Что такое критерии отклонений в психическом развитии ребенка

          Психи́ческое здоро́вье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

          Слово «норма» от латинского правило, образец – установленная мера, средняя величина чего-либо.

          Ребёнок считается нормальным:

· когда его уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растёт;

· когда он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом чётко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды;

· когда его поведение соответствует требованиям общества: ребёнок не асоциален;

          Ребёнок развивается соответственно норме при:

· правильной работе головного мозга и его коры;

· нормальном психическом развитии;

· сохранности органов чувств;

· последовательном обучении;

          Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и другие не соответствия норме, обозначается словом – аномалия(греч. отклонение).

          Отклонение в развитии ребёнка –это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. Нарушенное развитие принято называтьдизонтогенезом.

          В основе тех или иных проблем в развитии особого ребёнка лежат нарушения нервной системы или определенного анализатора, в результате которых возникают нетипичное (атипичное) строение и деятельность органов или всего организма. Нарушения могут возникнуть на любом этапе развития (внутриутробного, послеродового, в результате действия наследственных факторов).

          Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

          К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

          Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одарённость детей.

          Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования.

          Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Отклоняющимся социальным поведением является безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость.

          Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих,

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив,

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт,

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих!

          Девиантное (отклоняющееся) поведение –это поступки,противоречащие писанным или неписанным нормам, принятым в обществе (девиация – любое отклонение в широком смысле).

          Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

          Девиантноеповедение – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии) или антисоциальное поведение (нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые).

          Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие.

          Виды отклоняющегося поведения (по С.А. Беличевой):

· отклонения социально-пассивного типа – стремление к уходу от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, от учёбы и работы; побеги из дома, бродяжничество; погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических, наркотических веществ; суицид;

· отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением получить имущественную или другую материальную выгоду – кражи, хищения, спекуляции, мошенничество;

· отклонения агрессивной ориентации, направленные против личности – хулиганство, побои, нанесение телесных повреждений.

          Классификация девиантного поведения (по Е.В. Змановской):антисоциальное (противоречащее правовым нормам), асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм), аутодеструктивное (отклоняющееся от медицинской и психологической нормы).

          Формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:попрошайничество, бродяжничество, тунеядство, нежелание учиться, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, суицидальное поведение, приводы в полицию, пребывание на учёте в КДН, воровство, наличие судимости, участие в криминальных группах, курение, жестокость, вандализм, раннее начало половой жизни, повышенная агрессия, хулиганство, токсикомания.        

          Формы девиантного поведения:

· негативные: правонарушение, алкоголизм, наркомания, проституция, предательство, самоубийство, неприличное поведение, не принятие социальных норм, сквернословие;

· позитивные: геройство,альтруизм (нравственный принцип бескорыстного служения другим людям;  готовность жертвовать ради них своими интересами; противостоит эгоизму), самопожертвование, научное техническое и художественное творчество.

          Негативные девиации (отклонения): раннее курение, курение травки, ранний секс, жестокость, нежелание работать, употребление алкоголя, уход в криминал, наркомания, агрессивность, азартные игры, психическое расстройство, противоправное поведение, самоубийство, проституция, терроризм.

          Позитивные девиации (отклонения): резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», аскетизм, святость, гениальность, новаторство;

          Чем характеризуется человек-девиант?

· вызывает негативную оценку со стороны общественности;

· приносит ущерб себе или другим;

· поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;

· согласует свои действия с общей направленностью личности;

· выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

          Причины девиантного поведения.

              Медиками принято разделять первопричины антисоциального поведения на две категории – биологические и психологические:

· биологические причины: врожденные, генетические (нарушение умственного развития, телесные пороки, повреждения нервной системы, дефекты слуха, дефекты зрения);психофизиологические (чрезмерные психофизиологические нагрузки, частые конфликты, плохая экология);физиологические (дефекты речи, дефекты лица или любой другой части тела, внешняя непривлекательность);

· психологические причины: психопатия (нервные заболевания, неврастения, повышенная возбудимость); недостаток внимания (отсутствие родителей или заботливых опекунов, невзаимная любовь).

          Девиантное поведение детей – это не что иное, как протест, брошенный маленьким существом обществу, которое, по мнению ребенка, ущемляет его интересы, это месть окружающим за их безразличие или случайно нанесенные обиды. Термин применим только к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности;

          По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

Читайте также:  Развитие обоих полушарий мозга у ребенка для чего

          Особенности отклоняющегося поведения дошкольников, затрудняющие процесс обучения и воспитания:

          1. Специфика протекания психических процессов (их повышенная либо заторможенная подвижность):

          2. Типологические черты личности и характера ребёнка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

          Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребёнка (нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения).

