Роль языка в развитии личности ребенка

Роль языка в развитии личности ребенка thumbnail

Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»

Роль родного языка в развитии личности дошкольника.

Кушнерук Т. Н., воспитатель

МДОУ Детский сад №3

г. о. Власиха Московской области

Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева — это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.

В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.

В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».

Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:

-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста

— приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания

-выделение связующего звена в разделах речевой работы

-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе

-раскрытие характерных особенностей овладения языком

-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников

Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.

Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).

Читайте также:  Рекомендации по умственному развитию ребенка

Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:

-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.

-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.

-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы

-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.

-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.

Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.

Литература:

1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.

2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.

Источник

Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства.  То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.  Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.

Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.

Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.

Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.

Читайте также:  Кулакова развитие ребенка в первый год жизни читать

Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.

Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

Упражнение «Повтори»

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;

Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.

Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:

Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.

Упражнение «Скажи»

Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.

Упражнение  «Я скажу, а ты продолжи»

Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).

Упражнение  «Скажи наоборот»

Хороший день – плохой день;

Невкусный обед – вкусный обед;

Неинтересный фильм — …

Солёный – сладкий

Чистый мальчик – грязный мальчик

Упражнение «Скажи ласково»

дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.

Упражнение «Мама, папа, детёныш»

Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит«Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.

Источник

Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка; и усваивает легко и скоро; в два-три года столько, что и половины того не может усвоить человек в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!

К. Д. Ушинский

Язык является первейшей предпосылкой существования любой нации, важнейшим компонентом и носителем духовной культуры, основной формой проявления национального самосознания.

При помощи речевого общения человеком усваиваются духовные, культурные, морально-этические принципы своей семьи, своего народа. Этот процесс начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Уже на первом году жизни, у ребенка появляются первые признаки второй сигнальной системы, а это необходимый этап развития его мышления, т. к. человек мыслит словами, которые произносит вслух или проговаривает про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме.

Так развивается любой ребёнок, учащийся говорить.

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Логос, 1993.

Развитие человека проходит следующие возрастные ступени:

— младенческий возраст;

— ранний детский возраст;

— дошкольный возраст;

— младший школьный возраст;

— подростковый возраст;

— юношеский возраст;

— зрелость. Куренёв О. В. Культура речевого этикета. — М.: Герда, 2001.

На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается определенными физическими размерами и строением (количественно) и определенными возможностями психики (качественно).

Развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально-волевой сферы (чувств, воли).

Читайте также:  Группы развития ребенка в железнодорожном

Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

Например, один ученик школы, родившийся в семье железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде и воспитывавшийся в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной, которая в силу своего недуга не могла реагировать на речевые действия внука, оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить его речь не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик родился с предпосылками для нормального развития, но отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект ребенка не развился. Абрашитова Ф. Г. Роль родного языка в будущей жизни ученика. — М.: Россмен, 2003.

Воспитатель обязан помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Логос, 1993.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Трубникова О. К. О роли родного и государственного языков в развитии личности ребёнка. — М. Мысль, 2004.

Источник