Коррекционная работа с ребенком с отклоняющемся в развитии

Своевременная
систематическая психолого-медико-педагогическая
помощь дошкольникам с нарушениями
в развитии, консультативно-методическая
поддержка их родителей, социальная
адаптация ребенка и формирование у
него предпосылок к учебной деятельности
осуществляются в системе образования,
здравоохранения и социальной защиты.
В
системе образования педагогическая
помощь этим детям реализуется в разных
организационных формах. Дети с отклонениями
в развитии воспитываются в дошкольных
образовательных учреждениях и в
учреждениях «Начальная школа — детский
сад» трех видов:
компенсирующего,
предназначенного для обучения детей
с теми или иными отклонениями в
развитии;комбинированного,
имеющего как группы (классы) для
нормально развивающихся детей, так
и группы (классы) компенсирующего вида;общеразвивающего
вида в условиях интегрированного
(совместного с нормально развивающимися
детьми) обучения при обязательной
коррекционной поддержке ребенка с
отклонениями в развитии.
Дошкольники
с отклонениями в развитии, воспитывающиеся
в домашних условиях, могут обучаться
в группах кратковременного пребывания
при учреждениях компенсирующего и
комбинированного вида, при дошкольных
отделениях (группах) специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений.
Коррекционная
поддержка дошкольников с отклонениями
в развитии осуществляется также:
в
образовательных учреждениях для
детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной
помощи в. условиях разновозрастных
воспитательных групп для детей
дошкольного возраста в центрах
диагностики и консультирования,
психолого-медико-социального
сопровождения, психолого- педагогической
реабилитации и коррекции и др.;в
оздоровительных образовательных
учреждениях санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении в
условиях групп для детей дошкольного
возраста;в
учреждениях дополнительного
образования: центры дополнительного
образования детей, детские оздоровительные
центры различного профиля и др.
Комплектование
ДОУ (групп) компенсирующего вида и
учреждений «Начальная школа — детский
сад» компенсирующего вида, групп
кратковременного пребывания для детей
с отклонениями в развитии, дошкольных
отделений (групп) специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов,
детских домов для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
осуществляется постоянно действующими
психолого-медико-педагогическими
комиссиями (ПМПК). Вопросы перевода
ребенка в то или иное учреждение (группу),
его направления в ДОУ общеразвивающего
вида или учреждение «Начальная школа
— детский сад» также находятся в
компетенции ПМПК.
Дошкольники
с отклонениями в развитии направляются
в образовательные учреждения для
детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, ПМПК и
другими организациями системы
образования, здравоохранения и социальной
защиты по согласованию с родителями
(законными представителями ребенка).
Оздоровительные
образовательные учреждения санаторного
типа комплектуются органами
здравоохранения.
В
учреждения дополнительного образования
дошкольники с отклонениями в развитии
принимаются по желанию родителей и по
рекомендации специалистов.
Воспитание
и обучение дошкольников с отклонениями
в развитии в дошкольных учреждениях
(группах) компенсирующего вида, в
учреждениях «Начальная школа — детский
сад» компенсирующего вида, в дошкольных
отделениях (группах) специальных
(коррекционных) учреждений, в группах
кратковременного пребывания
осуществляются в соответствии со
специальным учебным планом и программами,
в том числе и лицензированными
авторскими. В данных учреждениях
создается предметно развивающая среда,
отвечающая особенностям развития
дошкольников с теми или иными отклонениями
в развитии. Воспитание и обучение
детей осуществляется специально
подготовленными учителями- дефектологами,
воспитателями, музыкальными руководителями
и инструкторами по физическому
воспитанию.
Таким
образом, ребенок с отклонением в развитии
может обучаться как в условиях
специализированных (компенсирующего
или коррекционного вида), так и в
условиях интегрированного (совместного
с нормально развивающимися детьми)
воспитания. Интеграция дошкольников
с отклонениями в развитии возможна
при соблюдении следующих условий:
осуществление
ранней (с первых недель жизни) коррекции
отклонений в развитии и формирование
компенсаторных механизмов;обеспечение
обязательной коррекционной помощи
каждому ребенку, воспитывающемуся
в условиях общеобразовательного
учреждения;наличие
медико-педагогических обоснований при
выборе той или иной модели интегрированного
воспитания.
