Коррекция отклонений в эмоциональном развитии ребенка

Коррекция отклонений в эмоциональном развитии ребенка thumbnail

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности»,  трудностей социальной адаптации.

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО!!!

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

–  чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– поджоги,

–  воровство,

– обман,

– уходы из дома,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

– систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Источник

Елена Кудряшова
Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников»

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Сегодня мы с вами рассмотрим основные отклонения в эмоционально-волевой сфере, которые встречаются у дошкольников. Мы уже разделены на 5 команд. Каждая команда будет работать сегодня с определенным отклонением.

На столах лежат листочки, на которых написано определение. Познакомьтесь с ним и скажите, о каком отклонении в эмоционально-волевой сфере идет речь?

Читайте также:  Основные этапы нормального развития ребенка

(Каждая команда поочереди зачитывают определения и объясняют к какому отклонению оно относится).

Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных c повышенной эмоциональной или физической напряженностью, проявляющейся в ожидании неблагополучного развития событий.

Страх – аффективное (эмоционально – заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Застенчивость — состояние психики и обусловленное им поведение,характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе.

Коммуникативные способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Нарушение коммуникативных навыков: не желание вступать в контакт с окружающими; не умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; неумение решать конфликтные ситуации; не соблюдение норм и правил поведения.

Нарушение самооценки – завышенная или заниженная оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Таким образом, на основе анализа психологических особенностей детей с разными видами эмоционального неблагополучия можно выделить следующие основные отклонения: тревожность, детские страхи, застенчивость, нарушение коммуникативных навыков и самооценки.

После обследования и выявления данных отклонений необходимо подобрать определенную литературу.

И я предлагаю командам вспомнить, какую литературы вы используете в своей работе по данному отклонению?

(Каждая команда поочереди перечисляет авторов и литературу по определенному отклонению. На экране появляется литература).

Тревожность

1. Пасечник Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте.

2. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми.

3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.

Страхи

1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей.

2. Громова Т. В. Страна эмоций.

3. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций.

4. Куличковская Е. В., Степанова О. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников.

Застенчивость

1. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми.

2. Богачкина Н. А., Сиренко Р. Н. Как преодолеть детскую застенчивость.

3. Шишова Т. Л. Как преодолеть детскую застенчивость.

Нарушение коммуникативных навыков

1. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция.

2.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми.

3. Семинака С. И. Уроки добра.

4. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений.

5. Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция.

Нарушение самооценки

1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.

2. Плотникова Н. В. Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценки.

Итак, после подбора литературы необходимо поставить цель коррекционно-развивающей работы. Предлагаю обсудить в командах и сформулировать цель коррекционно-развивающей работы по своему отклонению. (Каждая команда поочереди формулирует цель коррекционно-развивающей работы по своему отклонению).

Тревожность

Ц.: Снять психоэмоциональное напряжение, снизить тревожность

Страхи

Ц.: Развивать умение снижать и контролировать свои страхи; развивать чувство уверенности.

Застенчивость

Ц.: Овладеть навыками общения, совместного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развивать чувство уверенности.

Нарушение коммуникативных навыков

Ц.: Развивать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; развивать групповую сплоченность.

Нарушение самооценки

Ц.: Формировать адекватную самооценку; умение адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, успехи и неудачи.

После поставленной цели и подобранной литературы, необходимо выбрать психологические методы коррекционно – развивающей работы.

Предлагаю вспомнить, какие методы и виды помощи используются при работе с эмоциональными отклонениями у детей дошкольного возраста? (Участники поочереди перечисляют методы коррекционно – развивающей работы).

Методы коррекционно –развивающей работы:

1. Игротерапия

2. Арттерапия

3. Сказкотерапия

4. Куклотерапия

5. Музыкатерапия

6. Танцевальная терапия

7. Телесно – ориентированная терапия

8. Психогимнастика

9. Работа с природным материалом

10. Фитотерапия

Итог: Мы рассмотрели с вами основные отклонения в эмоционально-волевой сфере и психологические методы коррекционно – развивающей работы. А про формы работы с детьми вам расскажет Любовь Константиновна.

