Как организовать группу развития ребенка

Как организовать группу развития ребенка thumbnail

Как организовать группу развития ребенка

Как организовать группу развития ребенка

Дорогие друзья!

12 апреля завершился 5-й Международный конкурс детских клубов «Умничка года».

Мы рады представить Вам решение жюри конкурса!»

Как организовать группу развития ребенка

В продаже новый онлайн-тренинг «Набор сотрудников в детский клуб» . Скидка до 20 апреля!

Как организовать группу развития ребенка

Дорогие друзья!

Жюри 5-го Международного конкурса детских клубов «Умничка года» были подведены итоги 2-го этапа конкурса.

По результатам рассмотрения заявок участников конкурса была учреждена новая номинация – «Героический клуб-2020».

Автор: Светлана Коныгина

Огромное спасибо вам. Постоянно просматриваю сторис с Инстаграмм и очень актуально была информация о том, что нужно пройти обучение по охране труда.
Сразу нашла организации которые этим занимаются, купила две программы, сейчас изучаю.
Спасибо за то, что делитесь полезной информацией.

У начинающего директора детского клуба всегда целая масса нерешённых вопросов и один из них это вопрос, касающийся формирования групп детей для занятий.   По какому принципу их формировать? Сколько человек должно быть в группе?  При каком количестве детей группа должна начинать работать?

Давайте рассмотрим все эти вопросы по порядку. Начнём с критерия формирования групп. Тут нет ничего секретного. Вы уже посмотрели разные детские клубы и, конечно, заметили, что группы формируются по возрастам.  Действительно, самый верный и правильный критерий  для формирования группы — это возраст.  Каждый возраст ребенка имеет свои особенности. Это знают все, а не только педагоги и психологи. Так что, годовалых будем брать в группу с годовалыми, а двухлетних набирать к двухлетним?  И да, и нет.  Возрастной критерий является определяющим при организации комплексных занятий от 1 года, а также занятий по подготовке к школе. Структура данных занятий обязательно включает  интеллектуальный компонент, действительно, сильно зависящий от психофизиологических особенностей возраста. Эти занятия будут делиться строго по возрастному критерию, а вот как – об этом скажем чуть позже.

Творческие занятия, такие как рисование, арт-студия,  лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д., к счастью, не задают таких строгих рамок, и возрастные границы именно на этих занятиях могут быть расширены. Так, рисование может легко преподаваться для детей 3-4 лет вместе, и чем старше будет возраст детей, тем более смело можно расширять возрастной диапазон. Следующая группа – это дети уже 5, 6 и 7 лет, а в группе ещё постарше однозначно могут находиться дети 8-12 лет.  По таким же критериям можно разделить детей на группы при организации театральной студии,  лепке. Детей возраста 3-4 лет на творческих занятиях всегда следует выделять в отдельную группу – эти детки ещё малы, многие умения и навыки у них ещё не сформированы, да и сам процесс формирования умений носит более длительный характер. Скорость ответной реакции тоже ещё достаточна низка и сильно отличается от детей 5-6-летнего возраста. То есть, говоря простыми словами, дети 3-4 –летнего возраста будут гораздо медленнее выполнять задания и на занятии будет дискомфорт для всех.

Говоря про творческие занятия, следует отметить, что однозначно существуют занятия, на которых возраст имеет ещё более размытое значение, чем даже на рисовании или театральной студии.  У нас, например, в клубе есть такое занятие как арт-студия.  В отличие от рисования и лепки, а также театральной студии, которые всё-таки предполагают обучение каким-то техникам, способам деятельности и т.д., арт-студия  нацелена на полное раскрепощение творческих способностей ребёнка, установление свободной и открытой коммуникации между детьми. Это  одно из самых наших любимых занятий, на котором  могут присутствовать как 3-летние дети, так и 8-летние.  И на занятии происходят те межвозрастные чудеса, о которых когда-то писал А.С. Макаренко – младшие тянутся за старшими, а старшие себя чувствуют очень важными и с удовольствием помогают и обучают младших. Родители, приводящие детей на подобное занятие, совсем не против  таких возрастных различий и получают удовольствие от совместной дружной деятельности детей.

