Коррекция психофизического развития ребенка с овз

Коррекция психофизического развития ребенка с овз thumbnail

МКОУ Мошковская ОШИ

Кучма Алена Геннадьевна-учитель начальных классов.

Коррекция нарушений психофизического развития и отклонений

поведения детей с ОВЗ на уроках «Технология»

Дети с ОВЗ — это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи, с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни. В рамках образовательного аспекта можно сформулировать более узкое определение. Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание.

Задержка психического развития (ЗПР)— одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР — это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

У детей с задержкой психического развития выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, которые характерны для большинства детей данной категории.

Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с задержкой психического развития, а именно: повышенная истощаемость в результате чего низкая работоспособность на уроках; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной и игровой деятельности.

Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с задержкой психического развития страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

При стойких формах задержки психического развития церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается недостаточная, сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.

Многие трудности школьной адаптации детей с задержкой психического развития обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.

Нарушения поведения — отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм. В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся поведение» или девиантное.

Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть разделены на две группы: обусловленные медико-биологическими причинами и связанные с социально-психологическими факторами. В первом случае нарушения поведения определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Часто имеет место повышенная возбудимость и эмоциональная неустойчивость. Во втором случае нарушения поведения могут быть следствием реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на неудовлетворяющие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, на неправильные условия воспитания в семье.

Коррекция поведения детей с ОВЗ необходима для дальнейшей благоприятной основы развития обще трудовых умений и навыков в старших классах.

Таким образом, наряду с общими чертами, детям с задержкой психического развития различной клинической этиологии свойственны характерные особенности недоразвития психофизических функций и отклонений в поведении, необходимость учета и коррекции которых при обучении на уроке технологии очевидна.

Занятия на уроке технологии в 1 – 4 кл. направлены на всесторонне развитие учащихся и на приобретение ими начальных трудовых умений. Одна из задач данного периода – подготовка школьников к профессионально-трудовому обучению. Она в первую очередь предусматривает усвоение учащимися некоторых правил организации своего труда (подготовка рабочего места, правила безопасной работы с ручным инструментом и т.д.), накопление элементарного трудового опыта. На данном этапе учащиеся способны выполнять некоторые простейшие приемы работы с ручным инструментом, но задача овладения профессиональными трудовыми приемами и навыками не ставиться. Уровень развития трудовых возможностей формируется на уровне предварительных навыков.

Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой –либо продукции процессов, правил, требований. Предъявляемых к техническим документам, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.

Читайте также:  Скачать видео развитие ребенка от 3 лет

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа на уроках технологии, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • Развитие навыков каллиграфии

  • Развитие артикуляционной моторики

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • Развитие памяти;

Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;

  • Развитие словесно-логического мышления;

Развитие основных мыслительных операций:

  • Развитие умения сравнивать, анализировать.

  • Развитие умения выделять сходство и различие понятий

  • Развитие умения работать по словестной и письменной инструкциям, алгоритму.

  • Развитие умения планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • Развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца.

  • Формирование умения преодолевать трудности.

  • Воспитание самостоятельности принятия решения.

  • Формировать адекватности чувств.

  • Формирование устойчивой и адекватной самооценки.

  • Формирование умения анализировать свою деятельность.

  • Воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция развития речи:

Коррекция монологической речи.

Коррекция диалогической речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

При организации учебных занятий с обучающимися с ЗПР необходимо:

  1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

  2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.).

  3. Использовать методы обучения, которые активизируют познавательную деятельность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.

  4. Корректировать деятельность обучающихся.

  5. Соблюдать повторность обучения на всех этапах урока.

  6. Проявлять особый педагогический такт. Постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков психофизического развития школьников. Коррекционное значение уроков технологии для школьников с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.

Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности обучающегося, формирует взаимоотношения в коллективе. Трудовая деятельность позволяет включать учеников в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения.

Особое внимание уделяется труду, потому что труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих и технических способностей. Труд направлен на обучение работе с различными материалами: бумагой, тканью, нитками, природным материалом.

В.П.Кащенко писал, что труд «должен занять доминирующее место среди остальных предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на дефекты ребёнка»

Процесс развития ребёнка, в значительной степени – это процесс движения. По утверждению А.Н.Граборова « при ручном труде каждое движение ребёнка даёт ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый. Сам процесс работы ставит работающего в такое положение, из которого он должен найти выход. Так постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньшей затраты сил путь.»

На уроках технологии обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами, учится планировать и выполнять проектную деятельность. Изготовление того или иного изделия требует от ученика ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.

Уроки технологии способствуют развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе обучения постепенно формируется система специальных умений и навыков. В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Занятия по технологии проводятся один раз в неделю, и ежедневно в режиме дня выделяется время для самостоятельной организации элементарных трудовых навыков (заправить постель, помыть доску, убрать своё рабочее место, полить цветы и т.д.).

Технология как предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматических ориентиров мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Источник

Актуальность темы.

Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно – соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждаются в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании) необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.

Читайте также:  Процесс зачатия и развития ребенка

Проблема ухудшения здоровья детей в нашем регионе последние годы приобретает всё большую актуальность. По данным заключения ПМПК значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Облачко», соблюдая принцип равных прав и возможностей в получении образования, одним из приоритетных направлений в своей работе ставит создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую, логопедическую, медицинскую и педагогическую помощь.

В ходе физкультурно – оздоровительного процесса были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей с ОВЗ. К сожалению вопросы рационального применения средств физической культуры в системе реабилитации детей с ОВЗ малоисследованны, поэтому непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, с детьми данной категории проводилась по традиционным методикам физического воспитания (программа «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).

Анализ работы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно – половые показатели развития основных физических качеств.

Наибольшее затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений, связанных с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером; страдает техника выполнения основных видов движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно — силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. У детей данной категории отмечается гипер-или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слухо – двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии дошкольников данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.

Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.

В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивной физической культуры. В нашей стране уже более десяти лет назад в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта профессором С.П. Евсеевым посредством адаптивной ф.к. изучаются и решаются сложные проблемы в развитии детей с ОВЗ.

Цель: развитие и коррекция психофизических качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Задачи:

— Содействовать гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры.

— Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.

— Развивать и совершенствовать физические, психические, эмоционально-волевые качества.

— Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно — развивиающей и физкультурно – оздоровительной работы, координированные действия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье детей.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 «Облачко»

Тема проекта: «Адаптивная физическая культура как средство развития и

коррекции психофизических качеств дошкольников с ОВЗ»

Проект выполнил:

Инструктор по физической культуре

МБУ д/с № 139 «Облачко» г.о. Тольятти

Даниулова Марина Викторовна

Этапы реализации проекта и задачи

Мероприятия и механизмы реализации

Ожидаемые результаты

1. Анализ методологической и методической литературы.

Задача: содействовать гармоничному физическому развитию дошкольников с ОВЗ средствами адаптивной ф.к.

Использование работ известных представителей отечественной дошкольной (коррекционной) педагогики и психологии С.Г. Шевченко, Т.И. Осокиной, Е.М. Мастюковой, В.Г. Алямовской, И.А. Коровиной, Е.А. Альбьевой, М.И. Чистяковой, М.А. Руновой, Н.Н. Ефименко и других авторов.

Изученный материал послужит основой для содержания и создания условий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми с ОВЗ

2. Определение форм содержательно-методического обеспечении и организации

адаптивной фмзической культуры

Задача: развитие и коррекция жизненно важных двигательных умений и навыков

Формы организации НОД разной направленности.

Образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям.

Коррекционно – развивающей направленности – для развития и коррекции физических и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений.

Оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Спортивной направленности – для совершенствования физической подготовленности с помощью подвижных игр и спортивных упражнений.

Рекреационной направленности – для организации досуга, активного отдыха, туризма, игровой деятельности.

Коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, вестибулярной);

коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие…);

коррекция координационных способностей (согласованность движений отдельных звеньев тела, равновесие, мелкой моторики);

коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических, характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании).

3. Интеграция средств и методов адаптивной ф.к. в непосредственно образовательную деятельность.

Задача: развитие и совершенствование физических, психических, эмоционально – волевых качеств

Игровое физкультурное занятие – построенное на подвижных играх, знакомые по содержанию и включающее в себя те движения, обучение которым проводилось в течении текущего месяца. Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Вводная часть – п/и средней интенсивности, основная часть – 3-4 игры направленных на совершенствование ОВД, заключительная часть – игра малой подвижности.

Физкультурные занятия с элементами логоритмики и пальчиковой гимнастики. Во время НОД по ф.к. дети должны не только слышать обращенную к ним речь, но и говорить сами, а также как можно больше двигаться. Работа по коррекции речи осуществляется в тесном контакте с логопедом, который рекомендует речевой материал на конкретные звуки.

Использование кинезиологических тренировок. Основную часть кинезиологического комплекса занимают упражнения для рук и ног, направленные на синхронизацию работы полушарий, путём выполнения движений противоположного направления.

Физкультурные занятия с элементами данстерапии и ритмопластики. Музыка, игра и разнообразие движений способствуют формированию двигательных, психомоторных функций, развитию свободы и выразительности движений. Танцевально – ритмические комплексы носят сюжетно-игровой характер «На птичьем дворе», «Куклы», «Буги-вуги», «Чунга-чанга» и др. все комплексы выполняются вместе с детьми, осуществляя чёткий показ и контроль за качеством.

Физкультурные занятия с элементами психогимнастики. Центральным звеном этой формы занятий является создание образа («Медвежата», «Гномики», «Циркачи» и др.), находясь в котором ребёнок через движение показывает его характер, настроение.

Физкультурные занятия с элементами релаксации. Упражнения и игровые задания на расслабление выполняются в заключительной части занятия, которые предполагают обучение детей приёмам чувствовать разницу между напряжением и расслаблением как всего тела, так и отдельных звеньев; сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук и ног) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…)

Интегрированные физкультурные занятия. Содержание занятий предполагает интеграцию с другими образовательными областями (здоровье, безопасность, познание, социализация, коммуникация, музыка), включающие задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам образовательной программы. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации здорового образа жизни, формированию и развитию психофизических качеств детей.

Организация активного отдыха, физкультурных досугов во взаимодействии с семьёй, создают условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении.

Развитие внимания, мышления, ориентировки в пространстве.

Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи, максимально используются различные анализаторы (слуховой, рече- двигательный, кинестетический).

Положительные структурные изменения, развитие крупной и мелкой моторики, снижение утомляемости.

Обогащение и развитие двигательного опыта, а также наполнение его эмоционально – выразительным содержанием.

Сохранение и восстановление эмоционального благополучия, умение управлять своими эмоциями и действиями.

Умение регулировать мышечное напряжение и расслабление, настроение.

Знание основ здорового образа жизни, средствах укрепления здоровья, устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой.

Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками; потребности в здоровом образе жизни.

4. Оценка эффективности

Организация физического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволили повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияло на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате у дошкольников данной категории выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой, они имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма, ориентированы на здоровый образ жизни.

Комплекс средств адаптивной физической культуры способствует закаливанию и укреплению здоровья; повышению двигательной активности и выносливости организма детей. Вопросы активизации двигательного режима с использованием двигательной рекреации, позволили не только совершенствовать двигательную сферу ребёнка, но и сформировать его личностные качества, позитивно повлиять на физическое развитие и его психофизическое здоровье.

Читайте также:  Как влияет повышенный сахар на развитие ребенка

Источник