Картотека игр для развития творческого воображения ребенка

Олеся Чуракова
Картотека игр на развитие творческого воображения

Волшебники

Цель: развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне;

продолжать знакомить детей с приемом рисования кляксографией.

Материал: карточки с пятном-кляксографией, изображающим различные предметы, карточки-картинки, с похожими на пятна предметами, презентация «волшебное пятно»

Вот волшебное пятно

Изображает что оно?

Это клякса, вот дела,

Скажи, на что похожа она.

Узоры на камнях

Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

учить детей замечать красоту линий, различать характерные особенности форм, их многообразие;

Материал: карточки-фигурки различной формы (круг, квадрат, овал, треугольник, волнистые линии, клеящий карандаш, кисти, развивающая презентация «Камушки».

«Кто в доме хозяин?»

Цель: развивать воображение детей, внимание, память, тактильные

ощущения, мелкую моторику пальцев рук;

Материал: домики, с вырезанными окошками по размеру руки ребенка,

шишки, камушки, орехи, кора и т. д., развивающая презентация «Домишки

для зверушек».

На кружочек посмотри, что увидел, назови

Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие,

учить детей видеть в кругах различные предметы,

учить, дорисовывая детали, составлять целый образ предмета (солнце,

яблоко, шар, мяч и т. д.)

Материал: карточки с нарисованными кружками, карточки с изображением предметов круглой формы (шар, мяч, солнце, апельсин, солнце) и др., стеклянная доска для рисования, развивающая презентация «Волшебная фигура», отдельные детали для мозаики, коврограф для аппликации без наклеивания, карточки с кругами, реальные предметы,

«Что я задумал?»

Цель: развитие творческих способностей детей, зрительное восприятие;

учить детей смешивать цвета, создавая новый оттенок.

Материал: краски, баночки для смешивания красок, колбочки для проведения опыта, стеклянная доска для рисования, карточки с оттенками цветов, карточки с предметами разных цветов и оттенков, развивающая презентация «Картинки – невидимки»

Отыщите мишкин мёд

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;

учить сравнивать предметы по цвету.

Материал: картинка Миши, вырезанные по трафарету бочонки меда разного цвета

Мишка по лесу гулял,

Бочку с мёдом потерял.

Помоги, честной народ,

Отыскать Мишуткин мёд.

Солнышко

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить

цвет с его названием;

Материал: желтые круги, полоски желтой бумаги, коврограф, бочонки меда

желтого цвета, стеклянная доска для рисования, краски, развивающая

презентация «Солнышко лучистое»

Солнце жёлтое вставало,

Жёлтые лучи пускало.

Разбежались жёлтые лучи.

Как они желты и горячи.

Следы солнышка

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;

Материал: развивающая презентация «Солнышко – ведрышко», полоски – лучи желтого цвета, стеклянная доска для рисования.

Солнышко шалило, лучики бросало,

Лучики бросало, следы оставляло.

Какие? (Жёлтые.)

Положи камешки на место

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;

учить чередовать геометрические фигуры по цвету.

Материал: карточки с прорезями соответствующие геометрическим фигурам, геометрические плоскостные фигуры, развивающая презентация «Каждой фигуре свое место», коврограф.

Читайте также:  Тестирование ребенка по умственному развитию

СОСТАВЬ ДОРОЖКУ

Цель: формирование творческого мышления, фантазии, воображения,

зрительного восприятия, индивидуальности, глазомера,

развивать усидчивость, аккуратность, терпение.

Материал: палочки Кюизенера.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ

Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.

Материал: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, карточки с заданиями,

плоскостные изображения фигурок, коврограф, развивающие

презентации «Мишка и мышка», «Домики» и т. д.

ЦВЕТНОЕ ПАННО

Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.

Материал; плоскостные геометрические фигуры, коврограф,

развивающая презентация «Цветное панно»

ЗАКОРЮЧКИ

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

НАРИСУЙ НАСТРОЕНИЕ

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, краски

Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

Стрелка, стрелка, покружись

Цель: развивать творчество, фантазию;

формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;

учить чередовать геометрические фигуры по цвету.

Материал: развивающая презентация «Фигуры на место», геометрические фигуры разного цвета.

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей,

Стоп!

НЕОБЫЧНЫЕ КЛЯКСЫ

Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Оборудование: лист плотной бумаги, чернила, перо или кисть (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый говорит детям: «Ребята, знаете ли вы, что раньше, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими девочками и мальчиками, шариковых ручек не было, и люди писали перьями или перьевыми ручками? Ими писать было очень трудно. Поэтому в тетрадях школьников часто появлялись кляксы. Учителя вырывали страницы с кляксами и предлагали ученикам переписать все заново. Конечно же, и ребята и их преподаватели огорчались. Но иногда кляксы получались необычными. Ученики, с интересом рассматривая эти кляксы, находили в их причудливых силуэтах изображения зверей, птиц, насекомых, необычные фигурки людей, сказочных персонажей. Сейчас и мы займемся изготовлением необычных клякс».