Кроме вышеназванных, существуют ещё такие групповые занятия, как шахматы, музыка, вокал, танцы, бисероплетение, батик и т.д. Здесь тоже будут определённые возрастные группы. Решая вопрос о группах, мы бы рекомендовали вам прислушаться к мнению специалиста, который будет вести эти занятия.

Теперь вернёмся к комплексным развивающим занятиям и занятиям по подготовке к школе. Здесь выделяем следующие возрастные группы: с 1 до 1,5лет, с 2 до 3 лет, с 3 до 4 лет, с 4 до 5 лет, с 5 до 6 лет и с 6 до 7 лет.  Возраст с 1 до 2 лет мы делим на 2 группы, так как в этом возрасте идет очень интенсивное развитие ребенка, и дети,  имеющие разницу в полгода, сильно отличаются друг от друга  развитием психических процессов и темпом выполнения заданий. Раскроем небольшой секрет: мы всё равно учитываем месяца при записи в группу и двухлетних детей. Действительно, дети в возрасте 2 года и 2 месяца будут всё-таки отличаться на занятии от детей, которым 2 года 9 месяцев.  У нас в клубе много групп для двухлетних детей – это один из самых популярных возрастов. Просто, предлагая группы для записи, мы  уточняем возраст малыша и предлагаем  маме те группы, которые соответствуют возрасту её ребёнка. Бывает, конечно, и  так, что ребёнок в 2 года и 3 месяца так прекрасно говорит и замечательно организован, что по темпу выполнения задания ему можно смело отправляться в группу более старших двухлетних детей.

Вот мы и подошли к одной из проблем, которую будет решать администратор и педагог клуба.   Что, если родители двухлетнего ребёнка настаивают на том, что ему по своему развитию надо обязательно к трёхлетним? «Мой всё умеет делать и ему скучно на занятии…»,  «У нас очень развитый ребёнок, он пополз в 5 месяцев, а заговорил в 1 год! Он тянется к детям постарше, а с ровесниками ему совсем неинтересно!», « Переведите нас в группу постарше, здесь все неговорящие …», «Мне не нравится, что мой ребёнок в группе самый умный. Ему не на кого равняться…» — вот только небольшой перечень тех замечаний, которые вы непременно услышите.   Вопрос придётся решать, не отвертеться.  Если оставите всё как есть и отмахнётесь фразой: «У нас такие группы и методики рассчитаны на данный возраст» или придумаете ещё что-то подобное, то клиент будет потерян. Придётся работать всем.

Мы поступаем по-разному в зависимости от ситуации. Если клиент пришёл впервые и сразу уверяет, что к детям помладше идти не хочет, то всё-таки уговариваем сходить на пробное занятие, где решаются сразу две задачи: мама смотрит действительно серьёзное занятие для данного возраста, а мы смотрим на ребёнка. Пробное занятие позволяет  реально оценить, сформированы ли психические процессы  и необходимые умения для обучения в группе постарше.   При положительном ответе приглашаем на пробное занятие в более старшую группу. Если все психические процессы, а также знания и умения сформированы достаточно, и ребенок чувствует себя комфортно на занятии с более старшими детьми, препятствовать переводу в такую группу не стоит.  Родители более старшей группы сначала могут проявить недовольство, но видя, что ребёнок успевает и не тянет группу назад, однозначно, проявят доброжелательность к такому умному малышу.

Бывают ещё и такие ситуации, когда вы знаете особенности ребёнка, он ходит к вам на занятия, и вдруг мама решает, что её малыш в этой возрастной группе всё умеет и ему надо в группу постарше. А педагог знает, что малыш и эту-то программу выполняет с усилиями… Чаще подобные решения мамы обусловлены речевым развитием ребёнка.  Тогда нам приходится разъяснять подробно особенности программы, показывать всю сложность умений, которые формируются в ходе выполнения той программы, на которую они ходят сейчас и нежелательность «перепрыгивания ступенек».  Иногда даже приходится проводить тестирование малыша в присутствии родителей, которые считают, что из данной программы их малыш уже вырос. Тестирование проводится исключительно в доброжелательной атмосфере и составляется из заданий таким образом, чтобы родители смогли увидеть несформированность базовых умений для этого возраста. Тестирование обязательно должно включать и такие задания, которые покажут сильные стороны малыша, но не настолько, что затмят слабые стороны развития. На тестировании методист или грамотный педагог может рассказать о том, что программа для данного возраста совсем непроста, и, на самом деле, с помощью достаточно увлекательных игровых заданий, которые и вызывают ощущение простоты у родителей, формируются очень сложные умственные действия, входящие в состав мышления, или базовые математические понятия, без которых не обойтись в программе более старшего возраста.  Если тестирование будет проходить в атмосфере любви к ребёнку и будет построено грамотно и профессионально, то родители почувствуют доверие к педагогу и больше  не станут настаивать на переводе в более старшую группу.

