Индивидуальная развития ребенка психологом и логопедом в до

Индивидуальная развития ребенка психологом и логопедом в до thumbnail

Ирина Владимировна Пуляевская
Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ)

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Кроме детей с речевыми нарушениями в настоящее время в ДОУ выделяются следующие категории детей:

-ЗПРР- нарушение психо-речевого развития;

-с нарушениями интеллектуального развития;

-с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Значительную группу представляют дети с не резко выраженными, а трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, эмоциональной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Включение в образовательный процесс детей с ОВЗ с применением старых подходов к их образованию и воспитанию не являются достаточно эффективными.

в нашем ДОУ родители, специалисты и другие участники педагогического процесса работают в тесном сотрудничестве с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ)

(разработка коррекционного маршрута)

Целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Индивидуальная развития ребенка психологом и логопедом в до

(педагог-психолог развивает моторику,с учетом лексической темы)

Принципы взаимодействия:

— Системность

— Комплексность

— Соответствие возрастным индивидуальным возможностям

— Адекватность требований и нагрузок

— Постепенность и системность

— Индивидуализация темпа работ

Задачи работы учителя-логопеда

Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи и определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

Развитие мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Обогащение словарного запаса.

Задачи работы педагога-психолога

Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Совершенствование мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

Активизация отработанной лексики.

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

Организационный этап

(сентябрь — октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

(ноябрь — февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.

Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный

(март — май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы.

По результатам диагностики, с которой знакомим педагогов, совместно с педагогами ДОУ мы разрабатываем индивидуальные коррекционные маршруты для тех детей, которые с трудом усваивают (не усваивают) общеобразовательную программу. Единый индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на оперативном совещании ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, с ним знакомятся родители воспитанников.

Единый индивидуальный маршрут разрабатывается на квартал, после чего на вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В апреле на итоговом заседании ПМПс подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы. Благодаря коррекционным маршрутам все участники коррекционного процесса имеют возможность осуществлять комплексный подход в воспитании и образовании детей с ОВЗ.

Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их.

Индивидуальная развития ребенка психологом и логопедом в до

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

• несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

• нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

• речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие звуковой стороны речи.

• Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

• Формирование связной речи.

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка ярославль

• Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Индивидуальная развития ребенка психологом и логопедом в до

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

• Развитие и коррекция высших психических функций.

• Активизация познавательной деятельности.

• Развитие эмоционально-волевой сферы.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм м и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Источник

«ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ»

Великжанина К.Г.

Учитель — логопед,

МКДОУ № 459

г. Новосибирск

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере, число которых увеличивается с каждым годом. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу следует подключать и других специалистов. Кто как ни педагог-психолог может стать достойным партнером в преодолении речевых нарушений у детей логопатов.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя –логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и не речевых психических процессов и функций.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

· несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

· нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

· речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

· Развитие звуковой стороны речи.

· Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

· Формирование связной речи.

· Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

· Развитие и коррекция высших психических функций.

. Активизация познавательной деятельности.

. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

. Развитие памяти, внимания, мышления.

. Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

. Активизация отработанной лексики.

Считаю, что сотрудничество должно начинаться еще на начальном этапе, как только логопед и психолог изучили медицинские карты детей на момент комплектование логопедических групп.

На основании данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк. Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций: «охранной» (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку) и диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно). Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, можно получить полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения.

После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить маршрут индивидуального развития каждого ребёнка.

Важным этапом работы является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог.

Например, обоснованным является систематизация заданий на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука.

В качестве примера приведу задания из картотеки, подобранные для автоматизации звука [Л]. Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание: повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее. Пример: сокол, щегол, лук, соловей. Лишний лук, потому что это — овощ, а всё остальное — птицы. «Лось, лошадь, ландыш, буйвол». «Лодка, полочка, стол, стул». «Салат, мел, шоколад, калач». «Пилот, водолаз, лампа, велосипедист».

Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений. Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова перепутаны, и исправить ошибки, выделяя звук Л: «На гладиолусах появилась клумба». «Елка ходила около лося». «Белое небо плыло по голубому облаку». «Салат торчал из ложки». «Лошадь скакала на всаднике». «Слон нарисовал художника» и др.

Также, в рамках занятия по развитию связной речи, логопед предлагает составить рассказ по серии сюжетных картинок, а психолог предлагает самим детям придумать окончание рассказа, приследуя тем самым свою цель по развитию воображения, образного мышления и т.д.