Интеграция
не противопоставляется системе
специального образования, а выступает
как одна из форм внутри системы. Интеграция
— модель специальной педагогики;
интегрированный в общеобразовательную
среду ребенок с отклонением в развитии
остается под ее патронатом: он либо
воспитывается в специальной группе
при дошкольном учреждении комбинированного
вида, либо обязательно получает
коррекционную помощь, воспитываясь в
группе вместе с нормально развивающимися
детьми. Можно считать, что интеграция
сближает две образовательные системы
— общую и специальную, делая проницаемыми
границы между ними.
В
учреждениях комбинированного вида
с учетом уровня развития и
индивидуальных особенностей развития
детей интеграция должна осуществляться
в различных ее формах:
комбинированная
интеграция. Дети с уровнем психофизического
и речевого развития, соответствующим
или близким возрастной норме,
самостоятельно себя обслуживающие,
по 1—2 человека воспитываются в массовых
группах, получают систематическую
коррекционную помощь учителя-дефектолога
и педагога- психолога;частичная
интеграция. Дети (1—2 человека), еще не
способные наравне со здоровыми
сверстниками овладевать программными
требованиями, пребывают лишь часть дня
(например, его вторую половину) в группе
нормально развивающихся сверстников;временная
интеграция, при которой воспитанники
специальной группы вне зависимости
от уровня психофизического и речевого
развития и навыков самообслуживания
объединяются со здоровыми детьми не
реже 1—2 раз в месяц для проведения
различных мероприятий воспитательного
характера (эта модель интеграции может
и должна реализовываться в
образовательных учреждениях
компенсирующего вида, в дошкольных
отделениях (группах) специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов,
детских домов).
Реализация
всех этих форм предполагает обязательное
руководство процессом интеграции со
стороны учителя-дефектолога и
педагога-психолога, которые помогают
в организации воспитания и обучения
ребенка с отклонением в развитии в
коллективе здоровых сверстников.
Полная
интеграция может быть эффективна для
детей с отклонениями в развитии,
которые по уровню психофизического
и речевого развития соответствуют
возрастной норме (или близки к ней),
самостоятельно себя обслуживают и
психологически готовы к совместному
со здоровыми сверстниками обучению.
Такие дети по 1—2 человека включаются
в обычные группы общеразвивающего
детского сада учреждения «Начальная
школа — детский сад», при этом они
обязательно должны получать коррекционную
помощь либо по месту обучения, либо в
группах кратковременного пребывания
дошкольного учреждения (группы)
компенсирующего вида или дошкольного
отделения (группы) специальной
(коррекционной) школы, школы-интерната,
либо в специализированных центрах,
либо в поликлиниках по месту жительства.
Осуществление
разных форм интеграции детей с отклонениями
в развитии в коллектив обычных
сверстников должно способствовать
социализации дошкольников с особыми
нуждами, а для нормально развивающихся
детей должно создать среду, в которой
они начинают осознавать, что мир
представляет собой единое сообщество
людей.
Целенаправленная
работа по интеграции детей с отклонениями
в развитии является обязательным
компонентом деятельности ДОУ как
общеразвивающего и комбинированного,
так и компенсирующего вида. Если
перед специальными дошкольными
учреждениями (группами, отделениями)
стоит задача осуществления коррекционного
воспитания и обучения дошкольников
с отклонениями в развитии, то перед
общеразвивающими ДОУ и учреждениями
«Начальная школа- детский сад», в
которые интегрированы отдельные дети
с отклонениями в развитии, оказываются
принципиально иные задачи:
педагогическое
наблюдение и скрининг-диагностика,
направленные на работа с родителями
таких детей с целью убеждения их в
необходимости комплексного
медико-психолого-педагогического
обследования ребенка;постановка
вопроса об обязательном обеспечении
ребенка с отклонением в развитии
индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями с учителем- дефектологом,
педагогом-психологом и другими
специалистами (в условиях учреждения
или вне его). Занятия строятся с учетом
особенностей развития ребенка с тем
или иным отклонением в развитии;обеспечение
индивидуального подхода к воспитанию
и обучению ребенка с отклонением в
развитии с учетом особенностей
конкретных нарушений, в соответствии
с рекомендациями специалистов: врача,
учителя-дефектолога, педагога-психолога;обеспечение
контакта между образовательным
учреждением общего типа и специалистами,
оказывающими вне его коррекционную
помощь ребенку с отклонением в
развитии;работа
с родителями ребенка с отклонением в
развитии в целях обеспечения единого
подхода к его воспитанию и обучению,
соблюдения рекомендаций специалистов,
оказания помощи дошкольнику в
овладении программными требованиями,
рассчитанными на нормально развивающихся
детей;целенаправленное
наблюдение за развитием ребенка с
отклонениями в развитии, за его
продвижением — с целью своевременного
решения вопроса об изменениях в
процессе его воспитания и обучения.