          К детям с девиантным поведением относят: агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии: боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма.

          Выделяют:

· физическую агрессию (удары, толчки, укусы, драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их);

· вербальную агрессию (грубят, оскорбляют, дразнят, ругаются матом).

          Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребёнка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

          Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

          Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребёнок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

          Гиперактивный ребенок – ребёнок с чрезмерной психической и моторной активностью.

          Гиперактивный ребёнок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

          Дисфория — расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребёнок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

          Девиантные формы поведения детей могут быть самыми разными. Их проявление зависит от возраста и тех факторов, которые негативно сказывались на его психическом состоянии:

· для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение более уверенным в себе сверстникам;

· в возрасте 7-10 лет девиантное поведение у детей становится более ярко выраженным, это может быть развязное поведение с взрослыми, хамство, либо, наоборот, чрезмерная зажатость и боязнь общения со сверстниками, конфликты в коллективе, потеря аппетита, нарушение сна, появление нервных заболеваний;

· после 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию, где поведение, выходящее за общепризнанные границы, становится еще более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство;

          Кпричинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

· наследственность;

· ошибки воспитания;

· конфликты в семье;

· деформация характера;

· психические заболевания;

· психические и физиологические отклонения;

· негативное влияние СМИ;

· несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребёнка.

          Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

          Нарушения поведения имеют в своей основе и определенную слабость ЦНС (возрастная незрелость, неблагоприятная беременность и роды).

          В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

          Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого;

          Характеристики семей, вызывающих девиантное поведение детей:

· семьи, члены которых имеют психические или другие тяжёлые заболевания;

· пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;

· семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;

· семьи с дефицитом заботы любви у одного или двух родителей к ребёнку;

· семьи с авторитарным воспитательным воздействием, направленным на формирование строгого послушания и дисциплины у ребёнка;

· семьи с чрезмерной опекой над ребёнком; воспитание ребёнка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Самостоятельная работа № 19. Составление тезауруса: основные понятия специальной педагогики.

          Основные понятия, термины специальной педагогики: специальная педагогика, лечебная педагогика, лицо с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, аномальные дети, дети с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии, дети (лица) с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченной трудоспособностью, реабилитация, специальное образование, недостаток, физический недостаток, психический недостаток, сложный недостаток, тяжёлый недостаток, специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия), специальное (коррекционное) образовательное учреждение.

Источник

Задержка психического развития – не приговор. Некоторые виды отклонений при соответствующем лечении и благоприятной обстановке в семье поддаются коррекции вплоть до полной отмены диагноза.

Этапы психического развития ребенка

Этапы психического развития ребенка – это периоды взросления, в которых у ребенка появляются новые навыки и свойства, которых не было раньше.

Возраст ребенкаЭтап психического развития
0-1 месяцНоворожденный
1-12 месяцевМладенец
1-3 годаРаннее детство
3-5 летПреддошкольный возраст
5-7 летДошкольный возраст
7-11 летМладший школьный возраст
11-15 летПодросток
15-18 летСтарший школьный возраст

Оценка психического развития детей

  • Ребенок в возрасте 2-3 месяца должен уметь держать головку прямо; фиксировать взгляд на предметах, подносимых к лицу; реагировать на свет, звук, прикосновения; эмоционально отзываться на общение родителей
  • В 1-2 года ребенок ходит (самостоятельно или при поддержке взрослых); выражает свои потребности при помощи слов; ярко выражены подражательные способности; проявляет активный интерес к разным предметам
  • В 3 года ребенок хорошо знает назначение бытовых предметов (зубная щетка, расческа, кружка, ложка) и умеет ими пользоваться; проявляет активный интерес к взаимодействию со взрослыми; интерес к предметам носит результативный характер – изучение с конкретной целью; проявляет самостоятельность и настойчивость; способен следовать речевой инструкции взрослых (воспроизводить простейшую последовательность действий); стремится не только слушать, но и сообщать взрослым какие-то сведения; проявляет интерес к рассказам и картинкам