Отдельно стоит сказать про занятия иностранным языком. Подбор детей в группу должен основываться, как на возрастном  принципе детей, так и  учитывать уровень овладения иностранным языком. В зависимости от того, сколько лет дети изучали язык и каких успехов достигли, их  можно определить в более или менее продвинутую группу.

Ну вот,  как формируем группы, решили. Теперь надо ответить на вопрос, а сколько человек  у нас будет в группе? Ответ на этот вопрос тоже неоднозначный.  Здесь влияет всё:

  • особенности помещения (в маленькую комнату 10 человек не посадишь);
  • особенности организации проведения занятия  (педагог может один вести занятия, а может быть у него ассистент);
  • позиционирование клуба (в клубе премиум-класса не может быть больших групп, только малочисленные! А клуб эконом-класса  запросто принимает до 12-15 человек в группу);
  • специфика занятия  (комплексные занятия для малышей – 5 человек, а танцы, театральная студия – от 10 и более детей);
  • возраст детей (чем младше дети, тем меньше человек в группе).

Мы расскажем о своём клубе.  Комплексные занятия  для детей от 1 года до трёх лет проводятся в группе не более 5 детей. Данное количество гарантирует отличные результаты и плодотворную работу на занятии.  Детей-то всего 5, а вот всего людей в учебной комнате – 11! Не забудем посчитать сопровождающего взрослого, вместе с которым приходит ребёнок, и педагога.   Взрослые обычно суфлируют речь педагога для своего ребёнка,  и на занятии всё время слышится  лёгкое «жужжание».  Мы пробовали брать и по 6 малышей на занятие, но вот шестой всегда оказывался решающим фактором в мере допустимого «жужжания». Родители и дети уставали, и чувствовался дискомфорт для всех.  В группе от 3 до 4 лет  взрослые присутствуют  по желанию. Здесь у нас тоже 5 детей в группе. А вот с 4-х лет в группе уже 6 детей.  Занятие проводится без присутствия взрослого.  Почему? Потому что, начиная с 4-х лет,  мы формируем у детей умение понимать и выполнять инструкцию педагога самостоятельно. Школа не за горами, и ребёнку надо  уже учиться слышать педагога, удерживать инструкцию в голове и самостоятельно выполнять   задание.  Группа, состоящая из 6-7 человек  оптимальный вариант для того, чтобы педагог смог уделить внимание всем детям и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенка. Иногда для адаптации ребенка в этом возрасте тоже требуется присутствие взрослого на занятиях. Обычно период  адаптации длится 2-3 занятия, ребенок начинает чувствовать себя комфортно и  присутствие взрослого уже не требуется.

Мы рассмотрели с вами основные критерии формирования группы, кратко обозначили возможное количество детей в группе и подошли к решению последнего вопроса. Когда, а именно при каком количестве детей надо открывать группу? Давайте рассмотрим ситуацию.  Вы открыли свой клуб. На ваш телефон поступил звонок от мамы двухлетнего малыша, которая проживает недалеко, ей всё понравилось и она готова прийти завтра на занятие.  Что делать?

1. Начинать работать с одним ребёнком

ИЛИ

2. Записать её контакты и объяснить, что группа начнёт работать только тогда, когда в неё запишется  хотя бы ещё один малыш?

