Влияние социальных факторов на развитие ребенка с овз

Болезни родителей, матери во время беременности

Курение матери во время беременности, курение близких в семье

 Неблагоприятная экологическая обстановка

Нерациональное питание

Здоровье будущего ребенка

Неблагоприятная окружающая среда (семейное неблагополучие)

Дисгармоничные отношения между взрослыми (родителями и другими членами семьи).

Неблагоприятные факторы, воздействующие на ребенка, связанные с детскими учреждениями

Грипп, орви (мама, не одевающая маску во время своей болезни, заражает ребенка)

Краснуха, корь, ветрянка и т.д.

Алкоголизм, табакокурение

 курение однозначно вредит здоровью самого курильщика. Но давно уже доказано, что пассивное, вынужденное «курение» членов семьи, которым приходится дышать табачным воздухом, не менее вредно и отражается на некурящих, у которых развиваются постепенно те же болезни, что и у курящих. А в их числе можно наблюдать и беременных женщин, и новорожденных, и детей постарше.

серьезнейший риск – фактор в развитии множества как острых, так и хронических заболеваний

когда злоупотребляют животными жирами, мучными продуктами, сладостями становится причиной множества болезней.

целиком и полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планирование беременности, проведение обследования обоих родителей желательно до зачатия младенца.

Родительское воспитание при определенных условиях может быть неблагоприятным когда ребенок воспитывается одним родителем, приемными родителями, отчимом или мачехой, родственниками, чужими людьми, а также родителями при непостоянном с ними проживании. Воспитание в неполной семье, в частности, становится неблагоприятным в том случае, когда воспитывающий родитель чувствует себя несчастным и, замыкаясь в семье, не способен создать своему ребенку необходимые условия для формирования позитивных чувств и удовлетворения от жизни (Матейчек З.) учителями, отчимом или мачехой, родственников.

обычно проявляются ссорами или постоянной атмосферой тяжелого эмоционального напряжения, являющегося результатом натянутости отношений В результате этого поведение отдельных членов семьи становится неуправляемым и враждебным, упорно сохраняется атмосфера жестокого отношения друг к другу. Враждебность некоторых родителей проявляется в постоянном возложении ответственности на ребенка за чужие проступки, что фактически превращается в психическое истязание. Другие подвергают ребенка систематически унижениям и оскорблениям, подавляющим его личность. Они награждают ребенка негативными характеристиками, провоцируют на конфликты, агрессию, незаслуженно наказывают.

Первый из них связан с поступлением в школу и возникает из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестесненной активности к дисциплине. При этом степень трудности приспособления ребенка к школе зависит от того, насколько домашняя обстановка отличалась от школьной, и в какой мере ребенка готовили к учебе.

Второй обусловлен необходимостью приспосабливаться к давлению, оказываемому на школьника требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и сознание необходимости получения образования.

Третий комплекс проблем – «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ. Трудная судьба может постичь плохо адаптированного, не достигшего функциональной готовности к учебе, медленно усваивающего материал или соматически ослабленного ребенка.

Четвертый связан с присутствием в школе элемента соревнования, ориентацией на высокие показатели в учебе. Отстающих детей осуждают, относятся к ним враждебно.

Пребывание в закрытых детских учреждениях – круглосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, интернатах, больницах или санаториях – представляет для психики ребенка и его тела большое испытание, особенно в младшем возрасте

Ребенок может заболеть с осложнениями – пневмония, а любая болезнь тормозит развитие ребенка т.к. слабеют познавательные потребности, интерес. Ребенок болеет, он пассивен, лежит и т.д.

Всё это провоцирует осложнения в психическом и физическом здоровье будущего малыша.

Читайте также:  Педагогические рекомендации по развитию ребенка

А самое главное и страшное в этой ситуации то, что наблюдая за курящими родителями, дети зачастую перенимают эту вредную привычку, не осознавая всего вреда для растущего организма.

Повышенный фон радиации в ряде районов страны приводит к возникновению злокачественных болезней, грубо нарушает иммунные процессы и ответственные зоны генетического аппарата. Из – за этого в мире прибавилось немало болезней наследственной природы.

Сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушаются обменные процессы в организме,

Задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и т.д.

Возможно замедленное развитие, недоразвитие, вследствие того, что в семье не занимаются с ребенком должным образом, не обучают, не дают возможности самореализовываться. Ребенок видит то отношение к себе, впоследствии его же передает и на общение с другими. Недостаточное общение ребенка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивают возможности развития, но и ставят его на грань психологического риска.

Чрезмерное постоянное родительское давление, не соответствующее нуждам т потребностям ребенка, обычно направлено на то, чтобы он не стал тем, кто он есть на самом деле или кем он может быть. Требования родителей могут не соответствовать полу, возрасту или особенностям личности ребенка. Директивное воспитание зависит либо от жизненного стиля родителей, либо от их завышенных амбиций, не осуществленных ими самими. Одни родители, будучи недовольны полом родившегося ребенка, обращаются с мальчиком как с девочкой, переодевая его и требуя несоответствующего поведения, другие – разочарованные неудачами ребенка в школе, всеми способами добиваются от него лучшей успеваемости. Такое насилие над ребенком, попытки переделать его натуру или заставить сделать невозможное, крайне опасны для его психики.

Жестокое обращение с ребенком или физическое истязание его родителями опасно не только для соматического, но и для психического здоровья. Сочетание боли, соматических страданий с переживаниями обиды, страха, негодования, отчаяния и беспомощности из-за того, что самый близкий человек несправедлив и жесток, может привести к психосоматическим расстройствам.

У таких учеников легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

К школьным стрессовым ситуациям можно добавить отсутствие дружеских отношений или неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждениях к той или иной неприглядной деятельности. Следствием неспособности ребенка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников становится почти непрекращающееся напряжение в отношениях. Серьезной психотравматизацией может стать смена школьного коллектива. Причина этого кроется, с одной стороны, в потере старых друзей, а с другой – в необходимости подлаживаться к новому коллективу и новым педагогам. Большой проблемой для ученика становится негативное (враждебное, пренебрежительное, скептическое) отношение учителя или несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение невоспитанного, невротичного или личностно измененного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом только «с позиции силы».

В этих учреждениях воспитывает постоянно сменяющаяся большая группа людей, а не один-два родственника. Естественно, к такому калейдоскопу лиц маленький ребенок не может привыкнуть, привязаться, почувствовать себя защищенным. Это приводит к постоянной тревоге, страху, беспокойству.

Источник

Статьи

Психология и педагогика

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.
Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.

Читайте также:  Игрушка как средство творческого развития ребенка

10 сентября 2018

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
  • Самообслуживающий труд.
  • Использование бытовых устройств.
  • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
  • Художественно-прикладной труд.
  • Творческая деятельность.
  • Спорт.
  • Если с ребенком трудно

    Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

    Купить

    Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

    Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

    • Разработать специальные программы социальной адаптации.
    • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
    • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
    • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
    • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
    • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
    • Обеспечить педагогическое сопровождение
    • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

    Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

    Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

    Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев что должно насторожить

    1. Естественно-культурные:

    • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
    • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
    • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

    2. Социально-культурные:

    • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
    • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
    • Научить оценивать свои навыки и способности.
    • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
    • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

    Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

    Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

    Купить

    В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

    3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

    • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
    • Воспитать толерантное отношение к социуму.
    • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
    • Сформировать адекватную жизненую позицию.
    • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

    Читайте также:

    • Методы обучения детей-аутистов
    • Физкультура для детей с ОВЗ
    • Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
    • Тренинг для родителей детей с ОВЗ
    • Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

    4. Социально-психологические.

    • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
    • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
    • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
    • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
    • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

    Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

    Самая важная книга для родителей

    В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

    Купить

    Источник