    Периоды психического развития детей

  • В возрасте 4-6 лет нарушение психического развития ребенка имеет следующие проявления:
    • излишняя двигательная активность, часто бессмысленного характера
    • легко возбудим, проявления эмоций носят неконтролируемый характер
    • с трудом понимает инструкции взрослых
    • не может удержать внимание при выполнении заданий или соблюдении условий игры
    • чаще нуждается в помощи взрослых по сравнению со сверстниками
    • не способен играть или говорить тихо, испытывает трудности в играх со сверстниками
  • отклонением от нормы в 5-6 лет считается явное опережение сверстников в развитии, особенно когда ребенка явно интересует только какая-то одна сфера;
    в 5-6 лет должны насторожить «откат» в поведении и утрата хорошо освоенных ранее навыков: потеря интереса к играм, снижение общения, отказ пользоваться бытовыми предметами
Читайте также:  Лурия а р речь и развитие психических процессов у ребенка 1956

Помощь детям с задержкой психического развития

К важнейшим психическим процессам у детей относят следующие составляющие:

  1. Память
  2. Мышление
  3. Речь
  4. Восприятие

Развитие памяти у детей

  • В младенчестве память носит условно-рефлекторный характер (взяли на руки в положение кормления – рефлекторно ищет ртом грудь). С полугода начинается «узнавание» — ребенок отличает знакомые лица и предметы, эмоционально на них реагирует
  • К концу первого года жизни подключается «вспоминание», когда малыш ищет глазами предмет, который его просят найти. В 2-3 года ребенок помнит только то, что имеет для него существенное значение в текущий момент, быстро забывая все, что выпадает из поля зрения
  • Преднамеренное запоминание начинается в дошкольном возрасте вместе с развитием игровых навыков, при этом ребенок лучше всего запоминает наглядные образы (картинки). Речевой материал дети этого возраста легче запоминают, если он несет образный и ярко-эмоциональный характер. Отвлеченные понятия в дошкольном возрасте практически не усваиваются. Ребенок оперирует только механической памятью: воспроизводит точно копируя увиденное
  • С началом обучения в школе под влиянием систематических занятий развитие памяти быстро прогрессирует, появляются отвлеченные виды памяти: логическая и абстрактная

Развитие мышления у детей

  • Развитие мышления неразрывно связано с процессом воспитания и обучения. В первые годы жизни мышление очень предметно и связано с конкретными задачами: собрать пирамидку, достать игрушку, принести мячик для игры
  • С развитием речи мышление приобретает новые качества:  ребенок может выделить главное, наиболее яркое для восприятия физическое свойство предмета: мягкий, горячий, большой, громкий. Затем подключаются логические связи: «девочка плачет = девочке грустно»; «мама надела сапоги = мама идет на улицу»
  • Мышление младшего дошкольника постепенно меняется от наглядно-действенного (что вижу, о том говорю), к наглядно-образному (говорю о том, что представляю в воображении). При этом младшие дошкольники оперируют только собственным опытом (я могу говорить о том, что увидел-потрогал сам)
  • Старшие дошкольники могут выходить за рамки собственного опыта и строить предположения о том, чего не знают, на основе логических рассуждений
  • С началом обучения в школе все больше возрастает способность рассуждать об отвлеченных понятиях, дети свободнее оперируют абстрактными предметами и выстраивают между ними логические связи

Развитие речи у ребенка

  • Развитие речи начинается еще в младенчестве: проявляя голосовые реакции (плач, крик, гуканье) ребенок активно тренирует речевой аппарат к последующему использованию
  • С полугода ребенок начинает активно узнавать и различать звуки. К концу первого года жизни появляется логическая связь между определенными звуками и предметами: «мяу-мяу=кошка», «тик-так=часы»
  • Первые осмысленные слова ребенка связаны с наиболее востребованными объектами и действиями: мама, папа, дай. Поначалу речь ребенка носит пассивный характер: он воспринимает гораздо больше слов, чем может произнести сам
  • В процессе общения ребенок выясняет, что речь – это способ сообщить окружающим о своих потребностях. Чем выше потребности малыша, тем больший запас слов ему необходим.  Он не может описать сложные действия одним словом (дай) или жестом (схватить). Чтобы быть понятым, ребенок увеличивает словарный запас
  • Первые примитивные предложения выглядят простым набором слов: мама, кухня, каша, есть. К концу младшего возраста ребенок овладевает простейшими грамматическими правилами построения речи, его предложения выглядят более согласованными: дай шапку, пойдем гулять
  • В младшем дошкольном возрасте происходит стремительный рост словарного запаса, идет активное овладение правилами языка. Ребенок осваивает правильное употребление отдельных грамматических форм: предлоги (над, под, за, перед), модальные глаголы (хочу, могу, должен), согласование числа, рода и падежа
  • При этом, ребенок усваивает лексику и грамматику исключительно в виде накопления опыта общения на родном языке. Как таковых правил русского языка он не знает
  • В старшем дошкольном возрасте развитие речи напрямую влияет на развитие мышления, памяти, воображения и восприятия. Происходит значительное обогащение словарного запаса
  • Ребенок начинает пытаться анализировать языковые правила, контролировать собственную речь на предмет соответствия этим правилам
  • В школьном возрасте к устной речи добавляется овладение письменной речью, чтением. Начинается сознательное овладение правилами языка, его богатством и разнообразием

