Концепция развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности

РЕБЁНОК  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  КАК СУБЪЕКТ  МУЗЫКАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ  И  МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Н.А. Симонова, Н.Н. Тихонова, МБДОУ «Д/С KB №29» городского округа город Воронеж    

Определение ребенка как субъекта музыкальной деятельности является, по мнению ученых, первым шагом в раскрытии основы организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, являются: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, творчество.

Опираясь на исследования ученых, рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника, а также как проявляются эти качества в дошкольном возрасте.

Принципиальным является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения: Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развитие.

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоциональные и деятельностные.

Эмоциональные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим, не менее важным проявлением субъектности, становится избирательное отношение к музыке, т.е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть). Избирательность присуща не только детям старшего дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте ребенок может выбрать, например, тот или иной инструмент шумового оркестра; может скучать во время пения, но оживляется в ходе музыкальных игр. Чем раньше педагоги заметят предпочтения ребенка, тем успешнее может быть его музыкальное воспитание.

Деятельностные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности.

Самым простым методом определения проявлений ребёнка как субъекта музыкальной деятельности является следующий – наблюдение за ребенком в минуты его свободной деятельности. Если он хочет и может заниматься музыкой сам, вне специально организуемых форм музыкального воспитания, то это и есть проявления его как субъекта музыкальной деятельности. У ребенка как субъекта музыкальной деятельности проявляются следующие качества: интерес к музыке; избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной деятельности,
инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности; творчество в интерпретации музыкальных произведений.

Музыкальная деятельность ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Взрослый человек занимается одним из видов музыкальной деятельности — он либо слушает, либо исполняет, либо сочиняет музыку. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно.    

Следуя общей логике возрастного развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов:      

1 этап — музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами — носителями звуков.

2этап — музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими  людьми. Музыка становится на этом этапе источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что
позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении; увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка — игра; содержательной основой игр, когда сюжеты и роли в детских играх становятся отражением их музыкальной культуры.

3этап — музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Музыкально-художественная деятельность осуществляется переходом от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности даст возможность  старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:

  • слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;
  • исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
  • сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев; создателя сюжета музыкально-драматической игры и т.д.).

Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности. Опыт — содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт — важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности.

Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта включает: опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке; опыт знания музыки; опыт умений взаимодействовать с музыкой; опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.

Рассмотрим подробнее каждый компонент в структуре музыкального опыта. Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке выражается в возникающих у ребенка интересах к музыке, музыкальных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости музыкального произведения. Оформляющийся музыкальный вкус дошкольника определяется его эмоционально-ценностным отношением к музыке.

Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях)  и элементарной музыкальной эрудиции.

Опыт умений взаимодействовать с музыкой может быть охарактеризован двумя группами умений:

1-я группа — умения, которые точно названы Н.А.Ветлугиной как обобщенные способы музыкальной деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде музыкальной деятельности, позволяющие ребенку: адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности;

2-я группа — умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Они могут быть охарактеризованы в большей степени как технические — певческие, инструментальные, танцевальные.

 Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности: интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах игровой деятельности; попытках музыкального сочинительства. Условия организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития.

Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара и музыкальных игр, в которых музыка ясно выражает эмоции, настроение. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.

Источник

Наталия Александровна Баранова
Консультация «Детская музыкальная деятельность — как самоценный вид деятельности дошкольников»

Красноярский край, Канский район, село Филимоново,

МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Статья «Детская музыкальная деятельность – как самоценный вид деятельности дошкольников»

Составлено музыкальным руководителем Барановой Н. А

Содержание:

Раздел 1

Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта музыкальной деятельности 3

Субъектные проявления ребенка в музыкальной деятельности 5

Характеристика личностных качеств ребенка – субъекта музыкальной деятельности 7

Генезис детской музыкальной деятельности 9

Проблема взаимосвязи процессов обогащения музыкального опыта и становления ребенка как субъекта музыкальной деятельности 11

Раздел 2

Модель –схема взаимосвязи музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста 13

Целесообразность модели –схемы в профессионально-педагогической деятельности воспитателя 14

Вывод: 16

Список используемой литературы 18

Проблема развития ребенка дошкольного возраста как субъекта музыкальной деятельности.

