Концепция психического развития ребенка фрейда

Концепция психического развития ребенка фрейда thumbnail

Тема
№3. Психоаналитические теории развития.
Концепция психического развития ребенка
З. Фрейда.

  1. Движущие силы
    психического развития.

  2. Стади психосексуального
    развития.

Движущие
силы психического развития ребенка в
концепции З. Фрейда.

Концепция Зигмунда
Фрейда двухфакторная теория. Особенность
соотнешния факторов наследственности
и среды – это их онтогонизм, выраженный
в подавлении наследственного социальной
средой.

2 рода влечения:

  1. Сексуальное влечение.
    Наделено энергией либидо,
    которое является источником активности.
    Определяет достижение человека и основы
    его развития. Характеризуется:

сексуальными
целями

телесные области, связанные с
удовлетворением влечения, или эрогенные
зоны, на протяжении жизни они меняются,
отражая логику развития. Он предопределны
наследственно.

сексуальными
объектами.

  1. Влечение к смерти.
    Проявлене завершенности жизненного
    цикла. Выражет тендецию к равновесию.
    Таким образом, человек пришел из не от
    куда и должен придти в никуда.

аутоагресия
– агрессия направленная на самого себя.

внешняя
агрессия

Общество выступает
помехой, как на пути удовлетворения
сексуальных влечений, так и на пути
саморазрушения. Таким образом социальная
среда противостоит, подавляет
наследственное в человеке. В пределах
двухфакторной теории наследственность
является ведущим фактором развития. То
есть психическое развития зафиксированно
наследственно и может наступить без
помощи воспитания. Среда является
барьером на пути реализации влечений.
Вносит коррективы и искажения, но
принципиально изменить ход события не
может. Австрилийский исследователь
выделяет три основные линии развития
личности в онтогинезе:

  1. Развитие сексуальных
    целей и объектов, связано
    с переходом либида от одной сексуальной
    цели к другой.
    Развитие
    сексуальных объектов предпологаетаутоэротизм
    (отсутствие нужды во внешних объектах)
    и два выбора сексуальных объектов,
    которые осуществляются на третьей и
    пятой стадии развития. Сексуальные
    объекты не предопределены наследственно.

  2. Развитие структуры
    личности. Согласно Фрейду структура
    личности включает в себя:

— Оно (Id)
– врождено и наследственно зафиксированно.
Составляет область бессознательного.
Включает в себя врожденное влечение, а
так же вытесненное и приобретенное. Оно
снабжено энергией либидо. Находится в
конфдликте с «Я» и «Сверх-Я».

— Я (Ego)
– возникает из «Оно» на самой первой
стадии развития, как приспособительный
аппарат. Выполняет функцию посредника
между «Оно» и «Сверх-Я». Соответствует
принципу реальности и всегда следует
цели.

— Сверх-Я (Super
Ego)
– формируется на третьей стадии
психосексуального развития, в результате
преодоления Эдипово комплекса и
интериоризации родительских требований
и запретов. Выполняет функцию цензора
и судьи по отношению к «Я». Регулирует
поведение и активность человека.

  1. Развитие защитных
    механизмов. Защитные механизмы – это
    совокупность действий, напрвленных на
    уменьшение или устранения угрозы
    целостности индивида. Различаются по
    особенностям выражений в поведении и
    типу возникающего растройства личности.
    Наиболее значимыми защитными механизмами
    являются:

— Вытеснение в область
бессознательного каких-то травмирующих
событий.

— Регрессия –
возвращения на более ранние стадии
развития к предыдущим формам поведения
и мысли.

— Уход – предпологается
физическое бегство или внутренний
мысленный уход.

— Проекция –
приписывание другому лицу желание и
мыслей, осуждаемых и недопустимых для
самого себя.

— Замещение – замена
действительного источника тревоги
менее могущественной и опасной фигурой.

— Сублимация –
смещение инстинктивных врожденных
влечений на социально желаемые и
приемлемые цели.

Стадии психосексуального
развития.

Критериями выделения
стадий стали: сексуальные цели или
эрогенные зоны, характеристика процессов
развития, источники конфликта. Переход
на новую стадию связан с конфликтом
между наследственностью и средой, между
влечением ребенка и невозможностью его
удовлетворить. Если
возможности личности будут всегда
соответствовать ее желаниям, развития
не будет.

Фрейд выделил 5
стадий психосексуального развития:

  1. Оральная
    (0 – 1 г.). Эротическое влечение связано
    с пищевой функцией, с удовлетворением
    потребности пищи. Сексуальная цель или
    эрогенная зона – рот. Включает две
    фазы:

— Аутоэротизм. Полная
привязанность ребенка с матерью, ребенок
не отделяет себя от матери, доминирует
принцип удовольствия.

Исскуственное
вскармливание является источником
конфликта и может приводить к невродизации
ребенка.

— Началом отлучения
ребенка от груди матери, увеличиваются
интервалы между кормлениями, таким
образом мать начинает навязывать нормы
и препятствовать получения наслаждения.
Ребенок впервые сталкивается с принципом
реальности.

Эти негативные
факторы стимулируют процессы личностного
развития. В силу нового опыта у ребенка
создаются условия для формирования «Я»
(Ego).
Если конфликт разрешается не эффективно,
то наблюдается нарушение развития
личности, за счет механизмов фиксации
и вытеснения. Вытеснения и фиксации
могут проявляться в ряде невротических
симптомов.

Примеры вытеснения:
комок в горле, истерическая рвота у
детей. 

Примером оральной
фиксации: курение, обжорство, тяго к
спиртному, поцелуи.

  1. Анальная (1
    — 3 г.). Ребенок начинает получать
    удовольствие от процесса смены
    напряжения, облегчения. Общество требует
    от ребенка произвольную регуляцию
    телесных функций. Психологичекое – в
    том, что ребенок впервые становится
    объектом и субъектом. Начинает
    формироваться сверх Я ребенка, где
    заложены авторитеты взрослых, влияние
    родителей.

Ребенок впервые
соотносит два принципа – удовольствие
и реальность. В случае фиксации может
быть формировано упрямство, упорство,
экономность, бережливость, склонность
к накопительству, коллекционированию.
Тенденции к противостоянию, негативизм
и т.п.

Фиксация может
привести к формированию чувства
удовольствия от наказания, может
проявляться энорезом и искажением
сексуальной ориентации.

  1. Фаллическая
    (3 – 5 г.) ключевая в развитии личности.
    Рост познавательной активности ребенка
    приводит к открытию различий между
    полами, создаются свои «теории» рождения
    по принципу аиста и т.п.

На этой стадии
осуществляется первый выбор сексуального
объекта, который приводит к формированию
эдипова комплекса (мальчики) и электры
(у девочек). В основе эдипова комплекса
лежит бессознательное сексуальное
влечение мальчика к матери и стремление
к физическому устранению отца.
Положительный эдипов комплекс сочетает
в себе враждебность к отцу как к более
удачливому сопернику за любовь матери
и восхищением его силой, могуществом,
умом и т.д. Разрешение конфликта и
преодоление эдипова комплекса
осуществляется как отказ от объективного
влечения к матери и усиление идентификации
с отцом. Результатом разрешения эдипова
комплекса становится формирование
структуры «сверх я». Которое включает
социальные нормы, запреты, мораль,
идеалы. Негативный эдипов комплекс
характеризуется любовью к отцу и
ненавистью к матери, что чревато
формирование гомотенденций на более
поздних стадиях развития.

  1. Латентная стадия
    (стадия затишья, либидо себя никак не
    проявляет). Характеризуется прерыванием
    сексуального развития. Энергия либидо
    сублимируется в игре, учении, хобби и
    направляется на социально-желаемые
    цели.

  2. Генитальная стадия
    отличается бурным половым созреванием.
    Источник конфликта – невозможность
    удовлетворения сильного сексуального
    влечения перед лицом моральных запретов,
    тревогой и тревогой перед давлением
    id
    (оно). Происходит второй выбор сексуального
    объекта, который находит отражение в
    преодолении остатков эдипова комплекса.
    Из-за неспособности эго или «я» справиться
    с давлением «оно» и «сверх я» может
    произойти регресс на предшествующей
    стадии развития.

Читайте также:  Влияние социальных факторов на развитие ребенка с овз

Регрессия на оральную
стадию может проявляться в таких видах
нарушения как: отказ от еды (анорексия),
либо чрезмерное обжорство, курение,
тяга к спиртному, тяге к поцелуям,
вербальная агрессия.

Регрессия на анальную
стадию: не опрятность, пренебрежение к
порядку или чрезмерную педантичность,
излишней тяге к чистоте и порядку.
Нарушения формирования характера
происходят по гомосексуальному и
нарциссическому типу, который проявляется
в индивидуализме, самовлюбленности, в
неспособности близких взаимоотношений
с людьми.

Заслугой Фрейда в
развитии возрастной психологии стало
установление роли семьи и общества в
развитии личности. Были убедительно
доказаны роль общения и взаимодействия
ребенка с близким взрослым, значении
детства (особенно ранних периодов) для
развития личности.

Эпигенетическая
теория развития личности Э. Эриксона

Эрпигинез – наличие
целостного врожденного плана, определяющий
этапы развитие.

План предусматривает
поэтапность формирования психологических
способностей

Э.Эриксон создал
психо-аналитическую теорию об отношения
я и общества, расширил предисскую
концепцию и перенес ударение с оно на
я

Если теория Фрейда
психо-сексуальная, то у Эриксона –
Психо-социальная.

Различия психоанализа
и теория эриксона в трактовке развития
личности.

Фрейд

Эриксон

1
В центре внимания Оно и Сверх я

2
Отношение Ребенок-общество враждебное,
борьба двух миров

3
Решающая роль принадлежит сексуальности

4 Концепция
замыкается парадидаме двух факторов.

1
Я и её развитие

2
Отношение личности и общества –
отношения сотрудничества, обеспечивающее
гармоничное развитие личности

3
признавая значение сексуальности,
полагал что сексуальность не является
основным источником развития

4
Предполагает более сложную систему
причин, условий и факторов развития,
включая активность личности и общение

Главным содержанием
в развитии личности является процесс
становления эгоидентичности, т.е. быть
самим собой в собственных глазах и в
глазах окружающих.

Развитие – процесс
преодоления закономерно возникающих
на каждой возрастной стадии психо-социальных
кризисов.

Делит на 8 кризисов

Суть кризиса – выбор
между альтернативными путями развития.
Т.е. развитие может быть позитивным
гармоничным или негативным с деструктивными
новообразованиями.

Деструктивный
сценарий – препятствие на пути
формирования идентичности и сопровождается
множеством проблем. Кризис осуществляется
в радиусе значимых отношений.

Общество помогает
в разрешении кризиса, предлагая
ритуализацию

Ритуализация –
устойчивый в социокультурной форме
взаимодействие личности и ее социального
окружения, создающее необходимые условия
для благополучного разрешения кризиса.

Ритуализации:

  1. Обожествляющая.
    Предполагает определенную стабильность
    и взаимность отношений матери и ребенка.
    Узнавание – ранняя форма идентичности.

  2. Рассудительная.
    (1-3 года) предполагает стремление
    самостоятельности при отдалении от
    матери.

  3. Драмматическая.
    Раскрывает возможности свободного
    исследования и экспериментирования
    не угрожая переживаниям чувства вины,
    связанным с нарушением социальных
    запретов.

  4. Формальная
    (технологическая). Отвечает задачам
    формирования компетентности, помогая
    осуществить выбор между трудолюбием
    и чувством неполноценности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основы психоаналитической теории психического развития заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно.

Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни.

Читайте также:  Психологическая поддержка ребенка с особенностями психофизического развития

Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.

Стадии развития по Фрейду

Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей — установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности. Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пассивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалованным», зависимым. Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на орально — садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям. На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.

При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3—6 лет) — стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассматривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт — комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности.

Читайте также:  Этапы развития ребенка от 3 лет в таблице

У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс — комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.

4. Латентная стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.

Генитальный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях. Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Основные понятия
Уровни психики (сознание, предсознание, бессознательное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), психологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, конфликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер.

Основные идеи
Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социальному миру. Развитие личности = психосексуальное развитие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созревания. Стадии развития личности в неизменной, заданной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Факторы развития
Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями).

Ценное
Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка

Направления Критики

  • Мифологичность
  • Отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных
  • Трудность проверки
  • Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста.

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее, они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными словами и поступками вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя «конфликты детской души», критически замечает: «Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству». Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем: «Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития».

Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

Источник: 

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Источник