Консультация для родителей природа в эстетическом развитии ребенка

Консультация для родителей природа в эстетическом развитии ребенка thumbnail

Андреева Е. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» общеразвивающего вида г.Бирюча».

«Природа в эстетическом развитии ребенка» (Консультация для родителей).

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все люди способны видеть эту красоту. Природа постоянно воздействует на ребенка. Но дети многое не замечают, их восприятие очень поверхностно. И все же здесь, в царстве природы, они получают свой первый чувственный опыт, накапливают ощущения, идущие от самой жизни. Осмысленное восприятие предметов и явлений зарождается рано. Однако недостаточные знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. В познании мира природы — каждый ребенок первооткрыватель и исследователь. Здесь велика роль родителей, они сами должны видеть и понимать красоту окружающего мира и научить этому своего ребенка.

С первых лет жизни ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью, разворачивающейся перед ним картины мира. Задача родителей – помочь своему ребенку обрести правильное виденье мира, которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры, в образе их жизни и отношении к окружающему миру. Рассказывайте своему ребенку о том, как богата и прекрасна наша планета, о том у нее есть свои законы (смена дня и ночи, смена времен года, разнообразие погоды, изменения жизни растений и животных, птиц, насекомых в течение года). Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта.

Ребенок уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки своих родителей.

Уже в начале второго года жизни малыш изучает поведение мамы, папы, бабушки, бабушки, брата, сестры в той или иной ситуации. Значит, и в отношении к окружающему природному миру ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители бережно относятся к природе, восхищаются ее красотой, то и ребенок впитывает в себя эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником грубости, бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, он вырастит бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы в букет, а затем оставляет их вянуть на солнце, малыш получает урок безнравственного отношения к природе. Если папа жесток с животными, то сын повторит все его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Какими же приемами могут пользоваться родители, пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе?

— постоянно предоставлять ребенку возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, форму, запах, красоту;

— вызывать добрые чувства к рассматриваемому природному объекту;

— разговаривать с объектом живой природы (с елочкой, цветочком), наделяя его человеческими качествами;

— вводить в детские наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой;

— вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла);

— в присутствии ребенка не допускать недостойного поведения по отношении к природе со стороны других людей, осуждать их действия.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Начинать работу в этом направлении необходимо с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. В период до семи лет происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, развитие мышления, эмоций, закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаться в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволит успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры».

Ребенок радуется солнцу, траве, цветам, птицам, животным. Кто из родителей не наблюдал этой бесконечной радости, счастья. Родители открывают ребенку многие свойства вещей и явлений, уточняют представления. Однако, направляя детское восприятие, уточняя свойства предметов живой и неживой природы в повседневной жизни, не следует сводить общение с малышом к излишнему дидактизму, обучению. Главное, научить малыша замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы, чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строении, запаху.

Решение этих задач уже доступно ребенку трех лет. При умелом руководстве малыш начинает видеть те стороны явлений, которые раньше просто не замечал. Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом. Необходимо, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, и родители должны использовать каждый удобный случай, чтобы обратить внимание малыша на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета, забывая о развитии эстетического восприятия.

Читайте также:  Развитие ребенка план занятий дома

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят загадки, стихи и рассказы о природе.

Эстетическое восприятие немыслимо без чувства восхищения природой, успех воспитания зависит от умения направить взгляд ребенка на красоту окружающего мира, помочь увидеть ее, услышать. Важно, еще в раннем детстве научить ребенка замечать и видеть красоту, понимать и чувствовать ее. Иногда для этого нужно всего небольшое усилие – и красота откроется. Что же привлекает малышей в природе? Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание и взаимодействие, разнообразие запахов… Можно восхищаться чем-то одним, а можно всем целиком. Главное научить ребенка смотреть на природу не только глазами, но и сердцем, испытывать восхищение, необходимое, как пища для души, а порой, и как лекарство. Стремясь воспитывать детей, как хранителей природы мы должны еще в раннем детстве научить их испытывать восторг, восхищаться природой. Из этого складывается любовь к жизни и духовное здоровье.

Источник

Оксана Кустова
Консультация для родителей «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка»

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Здесь он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает»

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды, что солнце бывает разным (зимой — далекое, холодное, а летом — жаркое, а луна – не всегда круглой.

Ребенок, как показали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки близких. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., дитя, можно сказать, «с молоком матери» впитывает эти эмоции и чувства.

И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастит бездумным, жестоким. Если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, что лишенное воды и питания растение, как все живое, страдает. Если отец груб и жесток с животными, можно с уверенностью сказать, что сын повторит его поведенческие реакции в тех же ситуациях.

Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать,но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть,не будет кивать своей головой: «Здравствуй, Сашенька!». И нам будет грустно».

Так мама формирует доброе, ласковое, нежное чувство — чувство любви к живому. Или, стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладоши.Мама читает стихи:

У красы – березки

Платье серебрится,

У красы- березки

Зеленые косицы.

Затем мама показывает «рожки»,как бы бодает березу:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка – в слезы!

Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.

Какими еще приемами может пользоваться взрослый, пробуждая в ребенке этическое и эстетические чувства к природе?

• Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п.

• Вызывать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

• Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например,сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками.Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

Читайте также:  Развитие социально личностных качеств ребенка в доу

• Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

• Отождествляя природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька – красавица, травушка – муравушка, зайчик – побегайчик и т. п.

• Вводить элементы игры, пробуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами.

• В присутствии ребенка не допускать неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей,осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраской крыльев бабочки, настораживается при раскатах грома, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.

Речь взрослого должна быть немногословной, но точной, яркой и доступной пониманию ребенка.

Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта, но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет, забывая о развитии эстетического воспитания.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы,которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

Источник

Консультация для родителей на тему:

«ПРИРОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ,

РЕЧЕВОМ

И  ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА».

Предметный мир, социальная жизнь и природа вот основные источники формирования детских ощущений восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитываются.

   Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает, порой его восприятия бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает».

   В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывайте о том как богата и прекрасна наша планета и о том, что у нее есть свои законны (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды), что солнце бывает разным (зимой далекое, холодное, а летом жаркое), а луна не всегда круглой.

В ранние годы ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющееся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ним картины мира. Задачи родителей помочь малышу обрести сугубо «человеческое ведение» мира.

   Ребенок в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки  близких. Уже в начале второго года жизни он  «изучает» поведение мамы, бабушки, брата, сестры, отца в той или иной ситуации. Значит в отношении к природному окружению ре6енок повторяет поступки взрослых. Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с

Братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажем, восходом солнца, красотой моря, гор и т. п. Эти истины  ребенок усваивает в раннем  детстве не только через слово, но главным образом, через поступки взрослых. Они  «открывают» малютке духовные, чисто человеческие ценности своим  восприятием мира. Приведем пример. Малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Он нас не встретит завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать своей:

Читайте также:  Родительское собрание развитие речи ребенка в старшей группе

»Здравствуй Сашенька!» Так мама формирует у малыша доброе,  ласковое,  нежное чувство — чувство любви к живому. Или стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладошки. Мама считает стихи:

                                           У красы-березки

                                           Платье серебрится,

                                           У красы — березки

                                           Зелены косицы.

Затем мама показывает «рожки», как бы бодает березку:

                                           Со двора к березке

                                           Выбежали козы,

                                           Стали гнуть березку,

                                          А березка в слезы!

Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом круг деревца.

                                          Защищать березку

                                          Выбежим гурьбой

                                          Чтоб росла березка

                                          Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.

   Давать возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п. Вызвать доброе чувство к рассматриваемому природному объекту. Разговаривать с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Вводить в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывать о добром отношении человека к природе восхищаясь ее красотой.  Отождествляя природный объект с человеком,  ласково обращаться к нему. Например, березонька — красавица, травушка -муравушка, зайчик — побегайчик и т.п. Вводить элементы игры, побуждая малыша к игровому взаимодействию с природными объектами например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла и т.п.

В присутствии малыша не допускать неблаговидного  поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это не красиво», «Так нельзя» и т.п. Природа — это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Ребенок радуется травке, восхищается необыкновенной окраски крыльев бабочки, прыгает и хлопает в ладоши, увидев радугу.

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словим, развивать ориентировку в предметах живой и

неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.

Развивая сенсорную культуру, родителям следует правильно соотносить чувственный опыт со словом. Речь взрослого должна быть немногословной, но

Точной, яркой и доступной пониманию ребенка. Важно, чтобы ощущения малыша связывались со словом.

Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, родители могут использовать удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним. Родители должны помнить: знакомя ребенка с природой, нельзя ограничиваться только внешним восприятием предмета (посчитать количество листочков, определить форму цветка, отметить его цвет), забывая о развитие эстетического восприятия.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлении и предметов природы, которые интересны в данный сезонной период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью — сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр. В любое время года находите материал в природе для сезонного, умственного и эстетического развития малыша. Передайте ребенку свою способность тонко чувствовать природу.

Источник