Ребенок не готов к школе развитие

Здравствуйте, уважаемые родители первоклашек и подготовишек! Продолжаю беседы для родителей на школьные темы. Я-педагог-практик, поэтому из обилия программ, учебников, психологических тестов, различных развивающих тетрадей и методической литературы я выбираю самое подходящее для обучения детей и для исследования.

В далёкие 80 годы, когда я начинала учительствовать, психологов в школах не было, поэтому готовность к школе определяли сами учителя, кто хотел. (Учить-то надо всех, независимо от подготовки). Я хотела. И тестировала детей, как нас учили в институте. За лето и первые две недели выясняла подготовку детей.

Зачем мне это надо было? Да чтобы к каждому ребенку найти свой ключик, акцентировать возможности и развивать то,что западает, а также помочь родителям. Были единичные случаи, когда я рекомендовала повременить со школой на годик. И потом родители были мне очень благодарны за это.

Сейчас, насколько мне известно, степень готовности к школе определяет психолог на выходе из садика. Но не все дети ходят в детский сад. И не всегда мнение психолога совпадает с результатами учебы в 1 классе.

У моих знакомых девочка в 6 лет 8 месяцев в прошлом году пошла в школу по рекомендации психолога детского сада. Когда я с девочкой случайно побеседовала ( а за долгие годы практики мое сознание сразу сработало на тестирование), то родителям предложила оставить девочку в саду. Не готова она к школе. Родители сослались на психолога и отказались.. А первый вопрос был : Ты хочешь в школу?». Ответ был «Нет».

Результат после 1 класса оказался нулевым. Девочка только летом начала сливать слоги и читать короткие слова. Длинные не понимает пока. Под диктовку не пишет. Эмоционально зажата. Любое предложение попробовать позаниматься вызывает слёзы и истерику. При этом она явно не глупа. Интеллект в норме. Но как она будет учиться во 2 классе? Тут уже надо мастера-учителя и мудрейших родителей. И вот теперь ей уже точно нужна помощь психолога. ..

Итак, мы будем в первую очередь говорить о психологической готовности. Многие родители возмущаются тем, что якобы ребенок должен уметь читать к школе. Не должен. Мы научим. Но какой ценой, если он психологически не готов!

То, что ребенок читает по слогам к школе, и считает до 10 и обратно, ещё не гарантирует его хорошую учебу в дальнейшем. Хорошую учебу гарантируют ,прежде всего, любознательность, развитая логика, память, внимание, эмоциональное равновесие (не путать с низким эмоциональным фоном).

А первый вопрос, который я задаю детям, ( он, кстати, определяющий) такой:

1. Ты хочешь учиться в школе? Почему? Зачем тебе учиться?

2. Расскажи о себе. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой день рождения. Что любишь, умеешь, чем увлекаешься?

3. Расскажи о своей семье. Наводящие вопросы, если нет связного рассказа: маму зовут…Папу зовут…Мама работает… Папа работает… Кто еще живет с вами?

4. А где ты живешь? В какой стране? городе? Назови адрес.

5. А в какое время года начинают учиться? Назови по порядку времена года. А названия месяцев?

Это вопросы, относящиеся к общему развитию и пониманию себя в мире. Кто я такой? Где живу? Зачем мне учиться? Хочу ли я этого? Почему?

Следующая группа вопросов относится к учебным, накопленным уже, знаниям ребенка.

. Как самим узнать, готов ли ваш ребенок к школе?

Несколько тестов
1.Ты знаешь буквы? Назови и покажи некоторые.

2. Ты умеешь читать? Почитай мне слова, пожалуйста. А предложения?

3. До скольки ты умеешь считать? Посчитай, пожалуйста. А назад умеешь?

4. Далее маленькая задачка. Проверяем умение концентрировать внимание, удерживать в памяти несколько предложений, логически мыслить, складывать и вычитать.

На ветке сидели 3 птички. К ним прилетели ещё 2 птички. Сколько стало птичек?
5. Ты знаешь сказки? Кто тебе их читал? Какие это сказки? ( показываю картинки). Расскажи какую-нибудь.

