Критерии психического развития ребенка в первый год жизни

Критерии психического развития ребенка в первый год жизни thumbnail

Автор: ГКУЗ Дом ребенка № 1.

Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие

Возраст Анализатор Проявление
10 днейАзУдерживает в поле зрения движущийся предмет.
 АсВздрагивает и мигает при резком звуке.
18-20 днейАзУдерживает в поле зрения неподвижный предмет.
 АсУспокаивается при сильном звуке.
1 месяцАзСосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов.
 АсПрислушивается к звуку и голосу взрослого.
 ЭПервая улыбка в ответ на разговор.
 ДоЛёжа на животе, пытается поднять голову.
 РаПроизносит отдельные звуки.
2 месяцаАзДлительное зрительное сосредоточение.
 АсИщущие повороты головы при длительном звуке.
 ЭБыстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.
 ДоЛёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову.
 РаПовторно произносит отдельные звуки.
3 месяцаАзЗрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого.
 ЭКомплекс «оживления» в ответ на игрушки.
 ДоЛежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками.
 ДрСлучайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
4 месяца АзУзнаёт мать, радуется.
  АсНаходит глазами невидимый источник звука.
  ЭГромко смеётся в ответ на общение.
  ДРРассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку.
  РаГулит.
  НПридерживает грудь матери или бутылочку.
5 месяцев АзОтличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого).
  АсУзнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи.
  ЭРадуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит.
 ДрЧётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку.
 ДоДолго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.
  РаПодолгу певуче гулит.
  НЕст с ложки полугустую и густую пишу.
6 месяцев АсПо — разному реагирует на своё и чужое имя.
  ДРУверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую.
  ДоПереворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.
  РаПроизносит отдельные слоги, начало лепета.
  НЕст с ложки, снимает пищу губами.
7 месяцев ДрИгрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др.
  ДоХорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
  РпНа вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте.
  РаПодолгу лепечет, произносит одни и те же слоги.
  НПьёт из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцевЭСмотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет.
ДрИгрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.).
 ДоСам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер.
 РпНа вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.
 Рагромко, чётко, повторно произносит различные слоги.
 НЕст корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцевАсПлясовые движения под плясовую музыку.
 ЭДогоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка.
 ДРС предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое).
ДоПереходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой.
 РпНа вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете.
 НХорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок).
10 месяцевЭДействует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним.
ДРСамостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия.
 ДоВходит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки.
 РпПо просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения.
 РаПодражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.
 НЗакрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.
11 месяцевЭРадуется приходу детей. Избирательное отношение к детям.
 ДРОвладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого.
 ДоСтоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.
РпПо словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/.
 РаПроизносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай».
 НУмение и навыки закрепляются.
12 месяцевАзРазличает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых.
 ЭПротягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
 ДрСамостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой.
ДоХодит самостоятельно.
РпПонимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя».
 РаПроизносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам.
 НСамостоятельно пьёт из чашки.
1год 3 мес.СИграя, различает два разных по величине предмета, например, два куба.
 ДрУмеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/.
 ДоХодит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/.
 РпЗначительно увеличился запас понимаемых слов.
 РаПользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/.
 НСамостоятельно ест густую кашу ложкой.
1год 6 мес.СИз предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/.
 ДрУмеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/.
 ДоДвижения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/.
 РпНаходит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.
 РаВ удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет.
 НСамостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1год 9 мес.СИграя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба).
 ДоУмеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см.
 ДрСтроит «ворота», «скамейку», «домик».
 РаПользуется двухсловными предложениями.
 РпОтвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.
 НУмеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого.
2 годаСПо предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
 ДоПерешагивает через препятствие чередующимся шагом.
 ДрВ игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает.
 РаПользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения.
РпПонимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта.
НУмеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.
2 года 6 мес.СПодбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см.
 ДрВ игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет).
 РаСтроит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда?
 НСамостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.
3 годаСНазывает 4 основных цвета.
 ДоПерешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см.
 ИгрыВ играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор.
 РаУпотребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда?
 НОдевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
4 годаМышление, речь.Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др.
 Моторика.Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.
 Внимание и памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
5 летМышлениеУмеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
 МоторикаУмеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.
 Внимание памятьВнимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
 Социальные контакты.Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры.
 ПсихикаБез отклонений.
Читайте также:  Математическое развитие ребенка дошкольного возраста

Оценка НПР детей раннего возраста.

Группы риска детей по нервно — психическому развитию:

Группа внимания: 

  • дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.

Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока. 

Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока. 

Группа диспансерная: 

  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
  • дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
  • дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.

