Карта педагогической характеристики личностного развития ребенка
Содержит в себе информацию, которая поможет психологу или учителю дать качественную характеристику личностного развития обучающегося.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карта психологической характеристики
личностного развития подростка.
Ι. Направленность интересов:
- на учебную деятельность;
- на трудовую деятельность;
- на художественно-эстетическую деятельность;
- на достижения в спорте, туризме;
- на отношения между людьми.
ΙΙ. Отношение к делу.
Активность:
- активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным мнением;
- принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое свободное время;
- не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;
- редко принимает участие в общественных делах;
- отказывается от участия в общественных делах.
Трудолюбие:
- любую работу всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо;
- как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить хорошо;
- редко охотно берется за работу;
- чаще всего старается уклониться от любой работы;
- всегда уклоняется от выполнения любого дела.
Ответственность:
- всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;
- в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную работу;
- часто не выполняет в срок ( или выполняет плохо) порученное дело;
- очень редко выполняет порученное дело;
- никогда не доводит до конца порученное дело.
Инициативность:
- выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;
- довольно часто выступает зачинателем нового дела;
- редко сам начинает новое дело;
- почти никогда сам не начинает нового дела;
- никогда не выступает зачинателем нового дела;
Организованность:
- всегда правильно распределяет свою работу по времени и выполняет ее согласно плану;
- в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;
- умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый этап надо отчитываться;
- чаще всего не умеет правильно распределить свою работу по времени;
- не умеет распределять свою работу по времени, тратит время зря.
Любознательность:
- постоянно активно ищет что-то новое в разных областях науки и культуры;
- в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры;
- редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний;
- как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;
- равнодушен к любым новым знаниям.
Аккуратность:
- всегда содержит свои вещи в идеальном порядке: всегда опрятен, подтянут – и за партой, и у доски; бережет общественное имущество, старается привести его в порядок;
- содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты); помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности;
- не проявляет стремления к поддержанию порядка вокруг себя; равнодушен к тем, кто портит общественное имущество;
- часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книг, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его;
- совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
ΙΙΙ. Отношение к людям.
Коллективизм:
- всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку;
- склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам;
- нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично;
- как правило, равнодушен к заботам о других, по своей инициативе никому не помогает;
- считает излишним проявлять заботу о незнакомых людях, живет по принципу «Не лезь не в свое дело».
Честность, правдивость:
- всегда правдив по отношению к родителям, учителям, товарищам;
- почти всегда правдив по отношению к родителям, учителям, товарищам;
- часто говорит неправду ради собственной выгоды;
- почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно;
- склонен всегда говорить неправду.
Справедливость:
- активно борется с тем, что считает несправедливым;
- не всегда борется с тем, что считает несправедливым;
- редко выступает против того, что считает несправедливым;
- не добивается справедливости;
- совершенно равнодушен к несправедливости.
Бескорыстие:
- в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой;
- почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей;
- редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой;
- в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды;
- как правило, руководствуется соображениями собственной выгоды.
Общительность:
- всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;
- как правило, с удовольствием общается с людьми;
- стремится общаться с ограниченным кругом людей;
- предпочитает индивидуальные формы рабаты и отдыха;
- замкнут, необщителен.
Чувство товарищества:
- всегда помогает товарищам в трудной работе и тяжелые минуты жизни;
- как правило, помогает товарищам;
- помогает товарищам, когда его просят;
- очень редко помогает товарищам, если его просят, может отказать в помощи;
- никогда не помогает товарищам.
Отзывчивость:
- всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами;
- искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собой;
- поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает разделить чувства с других людей;
- почти не умеет сочувствовать другим;
- совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него.
Вежливость, тактичность:
- все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;
- почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;
- часто бывает невежлив и нетактичен;
- часто недопустимо резок, груб; нередко затевает ссоры;
- всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
ΙV. Отношение к себе.
Скромность:
- никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг;
- иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих достижениях, достоинствах;
- сам рассказывает о своих достижениях, достоинствах;
- часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем принимал незначительное участие;
- хвастается даже небольшими достижениями, преувеличенными достоинствами.
Уверенность в себе:
- никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать;
- все задания, поручения выполняет самостоятельно; обращается за помощью только в случае необходимости;
- порой выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;
- часто при выполнении заданий просит поддержки у других, даже если сам может справиться;
- постоянно, даже в простых делах нуждается в одобрении и помощи других.
Самокритичность:
- всегда внимательно выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков;
- в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам;
- порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать;
- к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки;
- отвергает любую критику, отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
Умение рассчитывать свои силы:
- всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела, соответствующие своим возможностям не слишком легкие и не слишком трудные;
- как правило, верно соизмеряет свои возможности и трудность задания;
- иногда бывают случаи, ученик плохо соизмеряет свои силы и сложность порученного дела;
- в большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и сложность дела;
- почти никогда не может соизмерять свои силы и трудность задания.
Стремление к успеху, первенству:
- всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого добивается;
- старается быть в числе первых во многих областях, но особенно стремится к достижениям в каком-либо одном деле;
- стремится в чем-то одном добиться признания и успеха;
- очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка»;
- никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
Самоконтроль:
- всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;
- не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки;
- часто поступает необдуманно, рассчитывает на «везение»;
- почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует свои действия;
- постоянно поступает необдуманно, в расчете на везение.
V. Волевые качества.
Смелость:
- всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее;
- часто вступает в борьбу, даже если противник сильнее;
- не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее себя;
- в большинстве случаев отступает перед силой;
- всегда отступает перед силой, трусит.
Решительность:
- всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение;
- часто без колебаний принимает ответственное решение;
- иногда колеблется перед ответственным решением;
- редко решается принимать какое-либо ответственное решение.
Настойчивость:
- всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются дополнительные усилия, не отступает перед трудностями;
- как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности;
- доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуются кратковременные усилия;
- очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;
- столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
Самообладание:
- всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления;
- как правило, умеет справиться со своими эмоциями;
- порой не умеет справиться со своими эмоциями;
- часто не может подавить нежелательные эмоции;
- плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и пр.
VΙ. Положение ребенка в детском коллективе.
Авторитет в классе:
- пользуется безусловным авторитетом практически среди всех своих одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела;
- пользуется авторитетом среди большинства одноклассников;
- пользуется авторитетом только у части одноклассников;
- пользуется авторитетом у отдельных учащихся;
- в классе авторитетом не пользуется.
Симпатии:
- является любимцем класса, ему прощают отдельные недостатки;
- одноклассники относятся к нему с симпатией;
- пользуется симпатией только у части одноклассников;
- пользуется симпатией только у отдельных ребят;
- в классе его не любят.
Авторитет во внешкольных объединениях:
- является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания);
- пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения;
- пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений;
- является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется;
- не является членом внешкольного объединения.
Проявления агрессии:
- использует физическую силу против сверстников и других лиц (постоянно, ситуативно, редко);
- характеризуется взрывами ярости, что проявляется в крике, топании ногами и пр. (постоянно, ситуативно, редко);
- злобно шутит, зло сплетничает (постоянно, ситуативно, редко);
- при малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость (постоянно, ситуативно, редко);
- агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы) (постоянно, ситуативно, редко).
Особенности психических процессов и эмоций.
Внимание.
- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает. - Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности. - Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке. - Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. - Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.
Память.
- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала. - При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно. - Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
Мышление.
- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
- Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает. - В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
Эмоциональная реактивность.
- Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм. - Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко. - Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
Общий эмоциональный тонус.
- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела. - Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
- Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная уравновешенность.
- Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
- Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
- Эмоционально уравновешен.
- Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
- Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник
Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК
Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________
Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.
Личностно-характерологические, типологические особенности:
Активный, подвижный – инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Коммуникативные навыки:
1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны
3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.
Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________
Общая осведомленность
Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Моторика
а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________
Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
Особенности восприятия
а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________
Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.
Особенности внимания
а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти
(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________
Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную
мысль содержания.
Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).
Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности мышления
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.
3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
Основные трудности, отмечаемые в общении
а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________
Речевое развитие
а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________
Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий). Речь эмоциональна или монотонная.
Социально-бытовые навыки
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________
Ориентировка в пространстве и времени
а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________
Отношение к занятиям, деятельность
а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
Темп деятельности
а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.
Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых
Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.
Поведенческие нарушения.
Трудности социализации. и т. д.).
Педагог-психолог ________________________________
Дата заполнения ______ 20_______ года
Источник