Развитие восприятия

  • Восприятие – это познание окружающего мира через органы чувств (вкус, цвет, запах, вид). В раннем возрасте восприятие играет главную роль в психическом развитии ребенка. Через восприятие младенец начинает изучать окружающий мир
  • Восприятие младенца носит рефлекторный характер. Он воспринимает только то, что связано с его главными потребностями
  • В раннем детстве внимание ребенка могут привлекать посторонние вещи. Он может оперировать несколькими предметами, пытаться их соотнести (сложить вместе, пожить одно в другое), но он не способен к их длительному изучению. Он еще не способен к зрительной оценке предметов, поэтому соотносит их путем примеривания: соединил, не подошло, соединил по-другому
  • К третьему году ребенок способен воспринимать разные свойства вещей: теплый, пушистый, зеленый, сладкий. Он умеет сравнивать предметы по определенному признаку: круглый как мячик, мягкий как пух. Однако восприятие еще очень нечетко: к примеру, дети младшего возраста не узнают в Снегурочке переодетого воспитателя. Или при составлении кубиков он не видит ошибки, если приставил голову собаки к ногам коровы. Сведения о предмете они извлекают путем непосредственного взаимодействия с ним: взять в руки, надавить, понюхать
  • В дошкольном возрасте ребенок умеет сравнивать между собой много предметов, ранжируя их по конкретному признаку (большой, больше, самый большой). Он осваивает понятия «высота», «длина», «ширина», «форма». Умеет воспроизводить то, что видит, словами или на рисунке, в лепке, в аппликации. Различает не просто цвета, а их оттенки. Может изучать и описывать предмет визуально, а не только контактируя с ним физически. Пространство воспринимается не только относительно своего тела, а из разных точек отсчета. Восприятие людей также усложняется, и оценка внутренних качеств начинает превалировать над внешними
Читайте также:  Зачатие ребенка и развитие его в утробе

Роль игры в психическом развитии ребенка

Игра в раннем детстве и дошкольном возрасте является важнейшим и основным инструментом психического развития ребенка. Через игровую деятельность происходит его обучение, воспитание, самовоспитание, формирование важнейших качеств личности.

Игры делятся на три основные группы:

  • Сюжетно-ролевые – игры в «дом», «дочки-матери», «школу», «больницу», «магазин». Сюжетно-ролевые игры учат ребенка общению и взаимодействию с другими людьми. По поведению ребенка в таких играх можно судить о качествах формирующейся личности и принимать своевременные меры по их коррекции (агрессия, насилие). Можно обучать ребенка недостающим навыкам, прививать правильную модель поведения в той или иной ситуации
  • Дидактические – это обучение в игровой форме. В основе дидактических игр лежит необходимость анализа, сравнения, рассуждения и других мыслительных действий. К дидактическим играм относятся кубики, пирамидки, конструкторы, паззлы. Дидактические игры хорошо развивают внимание, усидчивость, стремление достичь результат
  • Подвижные – «кошки-мышки», «прятки», «ручеек», спортивные эстафеты. Помимо физической активности, необходимой ребенку в младшем и дошкольном возрасте, подвижные игры развивают память (необходимо запомнить правила или последовательность действий), скорость реакции, умения соблюдать установленные правила

Важно, чтобы в жизни ребенка присутствовали все три вида игр, поскольку они развивают разные стороны психики ребенка.

