Какое значение для развития ребенка имеют белки жиры углеводы

1.        Какое значение для развития ребенка имеют белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и вода?

Питание подрастающего поколения заслуживает пристального внимания со стороны родителей и педагогов. При неполноценном и несбалансированном питании невозможно обеспечить здоровое состояние головного мозга, сердца, органов дыхания и костно-мышечной системы.

Для достижения высокой психической и двигательной активности малыша в режиме питания должны преобладать продукты, снабжающие организм достаточно количеством энергии. В ежедневном рационе питания должны присутствовать питательные вещества всех типов, а именно: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и вода.

Белок – это один самых важных питательных веществ, необходимых для здорового функционирования всех систем в организме ребенка. Это строительный материал, без которого невозможно полноценное развитие костно-мышечной системы, зубов, волос и ногтей. Универсальным поставщиком белка считаются мясные продукты, рыба, яйца, молоко, бобовые, крупы, хлеб и овощи. Низкое потребление белковой пищи задерживает нормальное развитие и рост, снижает иммунную защиту организма, а также повышает восприимчивость ко многим инфекционно-воспалительным заболеваниям. В суточном рационе каждого ребенка должны быть белковые продукты!

Для того, чтобы белок правильно и быстро усваивался тканями и клетками подрастающего организма, необходимо придерживаться точного соотношения при сочетании с питательными веществами других типов. Наиболее оптимальным сочетанием считается употребление 1 г белка с 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры оказывают благоприятное влияние на состояние кожи и эластичность мышц. Однако, лучше отдать предпочтение растительным жирам, которые в универсальных пропорциях содержатся в овощах, фруктах, бобовых и яйцах. Особенно полезным для ребенка 3-7 лет считаются жиры, входящих в состав орехов и сухофруктов. Высокое содержание жиров можно обнаружить в растительном и сливочном масле, в твороге, сметане, в рыбных и мясных продуктах. Но употреблять такие продукты в больших количествах не рекомендуется, так как это может привести к нарушению обмена веществ и быстрому набору веса у ребенка.

Углеводы дают подрастающему поколению энергию и силы, необходимые для нормального восприятия любых умственных и физических нагрузок, с которым сопряжены школьные года. Большое количество углеводов содержится в сахаре, сладких фруктах, молочных продуктах, хлебе, крупах и кондитерских изделиях. Углеводы особенно необходимы детям, которые занимаются активными физическими упражнениями.

Минеральные соли и микроэлементы.

Организм ребенка в период своего активного развития испытывает острую необходимость в микроэлементах и минеральных солях. Они играют роль важного строительного материала, который участвует в формировании органов, систем органов, тканей и клеток. Более того, минеральные соли принимают активное участие в водном обмене и выступают в качестве регулятора ферментной активности в организме.

Минералы подразделяются на 2 группы: минеральные соли (калий, кальций, натрий, магний, фосфор, сульфаты, хлориды и прочие элементы) и микроэлементы (медь, цинк, железо, хром, йод, фтор, селен и марганец). Общая масса минеральных солей в организме составляет до 1000 г. Содержание микроэлементов не должно превышать нескольких сотен мг.

Вода. 

У дошкольников электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса.

 Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости.

Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

2.        Почему для питания ребенка обязательны витамины?

Пища, в которой имеется достаточно белков, жиров, углеводов и минеральных веществ, не будет полноценной для ребенка, если она не содержит витаминов. Потребность в витаминах в период роста особенно велика. Витамины являются важной составляющей, необходимой для нормального функционирования детского организма. Они играют роль универсального природного регулятора биохимических и физиологических процессов, обеспечивающих нормальную работу всех органов и систем в организме.

Витамины делят на две группы: растворимые в воде (водорастворимые) и растворимые в жирах (жиро¬растворимые) . К водорастворимым витаминам относятся аскорбино¬вая кислота, тиамин, рибофлавин, ниацин, пиридоксин, цианокобаламин, фолиевая и пантотеновая кислоты, биотин.. К жирорастворимым витаминам относятся ретинол, эргокальциферол, токоферол.

Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.

 Дефицит витаминов может вызвать ряд нежелательных осложнений, к числу которых относятся: замедленный рост, ослабленный иммунитет, выпадение волос, высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям, повышенная нервная возбудимость, упадок сил, быстрая утомляемость, низкая физическая активность, нарушение сна и т.д. Именно поэтому так важно обеспечить полноценный контроль над оптимальным содержанием витаминов в ежедневном рационе детей.

В некоторых случаях ребенок нуждается в повышенном употреблении витаминов и продуктов, в состав которых они входят:

  • во время активного роста;
  • при неблагоприятной климатической и экологической ситуации;
  • при повышенных физических нагрузках;
  • в период сильных стрессов и умственных нагрузок;
  • при воспалительно-инфекционных процессах в организме;
  • при наличии внутренних заболеваниях.

         Потребность детей дошкольного возраста в витаминах мало отличается от таковой школьников и взрослых людей. Она также зависит от питания, климатических условий и работы.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в старшей группе по фгос

Однако нужно помнить, что некоторые витамины при хранении и кулинарной обработке разрушаются. Особенно неустойчив при длительном хранении и тепловой обработке витамин С. Поэтому в зимний и зимне-весенний период, когда овощи беднее витамином С, когда отмечается недостаток в свежей зелени и фруктах, следует употреблять настой шиповника, концентраты и препараты витамина С, выпускаемые пищевой промышленностью.

При правильно построенном питании можно обеспечить ребенка всеми необходимыми витаминами.

Источник

Питание является основным фактором, определяющим жизнедеятельность организма ребенка, его нормальное развитие и состояние здоровья. Питание также формирует развитие интеллекта и центральной нервной системы. Правильное (рациональное) питание детей и подростков обеспечивает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Детский организм отличается от взрослого бурным развитием, ростом, высокими показателями окислительно-восстановительных процессов, положительным азотистым балансом, высокими энерготратами. Для обеспечения таких функций организму необходимо постоянно получать пищевые вещества определенного количества и качества. Невыполнение этих условий ведет к отставанию роста и развития детей, к возникновению различных заболеваний. При составлении рационального питания для детей и подростков следует руководствоваться «Физиологическими нормами потребностей в основных пищевых веществах, витаминах и минеральных веществах и энергии для детского населения», утвержденными в 1991 г. Все особенности питания детей и подростков вызывают необходимость тщательного подбора пищевых продуктов, их соотношения, способов кулинарной обработки и т.д.

Все детское население делится на 11 возрастных групп: три возрастные группы от 0 до 12 месяцев включительно, далее с одного года до 18 лет — восемь групп. В действующих нормативах выделяется группа шестилетних детей (школьников), а начиная с 11 лет, группы делятся и по половому признаку, т.е. девочки 11 — 13 лет, мальчики 11 — 13 лет, девушки 14-17 лет, юноши 14-17 лет. Физиологические потребности в основных пищевых веществах, витаминах, минеральных веществах, энергии для детей с одного года и подростков представлены в табл. 1.

Белки, являясь основным пластическим строительным материалом, необходимы не только для возмещения белковых затрат, но и для формирования новых клеток для роста и развития. При недостатке белка в питании детей возникает азотистое равновесие (у ребенка должен быть положительный азотистый баланс), которое приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, снижению защитных сил организма. Особую роль в питании детей приобретают белки животного происхождения, которые содержат полный набор незаменимых кислот. Среди них такие, как лизин, триптофан, метионин. При недостатке в рационе триптофана и лизина наблюдается отставание в росте, недостаточность лизина приводит к нарушению процессов костеобразования и кроветворения, при дефиците метионина изменяется углеводный обмен у детей. Включение в рацион ребенка мяса, рыбы, яиц, творога позволяет обеспечить в полной мере организм незаменимыми аминокислотами. Молоко является необходимым продуктом для детей всех возрастных групп детского населения, особенно первых лет жизни. Молоко и молочные продукты — хороший источник белка и кальция, идущих на построение костной ткани. Как известно, кальций плохо усваивается в организме, но у детей первых лет жизни в желудке вырабатывается фермент химозин, который переводит белок молока — казеин в легкоусвояемый казеинат.