Клубы поступают по-разному. Очень много детских клубов, которые не открывают группы, пока к ним не запишется 3 ребёнка. Подобным образом поступают из соображений рентабельности: прибыли от одного ребёнка не будет, а зарплату педагогу платить придётся. Наш клуб идёт в разрез с рентабельностью. Мы начинаем работать с одним малышом. Первому быть всегда тяжело. Практически все мамы хотят группу, чтобы дети общались. И один из самых частых вопросов: «А в группе сколько человек? Мы не хотим быть одни!». У нас есть свои приёмы уговора «быть первым». А там, где есть один ребёнок, всегда очень быстро придёт и второй. А затем третий и …пятый. Счастливое время быть единственным в группе длится недолго.  Группа начинает жить, педагог работать и стараться, маме «единственного» начинает нравиться клуб и она зовёт друзей.  Этот принцип всегда срабатывает при учёте следующего: у вас действительно хорошие занятия, цены выставлены адекватные району и вы не жалеете денег на рекламу.

Удачи вам, заполненных групп и очереди клиентов!

Анастасия Шевченко

Бизнес-тренер

Методист детского эко-клуба Умничка

Оставить комментарий.

Источник

Читайте также:  Факторы и условия развития личности ребенка

Как организовать общение детей

в малых группах

(Шпаргалка для педагогов)

     Способы объединения детей в малые группы

Объединение детей в малые группы может основываться на спонтанных объединениях детей и на использовании специальных приемов объединения в малые группы.

Формирования малых групп может идти по разным направлениям:

  • использование спонтанных  детских объединений (дети играют сами в каких-либо группах и в них же переходят к занятию);
  • объединение детей в малые группы по их собственному желанию и выбору (дети по предложению воспитателя находят себе товарищей для совместной работы);
  • образование малых групп по какому-либо общему признаку, сходству, жизненным ситуациям, действиям (дети выбирают сами или воспитатель задает определенный признак);
  • объединение в подгруппы по наглядному материалу (мелким раздаточным предметам или разрезным изображениям);
  • создание малых групп путем образования пар, троек, четверок, шестерок по общему делу (ребенок делает свое дело или часть общего, а затем они объединяются для совместной работы).

Выбор способа объединения детей в группы зависит от:

  • умения детей общаться и договариваться друг с другом;
  • уровня сформированности произвольности поведения;
  • содержания занятия;
  • количества детей и малых групп.

При объединении детей в малые группы: дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе (в коробке, мешочке, сундучке) или разложить (разбросать) его на столе (на полу).

Варианты объединения детей в малые группы

Объединение детей в малые группы по их желанию, сходству, жизненным  ситуациям

Воспитатель предлагает детям объединиться в малые группы по 3-6 человек, по их желанию (кто с кем хочет).

Можно объединяться по желанию, но при этом, соблюдая некоторые условия, например, собраться так:

  • чтобы были девочки и мальчики (или только девочки, или только мальчики);
  • чтобы все были одинакового (разного) роста;
  • чтобы у детей было что-либо одного (разного) цвета, размера, формы глаза, волосы, бантики, носочки, платья, туфли;
  • чтобы у всех было что-либо шелковое, шерстяное, мягкое, легкое и т.п.
  • сесть за столы по количеству стульев за каждым столом;
  • разделиться на 2—4 равные или примерно равные части;
  • собраться в группу (со своими друзьями; с тем с кем живёшь рядом; с кем спишь рядом в детском саду; с кем сидишь за обеденным столом; с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
  • собраться в группу по любимому цветку, игрушке, книжке и т.п.;
  • объединиться тем, у кого есть дома брат или сестра, кошка, собака, велосипед и т.п.
Читайте также:  Как оценить психическое развитие ребенка в 4 года

Объединение детей по слову, движению, действию.

Опора на расчёт детей по порядку

Дети рассчитываются по порядку или по очереди называют что-либо. Например, произносят по одному слову: считалку, дни недели, времена года, цвета светофора, порядковый номер, название пальцев, предметов, животных, птиц, овощей, фруктов, название сказок, книг и т.п.

        Воспитатель предлагает детям:

  • рассчитаться на 1—4 (в зависимости от количества групп) и собраться в компании по порядковому номеру;
  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и объединиться в компании;
  • называть по цепочке 3–4 цвета, названия животных, растений, насекомых, виды транспорта, овощи, фрукты и т.п.;
  • показывать разные движения или действия, повторяя их в одном и том же порядке.

Объединение в подгруппы по разрезному материалу

Воспитатель предлагает детям взять по одной частичке открытки, картинки, или любого другого материала и собраться в компании по подходящим частям, так чтобы получилось целое.