Развитие психических процессов у детей

  • Каждый этап развития определяет объем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок. Нормой принято считать соответствие уровня развития ребенка большинству детей его возраста. К примеру, основная задача младенца – изучение собственных физических возможностей. В раннем детстве дети активно овладевают психомоторными навыками (умение пользоваться лопаточкой, собирать кубики, кушать ложкой)
  • Определить отклонения в развитии ребенка бывает непросто. Если в семье растет несколько детей,  оценить уровень развития ребенка родитель может эмпирическим путем, сравнивая ребенка со своими братьями и сестрами. Если же в семье всего один ребенок, понять, насколько он соответствует сверстникам по развитию, довольно сложно
  • К тому же в пределах каждого возраста существуют субъективные индивидуальные особенности ребенка, что делает задачу оценки развития еще более затруднительной

Ранняя диагностика психического развития ребенка

Причины, по которым ребенок может отставать в психическом развитии, можно разделить на три группы:

  • Пренатальные – возникшие при внутриутробном развитии плода вследствие генетических отклонений, внутриутробных инфекц    ий, патологий беременности,  курение мамы, употребление спиртных и наркотических веществ в период беременности
  • Натальные – возникшие во время родов: обвитие пуповиной и последующая асфиксия, применение щипцов во время родов, иные травматические воздействия на новорожденного
  • Постнатальные – послеродовые обстоятельства, приведшие к поражению психического развития ребенка: осложнения на перенесенные заболевания, дефицит внимания и эмоционального общения со стороны взрослых в младенчестве, педагогическая запущенность и отсутствие условий для развития функций и навыков, определяющих психическое развитие малыша

Нарушением психического развития считается расстройство психомоторных функций, возникающих при негативном воздействии перечисленных факторов на мозг.

Чтобы определить наличие отклонений у ребенка, необходимо пройти консультацию узких специалистов: невропатолога, психолога, логопеда, дефектолога, и других. Только они могут отличить явные отклонения от возрастных проявлений характера и назначить соответствующую коррекционную работу.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте

Чаще всего задержка психического развития проявляется у детей с началом посещения детских дошкольных учреждений. Основные виды задержки психического развития:

  • Соматогенная – возникшая вследствие перенесенных тяжелых заболеваний; внешне проявляется в общей ослабленности ребенка, снижении выносливости, повышенной возбудимости или наоборот апатии, хроническом переутомлении
  • Церебрально-астеническая – связанная с органическим поражением мозга; проявляется как гиперактивность, чрезмерная возбудимость, внезапные и частые перепады настроения
  • Психогенная – является следствием социальной запущенности ребенка, недостатка воспитания, возникает у детей из неблагополучных семей
  • Конституционная – причина в недоразвитости лобных долей головного мозга; основной признак такого отставания выражается поведении, которое не соответствует возрасту; интересы, потребности и навыки дошкольника остаются на уровне 2-3-4-летних детей

Диагностика отставания в психическом развитии требует большой осторожности, так как иногда перечисленные признаки могут быть связаны с особенностями характера здорового малыша: гиперактивность, нежелание выполнять приказы посторонних, природная замкнутость и тому подобные.

Важно понимать, что задержка психического развития относится к пограничным отклонениям между нормальным развитием и умственной отсталостью. Такой диагноз говорит об отставании ребенка в развитии, которое можно нагнать,  то есть проблема носит временный характер и в большинстве случае устранима при правильной  и своевременной коррекции.

Коррекция задержки психического развития ребенка

Коррекция задержки психического развития у ребенка подразумевает комплексную работу врачей, педагогов и родителей. Она требует длительного времени и постоянных усилий взрослых.

Особое внимание при работе с этими детьми уделяется характеру обучения. Занятия должны быть небольшими по времени, требуется частая смена занятий, максимальное использование наглядных видов представления информации, частое повторение учебного материала.

Большую роль в развитии детей с задержкой психического развития играют групповые и индивидуальные занятия с психологами, игровые формы и арт-терапия.
В отдельных случаях коррекционную работу подкрепляют медикаментозным лечением и физиопроцедурами.

Обучение детей с задержкой психического развития

Согласно сложившейся в настоящее время практике дети с задержкой в психическом развитии не нуждаются в изоляции и могут посещать общеобразовательную школу. Однако важно помнить, что результат обучения у таких детей будет ниже, чем у сверстников, и нагнать его можно только при комплексном подходе, в тесном взаимодействии педагогов и родителей.

Видео: Помощь детям с задержкой психического развития

Видео: Коррекция психического развития ребенка через игру

Источник