Далее идут несколько заданий психологического характера.

1. Проверяется логика и прогнозируется в дальнейшем умение последовательно решать задачи.

Заранее собирается на скрепках из картона коробочка без крышки. Ребёнку даю лист бумаги , ножницы, клей и предлагаю сделать такую же . При этом говорю : «Делай, как можешь!» Ребёнок с высоким уровнем развития мыслительной деятельности развернёт коробочку, сделает на своем листке такие же прорези и соберёт коробочку, пусть даже и криво.

2. Даю лист А4. Делю его на 4 части карандашом .На каждой части ребенок выполняет задание. Проверяется общая психологическая готовность к школе или школьная зрелость.

  • Нарисуй человека, как можешь. (простым карандашом )
  • Срисуй или спиши фразу: «Он ел суп» (Фраза пишется родителем на другом листке письменными буквами безотрывно разборчиво, достаточно крупно)
  • Нарисуй точно такой же домик. Старайся выполнить точь -в- точь. Затем спрашиваю, все ли правильно ты нарисовал? Исправь.
  • Нарисуй точки как я. (На листке нарисована группа точек 9 по 3 в ряду и одна внизу под группой точек)
  • Мы не будем подводить итоги скрупулёзно, по баллам. Но некоторые моменты по рисуночным тестам я напишу в следующий раз.
  • Скажу только, что если вы увидите, что ваш ребенок не совсем готов к школе, не пугайтесь. Смело подходите к учителю или психологу школы и просите особого внимания, корректирующих занятий с психологом , дополнительного обследования.
  • А я могу помочь рекомендациями и советами, как учиться. если слабая память, внимание, логика, как быстро научить ребенка читать считать. запоминать стихи и т. д.
  • Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. До новых встреч, удачи и счастья!
  • Татьяна Гордиенко, учитель начальных классов высшей категории , с этого учебного года на заслуженном отдыхе.

Источник

1 февраля родители будущих первоклассников будут подавать заявления о приеме в школу. Специалисты считают, что не всем родителям стоит торопиться посадить своего ребенка за парту. Почему нынешние дети хуже готовы к школе, рассказала  психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Инна Проскурина.

Не каждый готов дотянуться до уха

Читайте также:  Психическое развитие ребенка критерии задержки

– Какие изменения вы замечаете в поведении первоклассников?

– Последние два десятилетия показали, что проблем у первоклассников становится больше. В массе своей они хуже переносят школьную нагрузку. В основном из-за того, что детей отдают в школу слишком рано – физически и эмоционально не созревшими. Причем эта недозрелость не обязательно зависит от календарного возраста.

Сегодня много детей, которые и в 7 и даже в 7,5 лет по своему психофизиологическому развитию к школе не готовы. Индивидуальные сроки развития ребенка сдвинулись: более позднее созревание стало очевидным. Поэтому далеко не все дети в 7 лет обязательно должны идти в школу. Это отражено и в федеральном Законе об образовании. Недавно в него были внесены изменения. Добавилась норма, позволяющая отдавать ребенка в первый класс в возрасте более 8 лет – по заявлению родителей. 

– То есть можно ребенка в 9 или в 10 лет отдавать  в первый класс? 

– Нет, речь все-таки идет о поступлении в школу на несколько месяцев позже восьми лет. А если ребенок в 10 лет не готов к первому классу общеобразовательной школы, то, наверное, ему тогда нужна не обычная, а коррекционная программа. 

– А почему дети стали созревать позже?

– Однозначного ответа нет.  Возможно, это связано с общим ухудшением здоровья матерей и  различными осложнениями при родах, которые впоследствии сказываются на детях. Сегодня чаще выхаживают глубоко недоношенных, у которых тоже могут замедляться сроки  развития. Плохая экологическая обстановка также влияет. Тут много факторов.