Жиры являются основным компонентом пищи. В детском возрасте они возмещают энергетические траты организма и поддерживают иммунитет ребенка. Жиры являются источниками витаминов А и D, которые поступают в организм только в составе жиров, эти витамины имеют большое значение для роста и развития ребенка. В рацион детей необходимо включать жиры животного происхождения и растительные жиры. Доля жиров растительного происхождения у детей ниже, чем у взрослых, она составляет 15-20% (у взрослых 30%). Жиры растительного происхождения служат источником полиненасыщенных жирных кислот, а также витамина Е и лецитина. Для детей младшего возраста рекомендуется включать рафинированные растительные масла без тепловой обработки. Из жиров животного происхождения предпочтение отдается сливочному маслу, в состав которого входят витамины А и D. Масло имеет хорошие органолептические свойства, легко усваивается. Тугоплавкие жиры и маргарины в питание детей включать не рекомендуется. Превышение доли жира в рационе детей может привести к увеличению массы тела, ожирению. Этому может способствовать и низкая физическая активность, если дети много времени проводят у экрана телевизора или компьютера.

Углеводы в организме детей и подростков выполняют в основном энергетическую функцию. Избыточное содержание углеводов, особенно простых, приводит к увеличению массы тела, пастозности (рыхлости) жировой и мышечной ткани. Такие дети чаще болеют простудными заболеваниями, нередко с осложнениями. Избыточное содержание сахара в пище приводит также к кариесу зубов, усилению гнилостных процессов в кишечнике, повышению сахара в крови. Наиболее рекомендуемым углеводом в питании детей является молочный сахар — лактоза. Наряду с молоком полезно включать кисломолочные напитки (кефир, простоквашу и др.), что способствует развитию молочнокислых бактерий, подавляющих в кишечнике рост гнилостной микрофлоры. Полезна в питании детей и фруктоза, которая не повышает содержание сахара в крови и не участвует в образовании кариеса зубов, она также необходима для тонуса нервной системы. Содержится фруктоза в ягодах и пчелином меде. В питание детей и подростков входят и сложные углеводы, в первую очередь крахмал, который является водорастворимым и при расщеплении образует глюкозу. Детям, больным сахарным диабетом, необходимо ограничить крахмал. Источниками крахмала являются бобовые, крупы и хлебобулочные изделия, а также картофель. Следует в рацион включать и пектиновые вещества (пектин), они нормализуют кишечную микрофлору, адсорбируют в кишечнике токсические вещества, например свинец. Пектин содержится в яблоках, грушах, персиках, абрикосах, сливе, вишне, черной и красной смородине, а также в свекле, моркови, редисе и т.д.

Читайте также:  Развитие личности ребенка средствами музыкального искусства

Источник

Для нормальной жизнедеятельности организмом должен получать достаточное количество пит. веществ, котр. соответствуют уровню обменных процессов. В организме пит. в-варасщепляются : белки – аминокислоты; жиры- глицерин и жирные кислоты ; углеводы – моносахариды.

Белки. При недостаточном поступление белка наблюдается отставание роста ребенка, задержка псих. развития, снижается устойчивость к инфекциям, развивается анемия, наруш. образование гормонов, витаминов, ферментов.

При избытке: наруш. работа почек, повыш. предоспаложеность к аллергическим заболеваниям.

Суточная норма

1-3 года- 53 гр. белка; 3-5 лет- 65 гр. 5-7 лет- 70 гр.

Полноценные белками животного происхождения это мясо, яйцо,молоко, сыр, творог. Растительного :бобовые, картофель, пшеница, крупы.

Жиры. Отрицательно влияют на организм ,наруш. усвоение белка, наруш. деятельность внутренних систем и органов. При недостатке замедляется рост развития, снижается сопротивляемость к инфекциям, появляется воспалительные изменения на коже. Происходит нарушение желудочно-кишечного тракта.

