Концепции воспитания и развития ребенка
Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.
Что такое концепция воспитания?
Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.
Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.
Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.
Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.
Концепции прошлого столетия
Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.
Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.
К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».
Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.
А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.
Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:
- общность цели;
- общность деятельности;
- поддержание тесной связи с обществом;
- соблюдение строгой дисциплины.
Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.
В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».
Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:
- прикладывание к груди сразу после появления на свет;
- кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
- совместный сон матери и ребенка;
- кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
- избегание искусственной стерильности дома;
- присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
- свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.
По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.
Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.
С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.
С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.
- Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
- Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
- Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
- Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.
Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».
Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:
- Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
- Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
- Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
- Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
- Любить не только своих, но и чужих детей.
Современный подход к воспитанию детей
В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.
Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.
Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.
Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.
В основу концепции положены такие идеи:
- природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
- культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
- гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
- упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).
Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.
Теория воспитания
Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.
Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:
- гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
- поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
- когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
- биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
- психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).
Технологический подход к воспитанию
Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.
Современные технологии воспитания делятся на три типа:
- повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
- ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
- перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов
Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.
Проблемы современного воспитания
Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.
Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.
Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.
Источник
В основе многочисленных педагогических концепций и воспитательных систем лежат философские теории. На зарубежную педагогику в разное время оказывали значительное влияние такие философские направления, как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.
Выделяют следующие актуальные проблемы современной зарубежной педагогики детства:
- • свобода и самостоятельность в образовании;
- • воспитатель и учитель в педагогическом процессе;
- • насилие и безопасность;
- • воспитание в духе мира;
- • традиционные половые роли или равенство;
- • разновозрастные группы;
- • полиэтническое воспитание;
- • взаимодействие с родителями;
- • грамота и грамотность;
- • экологическое воспитание;
- • педагогический учет модальностей обучения и качество образования.
Рассмотрим их подробнее.
Новая экологическая идеология явилась следствием назревшей необходимости сохранить и защитить природные ресурсы от катастрофического уничтожения. Экологическое воспитание в промышленно развитых и густонаселенных странах (например, в Германии, США, Великобритании, Японии и Южной Корее) направлено не только на формирование чувства любви к природе, но и на воспитание правильного поведения в повседневной жизни. В некоторых странах самих детей пытаются оградить от вредного влияния города. Так, в Дании существуют лесные детские сады, где дети учатся общаться с природой, понимать ее законы.
Физическое развитие приобретает особое значение в связи с теориями здорового образа жизни и владением способами безопасного поведения и жизнедеятельности. В связи с этим получили широкое распространение представления о том, что произвольность в организации двигательного поведения напрямую связана с произвольностью социального поведения и может влиять на социальную успешность и благополучие человека.
В связи с этим в современной западной методике наибольшее значение придается подвижной и свободной ролевой игре. Взрослому не рекомендуется делить игры ребенка на хорошие, дидактически ценные и малоинтересные, поскольку каждый вид игры способствует развитию способностей ребенка: социальных, когнитивных, языковых и креативных. Поэтому следует принимать любые игры детей, за исключением лишь вредных и опасных, с одобрением.
Министерства просвещения разных стран выдвигают определенные требования к содержанию образования, однако они не носят обязательного характера. Они могут определять только общие направления педагогического воздействия: например, во Франции — когнитивного развития детей по системе Ж. Пиаже, в США — программы развития одаренности по системе Б. Блума.
Теория Ж. Пиаже строится на тезисе, что любые виды детской деятельности должны соответствовать специфическим потребностям каждой возрастной группы. Понимание особенностей развития позволяет педагогу проводить занятия, избегая потери своего времени и не ускоряя темпов работы самих детей. Развитие проходит определенные стадии, ни одна из которых не должна быть пропущена: сенсомоторная (от рождения до двух лет), конкретных операций (от двух до одиннадцати лет), формальных операций (подростковый возраст).
Согласно теории Б. Блума общие (когнитивные) цели преподавания можно представить в виде определенной последовательности, включающей шесть уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. В связи с этим программу обучения необходимо строить, опираясь на последовательное достижение когнитивных целей в каждой группе детей (в основном, разделяя их по уровню развития способностей).
В связи с этим огромным полем деятельности для современных психологов и педагогов стали компенсаторное воспитание и интеграционные программы, с одной стороны, для детей с недостатками развития, с другой стороны, для принадлежащих к разным расам, нациям и говорящих на разных языках. Кроме того, организуются классы для одаренных детей. Программы воспитания и обучения, как правило, опираются на когнитивные (с ориентацией на результат) и бихевиори- стические (с ориентацией на процесс) концепции развития ребенка. Перед педагогами-исследователями ставится задача предложить вариативные, сочетающиеся между собой техники, позволяющие в недискриминационной атмосфере (не отделяя талантливых детей от явно отстающих в развитии) дать возможность каждому развиваться в своем темпе, не мешая остальным, но и не чувствуя себя изолированным от них. Меняются приоритеты в работе с детским коллективом — уже не ставится задача овладеть конкретными навыками, умениями и приобрести конкретные знания. Акцент смещается на «обучение обучению», т.е. на развитие самостоятельной познавательной активности.
В 90-е годы XX в. одним из широкомасштабных направлений в США стал проект «Хай скоуп» («Высокая планка»), сторонники которого были ориентированы на воспитание свободы и ответственности при предоставлении различных возможностей для развития разных видов деятельности и сотрудничества. Они подчеркивали, что ребенок вырастает таким, каким его воспитывают (это относилось и к «обычным», и к «нестандартным» детям). Если его критиковать — он станет осуждать, если не доверять — будет агрессивным и т.д. В рамках самообучения получил признание метод проектирования. Дошкольникам предоставлялась возможность найти какую-то интересную тему и работать над ней в небольшой группе. Задачей взрослого в этих условиях было помочь ребенку и детскому коллективу в целом сделать свои действия более эффективными. Таким образом, косвенные методы обучения и воспитания детей получили приоритет над прямыми.
В этом отношении «планку» организации педагогического процесса для стран всего мира «задала» Франция. Ведущей теорией дошкольной педагогики Франции остается и поныне теория свободного воспитания, спонтанного развития ребенка. Официальные инструкции, определяющие цели и задачи материнской школы, содержание детской деятельности, основаны именно на этой теории.
Педагогика материнской школы строится на эмпирическом знании ребенка, концентрируется вокруг него и реализуется в реальных ситуациях, в различных видах его деятельности, руководствуясь следующими принципами:
- • ребенок должен сознательно и активно участвовать в тех видах деятельности, которые ему предлагают или которые он выбирает сам;
- • воспитателю надлежит использовать опыт ребенка, приобретенные им умения и навыки;
- • необходимо поощрять свободное общение детей внутри группы, предполагающее подражание друг другу, сознательное или бессознательное заимствование, обсуждение, споры, следует побуждать детей объяснять друг другу то, что непонятно, — все это считается важными факторами, содействующими обучению.
Достижение целей воспитания и образования обеспечивается единством требований окружения, семьи и воспитателей материнской школы.
Данные зарубежных исследователей показали, что дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. В связи с этим встал вопрос о создании разновозрастных групп. Однако на практике не было отмечено ни одного случая, когда младший повторил бы положительный поступок старшего. Зато старшие могут лучше понять младшего ребенка, мотивировать его к социально одобряемым действиям и оказать ему помощь. Некоторые дети проявляют многосторонние интересы, способны справиться со своими переживаниями, радуются новым трудностям, играют с детьми разного возраста, способны к совместному планированию и понимают преимущества взаимодействия с другими. Однако в большинстве случаев без специальной подготовки дети не отваживаются решать новые задачи, боятся неудач, не видят для себя выгоды в сотрудничестве. Научные эксперименты, проведенные в Германии, показали, что объединение детей в разновозрастные группы должно быть тщательно продумано во избежание негативных последствий. При этом учеными подчеркивается роль семейного воспитания в формировании коммуникативной компетенции детей, посещающих разновозрастные группы.
С целью воспитания у детей выделяются пять направлений педагогического воздействия семьи и детского сада:
- • формирование позитивного и дружественного отношения к окружающим;
- • развитие самодеятельности и обучение взаимодействию с другими людьми (детьми и взрослыми);
- • воспитание в духе плюрализма и подготовка к диалогическому общению;
- • пробуждение чувства национальной принадлежности;
- • воспитание международной солидарности.
Проблема обобщения и систематизации зарубежного педагогического опыта постоянно возникала и до сих пор стоит перед российским образованием. Влияние византийской системы образования до Петра I и западноевропейской культуры в более позднее время сказывалось на определении линий его развития. На управление дошкольным образованием оказала влияние немецкая административная терминология, а на теорию дошкольного и начального образования — французская система. Постепенно в системе образования сложились черты, определяющие ее национальное своеобразие, с одной стороны, и сходство и различие с другими образовательными системами — с другой.
В нашей стране работает целое направление, которое заимствует зарубежный опыт организации воспитания и обучения детей. Это педагогика Монтессори, вальдорфский детский сад и др. Поскольку наши традиции и культура зачастую не соотносятся и даже противоречат зарубежным, многие педагоги идут на компромисс, пытаясь извлечь из разных педагогических систем нужные для себя направления работы с детьми.
Так, идеи Монтессори широко распространены в образовательном пространстве нашей страны. И эти методические разработки активно используются с целью развития сенсорных способностей дошкольников. Цель воспитания, по мнению Монтессори, — новая человечность, поэтому податливый детский организм может легко «впитать» в себя новые идеи о едином человечестве с одной расой, классом и обществом. Деятельность детей с дидактическим материалом должна быть свободной, а ее целесообразность обеспечит лишь специально подготовленная среда. Прямое воздействие воспитателя или учителя на детей должно быть ограниченным. Ребенок выбирает тот материал, который ему нравится, сам определяет место и длительность работы с ним. Однако государственные образовательные учреждения не могут полностью воспроизводить систему Монтессори. Это связано с тем, что философские взгляды итальянского педагога базируются на так называемой космической теории, сенсорное воспитание не рассматривается в тесной связи с видами деятельности ребенка, опора на развитие всех психических процессов при обучении не достаточна.
Задания по теме
- 1. Дайте краткую характеристику основных направлений современных зарубежных концепций воспитания и развития ребенка.
- 2. Познакомьтесь с современными отечественными концепциями дошкольного воспитания.
- 3. Раскройте взаимосвязь современных зарубежных и отечественных концепций дошкольного воспитания. Заполните таблицу.
Современные концепции воспитания | Зару- бежная концепция | Зару- бежная концепция | Зару- бежная концепция | Зарубежная концепция |
Отечественная концепция | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие | Сходство … Отличие |
Отечественная концепция | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие | Сходство … Отличие |
Отечественная концепция | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие … | Сходство … Отличие | Сходство … Отличие |
4. Составьте краткое сообщение об одной из современных концепций дошкольного воспитания.
Литература по теме
- 1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. — М., 1996.
- 2. Веселова, В. В. Билет в будущее / В. В. Веселова. — М., 1990.
- 3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / под ред. Н. Л. Селивановой. — М., 1998.
- 4. Джуринский, А. Н. Развитие образования в современном мире /
A. Н. Джуринский. — М., 1999. (Глава 3).
5. Загвоздкин, В. К. Альтернативы Вальдорфской педагогики /
B. К. Загвоздкин // Психологическая наука и образование. — 2002. — № 1.
- 6. История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия / под ред. С. Ф. Егорова. — М., 2000.
- 7. Калгрен, Ф. Воспитание к свободе / Ф. Калгрен. — М., 1992.
- 8. Лшиин, О. В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Ли- шин. — М., 1997.
- 9. Малонга, Ж. Современные дошкольные учреждения Франции: Организация и содержание работы / Ж. Малонга // Дошкольное воспитание. 2002. № 1.
- 10. Монтессори, М. Мой метод / М. Монтессори. — М.: Эксмо, 2002.
- 11. Парамонова, А. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / А. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. — М., 2001.
- 12. Росс, К. Как на самом деле любить ребенка/К. Росс. — М., 1992.
- 13. Салимова, К. Педагогика народов мира: история и современность / К. Салимова, Н. Додде. — М., 2001.
- 14. Сороково, М. Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония: Актуальные проблемы и пути развития / М. Г. Соро- кова. — М., 1998.
Источник