Картинки развития воображения у ребенка

Картинки развития воображения у ребенка thumbnail

Иногда можно услышать о человеке: «Он начисто лишен воображения!». В основном так говорят о людях, которые не умеют фантазировать. Но так ли необходимо развитие фантазии и воображения для современного человека? Ученые утверждают, что воображение – такой же важный психический процесс, как мышление, память, внимание. Без него не будет великих открытий и гениальных произведений, необходимых для человечества изобретений. Сама жизнь станет скучной и унылой без фантазии.

Воображение расширяет возможности познания и преобразования окружающего мира

Воображение расширяет возможности познания и преобразования окружающего мира

Для чего нужно воображение

Воображение является психическим процессом, необходимым для создания новых образов на основе уже имеющихся представлений. Так ли оно необходимо каждому? Может быть, оставить его художникам, дизайнерам, изобретателям и другим людям, призванным создавать новые образы?

По мнению психологов, без воображения никто из разумных существ не обойдется, так как оно приводит в движение мысли, помогает выходить за пределы настоящего и постигать будущее, пробуждает чувства, способствует построению планов. Оно зародилось в процессе труда на основе мышления и памяти, значит, работает в неразрывной связи с ними. Без воображения оскудеет вся психика человека.

Интересно. Синонимом воображения является фантазия, это действие известно каждому. Фантазия сопровождает детство человека, делает его памятным и нескучным. Все виды детской деятельности связаны с воображением.

Способы развития воображения

Активность воображения более всего проявляется у младших детей и подростков, которые познают окружающий мир. Некоторые его аспекты иногда не понять в реалии, поэтому на помощь приходит воображение, например, как представить Вселенную, иные миры, вымерших животных, жизнь древних людей. Психологи утверждают, если у детей дошкольного возраста богатое воображение, то и познаваемый мир будет для них разнообразнее.

Как же взрослые, неужели их воображение более скудное? Многие специалисты уверяют, что каждый взрослый может и должен подумать, как развить воображение, так как работа, учеба, жизненные обстоятельства требуют порой нестандартных решений.

При помощи эффективных способов можно развить творческое воображение

При помощи эффективных способов можно развить творческое воображение

В психологии известны эффективные способы развития воображения:

  • Визуализация – самое простое действо, которое заключается в мысленном воспроизведении определенного объекта по деталям. Чтобы овладеть таким приемом, лучше начать с легкого и приятного воспроизведения. Например, на работе представить уютный вечер с чашечкой кофе, сфантазировать каждую деталь, вспомнить аромат, вкус, подключив как можно больше чувств. Таким образом, можно воспроизводить разные события. Если возникают трудности при визуализации реальных событий, можно использовать происшествия из книг.
  • Ассоциация – классика, которую можно встретить в любом учебнике по логике. Суть приема состоит в том, чтобы к заданному образу подобрать другие, которые с ним ассоциируются, то есть соединяются. Например, слово «отпуск», нужно подобрать к нему все слова, которые будут обогащать его: поезд, самолет, путевка, чемодан, море, чайки, солнце, пляж, песок, экскурсия. Чем больше образов подбирается, тем лучше развивается воображение. Пиком развития может служить ситуация, когда соединяются не только реальные, но и абстрактные понятия. Например, грустный, веселый, жизнь, красота.
  • Творчество – интересный способ для работы воображения. Человеку свойственно творить, создавать красоту в окружающем. В современной жизни такой прием известен как хобби. Можно придумать уникальные вещи: картины, новинки моды, дизайнерские интерьеры, произведения и многое другое, без чего невозможна человеческая жизнь. Если не хватает идей для вдохновения, надо отправиться туда, где их в избытке: картинную галерею, на выставку современного искусства, уникальных предметов. Все зависит от того, чем хочет заняться человек.
  • Игра – наиболее простой и увлекательный способ развития фантазии. В настоящее время среди взрослых и детей популярными становятся различные обучающие игры, суть которых состоит в творческом управлении персонажем или действием: «Имаджинариум», «Загадки да Винчи», «Тетрис» и многие другие.

Игры и творческие занятия помогают воображать и фантазировать

Игры и творческие занятия помогают воображать и фантазировать

У взрослых людей

Не зря говорят, взрослый в душе остается ребенком, поэтому возможно использовать все приемы, которые обычно применяют в отношении детей. Игровая и творческая деятельности могут нести иной смысл, но порадуют взрослых не меньше. Психологические сайты предлагают множество игр на развитие воображения, которые люди могут внести в повседневную жизнь. Причем для игры не нужно выкраивать дополнительное время в плотном рабочем графике. Играть можно по дороге на работу и домой, в автомобильной пробке, на отдыхе, при встрече с друзьями. Наиболее популярны:

  • Друдлы (англ. doodle – каракули, riddle – загадка) – абстрактные изображения, в которых нужно увидеть образы каких-либо предметов. Имея хорошую фантазию, в одной картинке можно рассмотреть несколько изображений. В задании нет правильных и неправильных ответов, главное – оригинальное решение.
  • «Буриме» (фр. bouts-rimés– «рифмованные концы») – литературная игра, главное правило которой – сочинение шуточных четверостиший на заданную тему. Рифмы лучше брать неожиданные и странные, что поможет напрячь мозги, фантазировать, придумывать юморные продолжения. Для начала пригодятся рифмы из любого стихотворения, например, лучами ручьями, снега луга.
  • Хорошо помогает улучшить воображение творческое хобби, например, вязание, шитье кукол, вышивание картин, рисование, плетение из лозы, бисерные картины, пазлы и многое другое. Главное – найти время для любимых занятий, где можно дать волю фантазии.