Суточная норма

1-3 года-53 гр. жиров; 3-5 лет- 65 гр. 5-7 лет- 70 гр.

Углеводы— органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они входят в состав продуктов растительного происхождения — овощей, фруктов, ягод, злаков — в виде сахарозы, фруктозы, глюкозы, галактозы, крахмала и клетчатки. В организме человека и животных углеводы встречаются в виде животного крахмала — гликогена.

Являются одним из главных источников энергии. Способствуют норм. переваренною и усвоению жиров и белков. Они богаты клетчаткой и способны передвижению пищевых масс по кишечнику.

При недостаточном поступление углеводов с пищей наруш. усвоение белков и жиров. Ухудшается пищеварение.

При избытке :усиленное образование жиров, понижается сопротивляемость детского организма, способствует появлений аллергических реакций.

Суточная норма

1-3 года-210гр. углеводов; 3-5 лет- 270гр . 5-7 лет- 290 гр.

50. Гигиенические требования к организации питания детей в дошкольных учреждениях.Правильно организованное питание детей преддошкольного и дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:

• правильная организация режима питания;

• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;

• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);

• использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;

• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;

• осуществление ежедневного контроля за выполнением всех санитарно-гигиенических требований;

• учет (насколько это возможно в ДОУ) индивидуальных особенностей детей.

В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе с медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед 35 %, полдник — 15—20%, ужин— 25%.

Врач или заведующий ДОУ присутствует при закладке основных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных качеств, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.

Перед едой дошкольники отправляются в туалетную мыть руки.

В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, — небольших размеров, эстетичной (лучше одинаковых формы и цвета, хотя бы для каждого стола).

Готовую пищу надо раздавать сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения непосредственно перед раздачей.

Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70°С, вторые — не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) — от 10 до 15 °С. Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).

Читайте также:  Программа развитие познавательной сферы для ребенка 6 лет



Источник

Питание должно полностью удовлетворять потребности детского организма в пластических и энергетических материалах. Нарушение соотношения питательных веществ отрицательно сказывается на физическом и нервно-психическом развитии детей. Узнайте о рекомендуемом соотношении белков, жиров и углеводов в детском питании в зависимости от возраста ребёнка…

Белки, жиры и углеводы в детском питании

Белки

Белки имеют важное значение для ребёнка раннего возраста, являясь основным строительным материалом для клеток и тканей организма. Они входят в состав всех жизненно важных соединений — ферментов, гормонов, антител и др.

Недостаточное потребление белка с пищей может приводить к замедлению процессов роста и нарастания массы тела, снижению иммунитета, нарушению нервно-психического развития, кроветворения и другим расстройствам. Для детей раннего возраста важно не только количество белка в питании, но и его качество, которое определяется составом входящих в него аминокислот.

Особую ценность составляют незаменимые аминокислоты, которые не синтезируются в организме ребёнка, а поступают только с пищей. Основными источниками незаменимых аминокислот являются белки животного происхождения (молоко и молочные продукты, мясо, яйца, рыба). Для детей в возрасте от 1 до 3 лет процент необходимого содержания животных белков составляет 70%.

Однако не только недостаточное количество белка, но и его избыток в питании может приводить к серьезным сдвигам, повышая в будущем риск развития ожирения, сахарного диабета и артериальной гипертензии. Итак, избыток белка в питании связан с ускоренным ростом и риском развития ожирения, создает повышенную нагрузку на почки ребенка, повышает риск развития аллергических заболеваний.

Интересным является доказанный факт, что потребление белка мясных продуктов не ассоциируется с увеличением накопления жировой ткани. Именно повышенное потребление молочного белка связано с накоплением жировой ткани. Каким образом избыток белка в детском питании может влиять на развитие ожирения в будущем? Если ребенок получает больше белка, чем требуется, то в крови накапливаются «неиспользованные» аминокислоты. Среди них есть так называемые «инсулиногенные». Именно избыток этих аминокислот способствует повышению уровня инсулина в крови и, как следствие, к образованию большего количества жировых клеток.