Группы развития I группа: 

  • дети с нормальным развитием.
  • дети с опережением в развитии:

а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)

б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).

в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные

сроки по одному или нескольким показателям. 

П группа: 

  • дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).

III группа: 

  • дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям. 

2-я степень — по 3-4 показателям. 

3-я степень — по 5-7 показателям.

  • дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.

IV группа:

Читайте также:  Структура социальной ситуации развития ребенка пример

1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям,

2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

V группа: 

  • дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.

1-я степень — по 1-2 показателям.

2-я степень — по 3-4 показателям.

3-я степень — по 5-7 показателям.

дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).

Категория: Будущим родителям.

Печать
Электронная почта

Источник

Критерии психического развития ребенка в первый год жизни

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

tablitsa-psikhomotor.doc

Скачиваний:

865

Добавлен:

25.03.2015

Размер:

220.67 Кб

Скачать

Приложение
1

Таблица 1

Возраст

Сенсорное
развитие

Органы
чувств — анализаторы (А)

Эмоции

(Э)

Движения
(Д)

Подготовительные
этапы

развития
речи (Р)

Формирование
навыков и умений (Н)

Зрительный

(Аз)

Слуховой

(Ас)

Движения
руки и действия с предметами (Др)

Движения

общие
(До)

Понимание

речи или пассивная
речь (Рп)

Активная речь
(Ра)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 дней

Удерживает в поле
зрения движущийся предмет

(ступенчатое
слежение)

На
резкий звуковой раздражитель отвечает
вздрагиванием и мигательным рефлексом

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Торможение
(сосредоточение) при воздействии
слуховых, пищевых лабиринтных
раздражителей

Нет

Нет

Нет

18-20 дней

Фиксирует

взгляд
на ярких

предметах

Слуховое
сосредоточение на громком звуковом
раздражителе

Отрицательные:
крик, плач

Атетозоподобные
(некоординированные) движения

Двигательное
торможение

(сосредоточение)

Нет

Нет

Нет

1

месяц

1.
Сосредоточивает взгляд на неподвижном
предмете.

2.
Появляется плавное прослеживание
движущегося предмета

Прислушивается
к звукам, голосу взрослого

Отвечает
улыбкой на вид, голос матери

Сохраняются
атетозоподобные движения

Лежа
на животе поднимает и удерживает
голову

Нет

Нет

Формирование
пищевого условного

рефлекса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

месяца

Формируется
сочетание слухового и зрительного
сосредоточения. Длительное зрительное
сосредоточение на неподвижном и
движущемся предметах

Поворачивает
голову в сторону звукового раздражителя

Улыбается на
обращенную к нему речь

Появляется
выпрямление конечностей и потягивание
при поглаживании.

Вскидывает
руки вверх

Лежа
на животе поднимает и непродолжительно
удерживает голову

Нет

Появляется
первая недифференцированная голосовая
реакция

Формирование
пищевого условного рефлекса

3

месяца

Рассматривание
предмета с дифференцировкой формы и
цвета

Совершенствуется
дифференцировка на звуковой раздражитель

«Комплекс
оживления» (двигат. активность,
взвизгивание, смех, усиленное дыхание)
в ответ на общение

Случайно
наталкивается руками на низко висящие
игрушки; ощупывает свои руки; оживленные
движения рук в ответ на разговор с
ним.

Появляются
локальные реакции: потирает руками
места раздражения кожи (глаза, уши,
нос)

Согласованная
работа мышц-антагонистов (велосипедные
движения ногами). Лежит на животе
несколько минут, опираясь на предплечья
и высоко подняв голову (верхний рефлекс
Ландау). При поддержке под мышки крепко
упирается ногами, согнутыми в
тазобедренных суставах. Удерживает
голову в вертикальном положении

В
ответ на обращенную речь проявляет
радость.

Голосовая
реакция во время пауз речи взрослых

Первые гортанные
звуки: «х», «к», иногда в
сочетании с «ы» — «хы»,

«кы»

При
виде бутылки с молоком появляется
зрительный пищевой условный рефлекс

4

месяца

Узнает мать.

Рассматривает
руки и близко расположенные предметы

Находит
глазами невидимый источник звука

Громко
смеется

Обеими
руками ощупывает и захватывает висящую
игрушку

Делает «мост»
при повороте на живот. Поднимает
голову и плечи в положении на спине

В
ответ на обращенную речь имитирует
интонацию

Появляется
гудение

Придерживает
руками грудь матери или бутылку во
время кормления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

месяцев

Отличает
близких людей от чужих. Узнавание на
основе опыта

Узнает
голос матери. Различает строгую и
ласковую интонацию

По-разному
реагирует на близких и чужих людей

Берет
игрушку из рук взрослого. Удерживает
игрушку в одной руке.