Источник

С целью профилактики и своевременной коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении предъявляются определенные требования к уровню педагогической наблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим воспитатель должен:

  • обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые помогут ему увидеть «нестандартность» развития ребенка, определить степень отставания, представить своеобразную структуру психики ребенка;
  • владеть всеми формами установления контакта с ребенком (в соответствии с существующими формами общения ребенка со взрослыми на протяжении первых семи лет жизни);
  • всесторонне использовать потенциал, заложенный в возможностях ведущей деятельности каждого возрастного периода;
  • служить для ребенка образцом эмпатийности;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества с окружающими людьми и ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций;
  • систематически заниматься своим личностно-профессиональным ростом для поддержания внутреннего эмоционального баланса и оптимальной сензитивности к проблемам детей;
  • знать и использовать в коррекционной работе психотерапевтический потенциал, заложенный в различных видах детской активности;
  • обеспечивать сотрудничество и взаимопонимание внутри триады: педагог—ребенок с трудностями в обучении—семья;
  • стимулировать у ребенка развитие произвольности и ответственности за свои поступки с использованием ситуации выбора и самостоятельного принятия решения;
  • стимулировать развитие позитивного самовосприятия у детей через создание ситуаций успеха в деятельности и общении и использование поощрения;
  • обучать детей навыкам эффективного общения и учить их применению в повседневном общении;
  • опираться на уровневый подход в коррекции: от простых, базовых, условий нормализации психической деятельности к более сложным.

Основным признаком личностно-ориентированного подхода в педагогике может служить наличие у педагогов установки на активное заинтересованное вслушивание в каждого ребенка, желание увидеть и учесть его индивидуальность и построить взаимодействие с детьми на основе базовых составляющих эффективной коммуникации.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка сочинение

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком может быть представлена следующим образом (Б.С. Волков, Н.В. Волкова).

Цель общения:

  • обеспечить психическую защищенность, доверие к миру, радости бытия (психическое здоровье);
  • формировать начала личности (базис личностной культуры);
  • развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
  • формировать знания, умения и навыки не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Способы общения:

  • понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умения встать на позицию другого, учитывать его точку зрения и не игнорировать чувства и эмоции).

Тактика общения:

  • сотрудничество;
  • создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
  • динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога:

  • исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка:

  • полноценный партнер в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

  • выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит и просит;
  • высказывание собственного мнения;
  • желание достичь результата;
  • обращение за помощью.

Результат:

  • свобода мышления, воображения;
  • исчезновение страха;
  • возникновение чувства комфорта в незнакомой обстановке;
  • единство физического и психического здоровья.

Следовательно, общение в деятельности педагога-воспитателя выступает:

  • как средство решения учебно-воспитательных задач;
  • как способ развития коммуникативности детей — умения общаться со взрослыми и сверстниками;
  • как средство, позволяющее подопечным вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом;
  • как процесс воспитания индивидуальности ребенка, его социально-личностного развития.

Таким образом, приемы и условия, которые необходимо использовать для профилактики и коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении дошкольников, можно разделить на две группы:

  1. Непосредственное воздействие на детей.
  2. Опосредованное воздействие, ориентированное на работу с семьей и педагогами.

При определении задач психокоррекционной работы необходимо ориентироваться на 3 уровня формирования личности: эмоциональный, когнитивный и поведенческий (О.В. Хухлаева). В связи с этим можно выделить следующие задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной децентрации.
  2. Формирование самосознания личности.
  3. Обеспечение адекватного ролевого развития детей.

Для решения поставленных задач были разработаны блоки, состоящие из специально подобранных игр и игровых упражнений.

Предложенный ниже практический материал может быть успешно использован родителями при организации занятий с детьми в домашних условиях, а также педагогами при обучении детей в условиях ДОУ.

Эмоциональный блок. Центральной задачей данного блока является формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (Г.М. Бреслав). Нарушения в ее формировании могут привести к трудностям эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми, а также являться предпосылками возникновения психосоматических нарушений.

В соответствии с этим можно использовать следующие игры и игровые упражнений.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и неудовольствия; отработка моделей выражения основных эмоций (радость, гнев, удивление и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.); знакомство с элементами выразительных движений (мимикой, жестом, позой, походкой); осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им.

  • «Пиктограммы».
  • «Мимическая гимнастика».
  • «Азбука настроения».
  • «Этюды на выражение различных эмоций».
  • «Как улучшить настроение»
  • «Волшебный мешочек».
  • «Рисуем эмоции пальцами».