Таким образом, можно выделить такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

Читайте также:  Социальные условия развития для ребенка

– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет решать ряд задач:

— Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и коррекционном планах;

— Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

— Обновление форм и содержания коррекционной работы с детьми;

— Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

Источник

Светлана Сухорученко
Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис»

Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя- логопеда и педагога-психолога

ИРИС

(Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем)

Подготовила: учитель-логопед

Сухорученко С. А.

Хабаровск 2017.

Актуальность

«Федеральные Государственные стандарты к основной образовательной программе» учитывают, что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребёнка-дошкольника: физическое, социально-коммуникативное, художественно — эстетическое, а так же познавательно и речевое.

Именно на познавательно-речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов, так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере. Дисгармоничный характер развития детей данной категории определяет необходимость целенаправленного изучения состояния не только их речевой сферы, но и когнитивных функций. Выявления соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта, а также коррекции данных нарушений развития, требуют выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-логопедических задач.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»

Л. С. Выготский

То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционной помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя- логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

С этой целью нами была создана Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя- логопеда и педагога-психолога

ИРИС

(Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем) для коррекционных групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Цель программы: коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно – развивающей помощи.

Задачи работы специалистов

Задачи работы логопеда Задачи работы психолога

Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:

Системность. Развитие ребенка — процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка — комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

Адекватность требований и нагрузок.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Читайте также:  Диагностический альбом для развития познавательной деятельности ребенка

Индивидуализация темпа работ — переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Модель реализации взаимодействия педагога-психолога и

учителя- логопеда:

• Диагностика — определение тех сторон развития ребенка, которые требуют особого внимания. Диагностика в ходе нашей работы приобрела основные составляющие: определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.

Коррекционно-развивающая работа. На основе комплексной диагностики формируется интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий;

• Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам создания дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции и развития.

• Просветительская работа. Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.

• Мониторинг. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Педагогическая ценность программы

Представленная программа взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога позволяет, во – первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально -психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во – вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в – третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Главную роль, конечно, играет семья — ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.

Список литературы.

1. Арефьева З. А., Подобед С. О. организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

3. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

4. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

5. Подобед С. О. Детский сад: или – как им управлять. Красноярск, 2003

6. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.

8. Трошин О. В., Жулин Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005.

9. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

План работы психолого-логопедической службы

СРОКИ ТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь Диагностика Диагностика

развития познавательных процессов, развитие речи Проведение «круглого стола» по итогам диагностики. Составление коррекционно-тематического плана работы. Итоги диагностики и задачи на учебный год. Индивидуальные консультации.

Октябрь Развитие восприятия Коррекционно-развивающие занятия по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Составление картотеки игр для детей по развитию восприятия Консультация «Игровые приемы для развития восприятия»

Буклет «Игры для развития восприятия»

Ноябрь Развиваем пространственные представления Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Консультация «Формирование восприятия отношений между предметами и их группами в игре» Мастер-класс «Игры и упражнения на развитие пространствен-ных представлений»

Открытое интегрированное НОД с детьми ТНР «Индейцы».

Декабрь Память Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Консультация «Как учить стихи играючи»

Папка-передвижка «Развиваем память. Это не сложно»

Буклет «Игры на развитие памяти»

Январь Внимание Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Консультация по теме «Развитие у детей памяти и внимания. В какие игры можно поиграть» Консультация «Развитие внимания»

Буклет «Играем вместе с нами!»

интегрированное НОД с детьми ТНР «Следопыты».

Февраль Мышление

(словесно-логическое) Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Семинар –практикум «Развитие логического мышления дошкольников»

Консультация

«Развитие словесно-логического мышления у детей.

Папка-передвижка «Учим детей разгадывать загадки»

Март Развитие эмоциональной сферы

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Открытое интегрированное НОД с детьми ТНР «Весна».

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду». Составление картотеки игр на развитие эмоционального благополучия ребенка. Консультация

«Эмоциональное развитие детей и режим дня»

Апрель

Воображение Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски. Открытое интегрированное НОД «Космос» с детьми ТНР

Составление картотеки игра и упражнений «Фантазёр» на развитие воображения. Консультация «Как развивать воображение у ребенка 5-6 лет»

Май Диагностика Диагностика

развития познавательных процессов, развитие речи Проведение «круглого стола» по итогам диагностики Итоги диагностики, рекомендации. Индивидуальные консультации.

Источник