За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольниковизменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволили образовывать (обучать, воспитывать,развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, устанавливающие нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.

Реализация содержания области «Музыка» направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности, музыкально-художественной деятельности и способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству.

Требования ФГОС ДО задают допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса,так и для результатов освоения основной общеобразовательной программы:

Насыщенная музыкально-развивающая среда, несущая информационную функцию, побуждает детей к реализации собственной инициативы и обеспечивает разные виды активности (умственную, игровую, творческую);

Планируемые итоговые результаты развития детей представлены целевыми ориентирами.

*Компетентностный подход в построении образовательного процесса направлен на формирование личностных характеристик ребенка (самостоятельный перенос знаний и умений на новую ситуацию; способностьвидеть новые задачивзнакомых условияхивыбирать альтернативные решения; умение комбинировать известные способы решения задачи).

* Формирование у дошкольников деятельностного подхода к обучению (наличие познавательного мотива: желание узнать,научиться, открыть; понимание того,что именно нужно выяснить, освоить; уметь контролировать свои действия).

Идею понимания детства ради становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В. В. Абраменкова, М. С. Каган и др. Рассматривая природу культуры детства, М. С. Каган определяет ее как саму субкультуру детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка, и как проявление детской субкультуры, т. е. формы собственной деятельности ребенка. Детская субкультура в широком смысле это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

Субъектные проявления ребенка в музыкальной деятельности.

Ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны:

— с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

— с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Познание мира идет чувственно- практическим путем. В этом смысле природа изначально субъективна, поскольку ребенок – это деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Первым шагом в раскрытии концепции, лежащей в основе проектирования и организации процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, это определение феномена ребенка как субъекта музыкальной деятельности. В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом музыкальнойдеятельности?

Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в музыкальной деятельности: эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к музыке, предпочтении этому виду деятельности. Ребенок любит слушать музыкальные произведения, ему нравится участвовать в разных видах музыкальной деятельности. Другим, не менее важным проявлением субъектности, становится избирательное отношение к музыке, т. е. предпочтение ребенка той или иной возможности взаимодействия с музыкой (слушать, петь, играть и т. д.)

Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности. Его субъектность определяется творческим отношением к выбору содержания музыкальной деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты интерпретации того или иного музыкального произведения, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» музыкальной деятельности. У ребенка как субъекта музыкальной деятельностипроявляются следующие качества: интерес к музыке,

избирательное отношение к музыке и разным видам музыкальной

деятельности, инициативность, желание заниматься музыкальной деятельностью, самостоятельность в выборе и осуществлении музыкальной деятельности, творчество в интерпретации музыкальных произведений.

Характеристика личностных качеств ребенка –субъекта музыкальной деятельности.

Развиваясь, эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка формируются основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого зависит последующее музыкальное и общее развитие. Если этетическое сознание обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бесследно для духовного становления ребенка. В результате развития основмузыкальной культуры у ребенка возникают первоначальные ценностные ориентации –способности ценить красоту в жизни и в искусстве.

Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет представления о чувствах человека. Слушая народную музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Восприятие произведений музыкального искусства ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, значимого для него содержания. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качествкак доброта,сочувствие. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Беседы о музыке помимо разнообразных сведений, имеющих познавательное значение,включают характеристику эмоционально – образногосодержания произведения. Обогащается словарь детей словами ивыражениями,характеризующими настроения, чувства, переданные вмузыке.