Когнитивный блок. Центральной задачей этого блока является формирование у детей самосознания личности. Под самосознанием понимается психологическая структура, представляющая собой единство, которое находит выражение в каждом из звеньев: имя человека и его физическая сущность, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (ее права и обязанности). По мнению В.С. Мухиной, наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку это может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на общем самоотношении.

В рамках данного блока можно использовать комплекс игр и игровых упражнений.

Цель, нормализация самовосприятия и самооценки детей.

  • Рисование на тему «Какой я есть и каким бы я хотел быть» (можно предложить ребенку рисование на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Автопортрет», «Мое настроение», «Мои секреты», «Мое лицо», «Мои сны», « Кляксография »).
  • «Ласковое имя».
  • «Имя шепчут волны».
  • «Заяц Хваста».
  • «Как поступить? »
  • «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений).
  • «Подумай и ответь».
  • «Подумай и изобрази».
  • «Комплименты».
  • «Царевна Несмеяна».
  • «Волшебные очки».
  • «Зеркало».

Поведенческий блок. Центральной задачей этого блока является обеспечение адекватного ролевого развития детей, под которым понимается умение принимать роли, адекватные новым ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. обладание ролевой гибкостью и креативностью. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека.

Нарушения в ролевом развитии могут негативно сказаться на формировании личности ребенка, затруднить процесс формирования ведущей деятельности дошкольника — ролевую игру, осложнить общение со сверстниками и близкими взрослыми, привести к возникновению психосоматической патологии.

В связи с этим в коррекционной работе можно использовать следующие приемы.

Цель: развитие навыков кооперативной совместной деятельности детей; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции (контроль над импульсивностью) и двигательную активность (преодоление гиперактивности); закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

  1. Приемы формирования положительных отношений со сверстниками.

Педагог обеспечивает:

— снятие стрессового состояния у ребенка, установление с ним эмоционального контакта (применяется тактика спокойного выжидания для того, чтобы дать ребенку воз-

можность осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, проникнуться доверием к взрослому);

  • создание в группе положительно окрашенной, доверительной атмосферы;
  • формирование ощущения безопасности среди сверстников;
  • объединение детей в мини-группы для межличностного контакта (работа в паре на занятиях, взаимопомощь при решении трудных вопросов, соприкосновения ладонями при выполнении задания «Домик»); наблюдение за тем, чтобы состав пар постоянно менялся, т.к. более активный ребенок быстрее выполняет задание и тормозит активность второго члена пары. Ребенок, поработавший в паре с активным сверстником, в новой паре будет стремиться проявить себя при выполнении задания, стимулируя своего партнера;
  • побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы;
  • использование (с помощью педагога) системы позитивных оценок (поощрений) детей, имеющих трудности в общении, в присутствии сверстников для поднятия авторитета, активизации поведенческих реакций;
  • разыгрывание «отрицательных» образцов поведения детей с помощью кукол — от лица игровых персонажей (Незнайки, Карлсона, Хрюши и т.д.); исключение использования в качестве отрицательного героя реального ребенка, который продемонстрировал ненормативное поведение;
  • привлечение детей к участию в публичных выступлениях (праздниках, концертах), к выполнению самостоятельных общественно значимых заданий для привлечения внимания сверстников к их успеху;
  • подключение проблемных детей к совместным играм с товарищами;
  • рисование на темы: «Портрет друга», «Я и мои друзья», «Я в детском саду», «Чего я боюсь?», «Чему я радуюсь? »
  1. Знакомство детей с правилами активного слушания.

Педагог знакомит детей со следующими правилами:

  • нельзя говорить во время выступления товарища и перебивать его;
  • необходимо показать товарищу, что вы готовы его слушать;
  • учитесь сопереживать партнеру по общению;
  • наберитесь терпения;
  • сдерживайте свои эмоции;
  • не позволяйте себе спорить с выступающим и критиковать его;
  • задавайте вопросы и высказывайте свое мнение после выступления товарища;
  • старайтесь не обращать внимания на отвлекающие моменты (сигнализация в машине под окном, стук молотка ИТ.Д.).
  1. Контроль над импульсивностью.

