Консультация развитие ребенка в обществе

Консультация развитие ребенка в обществе thumbnail

Консультация для родителей

«Социальное развитие дошкольников»

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.

В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.

От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка — он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.

Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:

-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.

-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!

-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.

-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.

— Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

-Принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!

— Дружелюбный тон общения.

— Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.

— Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны — и родитель, и ребенок.

— Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.

Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.

Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.

Читайте также:  Консультация игра инсценировка как средство развития речи ребенка

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Источник

Консультация для родителей «Социальное развитие дошкольников»

‹Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы› Андре Моруа «О воспитании детей»

взято с https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/tsitaty-o-seme-vospitanii-aforizmy.html

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.

В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.

От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка — он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.

Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:

-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.

-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!

-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.

-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.

— Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка в классном коллективе

-Принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!

— Дружелюбный тон общения.

— Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.

— Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны — и родитель, и ребенок.

— Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.

Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.

Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Список использованных источников

  1. Авдеева Н. «Развитие личности в раннем детстве». //Дошкольное воспитание. № 3. 2006. – С. 103 – 110.
  2.  Бабаева Т. «О социально-эмоциональном развитии дошкольников». //Дошкольное воспитание. № 6. 2006. – С. 13 – 19.
  3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения детей в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 314 c.
  5. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. — М.: Педагогическое общество России, 2003. – 312 c/.

Источник

Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной социализации в современном обществе

«Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной социализации в современном обществе»

Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги и сами дети — сверстники дошкольника.

Речевое общение — одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.

Степень социализации личности ребенка является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики ребенка обращал большое внимание на то, что слабое развитие речи ограничивает общение ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.

Рассматривая понятие «социализация» нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Это позволяет ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенность социализации в дошкольном возрасте — формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных игровых контактов.

Читайте также:  Необходимость сенсорного воспитания в развитии ребенка

Для успешной социализации дошкольника в современном обществе необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа.

Цель работы: — создание для детей равных стартовых возможностей для дальнейшей социализации в обществе.

Для достижения этой цели поставила следующие задачи:

  1. Развивать социально-коммуникативную компетентность детей дошкольного возраста .

  2. Формировать у детей навыки положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

  3. Определить пути продуктивного взаимодействия с родителями, оказать помощь в понимании своеобразия развития речи ребенка — дошкольника.

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников предполагает формирование следующих умений:

  • понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);

  • получать необходимую информацию в общении;

  • выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

  • вести диалог со взрослыми и сверстниками;

  • спокойно отстаивать свое мнение;

  • принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.);

Для развития процесса социализации дошкольников использую в работе не только учебные задания, но и естественные ситуации для обучения навыкам социального поведения, переноса полученных знаний в реальные жизненные ситуации; специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

В свете введения Федерального государственного образовательного стандарта, задачи социально – коммуникативного развития дошкольников:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Для эффективности работы использую различные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников.

В образовательной деятельности в режиме дня:

— совместная (партнерская) деятельность с детьми, с применением игр, направленных на социально-коммуникативное развитие.

— игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

— беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

В самостоятельной деятельности детей:

— индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

— самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Общение — одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

Источник