Лежит на животе,
опираясь на ладони выпрямленных рук.
Переворачивается с живота на спину.
Ровно, устойчиво стоит при поддержке
под мышки. Встает при подтягивании
за руки

Появляется
ответная реакция действием на речевой
раздражитель (подготовка к еде,
прогулке, пеленанию)

Длительно
эмоционально певуче гулит

Возможна
выработка произвольных мочеиспускания
и дефекации (навыка опрятности)

6

месяцев

Совершенствуется
глазомер. Различает цвет, объем

Знает свое имя

Отрицательные
реакции (хныканье, крик) на резкий
звук, крик

Из
разных положений свободно берет
игрушку и подолгу играет. Похлопывает
рукой по предметам. Игрушкой стучит,
размахивает, бросает ее

Формируются
дифференцированные двигательные
реакции — начинает подползать к
игрушкам

В
ответ на зрительно-речевой раздражитель
участвует в игровых ситуациях. Понимает
мимику, жесты

Произносит
отдельные слоги (ба, ма) с носовым
оттенком

Ест
с ложки, снимая пищу губами

7

месяцев

Зрительно
узнает игрушки

На
слуховые раздражители отвечает
подражанием

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Совершенствуются
игровые движения

Формируются
сложные цепные двигательные реакции.
Начинает ползать на четвереньках

На
вопрос «где?» находит взглядом
предмет, расположенный в определенном
месте

Подолгу
лепечет (повторно произносит одни и
те же слоги) — с преобладанием мягких
гласных

Пьет
из чашки, которую держит взрослый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

месяцев

Движения под
контролем

зрительного и
слухового

анализаторов

Совершенствуется
дифферендировка положительных и
отрицательных эмоций

Игрушками
занимается долго и разнообразно.
Подражает действиям взрослого с
игрушками (катает, стучит, вынимает
и др.)

Сам
садится, сидит и ложится. Хорошо
ползает на четвереньках. Стоит,
переступает и опускается, держась за
барьер

По просьбе
взрослого выполняет разученные
движения («ладушки», «дай ручку»
и др.)

Громко,
четко и повторно произносит различные
слоги, подражая голосу взрослого.
Формирование губных согласных («п»)

Сам
держит и ест кусочек хлеба. Спокойно
относится к процессу высаживания на
горшок

9

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение.

Совершенствуется
дифференцировка положи-

тельных
и отрицательных эмоций

Действует
с предметами по-разному, в зависимости
от их свойств

Переходит
от предмета к предмету, слегка
придерживаясь за них руками. Произвольные

плясовые
движения

На
вопрос «где?» находит несколько
знакомых предметов, независимо от их
места. Знает свое имя

Подражает
взрослому, повторяя за ним слоги,
имеющиеся в его лепете

Хорошо
пьет из чашки, слегка придерживая ее
руками

10

месяцев

Дальнейшее
совершенствование

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.
Эмоционально играет со взрослыми

Самостоятельно
и по просьбе взрослого выполняет
разученные Действия: открывает,
закрывает, вынимает и др.

Влезает
на невысокую поверхность и сходит с
нее

По
просьбе «дай» находит и дает
знакомые предметы

Подражая
взрослому, повторяет за ним новые
слоги и короткие слова

Закрепляются
умения, приобретенные ранее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Овладевает
новыми действиями и начинает выполнять
их по заданию взрослых: складывает
кубики, снимает и надевает кольца с
большими отверстиями и т.п.

Стоит
самостоятельно. Делает первые самостоя
тельные шаги

Первые
обшения (по слову находит любой мяч,
любую куклу, все часы, все машины и
т.д.)

Произносит
первые слова-обозначения («дай»,
«на», «ав», «па-па»,
«ба-ба» и т.д.)

Держит
ложку при кормлении

12

месяцев

Узнает
на фотографии знакомых людей.

Рассматривает
картинки

Дальнейшее
совершенствование.

Сосредоточенно
слушает чтение, музыку, пение

Должны
преобладать положительные эмоции.

Эмоционально
играет со взрослыми

Выполняет
самостоятельно разученные действия
с игрушками (катает, кормит, водит,
баюкает и т.п.).

Переносит
действия, разученные с одним предметом,
на другой (кошку, собаку, водит, кормит)

Ходит
самостоятельно (без опоры)

Понимает
(без показа) названия предметов,
действий, имена взрослых; выполняет
поручения (принеси, найди, отдай,
положи на место и др.)

Легко
подражает новым слогам. Произносит
до 10 слов. Понимает слово «нельзя»

Самостоятельно
пьет из чашки

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 250 омск

Таблица 2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник