Консультация для родителей народные игры в развитии ребенка

Наталья Салина
Консультация для родителей «Народные игры в воспитании детей»

Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное состояние, естественная потребность, это способ познания окружающего. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём.

В настоящее время игровой деятельности детей дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Русские народные, хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели народные песни с прибаутками, плясками, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями, плясками и хороводами.

Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. Так как в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела. В игре ребёнок сознательно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, организаторские способности, изобретательность.

Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

В дошкольных образовательных учреждениях созданы благоприятные условия для развития игровой деятельности. Хороводная игра вызывает эмоциональный, двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, образа игры, содержания. В игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Это вырабатывает у ребёнка понимание музыкально — игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирует двигательные навыки, активизацию чувств, воображения, мышления.

Русские народные, хороводные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности, оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, дисциплины, настойчивости в преодолении трудностей, приучает детей быть честными и правдивыми, учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству. Игры издавна служили средством самосознания, здесь проявлялись лучшие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.

После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Многовариативный характер хороводной игры содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности. В свою очередь, практика работы свидетельствует о постепенном исчезновении этого пласта национальной культуры из жизни современного ребенка. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её для дошкольников истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.

Народные, хороводные игры являются неотъемлемой частью художественного, интернационального, и физического воспитания детей разного возраста. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Русские народные подвижные и хороводные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

В соответствии с этим хороводная игра в работе по воспитанию дошкольников имеет следующие задачи:

1. коррекционные —

• развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата,

• координации движений и нормализация их темпа и ритма;

формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

2. оздоровительные —

• укрепление сердечно — сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата,

• развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной,

• развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение,

• развитие быстроты двигательной реакции;

3. образовательные —

• обучение речевым, певческим, двигательным навыкам,

• развитие творческих, коммуникативных способностей,

• формирование умственных умений и действий;

4. воспитательные —

воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры,

• эстетическое отношение к окружающему,

• развитие чувств, эмоций высшего порядка;

5. развивающие —

• познавательную активность,

• устойчивый интерес к действию,

• саморегуляцию и самоконтроль,

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка автор гленн доман

• внимание, память, мышление,

• ориентировку в пространстве.

Хороводные игры.

Младший дошкольный возраст.

Задачи по областям: физическая культура (ФК) — развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях;

социализация (С) — содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности;

коммуникация (К) — формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение.

Игра «Большие и маленькие ножки»

Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги —

Шли по дороге:

Топ-топ, топ-топ.

Маленькие ножки —

Бежали по дорожке:

Топ – топ, топ — топ,

Топ — топ, топ – топ.

Игра «Мы по лесу идем»

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:

Мы по лесу идем,

Зверей найдем.

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».

Игра «По ровненькой дорожке»

Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам, по камушкам,

По камушкам, в яму – бух!

На последней строчке присядьте.

Источник

Евгения Князева
Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей ДОУ по теме:

«Русские народные подвижные игры в физическом развитие детей дошкольного возраста»

«Игры – путь детей к познанию мира, в котором они

Живут и который призваны изменить»

М. Горький

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки успешной учебной деятельности, физического совершенствования, гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Находиться в движении, особенно для детей дошкольного возраста, является насущной потребностью, обусловленной возрастными анатомическими особенностями, связанными с окостенением позвоночника. Исследования ученых показали, что двигательную активность, влияющую на здоровье и жизнедеятельность человека, необходимо прививать в раннем детском возрасте, формируя одновременно физическую и умственную активность, укрепляя здоровье. Именно развитость движений может служить показателем нервно-психического развития детей дошкольного возраста. Это стремление детей к движению лучше использовать в подвижных играх, регулируя нагрузку на организм.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарем. В дошкольном возрасте дети играют постоянно – это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира.

По своей природе игра многофункциональна, оказывает разностороннее влияние на детей и способствует развитию гармоничной личности.

Во время игры дети всегда непосредственны, эмоциональны. Поэтому при умелом проведении подвижных игр, наряду с физическим развитием, проявляется их большое воспитательное значение.

У детей развиваются сообразительность, внимательность, дисциплинированность, чувство здорового соперничества, вырабатывается инициатива и самостоятельность, а в командных играх – чувство товарищества, ответственности, желание сделать всё для общей победы команды.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. В систему физического воспитания дошкольников также активно внедряется национально-региональный компонент. Особое и прочное место занимают подвижные народные игры и праздники, развлечения, построенные на основе народных игр. Народная подвижная игра имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные игры называют кладезем национальной культуры. Многие народные подвижные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Большинство народных игр требуют от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений, воспитывают в них смелость, коллективизм, честность, развивают выносливость.

Русские народные игры позволяют определить действительное значение национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить самобытность и многообразие национальных форм игр, а вместе с тем общность их основного содержания и идейной направленности.

Большая часть народных подвижных игр направлена на общее физическое развитие детей. Основным содержанием игр являются основные виды движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Кроме этого особое внимание уделялось уровню развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции.

Во время традиционных народных обрядов (свадьба, праздник урожая, проводы на военную службу и др.) всегда устраивались игры и состязания, связанные с проявлением ловкости, сообразительности, поднятия духа и других качеств, необходимых в жизни.

Народные игры актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш компьютеризированный век. Дети с удовольствиеим принимают в них участие. Педагогическая ценность этих игр ещё и в том, что в них много шуток, доброжелательного юмора. Умная, увлекательная игра может оказать большее воспитательное влияние, чем длительные и монотонные словесные замечания. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.

Для удобства рассмотрения можно условно разделить народные игры на несколько типов.

Читайте также:  Задержка психического развития у ребенка причины и классификация

Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые предыгровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица – главные действующие лица.

Для игр можно изготовить и маски зверей.

Игры подобной тематики: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Дедушка Мазай», «Пчёлы», «Игра в коршуна», «Волк и утки», «Иван-косарь и звери», «Селезень и утка» и др. (см. Приложение)

Игры по религиозно-культовым мотивам

Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некий колоритный языческий примитивизм, делающий игры подобной тематики живыми и яркими. Игры данной тематики: «Пахари и Жнецы«; «Иван-косарь и звери«; «Люлька«; «Водяной»; «Черти в аду»; «Дедушка-рожок» и др. (см. Приложение)

Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков

Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.

Игры данной тематики: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов», «Баба Яга», «Охотники и утки» и др.

Игры на находчивость, быстроту и координацию

Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.

Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.

Игры данной тематики: «12 палочек», «Салки», «Золотые ворота», «Кубарь», «Горелки», «Жмурки», ««Городки», «Лапта», «7 Камней» и др.

Военные игры

Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде. В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.

На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.

Игры данной тематики: «Кулачный бой», «Лапта», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Всадники и кони» и др.

Во многих играх важная роль отводится водящему, который своим поведением оказывает влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше детей. Выбор первого водящего может сразу создать ту или иную атмосферу начала игры и влиять на весь её ход. Для выбора водящего могут служить переходящие из поколения в поколение считалки, когда на каждого играющего приходится по одному слову: на кого выпало последнее слово – тому и водить. Также можно использовать существующие наравне со считалкой жеребьевки, особенно при разделении детей на команды, когда каждому ребенку задается вопрос: например красное яблочко или золотое блюдечко? Ниточка или иголочка? Вершки или корешки?

Но еще до начала подвижной игры и проведения считалок необходимо определить цель каждой игры, её длительность и величину физической нагрузки, выпадающей на ребенка в процессе игры. Народные игры должны быть общедоступными и увлекательными как по своему содержанию, так и по форме, но никак не утомительными для ребенка.

Народные подвижные игры являются не только средством физического и духовного формирования человека, но в первую очередь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

1. Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995.

2. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006.

Источник

Татьяна Роднова
Консультация для родителей «Организация народных игр в семье»

Народная игра-естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Постепенно исчезают такие народные игры, как «салки», «Лапта», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками — величайшее богатство нашей культуры, потому что в них заложена народная мудрость.

Читайте также:  Система помощи семье с ребенком с отклонением в развитии за рубежом

-Вспомните, пожалуйста, в какие народные подвижные игры Вы любили играть в детстве?

-В какие народные игры любят играть ваши дети?

-А в какие народные игры Вы любите играть вместе со своим ребёнком?

Давайте послушаем, что говорят дети (видео)

По результатам опроса большинство родителей сказали, что дети любят играть. Многие называют игрой-досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач. Любые игры детей, по мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «война», настольно-печатные, компьютерные. Результаты так же показали, что дети мало знают русские народные игры, редко применяют эти знания в повседневной жизни, а многие недооценивают роль народной игры в развитии ребенка.

В старину говорили «Маленькие дети…играют, как птицы поют». Эти слова ёмко и образно выделяют главное: игра-естественное состояние ребёнка, его основное и любимое занятие. Я считаю, что одним из условий успешного воспитания и развития, является внедрение народных игр в жизнь детей (видео).

В народной подвижной игре развивается сила вашего ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Приучают детей быть честными и правдивыми.

Народные подвижные игры для дошкольников-способ познания окружающего. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Играя с детьми, мы с вами развиваем двигательные умения и навыки, определенные физические качества (быстроту, выносливость, ловкость, силу, меткость); побуждаем их активно и осознано выполнять основные виды движения (бег, прыжки, ползание, лазание, метание, равновесие).

Такие игры доставляют ребёнку много положительных эмоций, особенно дети любят, когда с ними играют родители. Не лишайте его такой радости, помните, что вы и сами были детьми. Родители-первые участники игр своих детей. И чем активнее ваше общение с ребёнком. Тем быстрее он развивается. Дети очень подвижны, неутомимы в своём желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые не всегда понимают детей часто не позволяют шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни.

Хорошо бы направить детскую энергию в полезное русло. Я советую использовать русские народные игры при организации ваших семейных досугов.

В чём преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?

-Преимущество в том, что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отведённого для этого времени. С ребёнком вы можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах. Вместе с детьми изготовьте атрибуты, которые вы будите использовать в играх;

Предлагаю вашему вниманию несколько русских народных игр:

Косичка-игра «Хвостики»; мешочки-игра «Попади в цель», «Городки»; используя маски, дети перевоплощаются, тем самым развивают эмоциональную сферу, творческий потенциал.

Дети ценят игрушки, сделанные совместно с родителями. Для этого необходимо иметь под руками кусочки меха, солому, крупу, ткань, картон, проволоку, дерево, что несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки. Я могу вас научить изготовить русские народные куклы, которые будут служить семейным оберегом.

1. Мамушка-делали её на ложке-это означало, крепкая семья, чтобы дети рождались.

2. Зернушка-для того, чтобы достаток был, хороший урожай.

3. Травница-на здоровье дарили.

4. Кукла бессонница-чтобы не чистая сил играла с куклой, а дитя не трогало. Говорили: «Сонница-бессоница, не играй моим дитятком, а играй этой куклой».

5. Кукла колокольчик-чтобы добрые вести в доме были.

6. Кукла птица-весенняя. С этой куклой выходили на высокую гору, крошили зерно и ждали птиц, поверье было если сядет на руку птица, то эта девица замуж выйдет.

Я уверена ребёнок очень рад минутам подаренным ему родителями в игровой деятельности. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. У русского народа есть обычай целования ребёнка. Мать целуя малыша там, где бьётся его сердечко и говорит: «Будь добрым, целует в лобик и желает -будь умным, целуя в ножки, желает ему твёрдой поступи, а в ручки-быть трудолюбивым».

Таким образом, народная игра поможет вам эмоционально сблизиться с ребёнком, улучшить физическое и психическое здоровье, благоприятно повлиять на его интеллектуальное развитие. Я предлагаю вам память по организации народной игры в семье.

Советы родителям по организации народных игр в семье.

• И для ребёнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести в игре с ним.

Народная игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.

• Ваше участие в детской игре –введение туда новых, развивающих и обучающих элементов-должны быть естественным и желанным.

• Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своё терпение.

• Поддерживайте активный, творческий подход ребёнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребёнка в игре.

• Если ребёнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно.

• Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья.

• Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребёнка.

Играйте с детьми как можно чаще!

Источник