Карта педагогической характеристики личностного развития ребенка

Карта педагогической характеристики личностного развития ребенка thumbnail

Веренкова Елена Олеговна

Содержит в себе информацию, которая поможет психологу или учителю дать качественную характеристику личностного развития обучающегося.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Карта психологической характеристики

личностного развития подростка.

Ι. Направленность интересов:

  • на учебную деятельность;
  • на трудовую деятельность;
  • на художественно-эстетическую деятельность;
  • на достижения в спорте, туризме;
  • на отношения между людьми.

ΙΙ. Отношение к делу.

Активность:

  • активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным мнением;
  • принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это свое свободное время;
  • не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет;
  • редко принимает участие в общественных делах;
  • отказывается от участия в общественных делах.

Трудолюбие:

  • любую работу всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо;
  • как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить хорошо;
  • редко охотно берется за работу;
  • чаще всего старается уклониться от любой работы;
  • всегда уклоняется от выполнения любого дела.

Ответственность:

  • всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;
  • в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную работу;
  • часто не выполняет в срок ( или выполняет плохо) порученное дело;
  • очень редко выполняет порученное дело;
  • никогда не доводит до конца порученное дело.

Инициативность:

  • выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;
  • довольно часто выступает зачинателем нового дела;
  • редко сам начинает новое дело;
  • почти никогда сам не начинает нового дела;
  • никогда не выступает зачинателем нового дела;

Организованность:

  • всегда правильно распределяет свою работу по времени и выполняет ее согласно плану;
  • в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;
  • умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый этап надо отчитываться;
  • чаще всего не умеет правильно распределить свою работу по времени;
  • не умеет распределять свою работу по времени, тратит время зря.

Любознательность:

  • постоянно активно ищет что-то новое в разных областях науки и культуры;
  • в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры;
  • редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний;
  • как правило, не проявляет заинтересованности  в приобретении новых знаний;
  • равнодушен к любым новым знаниям.

Аккуратность:

  • всегда содержит свои вещи в идеальном порядке: всегда опрятен, подтянут – и за партой, и у доски; бережет общественное имущество, старается привести его в порядок;
  • содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты); помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности;
  • не проявляет стремления к поддержанию порядка вокруг себя; равнодушен к тем, кто портит общественное имущество;
  • часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книг, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его;
  • совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

ΙΙΙ. Отношение к людям.

Коллективизм:

  • всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку;
  • склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам;
  • нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично;
  • как правило, равнодушен к заботам о других, по своей инициативе никому не помогает;
  • считает излишним проявлять заботу о незнакомых людях, живет по принципу «Не лезь не в свое дело».

Честность, правдивость:

  • всегда правдив по отношению к родителям, учителям, товарищам;
  • почти всегда правдив по отношению к родителям, учителям, товарищам;
  • часто говорит неправду ради собственной выгоды;
  • почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно;
  • склонен всегда говорить неправду.

Справедливость:

  • активно борется с тем, что считает несправедливым;
  • не всегда борется с тем, что считает несправедливым;
  • редко выступает против того, что считает несправедливым;
  • не добивается справедливости;
  • совершенно равнодушен к несправедливости.

Бескорыстие:

  • в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой;
  • почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей;
  • редко руководствуется в своих поступках  соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой;
  • в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды;
  • как правило, руководствуется соображениями собственной выгоды.

Общительность:

  • всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;
  • как правило, с удовольствием общается с людьми;
  • стремится общаться с ограниченным кругом людей;
  • предпочитает индивидуальные формы рабаты и отдыха;
  • замкнут, необщителен.

Чувство товарищества:

  • всегда помогает товарищам в трудной работе и тяжелые минуты жизни;
  • как правило, помогает товарищам;
  • помогает товарищам, когда его просят;
  • очень редко помогает товарищам, если его просят, может отказать в помощи;
  • никогда не помогает товарищам.

Отзывчивость:

  • всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами;
  • искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собой;
  • поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает разделить чувства с других людей;
  • почти не умеет сочувствовать другим;
  • совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него.

Вежливость, тактичность:

  • все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;
  • почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;
  • часто бывает невежлив и нетактичен;
  • часто недопустимо резок, груб; нередко затевает ссоры;
  • всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

ΙV. Отношение к себе.