Грудное молоко содержит идеальный для ребенка белок, как по количеству (9-12 г/л), так и по качеству. Поэтому сохранение грудного вскармливания является крайне важным фактором для формирования долговременного здоровья.

Важно!

Потребность в белках составляет 36 г/сутки для детей в возрасте от 1 до 2 лет, 42 г/сутки для детей в возрасте от 2 до 3 лет.

Совет

Не нужно спешить вводить в рацион ребенка коровье молоко, поскольку содержание белка в нем в 3 раза превышает потребности его организма. Для детей до 3х лет следует отдавать предпочтение специальным адаптированным продуктам.

Жиры

Жиры также, как и белки, имеют большое значение для детского организма, являясь строительным материалом для каркаса клеток, служат основным источником энергии и жирорастворимых витаминов (А, Д, Е, К), принимают участие в иммунных реакциях.

В питании детей раннего возраста используются молочные и растительные жиры. Молочный жир легко усваивается, содержит витамины (А, Д), каротин, холин, холестерин. Растительные жиры являются источником полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), которые в организме не синтезируются и поступают только с пищей, а также витамина Е. ПНЖК участвуют в формировании нервной системы, органа зрения, оказывают иммуномодулирующее действие.

Важно!

Доля растительных жиров должна составлять в рационе не менее 25-30% от общего количества жиров. Потребность в жирах составляет 40 г/сутки для детей в возрасте от 1 до 2 лет, 47 г/сутки для детей в возрасте от 2 до 3 лет.

Углеводы

Углеводы, также как белки и жиры, являются основными компонентами пищи. Одной из основных функций углеводов является обеспечение организма энергией. Вклад углеводов в энергетическую ценность рациона составляет 55-58%.

Существует три типа углеводов: сахара, крахмалы и пищевые волокна. Углеводы могут усваиваться только в виде моносахаров, для этого в организме существуют специальные ферменты, расщепляющие углеводы до такого состояния. В случае если фермента нет, или он недостаточно активен, углеводы не усваиваются. Проявлением такого состояния может быть избыточное газообразование, жидкий стул или запор и пр. У детей первого года жизни основным углеводом является лактоза (молочный сахар), содержащаяся в грудном молоке.

Физиологическая незрелость ребенка, заболевания, связанные с нарушением функции желудочно-кишечного тракта, могут проявляться лактазной недостаточностью (если у ребенка фермент лактаза, который должен расщеплять лактозу, работает недостаточно активно). В таких случаях педиатр должен назначить фермент или подобрать адекватное питание, в котором лактоза отсутствует или количество ее снижено. С введением прикорма ребёнок начинает получать крахмалы, входящие в состав злаковых каш.

У маленького ребенка ферменты, расщепляющие крахмалы, работают ещё не в полную силу. Поэтому производители каш промышленного производства используют особую технологию расщепления злаков. Это способствует более полному перевариванию и усвоению углеводов организмом ребенка, уменьшает вязкость каши. И, что немаловажно, снижает добавление сахара в кашу, так как после расщепления углеводы становятся более сладкими, появляется естественная сладость злаков.

Пищевые волокна относятся к неперевариваемым углеводам. Они не расщепляются ферментами в верхних отделах пищеварительного тракта, в неизменном виде попадают в толстый кишечник, где становятся питательной средой для кишечной микрофлоры. Добавление пищевых волокон (пребиотиков) в продукты детского питания оказывает положительное влияние на моторику кишечника, способствует формированию у ребёнка регулярного стула.

Важно!

Потребность в углеводах составляет 174 г/сутки для детей в возрасте от 1 до 2 лет, 203 г/сутки для детей в возрасте от 2 до 3 лет.

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. И приходите в клуб Baby&me — там вы найдете секретные купоны на скидки и акции для родителей, полезные онлайн-инструменты и многое другое!

Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 месяцев и его продолжение в течение как можно более долгого периода. Компания Nestlé поддерживает данную рекомендацию.

Источник