Коррекции нарушений личностных развитий ребенка

Коррекции нарушений личностных развитий ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Жирновский детский сад «Ивушка» общеразвивающего вида, художественно-эстетического приоритетного направления развития воспитанников

                                      Консультация

Коррекция нарушений эмоционально – личностного развития детей в условиях ДОУ

                                                      Воспитатель: Кравчук Е.В.

П.Жирнов 2016г.

Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.), не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Очень наглядным примером тому служит образ гиперопекаемого, сверхлюбимого ребенка.

Ребенок должен многое видеть, слышать, чувствовать, проходить свой путь, сражаясь со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволят ребенку справиться со своими страданиями, быть уверенным в себе.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним в приведенные ниже игры, лучше, если помогать вам при этом будут его сверстники и близкие ребенку люди. Упражнения помогут в том случае, если причина страхов ребенка не очень серьезна; с глубинными страхами родителям не справиться, здесь вам помогут только специалисты.

А главное, поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Так не бойтесь!

                                         Детские страхи

К трем годам в жизнь ребенка вторгается воображение, это существенное достижение его психического развития, позволяющее иначе осознавать мир вокруг себя. Вместе с развитием воображения могут развиваться и страхи. Страх – самое обычное явление в детстве, особенно в возрасте от 2 до 6 лет. Страх не всегда плохо. Ребенок, не испытывающий этого чувства, легко может попасть в опасные ситуации, но, поскольку чрезмерный страх мешает нормально ему развиваться, необходимо знать причины возникновения страхов у ребенка и способы их преодоления.

 Причины детских страхов могут быть различными:

1. Бесконтрольный просмотр телевизора. На экране очень много сцен насилия и жестокости. Поскольку маленькие дети очень впечатлительны, любая из таких сцен может спровоцировать страх ребенка.

2. Перенесенный стресс или физическая травма. Негативные события и перенесенная боль (уколы, прививки) могут вызывать страх ребенка оказаться в такой же ситуации.

3. Напряженная обстановка дома. Конфликты родителей всегда провоцируют страхи детей. Ребенок не понимает сути спора, одинаково переживает и за папу, и за маму, боится, как бы их плохое настроение не отразилось на нем.

4. Запугивание. Многие родители пугают детей чудовищами, уколами и т.д. Разыгравшееся воображение усугубляет эти страхи, и дети начинают бояться многих людей, незнакомых мест, всего нового.

5. Перемена места жительства. Очень часто новое место кажется ребенку полным опасности, населенным неведомыми существами.

6. Появление брата или сестры. Это радостное событие вызывает опасение и страх старшего ребенка, что его будут меньше любить, уделять ему меньше внимания.

7. Страх, вызванный сиюминутной причиной,- ребенок обжегся, упал, случайно сделал больно другому ребенку.

8. Неудача в действиях. Если у ребенка что-то получается плохо (рисунок, лепка, письмо), он может бояться предпринять новую попытку действий.

9. Необъяснимые страхи. Родители не могут понять, а ребенок никак не может объяснить, чего он боится, но страхи очевидны: ребенок вздрагивает, иногда заикается, втягивает голову в плечи.

 Способы преодоления страха, исходя из причин их возникновения:

  1. Всегда анализировать, какие фильмы, мультфильмы, передачи смотрит Ваш ребенок, сколько это занимает времени. Не разрешать смотреть фильмы, мультфильмы, передачи, содержащие сцены насилия и жестокости.
  2. Перенесенный стресс или физическая травма могут спровоцировать страхи ребенка и надолго ему запомнятся. Родители должны применять отвлекающие маневры, формировать у ребенка чувства уверенности в себе, объяснить, почему возникла та или иная ситуация. Ребенок должен знать и чувствовать, что родители готовы защитить его и прийти на помощь.
  3. Напряженная обстановка дома. Родители должны учитывать, что дети понимают и слышат гораздо больше, чем нам этого хотелось бы, поэтому нельзя ссориться и говорить на повышенных тонах в присутствии ребенка. Возникшие проблемы следует обсуждать, не переходя на личности. Образ ругающихся родителей пугает ребенка, надолго остается в памяти и негативно влияет на его развитие.
  4. Запугивание. Этим грешат многие родители, не отдавая себе отчет в том, что провоцируют страхи детей. Давайте обсудим: пугали ли нас родители в детстве? Кем или чем? Если память о пугающем человеке или существе сохраняется так долго, то кто может знать, как этот образ трансформируется в психике ребенка, и каковы могут быть последствия такого запугивания.
  5. Перемена места жительства. Зная, что предстоит переезд, подготовьте ребенка к этому. Опишите новое место жительства, отметьте радостную перспективу, поручите ребенку помочь в сборах.
  6. Появление младшего брата или сестры. Родители должны максимально подготовить старшего ребенка к появлению младшего. Следует уделять старшему ребенку больше внимания, доверяя ему посильную помощь (но только при его желании).
  7. Спонтанные страхи. Такие страхи, как правило, быстро появляются и исчезают. Для родителей главное — не впадать в панику, действовать спокойно, успокаивая ребенка, отвлекать его от травмирующей ситуации.
  8. Чтобы помочь ребенку преодолеть страхи перед попыткой действия, следует подбадривать и одобрять ребенка, не критикуя грубо его действия. Заниматься лучше недолго, в игровой форме, удачные действия малыша одобрять и награждать маленькими призами.
  9. Необъяснимые страхи. Если Вы заметили, что Ваш ребенок вздрагивает, иногда заикается, закрывается руками, и не отвечает на вопросы, что его пугает, следует обратиться к психологу.    
Читайте также:  Как помочь ребенку при задержке речевого развития