Взрослый показывает, как можно поставить кляксы, чтобы не испачкаться при этом, демонстрирует способ получения симметричных клякс (нужно капнуть на середину листа немного чернил, сложить бумагу пополам и затем развернуть).

После завершения подготовительной работы,взрослый говорит: «Давайте рассмотрим все кляксы и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждой из клякс, как можно больше изображений предметов».

Примечание: Можно предложить детям дорисовать кляксы до какого-либо изображения.

Удивительные превращения

Цель: развитие воображения, детской фантазии, творчества;

учить детей путем дорисовывания деталей создавать новый предмет.

Материал: стеклянная доска для рисования, бумага для монотипии, краски,

Карточки с кругами или другими геометрическими фигурами,

развивающая презентация «Я рисую ровный круг и много палочек вокруг»

Уходило солнце на покой,

Читайте также:  Рекомендации по развитию ребенка с нарушением слуха

Забирало лучики с собой.

Ночь, на улице темно,

Люди спят уже давно.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони);

лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами.

После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».

Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

Примечание. При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.

СИЛУЭТЫ ФИГУР

Цель: развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса.

Оборудование: карточки с контурным изображением предметов или силуэты фигур, вырезанные из плотной бумаги (по количеству детей);

простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные, бесцветные. Дорисуйте то, что не обходимо, и раскрасьте рисунки».

ПОСМОТРИ В ОКОШКО

Увидев, что ребенок ходит по комнате с колечком в руке,подойдите к нему и спросите: “Что это у тебя, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко?”. Затем, поочередно с ним, посмотрите через колечко комнату, назовите кто, что видит.

Точно также колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка “похожим на бабушку или на дедушку”.

СОГРЕЕМ ПТЕНЧИКОВ

Если ребенок без конца вкладывает одну в другую мисочки-вкладыши, никак не разнообразя игру, то это занятие легко сделать более интересным,если показать малышу несколько шариков и сказать: “Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?” Если ребенок не может сам найти предмет-заместитель,можно сказать: “Посмотри на эту мисочку. Пусть она понарошку будет гнездышком. Хорошо?”. Ребенок наверняка охотно примет это предложение и вместе со взрослым уложит яички в мисочки-гнезда. Затем гнездышки накрываются салфеткой и отставляются в сторонку, чтобы не беспокоить птенчиков. После этого ребенок может продолжить игру сам или вернуться к прежнему занятию. Через некоторое время можно поинтересоваться у малыша, не вылупились ли птенчики. Для дальнейшего развитияигры можете положить в другую мисочку несколько фасолин и радостно воскликнуть: “Посмотри, вылупились птенчики, пищат “пи-пи-пи”.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ САЛФЕТКИ

Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку,на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: “Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?”.

Читайте также:  Как организовать группу развития ребенка

Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах.

В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая — песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.

НАЙДИ ЗАЙЧИКА

Если ребенк ничем не занят, достаньте чистый носовой платок (салфетку из ткани) и, держа его за два соседних угла, загляните за него то с одной, то с другой стороны,приговаривая: “А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем”. Затем быстро завяжите каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом,чтобы они стали похожи на длинные уши: “Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?”.Взрослый берет за оставшийся конец платка и завязывает маленький хвостик: “Вот и хвостик. Давай погладим его”. В то время, когда ребенок гладит хвостик,взрослый незаметным движением подбрасывает зайчика: “Ах, проказник, выпрыгнул. Давай покрепче держать”.

СОВУШКА-СОВА

Перед тем, как играть в эту игру, желательно познакомить малыша с изображением совы в книжке про птиц, вместе рассмотреть, какие у нее большие глаза, какой клюв.

Взрослый берет мячик среднего размера и рисует на нем мелком круглые совиные глаза, уши и клюв. Затем показывает “сову” ребенку,говорит: “Посмотри, какая птичка, это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?”и читает стишок:

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела (вертит перед ребенком мячик)

Во траву свалилася,

В яму покатилася!” (роняет мячик и наблюдает вместе с малышом, как катится “сова”).

Повторив эту игру несколько раз, можно предложить ребенку самому повертеть сову в руках, показать, как она катится в яму.

ЯБЛОЧКО

Покажите ребенку маленький мячик или шарик (деталь от конструктора или пирамидки): “Посмотри, какое у меня яблочко”. Затем положите его на стол и подталкивайте,читая стишок:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду —

Бульк! (шарик падает со стола).

Игра повторяется несколько раз. Наверняка, ребенок захочет и сам покатать яблочко.

ДУДОЧКА

Покажите ребенку фломастер,карандаш или круглую палочку: “Посмотри, какая у меня есть дудочка. Послушай, как она играет”. Затем “играет”на дудочке: “Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во дуду”. После этого предлагает подуть в нее ребенку, вновь повторяя слова потешки.

Игру можно сделать совместной, если взять две “дудочки” и дудеть в них одновременно или по очереди.

БАБОЧКИ

Для этой игры нужно приготовить небольшой цветной плотный лист бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги. Положите маленькие листочки на картон и покажите ребенку: “Посмотри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели”. Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает ребенку поймать бабочек и посадить их на лужок.

Источник