Скромность:

  • никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг;
  • иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих достижениях, достоинствах;
  • сам рассказывает о своих достижениях, достоинствах;
  • часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем принимал незначительное участие;
  • хвастается даже небольшими достижениями, преувеличенными достоинствами.

Уверенность в себе:

  • никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать;
  • все задания, поручения выполняет самостоятельно; обращается за помощью только в случае необходимости;
  • порой выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;
  • часто при выполнении заданий просит поддержки у других, даже если сам может справиться;
  • постоянно, даже в простых делах нуждается в одобрении и помощи других.

Самокритичность:

  • всегда внимательно выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков;
  • в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам;
  • порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать;
  • к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки;
  • отвергает любую критику, отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

Умение рассчитывать свои силы:

  • всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела, соответствующие своим возможностям не слишком легкие и не слишком трудные;
  • как правило, верно соизмеряет свои возможности и трудность задания;
  • иногда бывают случаи, ученик плохо соизмеряет свои силы и сложность порученного дела;
  • в большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и сложность дела;
  • почти никогда не может соизмерять свои силы и трудность задания.

Стремление к успеху, первенству:

  • всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого добивается;
  • старается быть в числе первых во многих областях, но особенно стремится к достижениям в каком-либо одном деле;
  • стремится в чем-то одном добиться признания и успеха;
  • очень редко стремится  к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка»;
  • никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

Самоконтроль:

  • всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;
  • не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки;
  • часто поступает необдуманно, рассчитывает на «везение»;
  • почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует свои действия;
  • постоянно поступает необдуманно, в расчете на везение.

V. Волевые качества.

Смелость:

  • всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее;
  • часто вступает в борьбу, даже если противник сильнее;
  • не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее себя;
  • в большинстве случаев отступает перед силой;
  • всегда отступает перед силой, трусит.

Решительность:

  • всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение;
  • часто без колебаний принимает ответственное решение;
  • иногда колеблется перед ответственным решением;
  • редко решается принимать какое-либо ответственное решение.

Настойчивость:

  • всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются дополнительные усилия, не отступает перед трудностями;
  • как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности;
  • доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуются кратковременные усилия;
  • очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;
  • столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

Самообладание:

  • всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления;
  • как правило, умеет справиться со своими эмоциями;
  • порой не умеет справиться со своими эмоциями;
  • часто не может подавить нежелательные эмоции;
  • плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и пр.

VΙ. Положение ребенка в детском коллективе.

Авторитет в классе:

  • пользуется безусловным авторитетом практически среди всех своих одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела;
  • пользуется авторитетом среди большинства одноклассников;
  • пользуется авторитетом только у части одноклассников;
  • пользуется авторитетом у отдельных учащихся;
  • в классе авторитетом не пользуется.

Симпатии:

  • является любимцем класса, ему прощают отдельные недостатки;
  • одноклассники относятся к нему с симпатией;
  • пользуется симпатией только у части одноклассников;
  • пользуется симпатией только у отдельных ребят;
  • в классе его не любят.

Авторитет во внешкольных объединениях:

  • является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортшкола, музшкола, клуб, дворовая компания);
  • пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения;
  • пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений;
  • является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется;
  • не является членом внешкольного объединения.

Проявления агрессии:

  • использует физическую силу против сверстников и других лиц (постоянно, ситуативно, редко);
  • характеризуется взрывами ярости, что проявляется в крике, топании ногами и пр. (постоянно, ситуативно, редко);
  • злобно шутит, зло сплетничает (постоянно, ситуативно, редко);
  • при малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость (постоянно, ситуативно, редко);
  • агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики (без применения физической силы) (постоянно, ситуативно, редко).

Особенности психических процессов и эмоций.

Внимание.

  • Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
    отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
  • Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
    ошибки из-за невнимательности.
  • Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
    ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
  • Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
    Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
  • Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
    невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

  • При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
  • При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
  • Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
    посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
    материала.
  • При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
    смысл излагает точно.
  • Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

  • Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
  • Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.  
  • Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
    темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
  • В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
  • Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
    при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.

  • Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
    взволновать рассказ, кинофильм.
  • Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
    взволновать глубоко.
  • Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
    Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.        

Общий эмоциональный тонус.

  • Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
    берется за все дела.
  • Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
  • Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
  • В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
  • Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.

  • Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
  • Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
  • Эмоционально уравновешен.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
  • Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт,  имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики,  общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается  несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.  Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не  устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________

Речевое развитие

а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий).  Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены.  Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

Источник