Речь может идти а) о желательности
перевода дошкольника в специальное
учреждение (группу); б) об интенсификации
коррекционно-развивающих занятий со
специалистом, оказании в ходе этих
занятий помощи ребенку в овладении
программными требованиями, рассчитанными
на нормально развивающихся дошкольников,
о совершенствовании материально-технической
базы интегрированного воспитания; в)
об оказании помощи воспитателям в
организации обучения ребенка с
отклонениями в развитии в среде
нормально развивающихся детей.
Создание
специальных условий осуществляется в
целях решения комплекса
коррекционно-развивающих и
образовательно-воспитательных задач
в процессе динамического
психолого-педагогического обучения и
воспитания ребенка. При этом соблюдаются
следующие условия:
содержание
воспитания и обучения направлено на
амплификацию (обогащение) развития
детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста;задачи
и содержание коррекционной работы с
детьми учитывают структуру, степень и
характер нарушений в развитии;содержание
и характер взаимодействия взрослых с
детьми в разные периоды детства
различны;материально-технические
и медико-социальные условия,
предметно развивающая среда соответствуют
образовательным и коррекционным
задачам;профессиональная
подготовка специалистов направлена
на охрану и укрепление здоровья
ребенка, его физическое и психическое
развитие, коррекцию имеющихся у него
отклонений. Кроме того, она должна
постоянно совершенствоваться и
соответствовать достижениям передовой
науки и практики.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
• Виды отклонений
в развитии и поведении детей и подростков
• Дети с задержкой
психического развития в общеобразовательной
школе
• Специфика
коррекционной работы с детьми с задержкой
психического развития
• Особенности
организации коррекционной работы с
детьми в классах компенсирующего
обучения
1. Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков
У детей с проблемами
в развитии имеются физические и (или)
психические недостатки (дефекты), которые
приводят к отклонениям в общем развитии.
В зависимости от характера дефекта,
времени его наступления одни недостатки
могут преодолеваться полностью, другие
— лишь корригироваться, а некоторые —
компенсироваться. Раннее
психолого-педагогическое вмешательство
позволяет в значительной мере
нейтрализовать отрицательное влияние
первичного дефекта.
Психолого-педагогическая
коррекция развития и поведения детей
с проблемами в развитии возможна в том
случае, если определен характер нарушения
нормального развития ребенка. В настоящее
время в специальной психологии и
коррекционной педагогике существуют
различные классификации нарушений в
развитии (В.В.Лебединский; В.А.Лапшин и
Б. П. Пузанов; О.Н.Усанова). На наш взгляд,
большой интерес представляют исследования
В.В.Лебединского, который рассматривает
проблемы психического дизонтогенеза.Термином «дизонтогенез» обозначают
различные формы нарушений онтогенеза,
т. е. развития индивида в отличие от
развития вида (филогенез).
Характер дизонтогенеза
зависит от определенных психологических
параметров:
• особенностей
функциональной локализации нарушения.
В зависимости от нарушения выделяются
два основных вида дефекта — частный
(недоразвитие или повреждение отдельных
анализаторных систем) и общий (нарушения
регуляторных корковых и подкорковых
систем);
• времени поражения.Чем раньше произошло поражение, тем
больше вероятность психического
недоразвития;
• взаимоотношения
между первичным и вторичным дефектом.
Первичные нарушения вытекают из
биологического характера дефекта
(нарушение слуха, зрения при поражении
анализаторов; органическое поражение
мозга и т.д.). Вторичные нарушения
возникают опосредованно в процессе
аномального развития;
• межфункциональных
взаимодействий. К ним относятся механизмы
изоляции, патологической фиксации,
временные и стойкие регрессии, которые
играют большую роль в формировании
различных видов асинхронии развития.
Перечисленные
психологические параметры по-разному
проявляются при различных видах
дизонтогенеза. В.В.Лебединский представил
следующие варианты дизонтогенеза:
1. Дизонтогенез по
типу общего стойкого недоразвития. Для
этого варианта типично раннее время
поражения, когда наблюдается выраженная
незрелость мозговых систем. Типичный
пример стойкого недоразвития — олигофрения.