Человеку необходимо найти время и возможности для работы над улучшением своего воображения

Человеку необходимо найти время и возможности для работы над улучшением своего воображения

У детей и подростков

Для развития воображения у детей хорошо подойдут творческие игровые задания. Главная цель фантазировать на основе составления новых образов из предложенных элементов:

  • В практике часто используется классическое упражнение «Кляксы», которое заинтересует не только малыша, но и ребенка школьного возраста. Никаких особенных подготовок не требуется. Берется лист бумаги, складывается пополам, в середину сгиба наносится каплей жидкая краска. Нужно прогладить сгиб и опять развернуть. Получившиеся кляксы рассмотреть, пофантазировать, что бы это могло быть? Полезно устроить соревнование на самое нестандартное решение.
  • Развитию фантазии способствуют задания на тему «Придумай и дорисуй». В цикл таких упражнений входит прорисовка незавершенных контуров, что полезно для творческого воображения.
  • Хорошо развивают фантазию подвижные игры для любого года жизни, начиная от дошкольного возраста. Особенно полезны они в семьях, где есть разновозрастные дети. Например, старший бросает мяч с каким-либо словом, ребенок должен вернуть со словом, обозначающим новый образ этого же предмета. Чем смешнее новый образ, тем больше интереса к упражнению. Например, ручка писалка, книга читалка, ботинки ходилки, сумка тащилка. Выигрывает тот, кто придумал больше всех смешных образов.
Читайте также:  Купить книгу развитие ребенка от 0 до 3 лет

Простые упражнения для тренировки фантазии

Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:

  • Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
  • Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
  • Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
  • «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
  • Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.

Простые упражнения помогут полету фантазии

Простые упражнения помогут полету фантазии

Развитие воображения для творчества и рисования

Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше шансов заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения. Многие это поняли, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?

Краткий эффективный курс развития творческого воображения:

  • манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
  • следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
  • книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
  • тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
  • коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
  • рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.

Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями

Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями

Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.

Видео

Источник

Марина Фурсова
Творческие игры по рисованию на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста

Основой творчества является деятельность воображения. Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Творческое вображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента).

Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Интересы ребенка проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

Детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

Юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

Зрелость– подчинение воображения уму, интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано. Л. С. Выготский отмечал, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно контролируется ребёнком.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций.

Задача педагогов и родителей, как можно раньше начинать развивать воображение у ребенка.

Читайте также:  Раннее речевое развитие ребенка с дцп

В данной консультации предлагается несколько игр на развитие воображения у дошкольников.

1. На что похожи наши ладошки?

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Три краски.

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Превращение пятнышек краски (техника рисования — монотипия).

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску или несколько цветов красок на середину листа или на половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Цель: развитие творческого воображения. Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Волшебники.

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения. Звучит классическая или красивая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

8. Волшебная мозаика.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

9. Поможем художнику.

Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы. Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

10. Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке (линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

11. Чудесные превращения.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

12. Чудесный лес.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

13. Перевертыши.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста курсовая

14. Сказочное животное (растение).

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

15. Отгадай, что я задумал, и дорисуй.

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

16. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т. д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и т. д.).

17. Волшебное дерево.

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это — одно из главных условий, располагающих к творчеству.

18. Восковая скульптура.

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая – «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».

19. Живая картина.

Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает картинку.

20. Комбинирование.

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

21. Упражнение «Точки».

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

22. Кляксография.

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

23. Кругольники.

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Дать установку ребенку – изображение не повторяется.

24. Превращение клякс (техника раздувания капель краски с помощью коктейльной трубочки).

Цель: развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

25. На что похож круг.

Цель: развитие креативности.

Ребенку дается лист бумаги с изображением контура кругов (от 3 до 10) в зависимости от возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

26. Дорисуй половинку фигуры.

Цель: развитие воображения.

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке, дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.

27. Превращения мыльного пузыря.

Цель: развитие воображения, фантазии, дыхания.

Детям предлагается выдуть из заранее приготовленного цветного мыльного раствора в стаканчике (гуашь + вода + жидкое мыло) пенную «шапку» и отпечатать её на листе бумаги, затем дорисовать, получая изображение какого – либо предмета.

ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Источник