Можно предложить детям потренироваться в одновременном выкладывании целого из частей. Например, воспитатель разбрасывает на полу части открыток, а дети берут по одной части и находят, у кого части такой же открытки и собираются в группы, сложив открытку.

        Материалом могут быть:

  • разрезные открытки или любые другие картинки, предметы;
  • геометрические фигуры разрезанные на части (разные по названию, но одинаковые по цвету и размеру, или одинаковые по названию, но разного цвета и размера, или одинаковые по названию, размеру, но разного цвета, или одинаковые по названию, цвету и размеру, но разрезанные на разное количество частей);
  • небольшие сюжетные картинки, предметы контурного изображения, лоскутки ткани разной или одинаковой формы и расцветки, ленточки, шнурки, тесьма;
  • большие плакаты, картины, рисунки детей.
Читайте также:  Степаненкова теория и методика физического воспитания и развития ребенка 2001

Объединение детей в подгруппы по отдельным предметам,

объединённым одним названием (признаком)

Воспитатель предлагает детям взять по одному предмету и найти того у кого есть предмет, подходящий ему. Затем собираются в малые группы, обсуждая по какому признаку, они собрались вместе.

Например, дети берут картинки животных, птиц и рыб по одной  и находят, у кого еще есть животные, птицы, рыбы. Собираются в компании по 6 человек. Они могут рассказать другим детям о том, почему они собрались вместе или другие группы могут угадать или узнать у них с помощью вопросов.

Материал: отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу.

Количество предметов соответствует количеству детей в группе, и они могут быть разделены на 3—4 группы по признакам (в зависимости от количества малых групп):

  • геометрические фигуры одинакового размера и цвета, но разного названия (6 кругов, квадратов, треугольников красного цвета);
  • одинакового размера и названия, но разного цвета (6 кругов синих, 6 красных, 6 зеленых);
  • одинакового цвета, но разного размера (6 больших треугольников, 6 маленьких, 6 средних красного цвета);
  • одинакового названия, но разного размера  и цвета (6 больших синих квадратов, 6 средних красных квадратов, 6 маленьких зеленых квадратов);
  • мелкие игрушки или картинки животных, птиц, рыб, насекомых и т.д.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев, цветков и т.д.;
  • предметы быта, одежда, обувь, посуда, ткань, транспорт.

Объединение детей в малые группы путём образования пар,

троек, четвёрок, шестёрок

Воспитатель предлагает детям какое-либо индивидуальное задание и после его выполнения ребенок находит себе товарища, с которым может обменяться тем, что он сделал и объединиться для дальнейшей совместной работы и разговоров.

Затем каждая пара находит себе еще пару или две и, таким образом, создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу.

Например:

  • каждый ребенок составляет рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы. Затем они могут соединить свои рассказы в один и найти еще одну или две пары для составления общего рассказа. Группы выбирают какую-либо интересную форму представления своего рассказа другим и рассказывают или обыгрывают его;
  • составлять рассказы: про свою любимую игрушку, книжку, кино (видеофильм), литературного или сказочного героя; про свои увлечения, интересы; про свой дом, родителей, семью; про домашних животных, птиц, рыбок и т.д.;
  • нарисовать рисунок, сделать аппликацию, поделку из природного или бросового материала, лепку на определенную тему (или без неё) и найти себе товарищей для дальнейшей работы;
  • составить предложение или слово и найти с кем его объединить и что-либо сочинить. Например, дети парами рисуют на индивидуальных досках грядки с овощами, выстраивают в одну линию и получают одну общую грядку. Рассматривают, считают, сочиняют.

«Секретики» — воспитатель шепчет на ушко каждому ребенку слово или «понарошку» раздает их в ладошки, предлагая поделиться на компании следующим образом:

  • по первому звуку;
  • по последнему звуку;
  • по количеству слогов в слове.

  Использование раздаточного материала – полосочки со словами. Если правильно поделиться на компании, то можно прочесть пословицу, поговорку, строчку из стихотворения и т.п.

 Деление на компании, используя свое имя:

  • чтобы в имени был определенный звук;
  • чтобы в имени бала определенная буква.

Источник