Родители часто думают: «Мой ребенок читает, считает, в садике его хвалят. Значит, к школе подготовлен». Но они судят только по интеллектуальному развитию, не принимая в расчет физическое и психоэмоциональное. И часто оказывается, что ребенок физиологически  не может выдерживать школьный режим! Четыре урока подряд пять дней в неделю для несозревшего малыша – непосильная нагрузка. Эти дети не могут долго удерживать рабочую позу – то есть сидеть ровно, спокойно, сложив руки. Ведь сидеть за партой вообще не физиологично, потому что ребенок развивается в движении. И для него это по сути  – физическая нагрузка. Если он сосредоточится на том, чтобы сидеть ровно, то при этом не сможет думать и решать задачу. В конце концов он начинает ерзать, крутиться, обращать на себя внимание, мешать учителю. Чаще всего с такими проблемами сталкиваются так называемые гиперактивные дети. Сейчас многие медики и физиологи говорят, что их количество увеличивается. Во всем мире их примерно около 17%. Но в некоторых источниках пишут, что в России таких детей уже около 30%. 

– Как родители могут понять, готов ли их ребенок к школе?

– Есть три простых, правда, достаточно грубых критерия. Первый – так называемый Филиппинский тест, показывающий степень морфологической зрелости мозга ребенка. Ребенок должен легко дотянуться левой рукой до правого уха через темечко. Малыш 4–5 лет с таким заданием не справится, потому что пропорции тела у него таковы, что голова большая, а ручки еще короткие. А если произошел полуростовой скачок, то ребенок дотянется, и, скорее всего, морфологически он тоже созрел. То есть структуры головного мозга созрели. 

Еще показатель зрелости – смена молочных зубов. От 4 до 10 постоянных зубов должно быть у ребенка к моменту поступления в школу. 

И третий критерий – вес не менее 23 килограммов. Считается, что совсем хрупкий и мелкий ребенок не сможет справляться со школьной нагрузкой. Он и инфекциями детскими будет чаще болеть, пропускать занятия, отставать.

Самый лучший способ узнать, готов ли ребенок к школе, – обратиться к психологу. У нас есть специальная программа тестирования. Проверяем не только интеллектуальную готовность, но еще смотрим на поведение ребенка. Например, как он воспринимает задачу, насколько отвлекается, может ли усидеть на месте спокойно. Ребенок садится за стол во вращающееся кресло. Гиперактивный сразу же начинает в нем качаться, вращаться. А  бывает, приходит девочка: сядет, ручки сложит  и молчит – слушает. Девочки вообще быстрее созревают, где-то на год-полтора раньше мальчиков того же календарного возраста. Получается парадокс. Родители всегда хотят мальчиков пораньше в школу отдать, чтобы после ее окончания осталось время до армии поступить в вуз. А созревают-то мальчики позже! Школа вообще женское царство. Требования в начальных классах – это, в основном, требования дисциплины и аккуратности. Их легче выполняют девочки. А мальчишкам скучно отсчитывать четыре клеточки слева, еще сколько-то сверху, чтобы красиво написать крючочки… И, как правило, мальчики более подвижные. Им диагноз «гиперактивность» ставится в 4 раза чаще, чем девочкам.

Гимназии для особых родителей

– Должен ли ребенок при поступлении в школу уметь читать, писать, считать?

– Требовать этого в школах не имеют права. Но на практике… Когда я обследую детей перед поступлением в лицей или гимназию, 99% из них уже умеют читать. Если ребенок попадет в этот один процент неграмотных, как он будет себя чувствовать в классе, где все читают? Ведь учитель будет ориентироваться на большинство. Но в обычных школах, не в лицеях-гимназиях, детей, не знакомых с азбукой, больше. Думаю, туда можно спокойно отдавать и нечитающего ребенка.

– Получается, школы сильно поляризованы. Есть сильные  – для подготовленных детей, а есть слабые – для всех остальных?