2. Задержанное
развитие. Характеризуется оно замедленным
темпом формирования познавательной
деятельности и эмоциональной сферы с
их временной фиксацией на более ранних
возрастных этапах. Варианты задержанного
развития: конституционный, соматогенный,
психогенный, церебральный
(церебрально-органический).
3. Поврежденное
развитие. В этиологии поврежденного
развития наследственные заболевания,
внутриутробные, родовые и послеродовые
инфекции, интоксикации и травмы
центральной нервной системы, но
патологическое воздействие на мозг
идет на более поздних этапах онтогенеза
(после 2-3 лет). Характерная модель
поврежденного развития — органическая
деменция.
4. Дефицитарное
развитие. Этот вид связан с тяжелыми
нарушениями отдельных анализаторных
систем (зрения, слуха, речи,
опорно-двигательного аппарата).
5. Искаженное
развитие. В данном случае наблюдаются
сложные сочетания общего недоразвития,
задержанного, поврежденного и ускоренного
развития отдельных психических функций.
Характерным примером является ранний
детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется
в отсутствии или значительном снижении
контактов, в «уходе» в свой внутренний
мир.
6. Дисгармоничное
развитие. При этом варианте наблюдается
врожденная либо рано приобретенная
стойкая диспропорциональность
психического развития в эмоционально-волевой
сфере. Характерная модель дисгармоничного
развития — психопатия и патологическое
формирование личности.
Современные
клиницисты и специальные психологи
выделяют две основные группы причин,
которые приводят к нарушениям психического
и (или) физического развития:
эндогенные
(генетические);
экзогенные (факторы
среды).
К эндогенным
причинам относятся:
различные
наследственные заболевания (например,
аплазия — недоразвитие внутреннего уха,
которое приводит к глухоте; микрофтальм
— грубое структурное изменение глаза,
характеризующееся уменьшением размеров
одного или обоих глаз, что приводит к
понижению остроты зрения; миопатия —
нарушение обмена веществ в мышечной
ткани, характеризующееся мышечной
слабостью, и т.п.);
заболевания,
связанные с изменениями в численности
или структуре хромосом, — хромосомные
аберрации (например, полиплодия —
увеличение хромосомного набора в
несколько раз; трисомия — увеличение
хромосом в одной паре; моносамия —
уменьшение хромосом в паре на одну;
нулесамия — отсутствие какой-либо пары
хромосом; дупликация — удвоение отдельных
участков хромосомы; делеция — утрата
части материала хромосомы; инверсия —
уменьшение расположения участков
хромосомы; транслокация — перенос участка
или всей хромосомы на другую, не
гомологичную ей хромосому от другой
пары).
Экзогенные
причинывызывают отклонения в развитии,
которые могут влиять в различные периоды
онтогенеза:
• в пренатальный
(внутриутробный) период (хронические
заболевания родителей, особенно матери;
инфекционные болезни, интоксикация
(отравление) матери; недостаток питания
матери во время беременности, особенно
недостаток белков, микроэлементов;
витаминов; резус-конфликт; травмы;
влияние лучевой энергии и т.п.);
• в натальный
(родовой) период (родовые травмы;
инфицирование плода; асфиксия — удушье
плода);
• в постнатальный
период (после рождения) причинами могут
быть остаточные явления после различных
инфекционных и других заболеваний;
различные травмы (черепно-мозговые;
травмы анализаторов, конечностей и
т.п.); интоксикации (алкогольные,
наркотические, никотиновые и т. п.);
несоблюдение санитарно-гигиенических
норм (например, несоблюдение гигиены
зрения может привести к близорукости)
и т. п.
Причинами отклонений
в развитии могут быть неблагоприятные
условия социальной среды, которые
оказывают травмирующее влияние на
психическое развитие ребенка, особенности
его поведения.
Закономерностью
психического развития детей с ограниченными
возможностями являются трудность их
социальной адаптации, затруднения
взаимодействия с социальной средой. У
этой категории детей проявляются
специальные образовательные потребности
в индивидуализированных условиях
обучения, включая технические средства,
особом содержании и методах обучения,
а также в медицинских, социальных и иных
услугах, необходимых для успешного
обучения.
Образовательные
потребности могут реализоваться в
специальных образовательных учреждениях
(образовательное учреждение, коррекционный
кабинет (пункт), центр реабилитации,
класс (группа) в составе образовательного
учреждения общего типа), созданных для
обучения лиц, имеющих специальные
образовательные потребности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник