Комплексный подход к развитию ребенка дошкольного возраста

Комплексный подход к развитию ребенка дошкольного возраста thumbnail

Ольга Левиз
Комплексный подход в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)

Проблема развития речи дошкольников приобретает в последнее время все большее значение. Это связано с тем, что уровень владения речью у детей, поступающих в школу, часто не соответствует предъявляемым требованиям и возрастным возможностям, что, в свою очередь, обуславливает возникновение у детей трудностей в освоении школьной программы.

Работа над речью обозначена в образовательной программе ДОУ, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома.

Организация речевой развивающей среды в нашей группе обеспечивает возможность приобретения речевого практического опыта взаимодействия детей, как со взрослыми, так и со сверстниками, а также способствует развитиюсамостоятельной детской деятельности в разных направлениях: коммуникативном, познавательном, игровом, физическом и т. д., что является основой для целенаправленного формирования необходимых речевых умений и навыков.

Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения используем такие способы организации развивающей среды, которые влияют на формирование разных сторон речевого развития детей. Требования к организации речевой развивающейсреды средней группы:

размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности, что обеспечит объединение детей по общим интересам;

динамичность среды;

учет возрастных особенностей детей;

учет гендерной специфики развития детей;

полифункциональность предметного обеспечения;

обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.

Помимо этого стараемся, чтобы наша речь была грамматически правильной, чистой, точной, логичной и выразительной.

Работая над развитием речи в рамках непосредственно образовательной деятельности, стараемся вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности.НОД носит продуктивный характер и включает в себя:

обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;

использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.

При моделировании занятий по развитию речи стараемся тесно использовать различные разделы речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

Для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков используем комплексный подход, позволяющий решать разные речевые задачи на одном содержании. При этом внимание детей не отвлекается на новые персонажи, грамматические, лексические, фонетические упражнения строятся на уже знакомых словах и понятиях.

Развитие речи у дошкольниковосуществляем во всех видах деятельности: в игре; на занятиях; в общении с окружающими людьми и др. Учебная деятельность дополняется взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитателей; специалистов – музыкального руководителя, инструктора по физкультуре; родителей, ДОУ) в работе над речевым развитием детей. Взрослые, окружающие ребёнка, работают над словарем, над звуковой культурой речи, над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием и т. д.

Творческое профессиональное общение педагогов нашего ДОУ по вопросам речевого развития дошкольниковпроходит в следующих формах:

взаимные консультации;

совместные мероприятия;

методические объединения;

педагогические советы;

мастер-классы;

семинары и др.

Организация работы с родителями – обязательное условие для правильного речевого воспитания ребенка, т. к. обеспечивает непрерывность, логичность и системность педагогического воздействия.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития осуществляем через:

оформление информационных стендов;

индивидуальные и групповые консультации;

индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей;

открытые мероприятия;

совместные мероприятия;

совместное приобретение, изготовление игр и пособий по развитию речи.

Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии скачать

Источник

Комплексный  подход к организации деятельности  в дошкольном образовательном учреждении.

Система дошкольного образования призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей и, кроме того стать одним из факторов, повышающим качество дошкольного образования.         Перед каждым участником образовательного процесса в дошкольном учреждении стоит задача пересмотра содержания работы, поиска новых путей развития дошкольника.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему,   оптимальное ее жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя  планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу всех участников образовательного  процесса .

        Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума,  что способствует повышению  качества предоставляемых населению образовательных услуг, делает их более разнообразными.

Для успешного осуществления   комплексного подхода  к  организации деятельности в ДОУ  необходимо соблюдение  следующих условий:

— определение и постановка целей образовательной деятельности  дошкольного  учреждения;

— применение содержания  педагогического воздействия;

— обеспечение согласованной и скоординированной работы всех участников образовательного процесса.

 Определение, постановка целей  и содержание педагогического воздействия предполагает  обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования  деятельности дошкольного образовательного учреждения, отраженного в следующих      документах:

  1. программе развития;
  2. основной общеобразовательной программе;
  3.  годовом плане работы учреждения.

Для осуществления комплексного подхода необходимо вовлечь участников образовательного процесса в :

— разработку;

— обсуждение;

— применение и реализацию выше обозначенных документов, которые являются для Учреждения необходимыми, стратегическими и актуальными.

Создание в ДОУ основополагающих документов

Совместные действия

Ожидаемый результат

Разработка основных документов

— создание творческих групп;

-проведение анкетирования, опросов;

— вовлечение в прогностическую деятельность

Обсуждение

-родительские собрания;

-дискуссионные клубы;

-переговорные  площадки

-ознакомление участников образовательного процесса с перспективами развития Учреждения

Принятие

-заседания Совета Учреждения;

-заседания Педагогического совета;

— проведение общего собрания коллектива

-определение стратегии развития Учреждения

Реализация

— проведение совместных мероприятий;

-планирование деятельности

-выявление оптимальных путей, методов и средств педагогического воздействия

Актуализация комплексного подхода в современных условиях способствует пониманию организации деятельности  как целостного явления  и позволяет охватить все стороны  развития  дошкольного образовательного учреждения,  выявить оптимальные пути, методы и средства педагогического воздействия на субъекты  образовательного процесса.

 Взаимодействие субъектов образовательного процесса становится важнейшим средством повышения качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В основе системы взаимодействия дошкольных  учреждений  с субъектами образовательного процесса лежат принципы  сотрудничества и партнерства.

Развитие социальных связей дошкольных  образовательных  учреждений  с культурными  центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

         Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Локальные акты, являющиеся неотъемлемой частью Устава дошкольного образовательного учреждения, определяют уровень взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса и регулируются Договором между ними.

Система организации совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами может осуществляться через следующие мероприятия:

  • составление плана совместной работы;
  •  информирование родителей  и социальных партнеров о проводимых мероприятиях;
  •  активное участие родителей и социальных партнеров в мероприятиях
  •  проведение встреч с социальными партнерами, направленных на выявление проблем  и перспектив развития дошкольного образовательного учреждения в совместной деятельности учреждений

Для повышения профессиональной компетентности педагогического персонала детского сада по проблемам взаимодействия с социумом необходимо организовывать разнообразные формы и методы работы: семинары-практикумы, «круглые столы», заседания в педагогическом клубе, деловые игры, устные журналы и др.

Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности влекут за собой значительные изменения организационного аспекта управления, определяют потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.

 В настоящее время каждое дошкольное образовательное учреждение разрабатывает и реализует  основную  общеобразовательную  программу.

Содержание, которой  обеспечивает комплексный подход к образовательному процессу, соответствует принципу  интеграции и включает все основные направления развития детей.

Читайте также:  Развитие ребенка в младенческом возрасте реферат

Однако практические работники,  реализующие  основную общеобразовательную программу дошкольного образования, испытывают затруднения, а именно:

  • в проектировании и планировании образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей,
  • в планировании и реализации образовательных задач в процессе организации режима пребывания детей в дошкольном учреждении, в самостоятельной деятельности дошкольников, а также через  взаимодействие с семьями воспитанников.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Таким образом дошкольное учреждение по своей форме, содержанию и структуре является сложной образовательной системой и руководство им должно осуществляться на основе комплексного подхода.

Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Источник

комплексное развитие ребенкаДавайте представим себе такую ситуацию: родители решили изучить самые известные методики раннего развития и выбрать для занятий со своим ребенком оптимальный вариант. Вполне возможно, что они их разочаруют:

̶ Зачем столько математики, ведь мы мечтаем сделать из нашего малыша музыканта?

Или:

̶ Ну вот еще! К чему эти куклы и цветочки? Наш сын будет великим программистом (инженером, ученым, экономистом).

Что это значит? Такие папы и мамы изначально выбирают одно приоритетное направление развития своего чада. И невдомек им, что они могут повторить уже известные ошибки мировой и отечественной педагогики. А жизнь и наука доказывают: только комплексный подход к обучению и воспитанию детей сделает из них гармонично развитые личности. Только всесторонне подкованные люди становятся успешными в современном обществе.

Комплексное развитие  ̶  это комплекс чего?

комплексное развитие в раннем возрастеПрежде всего, давайте дадим определение термину «комплекс». Это связь, если перевести с латинского. Связь чего, если речь идет о раннем развитии детей? Это совокупность методов, приемов, подходов, целью которых является единое целое: образованный, воспитанный ребенок, который умеет и любит быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.

Кто-то удивится, но даже в советское время задачей общества было воспитание всесторонне развитой личности в интеллектуальной, духовной, физической, трудовой и эстетической сферах.

И ничего не изменилось с той поры! Вот только время с его разросшимися информационными источниками, стремительно усложняющимися технологиями всё настойчивее требует человека, имеющего знания во всех областях.

Многие родители уверены, что комплексное развитие ребенка в раннем возрасте необходимо для успешной учебы в школе. Но вспомним, что на эту тему говорил известный детский психолог Л. А. Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

А научиться «всему этому» и возможно только, получая жизненные навыки в комплексе.

Педагоги всех времен отлично понимают свою задачу. Если рассмотреть отдельные известные методики раннего развития, то каждая из них обязательно включает в себя развитие комплекса целой системы возможностей мозга ребенка от 3-4 мес. до 6-7 лет.

Комплексный подход к раннему развитию детей: варианты и нюансы

комплексное развитие детейПапы и мамы, зараженные идеей раннего развития малыша, в первую очередь обращают свое внимание на методики Монтесорри, вальдофскую педагогику, идеи Масау Ибуки, методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. Среди соотечественников набирает обороты ранее развитие по методу Домана-Маниченко: результативность-то налицо!

Заметьте: далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка. Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!

Монтесорри делает акцент на интеллектуальном развитии через тактильные ощущения, знание расположения предметов в порядке убывания (или возрастания) его характеристики и т. д. Поразительные результаты в развитии мыслительных процессов, самостоятельности, любознательности! Но в физическом плане и умении мыслить творчески такие дети проигрывают.

Вальдорфская педагогика довольно широко подходит к разностороннему развитию: здесь формирование и эстетической, и физической, и трудовой сторон личности. Но интеллектуальное развитие малышей методика откладывает на более поздний возраст: 12 лет. Не поздно ли? «Поздно», ̶ говорят реалии сегодняшнего дня.

Читайте также:  Периодизация речевого и психического развития ребенка

Масару Ибука призывает к высокой интенсивности занятий, начиная с 2-3 месячного возраста малышей. Но дает им полную свободу действий по принципу «можно всё», начиная с года. Для всех ли культур приемлем такой подход?

Супруги Никитины одни из первых огромное внимание уделили здоровью ребенка. По их мнению, регулярные упражнения, строгая диета, хождение босиком по морозу, специальный массаж ̶ ключи к развитию интеллекта. А умственный уровень их учеников ̶ феноменальный. Это результат совместных с родителями решения головоломок для развития образного мышления и логики. Недостатки методики ̶ недостаточное внимание формированию эстетического вкуса, творческих способностей.

Н. А. Зайцев  ̶  пример успешного обучения малышей чтению, счету, иностранным языкам. Творчество и физическое воспитание здесь также остаются в стороне.

Вот и получается, что самый лучший вариант  ̶  мудро комбинировать разные подходы к раннему развитию ребенка. А ещё лучше ̶ использовать уже проверенные годами методики, где дети развиваются всесторонне.

Плюсы комплексного развития

Так в чем же состоит преимущество комплексного подхода к образованию и воспитанию малышей?

  • Ребенок становится разносторонней, гармонично развитой личностью.

С таким человеком интересно общаться, а ему, в свою очередь, интересен весь мир во всех его проявлениях.

  • Способности ребенка в будущем могут найти реализацию в разных областях.

Это условие личного удовлетворения своей жизнью и достижения успехов в разных профессиональных сферах.

  • Упрощается поиск склонностей и особых талантов ребенка.

Пробуя свои силы в разных сферах, малыш обнаруживает интерес к отдельным из них и имеет возможность развивать свои способности.

  • Укрепляется семья, её жизнь становится более разнообразной.

Ведь все её члены объединены одной идеей: обучая малыша  ̶  познавать мир вместе с ним, лучше узнавать друг друга.

Организовать комплексное развитие ребенка  ̶  просто?

комплексное развитие способностей у детейС одной стороны  ̶  да. В России активно пропагандируется и успешно работает масса давно известных в мире методик раннего развития. Хорошо зарекомендовали себя и авторские программы, которые менее известны, но имеют очень впечатляющие результаты. Это готовые методики, имеющие в своем портфолио:

  • доступную аргументацию принципов раннего развития в рамках методики;
  • ̶

  • подробное описание технологии занятий ребенка с педагогами и родителями;
  • ̶

  • готовый методический комплекс с наглядностью: печатными и электронными пособиями, карточками, раздаточным материалом.

Полностью разработанные дидактические комплекты экономят время взрослых, помогают без затруднений разобраться в основах методики.

Многие программы дают возможность, а зачастую даже рекомендуют изготовление дидактического материала своими руками. Это не только удешевляет расходы родителей, но и сближает их со своими детьми и развивает у малышей и тактильные навыки, и творческие способности, и логическое мышление, и трудовые навыки.

Организовать комплексное развитие ребенка непросто для тех родителей, кто не готов тратить время и усилия для занятий с малышом. Кто не способен выполнять требования методики. Кому чужды понятия постоянного самообразования, организованности и систематичности.

Есть ли идеальные комплексы раннего развития детей?

Идеально то, что подходит к конкретному ребенку и конкретным родителям с их характерами, темпераментами, увлечениями. Между тем примером высоких результатов раннего развития малышей может служить методика Домана-Маниченко. Это наглядный образец комплексного подхода к обучению и воспитанию ребенка «с пеленок».

«Программа Развития Интеллекта» по данной методике  ̶  единственная в России, предлагающая комплекс программ для всестороннего развития малыша.

  • Обучение чтению и развитие речи ̶ есть.
  • Обучение математике (счет, операции с числами, геометрические понятия)  ̶  есть.
  • Обучение английскому языку  ̶  есть.
  • Развитие творчества, художественного вкуса  ̶  есть.
  • Физическое развитие – есть.

А. Маниченко значительно усовершенствовал методику Домана, уделив огромное внимание именно комплексному развитию всех возможностей ребенка.

Вообще, каким бы ни было комплексное развитие детей, важно ̶ не убить в ребенке желание учиться, познавать новое и стремиться покорять самые сложные вершины. Тогда и станет он яркой индивидуальностью. Тогда и сможет он стать успешным и изменить наш мир к лучшему.

Источник