– Понятно, что в лицеях и гимназиях нагрузки посерьезнее. Они, если можно так сказать, имеют своих родителей, которые очень высоко мотивированы, чтобы их дети поступили именно в это образовательное учреждение. Такие родители заранее готовят детей: водят на курсы, занимаются по специальным пособиям. Главное при этом – чтобы родительские амбиции не превалировали над интересами ребенка. Потому что мало кто, к сожалению, руководствуется индивидуальными особенностями и сроками созревания своего чада. Чаще берутся в расчет другие причины. Например: «Хорошо бы поступить в этом году, потому что в следующем заселят новые дома и желающих станет больше». Или: «Соседкин ребенок идет в первый класс, и мы тоже, чтобы проще было отводить-забирать из школы». Такие родители своего добиваются. Иногда даже раньше чем в шесть с половиной лет отдают в школу. И в результате обрекают на мучения собственных детей, учителей и себя. В сентябре-октябре к нам в Центр очень много родителей приходят с жалобами на то, что ребенок на уроках отвлекается, не может запомнить и выполнить, что говорит учитель. Что учителя на него жалуются, потому что он мешает проводить уроки.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка школьника по фгос образец

– Как вы помогаете таким детям?

– Ускорить процесс созревания головного мозга невозможно. Лучше всего для такого ребенка, если родители заберут его из школы и в следующем году заново отдадут в первый класс. Но они, как правило, забирать не хотят. Поэтому мы обсуждаем с ними, как готовить домашнее задание, какие кружки лучше посещать. Если у ребенка есть поведенческие проблемы, берем в коррекционные группы. У нас есть комиссия, которая подбирает образовательный маршрут ребенку. Если он не справляется с обычной  общеобразовательной программой, то ему рекомендуют коррекционную школу. Но все это – с согласия родителей. 

Поправить последствия того, что ребенок пошел в школу раньше срока, намного труднее, чем их предотвратить. Потому что у ребенка складывается определенная негативная  репутация у одноклассников, падает самооценка… А виноваты родители, которые руководствовались своими амбициями или удобством!

По моим оценкам, сегодня практически в каждом классе есть как минимум 2–3 человека, которых отдали раньше времени и они еще «не дозрели».

Елена Роткевич

Источник

  • Сейчас 6.11 ходим на подготовку в школу читает по слогам медленно, пишет печатными буквами, состав числа 10 знает, учитель говорит что она витает в облаках, по хорошему ей еще год посидеть. но через год ей будет 8.5!! И система не пропустит потому, что по закону ребенок должен пойти до 8 лет. Учительница сказала что ей будет тяжело учится даже по самой простой программе школа России?? Что делать? Прошли психолога тоже говорит не готова, заявление о приеме в школу написала, а что будет не знаю? Подскажите кто сталкивался с такой же проблемой?

  • идите, если до НГ не очухается, можете еще раз в 1 кл пойти на след год, я своего не оставила, может и надо было, сейчас во 2м, в принципе не все так плохо, вот оценки выставили-трояк только по рус, остальные 4-5, читает не оч хорошо, почерк красивый, по мат лучше, он просто подтормаживает, занимаемся….
    а вообще к психиатру сходите, мы проверялись-не буду писать что, но назначали для активности мозговой препараты, сдвиг оч хороший ну и заниматься-заниматься до опупения…

  • У нас ммд, пьем пантогам+глицин+витамины группы в

  • Так у вас и вариантов особо нет, по возрасту вы не можете ее уже дома оставить. Отдавайте тогда в обычную школ. У вас еще впереди полгода до школы и полгода на раскачку там. Там и не такие учатся.

  • с этого и надо было начинать, тогда только специалисты смогут вам что-то посоветовать или здесь — поднимите топики очень много тем было за последние 3-4 мес
    ищите учителя-спокойного, понимающего, что б не очень дергала ребенка, а сами заниматься-заниматься

  • +1
    Даже не полгода на раскачку, а весь первый класс, я бы сказала, плюс ещё лето после него.

  • Еще добавлю один момент. Это не из-за моего снобизма, а лишь по отзывам окружающих. Уже не от одного слышу, что в классах некоторые дети даже по русски не говорят и вполне себе умудряются адаптироваться за полгода. А тут ребенок читает, считает, пишет. Вообще не вижу проблемы. А ворон некоторые и в 11 классе ловят)

  • На подготовке, раньше первого класса ребенок не читает в легкую, всего-то знает состав числа до 10 и отвлекается — это с каких пор такое стало прям-таки фатальной неготовностью шк школе не освоение еще до начала ее программы первого класса? То, о чем вы пишете — это весь первый класс вообще-то. Я бы посоветовала сменить учительницу на более готовую к школе — ту, которая будет реально вашу дочь учить, а не только требовать, чтобы так как-то все осваивала сама, а учительница будет гордиться сильным классом.
    И, кстати, кто вам сказал такой бред про «система не пропустит, ребенок обязан пойти в школу до 8 лет»? Особенно ребенок с диагнозом.

  • Как мне сказал довольно грамотный невролог: «Если ваши назначения пантогам+глицин+витамины группы в», то ребенок, в общем-то….здоров, просто имеет особенности мышления (ригидность). Старшая пошла в 7,8, диагнозов не было, но были ощутимые сложности в формировании эмоционально-волевой сферы («облака» ). Она теперь в 7-м классе и особенности мышления очевидны до сих пор, и никуда не денутся, но собирать какие-то заключения и со справкой отдавать ребенка в ГБОУ в 8,5 лет — это уже чересчур.

  • А психолог был школьный или независимый? Если школьный, то совет один: менять школу, пока не поздно.
    Уж не знаю, какая там рассеянность катастрофическая, но по описанию выходит, что ребенок у вас обычный нормальный, а вот учительница выполнять свои профессиональные обязанности — учить детей — не планирует в принципе. Планирует она набрать подготовленных мотивированных детей и курить бамбук, быстренько прочитывая материал, задавая все сложное на домашнее изучение и проставляя оценки за контрольные.
    Практика сейчас распространенная, но не 100% повсеместная, к частью. Побочные эффекты такой практики — когда в 3-4 классе заканчиваются отработанные еще до школы навыки и знания, вылезают пробелы в навыках и знаниях, не доданных дипломированными бездельницами, и начинаются настоящие сложности, в которых ребенок же еще оказывается виноват.

  • Выбора у Вас нет. Я в свое время ребенка с ММД тоже попыталась оставить до 8,5 лет. Мне невролог ответила, что даже заключения для ПМПК не даст. Мол, не такое уж серьезное у него заболевание. Можно было бы пободаться, но я не стала.
    На подготовке к школе были другие проблемы: чтение, счет и письмо шли нормально, зато поведение было жутким. Учитель и психолог на подготовке говорили, чтобы мы готовились ко всему. Посоветовали нам, кстати, перейти к определенному учителю с нужным характером и опытом работы с такими детьми. Мы так и сделали и не пожалели.
    Адаптация к первому классу была с неврологом, психологом и классным руководителем на быстром наборе.
    Приучать к учебе пришлось очень долго, первые полгода ребенка поощряли только за то, что он пришел в школу и спокойно отсидел урок, без конфликтов и истерик.
    Выше мадам Грицацуева сказала верно: ВЕСЬ первый класс + лето. Возможно, еще половина второго класса.
    Но упорство, терпение и труд все перетрут. Сейчас ребенок — хорошист твердый.

    Читайте также:  Роль речи в психическом развитии ребенка связь речи и мышления

  • Возможно, от врача зависит и от того, в чем состоит проблема. Скорее, от второго. Но считаю, что в случае автора ждать год не стоит.
    Мне невролог перед первым классом ясно дала понять, что решение за мной. Решим идти — пойдём, не решим — даст направление. У нас, наоборот, в поведении проблем не было, а были именно с когнитивной частью и вниманием.