Как субъект музыкальной деятельности ребенок:

— эмоционален в проживании музыкального образа,

-имеет высокую социальную активность,

— уверен в своих силах, общителен,с адекватной самооценкой,

— имеет хорошую адаптивность и отсутствие страха перед незнакомыми обстоятельствами,

— копирует понравившийся образец,

— желает нравиться, быть на «сцене», имеет «актерские» проявления,

— следует указаниям педагога,

— имеет развитое внимание и может переключать его,

— обладает хорошей памятью и высоким уровнем развития творческого воображения и фантазии,

— имеет склонность к «импровизациям», к поиску средств выразительности,

— обладает специальными музыкальнымиспособностями)вчастности-хорошо развитымчувством ритма)

Генезис детской музыкальной деятельности.

Существует предположение о том, что музыкальная деятельность как неречевой способ передачи информации сформировалась задолго до появления человека современного вида. Изучение субъекта как носителя музыкальных способностей и исполнителя музыкальной деятельности требует активного привлечения философских, антропологических и психологических знаний. Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Ребенок не просто участник всех ее видов, а зачастую осуществляет их одновременно. Генезис развития музыкальной деятельности в раннем и дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период. Установление такого рода связей и зависимостей позволяет еще раз взглянуть на развитие дошкольника как на целостный процесс.

Следуя общей логике развития ребенка, становление музыкальной деятельности проходит ряд этапов:

1 этап — музыкально-предметная деятельность. На этом этапе интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первые выборы более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами — носителями звуков.

2 этап — музыкально-игровая деятельность. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыкастановится на этом этапе:

• источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет обогащать социальные отношения в игре и общении;

• увлекательной игрой, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе, будь то пение или слушание музыки, для ребенка — игра;

• содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением музыкальной культуры социума.

3 этап — музыкально-художественная деятельность. К концу дошкольного возраста ребенка начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения.

Проблема взаимосвязи процессов обогащения музыкальногоопыта и становления ребенка как субъекта музыкальной деятельности.

Развитие ребенка как субъекта музыкальной деятельности обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности. Музыкальный опыт является разновидностью социокультурного опыта.

Структура:

• опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке (интерес, предпочтения, первые оценки);

• опыт знания музыки (ориентация в музыкальных произведениях, музыкальная эрудиция, кругозор);

• опыт умений взаимодействий с музыкой (понимать и выражать свое отношение участвовать в разных видах музыкальной деятельности).

В 3-4 года особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. Происходит накопление опыта манипулирования с предметами – носителями звуков и первый выбор и предпочтения их.

В 4-5 лет ребенок становится активным участником разных видов музыкальной деятельности. На этом этапе музыка становится источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний для построения социальных отношений в игре и общении.

В старшем дошкольном возрасте искусство становится целостным способом познания мира и самореализации. Так осуществляется переход от музыкально-игровой к музыкально-художественной деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольникувыбирать наиболее успешные позиции:

— слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению;

— исполнителя музыкального произведения (певца, танцора, и др.);

— сочинителя (импровизатора танцев, создателя сюжета музыкально-драматической игры)

В том, что музыка необходима человеку, убеждено доминирующее число дошкольников. Сами дети выражают свое отношение к музыке так: «люблю петь и танцевать под музыку», «грущу, когда музыка не звучит», «под музыку весело, настроение хорошее».

В первую очередь дети предпочитают музыку «веселую, радостную, подвижную», затем отдают предпочтение музыке «плавной, грустной, задумчивой».Музыка, по мнению большинства детей, нужна для того, чтобы петь и танцевать, отдыхать, развлекаться, радоваться жизни, весело отмечать праздники. Но встречаются и суждения о том, что музыка «помогает думать», «заставляет человека переживать что-то», «вызывает какие-то чувства», «для красоты» «для игры» и т. д

Модель –схема взаимосвязи музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста.

Целесообразность взаимосвязи музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста.

Участие в исполнении музыкальных произведений: пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры наиболее естественные для ребенка способы общения с музыкальным искусством. В отличие от исполнительской деятельности взрослого исполнение музыки детьми дошкольного возраста имеет свои особенности. Для ребенка исполнительская деятельность не является профессиональной. Вся система дошкольного музыкального образования ориентирована на развитие в первую очередь музыкальных способностей детей, на понимание музыки и самовыражение ребенка в музыке. Музыкальная исполнительская деятельность детей с точки зрения обучения музыке традиционно рассматривается как процесс овладения ребенком специальными умениями, позволяющими ему правильно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Развитие ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности связано с целостным овладением как специальными, так и общими исполнительскими умениями.

Музыкально-исполнительская деятельность детей это деятельность, связанная с пониманием и интерпретацией музыкально-художественного образа.

Вне зависимости от вида исполнительской деятельности успешность исполнения будет зависеть от того, насколько ребенок свободен в умениях понимать и интерпретировать художественный образ.К данной группе умений можно отнести:

• Умение эмоционально воспринимать музыкальный образ,проявляющееся:

в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку,

эмоционально реагировать на характер музыки, музыкальных частей, фраз;

• Умение понимать (декодировать) музыкальный образ,которое раскрывается:

• в адекватных эмоциональных реакциях на характер музыкального произведения,

• в стремлении понять и прочувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;

• Умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу.

• Умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности,выражающееся:

• в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа,

• в поиске адекватных средств выражения придуманного образа.

Эти умения являются общими для всех видов исполнительской деятельности. Овладение ими обусловлено развитием общей эмоциональной компетентности дошкольника и тесно связано с развитием эмоциональной отзывчивости на музыку как общей музыкальной способности. Только если ребенок чувствует и понимает тот характер, который он хочет передать в пении или движении, его исполнение обретает черты индивидуальной интерпретации. Только при сравнении имеющегося личного эмоционально-чувственного опыта с характером музыкального произведения начинается интерпретация музыкального образа, что делает исполнение дошкольника выразительным.

Вывод:

Каждый ребенок вне зависимости от возраста уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение к музыке.

Учитывая деятельностную природу ребенка, необходимо создавать условия, обеспечивающие ребенку возможность реализации желания участвовать в том или ином виде деятельности вне зависимости от успешности ее результатов, что предполагает подбор специального репертуара, включение в ансамблевое исполнительство детей с разными возможностями.

В процессе организации интегративных видов музыкального исполнительства, ребенок должен иметь возможность выбора того или иного вида музыкальной деятельности.

Особенности исполнения музыки определяются индивидуальным психотипом ребенка. Встречаются дети, которые комфортно чувствуют себя на солирующих ролях, есть те, кто предпочитает коллективные танцы или пение в хоре. Позиция ребенка в исполнительстве может не зависеть от его музыкальных способностей. Поэтому важно знать, как сочетаются общие, индивидуальные и музыкальные проявления ребенка, и в соответствии с этим осуществлять подбор репертуара.

Традиционными являются задачи по развитию музыкальных способностей и специальных певческих, танцевальных, инструментальных умений ребенка. Однако взгляд на спектр этих задач расширен. Так, например, в процессе организации коллективных видов исполнительства (хорового пения, танцев, детского оркестра) необходимо ориентироваться на развитие положительных взаимоотношений детей в группе, установление эмоционально-комфортного микроклимата. Важно понять результативность освоения ребенком исполнительской деятельности более широко, не замыкаться только на задачах музыкального воспитания.

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Список используемой литературы:

1. Акулова О. В, Гогоберидзе А. Г, Гризик Т. И. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей:основные формы: пособие для педагогов – М. Просвещение, 2012.

2. Березина Н. О., Веннецкая О. Е, Герасимова Е. Н. Успех.Методические рекомендации: пособие для педагогов – М. Просвещение, 2012.

3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации — М.: «Гном-Пресс», 1999.

4. Равчеева И. П Настольная книга музыкального руководителя –Волгоград: Учитель, 2014.

5. Радынова О. П, Катинене А. И, Палавандишвили М.Л: Музыкальное воспитание дошкольников. – М, 1997.

Источник