Педагог использует следующие приемы:

  • социализирует проявления агрессивных форм поведения (внушение, моделирование реальных конфликтных ситуаций в рамках игры);
  • ограничивает агрессивные проявления ребенка путем неприятия совершенных поступков и их перевода в другую активность: «Пробеги, побоксируй (модули, песок, подушку), попрыгай, расскажи»;
  • использует эффективное наказание: «Посиди на стуле именно за этот поступок, а мы поиграем», «Ты можешь присоединиться к нам в любое время, если больше не будешь так поступать».
  1. Формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций (положительные модификации поведения)

Педагог обеспечивает условия для:

  • выслушивания обеих сторон конфликта;
  • создания эмоциональной децентрации («В чем предмет ссоры?»);
  • поиска взаимоприемлемых вариантов решения («Что надо сделать?»);
  • проговаривания причин возникновения данной ситуации (метод «групповой дискуссии»);
  • эмоционального подкрепления тех детей, которые нашли выход из сложившейся конфликтной ситуации;
  • закрепления усвоенных адаптивных форм поведения на занятиях и в свободной деятельности детей с помощью знакомых игр и упражнений.
Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка костюковичи

Для эффективного проведения психокоррекционной работы необходимо учитывать следующие методические рекомендации (по О.В. Хухлаевой):

  • Состав группы и продолжительность занятий определяются возрастом детей. Для детей 5—6 лет оптимальный состав группы — 6—7 человек и продолжительность занятия 25—30 минут.
  • При формировании группы акцентируется внимание на личностные особенности детей, их эмоциональную совместимость.
  • Не рекомендуется включать в группу более одного агрессивного или гиперактивного ребенка.
  • В особо трудных случаях включению таких детей в группу должна предшествовать индивидуальная групповая терапия.
  • Оптимальная частота занятий — 2 раза в неделю.
  • Работу можно организовать последовательно по блокам.
  • Отдельное занятия включает в себя разминку, основную часть и заключительную часть:
  • разминка позволяет подготовить детей к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивания: «Можно я?». На первых встречах можно ввести особые значки, которые даются детям, выполняющим все правила (система поощрений);
  • основная часть определяется содержанием того или иного блока;
  • заключительная часть ориентирована на снятие у детей эмоционального возбуждения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода новорожденности. Обоснуйте его значение для дальнейшего психического развития ребенка.

  2. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца и обоснуйте роль взрослого как посредника.

  3. Охарактеризуйте особенности появления и проявления «Кризиса 3-х лет».

  4. Разработайте практические рекомендации для родителей по преодолению кризисных явлений у ребенка.

  5. Представьте в виде схемы модель социальной ситуации развития дошкольника.

  6. Раскройте социальную природу игры детей.

  7. Раскройте основные виды взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.

  8. Какие предъявляются требования к уровню педагогической аблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреж- эний для выявления отклонений в эмоционально-личностной сфере поведении детей?

  9. Раскройте структуру личностно-ориентированного взаимодей- гвия взрослого с ребенком. Составьте таблицу.

  10. Представьте схематически модель коррекции расстройств эмо- ионально-личностной сферы и социального поведения в условиях (ОУ.

  11. Дайте характеристику социальной среде, в которой воспитыва- этся современные дети.

  12. Раскройте термин «расстройства эмоционально-личностной феры и социального поведения». Назовите причины, обусловлива- ощие данные состояния.

  13. Как реализуется уровневый подход к оценке нарушений эмоциональной сферы у детей?

  14. Составьте таблицу «Изучение уровней эмоциональной регуляции».

  15. Раскройте проявления отклонений в развитии предпосылок юциально-личностного развития детей.

  16. Объясните, почему поступление ребенка в детский сад является зтрессовой ситуацией.

  17. Как можно использовать «Лист адаптации» для изучения эмоционально-личностного развития детей и их социального поведения?

  18. Проведите наблюдения, используя «Лист адаптации». Сформулируйте психолого-педагогический прогноз дальнейшего развития ребенка.

  19. Составьте план беседы с родителями для сбора дополнительной информации о ребенке.

  20. Какие условия и приемы психолого-педагогической коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении у детей разных возрастов можно использовать?

  21. Каковы особенности взаимодействия педагога-воспитателя с детьми разных возрастов?

  22. Нарисуйте схему «Взаимосвязь работы педагога-воспитателя с другими специалистами».

Источник