  • Не советую ждать год. У меня мартовская дочка. Пошли в 7,5. Ребенок был с отставанием в развитии по причине неврологии и гипотериоза. В первый шла шла практически не умея читать и считать. Пошли в обычную школу, в итоге во 2-ом классе были одни из первых по технике чтения и безусловно первыми по выразительности. Считать научилась как только стали давать деньги на буфет. Но у нас было НО — она была очень взрослая на фоне ровесников (ну где что убудет, в другом месте прибудет). В 4 классе перешли в лицей. Началка без троек была, в 5 классе были одна-две тройки. Одна из них из-за конфликта с учителем. 6-ой класс без троек. Но в том же 5 у нее начался переходный возраст. Про «закидоны» подростков они читали в учебнике обществознания за 7 класс. А вес класс говорил «ага, точно, правильно», моя говорила — «это уже давно прошло». Но в том же 7 классе подростковый возраст пошел «за компанию» и учеба пошла с синюю даль.
    Так что психоэмоциональный возраст тоже имеет значение и не стоит отрываться от ровесников. Т.е. мою бы с 6 отдать в этом плане, да голова не позволила.

  • Да ничего, потом выровняется. Главное не отдавайте на продленку, там тяжело детям. Если есть возможность не работать, то будете дома догонять программу. Ну или может бабушку на подхвате. А до 1го сентября еще 6 месяцев. Успеете позаниматься.

  • Зачем неправду писать? Еще раз в 1 класс сейчас пойти нельзя.

  • Идите в обычную школу. Нафиг якобы хорошие и якобы сильных учителей, которым надо снимать сливки с прохождения родителями программы.

  • у меня у сына ммд было, вроде прошло потом, пошли в школу 6,9. учится средне. Рассеянный, особенно когда неинтересно.

  • У нас ММД, в школу сын пошел в 7,2. Надо было в 8,2 идти — это мое личное убеждение, но я послушала нашего логопеда-дефектолога, которая советовала отдавать именно в 7 лет. Учиться сложно сыну до сих пор — уже 3-й класс.

  • До школы ещё полгода. В таком возрасте для ребёнка это довольно большой срок. Конкретно мой ребёнок в навыках «сидеть на попе ровно», «слушать учителя» и «не витать в облаках» за полгода продвинулся заметно.
    Она вполне может за это время «дозреть», а Вы можете приложить усилия — сама и ли с помощью специалистов — чтобы какие-то навыки закрепить.
    Но вот часть того, что Вы написали — читает по слогам медленно, пишет печатными буквами, состав числа 10 знает — это довольно стандартный набор ребёнка-подготовишки. Всё это никак не повод ещё год сидеть. Значит, основная проблема — «витает в облаках». С этим и надо работать. Спросите учителя что она Вам порекомендует, ей же видно где «узкие места».

  • Подпишусь под каждое слово!

  • Ребёнку на 1 сентября будет 7,3. Диагноз ОНР 3й степени. На данный момент ходим на подготовку- не читает (постоянно забывает буквы), не считает сам до 10. Занимаемся с дефектологом. Оценка учителя — отвлекается (ребёнок говорит что ему скучно). Психолог независимый поставил неготовность к школе и рекомендует занятия с нейропсихологом.
    На последнем приеме у невролога состоялся разговор — специалист, после рекомендаций психолога, предложила ребёнка не отдавать в школу, но в школу мы пойдём, так как я не вижу повода терять год (не верю я, что через год станет лучше, хотя сейчас уже большой прогресс с лета есть), в итоге рекомендована обычная школа и без нагрузок. Получили назначение от невролога пантогам и т.д.

  • Ну и что? Это вообще ни о чем не говорит. У меня тоже у ребенка стоит ММД, пьет все то, что автор написал и + еще кучу других препаратов курсами. Но у него вообще не проблем таких как у ребенка автора.

  • Ну и зачем вы неправду пишете?

  • У дочки ммд, отдала на год позже, у нас с 6 лет обучение, но она в 6,8 не пошла, а в 7.8. Небо на голову не упало, зато учится ребенок хорошо. И нервы у всех целы остались. И у нее и у нас и у учителей. Просто я видимо задолбалась достигать результатов ценой вечной борьбы и пошла более простым путем.

  • Источник