственные отношения между родителями, их духовную культуру. В. А. Сухомлинский также считал, что никакое воспитательное учреждение, каким бы идеальным оно не было, не может хранить моральные ценности и богатства народа так бережно, воплощать их в глубоких человеческих отношениях так глубоко, как семья.

Художественные впечатления и эстетические эмоции не даются от рождения, их надо у детей активно воспитывать и развивать. Под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы и склонности, развивается интерес к тому или иному виду искусства. Эстетика быта, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей — вот среда, где формируется нравственно-эстетический идеал, где могут быть созданы все необходимые условия для раскрытия и развития творческих способностей детей. Конечно, каждая семья имеет разные возможности. Но успех все же зависит не от количества книг или музыкальных инструментов, а от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей, от атмосферы, царящей в семье.

Перед круглым столом мною был проведен мастер класс по изготовлению куклы подорожницы, где родители с удовольствие сделали куклу по народным русским традициям.

Проведено анкетирование с 7 родителями средней и старшей, выявлены такие результаты:

  1. Часто ли вы посещаете с детьми выставки, музеи – 5 (71%) семей не посещали в течение года, 2 (29%) семьи посетили.

  2. Есть ли у вас дома народные изделия? – 5 (71%) семей нет, 2(29%) есть

  3. Любите ли вы с детьми заниматься творчеством- 6(85%) семей занимаются не часто, одна семья нет.(15%)

  4. Как часто бываете на мастер классах 6(85%) семей не бывали, 1(15%) семья посещает каждую субботу студию «Кубик».

  5. Как вы оцениваете работу по изобразительной деятельности отлично 3человека, 2хорошо, остальным нравиться.(100%)

  6. Нужно ли вашему ребенку занятия по изобразительной деятельности – 7 (100%)нужно

  7. Знакомство с народным промыслом нужно? -7(100%) нужно.

hello_html_m54eb70a4.jpg

hello_html_374d99b1.jpg

hello_html_6b947341.jpg

Как же помочь родителям создать эстетически-воспитывающую среду в семье? Как поднять уровень художественной образованности  родителей? 
Одним из способов решений этой проблемы нам представляется художественное образование родителей через совместную деятельность с детьми.

Поэтому родителям необходимо повышать ответственность, постоянно совершенствовать свои педагогические знания, чтобы передать ребенку свой опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Источник