                      «Жмурки» (для детей с 4 лет)

Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку.

Предостережение: Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.

                  «Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)

Минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то…» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

Источник

4.1.Общие и специфические закономерности психологического развития ребенка

Роль
биологических и социальных факторов в
психическом развитии ребёнка. Проявление
общих закономерностей психического
развития при психических, сенсорных,
интеллектуальных и физических нарушениях.
Общие и специфические закономерности
аномального развития. Понятие фактора
развития. Факторы отклоняющегося
развития. Современная терминология,
использующаяся для обозначения детей,
нуждающихся в специальной психологической
помощи: «дети группы риска», «дети с
особыми потребностями», «дети с
ограниченными возможностями здоровья»
и др. Понятие ретардации, дисфункции,
асинхронии развития. Дизонтогенез и
его параметры: функциональная локализация,
время поражения, структура дефекта,
нарушение межфункциональных взаимодействий.
Классификация видов психического
дизонтогенеза (В.В. Лебединский).
Возрастная восприимчивость к различным
патогенным воздействиям.

4.2.Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития

Дизонтогенез
по типу общего стойкого недоразвития.
Понятия «умственной отсталости»,
«слабоумия». Основные формы умственной
отсталости. Олигофрения как основная
форма умственной отсталости в детском
возрасте. Систематика олигофрений по
этиологическому признаку. Г.Е. Сухарева
об основных особенностях олигофрении
как специфической формы дизонтогении.

Задержанное
развитие. История выделения из детской
популяции, представленность в популяции,
межполовые различия. Гармонический
психофизический инфантилизм. Понятие
минимальной мозговой дисфункции.
Варианты задержанного развития:
конституциональный, соматогенный,
психогенный, церебрально-органический
(К.С. Лебединская). Психическое и социальное
развитие детей с различными формами
ЗПР. Принципы дифференциальной диагностики
ЗПР от сходных состояний. Повреждённое
развитие. Органическая деменция как
вариант повреждённого развития.
Психоорганический синдром у детей и
подростков, его возрастные особенности
и проявление. Особенности психического
развития людей с текущими нервно-психическими
заболеваниями.

Дефицитарное
развитие. Своеобразие в развитии
познавательных процессов, эмоциональной
сферы и личности людей с нарушениями
зрения, слуха, речи, опорно-двигательного
аппарата. Основные направления
компенсаторных процессов при дефицитарном
развитии. Проблемы дифференциальной
диагностики детей с первичными нарушениями
речи от других дизонтогений, сопровождающихся
речевыми нарушениями (умственная
отсталость, ЗПР, ранний детский аутизм).
Психологические аспекты личностной и
трудовой реабилитации. Искажённое
развитие. Синдром РДА (синдром Каннера)–
как специфическое нарушение развития.
Время выделения, представленность в
популяции, межполовые различия.
Особенности психического развития при
РДА: специфические нарушения восприятия,
речи, мышления, страхи, стереотипность
(ритуальность) поведения, патологические
формы аутостимуляции. Проблемы
дифференциальной диагностики РДА от
умственной отсталости, глухоты, речевого
недоразвития, шизофрении.

Читайте также:  План развития ребенка с нарушением зрения в доу

Дисгармоничное
развитие. Нарушения поведения в детском
и подростковом возрасте. Понятие
акцентуации характера. Сравнительный
анализ классификаций акцентуации
характера по К. Леонгарду и по А.Е. Личко.
Психопатия как вариант дисгармоничного
развития.

Дети
со сложными нарушениями. Сложный дефект
в контексте отклоняющегося развития.
Причины появления детей с сочетанными
нарушениями в развитии. Подходы к
классификации детей со сложным дефектом
по принципу комбинирования сенсорного
и интеллектуального дефектов или
нескольких сенсорных дефектов или
сочетание сенсорных нарушений с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Качественное своеобразие
развития ребенка со сложным дефектом.

Принципы
психологического сопровождения ребенка
с сочетанным нарушением в развитии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Раиса Маркс
Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ «Кризис 3 лет»

Консультация для родителей:

«Коррекция нарушений эмоционально-личностного

развития детей в условиях ДОУ. Кризис 3-х лет».

В дошкольном детстве ребёнок переживает 3 возрастных кризиса: «кризис 1-го года» (новорожденности, «кризис 3-х лет» (переход от младенчества к дошкольному возрасту) и «кризис 7-ми лет» (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом). Все они характеризуются как переходные этапы от одного возраста к другому и являются закономерными, необходимыми ступенями развития ребёнка, при которых его психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов.

Симптомы кризиса всегда связаны с проблемой самоотношения – могу или нет, я или кто-то вместо меня. Главный вопрос, на который ребёнок отвечает себе в критический период: «Кто я?». Второй вопрос любого кризиса: «Что могу?». Способности, умения и возможности ребёнка возрастают, и с каждым днём он становится всё более самостоятельным.

Возрастные кризисы от рождения до момента морально-нравственного взросления ребёнка протекают по-разному. В каждом конкретном случае одни кризисы проходят более бурно, другие сглаженно, почти незаметно. Зависит это от индивидуальных особенностей ребёнка и поведения взрослых (родителей, педагогов). Наряду с наблюдаемыми положительными изменениями кризисы часто сопровождаются проявлениями у ребёнка отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т. д., которые в дальнейшем могут закрепиться.

Чаще родители встречаются с проблемами «кризиса 3-х лет». В зависимости от особенностей развития ребёнка возрастные рамки кризиса могут изменяться: он может

начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. «Кризис 3-х лет» — один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребёнка. По Д. Б. Эльконину, «кризис 3-х лет» — это кризис выделения ребёнком своего «я».

В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребёнок становится неуправляемым, («его как — будто подменили»).

Первым заметным признаком кризиса 3-х лет являются трудности взаимодействия с ребёнком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Резкое, казалось бы, ничем необоснованное изменение в поведении ребёнка – второй признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде

спокойный и покладистый ребёнок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребёнком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.

Данный период называют кризисом социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребёнка. Как и любой другой, он проявляется, прежде всего, в обесценивании того, что было для ребёнка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребёнка, но и для родителей, которые в это время должны быть особенно терпеливы. На подходе к кризису присутствует чёткая когнитивная симптоматика:

— острый интерес к своему изображению в зеркале;

— заинтересованность своей внешностью, тем как он выглядит в глазах других.

У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом остро реагируют на неудачу.

Кризисные явления выражаются также в негативизме, т. е. неприятии требований или просьб взрослых, когда ребёнок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родители, воспитатель). Однако не следует путать его с непослушанием, у которого совсем другой мотив – желание сделать то, что ребёнок хочет. Иногда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему желанию. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно

Читайте также:  Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе

сделать и его действия соответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяется отношениями со взрослыми: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность.

Болезненным явлением этого периода считается упрямство, когда ребёнок настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались. Конечно, не с любым желанием или требованием ребёнка следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать возможность ребёнку успокоиться, а уже потом спокойно объяснить своё решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребёнка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребёнок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы её ему дали, а получив, начинает активно обследовать её, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование – это настойчивость. В этом случае так называемый деятельно-познавательный мотив, за которым стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребёнка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, системой отношений зарождающейся личности.

При внешней схожести упрямства и негативизма между ними так же есть существенное отличие: негативизм – это отношение к другим, противостояние, а упрямство – отношение к себе, своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, самоутверждении). Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости (вопреки, наперекор). Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребёнком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребёнка к какому-то конкретному действию, то строптивость – против привычного образа жизни, установившихся на данный момент правил и норм поведения. Строптивость ребёнка направлена против сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и не доволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. Эта возрастающая самостоятельность – важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребёнка свои упрямство и своеволие.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов. Но и идти на поводу немотивированных желаний ребёнка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.

Деспотизм может проявляться в семье с единственным ребёнком, когда ребёнок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, сточки зрения. юного деспота.

Третий признак кризиса – неосознанный характер происходящих изменений для самого ребёнка. Трёхлетние дети не понимают и не замечают перемен в своём поведении и характере.

Четвёртым признаком является временность, нестабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребёнка, а не возрастными особенностями.

Ещё одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несёт с собой, компенсируются стремительным рывком вперёд, совершаемым ребёнком за этот короткий промежуток времени. Главной фигурой для маленького ребёнка является мать. Именно характер общения матери с ребёнком, адекватность её воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям ребёнка определяют как эмоциональное самочувствие малыша, так и его психическое формирование.

Источник