Консультация для воспитателей на тему речевое развитие ребенка

Консультация для воспитателей на тему речевое развитие ребенка thumbnail

Лариса Крайнова
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в игре»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте.

Важными условиями для выполнения этой задачи и для улучшения качества воспитательной – образовательной работы в детском саду является совершенствование процесса обучения. Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по речевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:

Первая группа – это подвижные игры.

Вторая группа – это дидактические игры.

Третья группа – это творческие ролевые игры, игры драматизации.

У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.

Подвижные игры.

Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых комических ситуаций, юмора, шуток, возможности самовыражения. Азарт задают детям считалки, зачины, жеребьевки.

В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Например: «Курочка – хохлатка», «Лохматый пес», «Зайка».

Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее.

Например: «Гуси – гуси…», «Теремок», «Мышеловка». Применение считалок в распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановки дикции.

Что должен знать воспитатель о методике проведения подвижных игр с целью воспитания развития речи детей :

1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.

2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.

3. Потешки и прибаутки родственны песне, но это не значит, что их надо произносить на распев. Важно добиться некоторой певучести, напевности.

4. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.

5. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.

Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.

Дидактические игры.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Дидактические игры играют большую роль в развитии речи дошкольников – это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесным играм.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать.

В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры поводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.

Творческие ролевые игры и игры – драматизации.

Творческие ролевые игры и игры – драматизации, театрализованные игры тесно связаны между собой. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка.

В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа. Например, сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.

С детьми третьего и четвертого годов жизни, воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, призывая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Колобок», воспитатель предлагает детям вместе с колобком спеть песенку.

Дети пятого и шестого годов жизни уже, как правило, знают и любят изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, хорошо запоминают текст. Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя.

Сюжетно – ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике ив совершенствование речи.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его.

Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.

Для всех перечисленных выше игр, необходима правильная организация. Речь в повседневном общении, чтение, декламация которые ведет сам воспитатель, вначале служат первыми образцами для подражания.

Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Заканчивая любую из игр, воспитатель, должен поддержать интерес к дальнейшей игре : «А в следующей раз, мы будем играть еще интереснее…».

Источник

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

  1. грамматически правильно построенной, связной;
  2. с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
  3. должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
  4. должна быть интонационно выразительной;
  5. доступной ;
  6. с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относится:

  • Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  • Невнятность произношения;
  • Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  • Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
  • Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
  • Нарушения лексики – в грамматическом оформлении;
  • Употребление в речи слов – паразитов;
  • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае — воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее

лексики – грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

— при работе с картинкой;

— при пересказе;

— при рассказывании из личного опыта;

— для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:

Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

соренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

  • Полным;
  • Красочным;
  • С точно подобранными словами;
  • Грамматически правильно оформлен;
  • Выразителен;
  • Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
  • При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
  • Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
  • Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:

4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.

Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет готов к школе.

Список использованной литературы

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.

Столяр А.А.. Давайте поиграем. — М.: Наука, 2008.

Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.

Тихеева. Е.И «Развитие речи детей». Москва, «Просвещение» , 1985.

Источник

Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Развитие связной речи — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Речевое развитие – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.
Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».
Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога.

Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную информацию для себя. В недрах диалогической речи начинается складываться монологическая речь.

Речь считается связной, если для нее характерны: 
— содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); 
— точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к 
данному содержанию); 
— логичность (последовательное изложение мыслей);

— ясность (понятность для окружающих); 
— правильность, чистота, богатство (разнообразие). .

Виды занятий по развитию связной речи 

  1. Пересказ по сюжетной картине.
  2. Пересказ по серии сюжетных картинок.
  3. Описательный рассказ.
  4. Драматизация.
  5. Творческий рассказ.

Дидактические игры:

«Посмотри, что увидел, расскажи»

«Рисуем словами»

«Что дальше»

«Угадай по описанию»  и др.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития :

• Наглядные — наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

• Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Факторы успешного речевого развития дошкольников:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно.  Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире.  Дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего они используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитие любознательности. Любознательность  выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать. Задача воспитателя — поддерживать любознательность ребёнка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Для ребёнка- дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра.  Во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие:

— Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

— Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

— Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

— Дидактические игры занимают особенно важное место, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

— Игры-эксперименты — особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, ребенок имеет возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

— Развивающая среда. В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления — доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку, т.к. иллюстрированная книга является важнейшим компонентом речевой среды. Детские книги сейчас издают очень нарядными, и они всегда вызывают положительные эмоции. Простое рассматривание книги с картинками сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться со сверстниками впечатлениями.

Речевое развитие — это сложная, каждодневная, кропотливая работа, потому что каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь  должна быть живой, непосредственной, выразительной.

 К шестилетнему возрасту у ребенка должен быть:

завершен процесс звукообразования;

полностью сформирован фонематический слух;

сформирован словарь и грамматический строй;

умение логично и связно строить высказывания;

речевая активность.
  Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», должна
осуществляться совместно с родителями.

Источник