Программа развитие познавательной сферы для ребенка 6 лет

МБДОУ «Детский сад № 103» г. Воркуты

Программа по развитию

 познавательной сферы у детей

 5-6 лет

Составила:

Педагог-психолог

Программа работы педагога-психолога с группой

   Программа  

По развитию познавательной сферы детей 5-6 лет

Программа составлена на основе: программы познавательного развития детей 5-6 лет «Вижу, Думаю, Воображаю»

Цель программы: сформировать у детей 5-6 лет умственные действия как средства интеллектуальной деятельности.

Основные задачи программы:

  • Стимулировать освоение перцептивных действий и деятельности наблюдения, обеспечивающих формирование информативных образов действительности;
  • Обеспечить освоение детьми мнемических приемов;
  • Сформировать логическое умения, обеспечивающие познание скрытых связей и закономерностей;
  • Содействовать установлению единства мышления и речи в процессе решения познавательных задач;
  • Развивать приемы создания образов воображения в разных видах деятельности;
  • Развивать знаково-символическую функцию сознания;
  • Развивать проблемность, гибкость и критичность мышления.

Планируемые результаты психологической работы в группе:

  • Уменьшение количества ошибок у детей при выполнении заданий;
  • Уменьшение отвлекаемости, увеличение концентрации внимания;
  • Повышение произвольности поведения, развитие волевых качеств: терпения, усидчивости, целеустремленности.
  • Осознанность и опосредованность познавательных процессов как показатель становления предпосылок их произвольности.

Сроки реализации программы:

Программа адресована детям 5-6 лет. Она рассчитана на 24 занятия. Проводится  2 раза в неделю длительностью 25 минут и рассчитана на один год.

Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)

Программа включает четыре раздела.

  • «Я вижу»- представлено содержание работы у детей перцептивных действий.
  • «Я думаю»- описывает содержание работы по развитию предпосылок логических форм мышления.
  • «Я запоминаю»- направлен на развитие мнемических приемов.
  • «Я воображаю»- содержание работы по фантазированию.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью каждого —25 минут с подгруппой детей (6—7 человек). Занятия проводятся в кабинете психолога. В содержание каждого занятия входят:

  • развивающие игры;
  • этюды;
  • упражнения.
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ психолога и рассказы детей;
  • слушание музыкальных произведений;
  • рисование.

Каждое занятие состоит из 3 частей. Они разнообразны по содержанию и доступны детям.

«Я вижу» (темы «Начался ураган», «Элли попала в волшебную страну», «Тотошка разговаривает») вошли игры и упражнения для развития: глазомера, формы, величины, отношения между частями и деталями объектов; для развития навыков зрительного рассматривания, анализа и синтеза; для регулирования своего поведения и деятельности с ориентацией на сборные образы, построенные с использованием сенсорных эталонов.

«Я думаю» (темы «История Льва», «История Железного Дровосека»,  «История Страшилы») вошли игры и упражнения для развития: видов обобщений, для составления сериационных рядов из 5-7 предметов, для развития сравнения объектов одного рода, но разного вида; для развития классифицирования.

«Я запоминаю» (темы «Элли в опасности», «Не все хорошо, что красиво», «Спасаем Страшилу») вошли игры и упражнения: для развития потребности в правильном и точном воспроизведении информации; запоминания; классификации; обобщение; произвольности внимания; снятие эмоционального и физического напряжения; концентрации внимания слухового внимания.

«Я фантазирую» (темы «Вот он Изумрудный город», «Превращения Гудвина», «Заветные желания») вошли игры и упражнения для развития умения: составлять рассказы и сказки с последовательно развивающимся сюжетом; выразительно отражать свои наблюдения, впечатления в разных видах художественно-изобразительной деятельности; подробно описывать замысел до начала деятельности и точно воплощать его в работе; объединять отдельные изображения в одно в коллективном творчестве; устанавливать самостоятельно ассоциации между предметами; дополнять сюжеты литературных произведений собственными сюжетными линиями.

Список литературы

  1. Карпова С.И., В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей у дошкольников 6-7 лет», -Речь 2010;
  2. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;
  3. Ушакова О.С. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников»- Просвещение 1996;
  4. Шоакбарова С.И. «Конспекты психолого-педагогических  развивающих занятий для дошкольников»- Детство-Пресс 2013

Тематический план занятий

Тема

Кол-во занятий

Цели и задачи

Наименование форм  работы, упражнений

1.

Начался ураган

2

Как можно      использовать воздушные шарики.

Развитие: глазомера, формы, величины, отношения между частями и деталями объектов; для развития  навыков зрительного рассматривания, анализа и синтеза; для регулирования своего поведения и деятельности с ориентацией на сборные образы, построенные с использованием сенсорных эталонов.

развивающие игры;

этюды;

упражнения.

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

слушание

музыкальных произведений;

рисование.

2.

Элли попала в волшебную страну

2

3.

Тотошка разговаривает

2

4.

История Льва

2

Развить: умение обобщать, составлять сериационные ряды из 5-7 предметов,  развить умение сравнивать  объекты одного рода, но разного вида;

Развить умения классифицировать предметы.

развивающие игры;

этюды;

упражнения.

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

слушание

музыкальных произведений;

рисование.

5.

История Железного Дровосека

2

6.

История Страшилы

2

7.

Элли в опасности

2

Учить:

правильно и точно воспроизвести информацию;

запоминать;

классифицировать;

обобщать.

Развивать произвольность внимания.

Снятие  эмоционального и физического напряжения.

Концентрировать  внимание.

Развивать слуховое внимание.

развивающие игры;

этюды;

упражнения.

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

слушание

музыкальных произведений;

рисование.

8.

Не все хорошо, что красиво

2

9.

Спасаем Страшилу

2

10

11

Вот он Изумрудный город

Превращения Гудвина

2

2

Учить:

-составлять рассказы и сказки с последовательно развивающимся сюжетом

выразительно отражать свои наблюдения, впечатления в разных видах художественно-изобразительной деятельности;

подробно описывать замысел до начала деятельности и точно воплощать его в работе;

 объединять отдельные изображения в одно в коллективном творчестве;

устанавливать самостоятельно ассоциации между предметами;

дополнять сюжеты литературных произведений собственными сюжетными линиями.

развивающие игры;

этюды;

упражнения.

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

слушание

музыкальных произведений;

рисование.

12

Заветные желания

2

Итого занятий

24

Читайте также:  Как ускорить развитие речи у ребенка до года

 Дата составления «31» октября 2016  г.

.

Источник

Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является формирование у детей дошкольного возраста целостной научной картины мира, современного мировоззрения, способностей и навыков самостоятельного познания.

В этом контексте перед педагогами и психологами встает проблема творческого переосмысления сущности, задач, принципов и форм организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, создание таких психолого-педагогических условий, которые бы максимально способствовали развитию их познавательной активности.

Исследования развития познавательной активности детей свидетельствуют, что к середине старшего дошкольного возраста у многих детей любознательность значительно снижается. Уменьшается и количество вопросов познавательного характера ребенка к взрослому. На занятиях, при выполнении познавательных задач, дети менее самостоятельные, малоинициативные, большинство даже механически повторяют задачу, с которой уже несколько раз работали.

Эффективным по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста является применение различных по содержанию, направленности и средствами развивающих игр, которые ориентированы, прежде всего, на развитие «доминантных показателей» познавательных процессов, которые у каждого ребенка имеют разную специфику. Благодаря этому оптимизируется весь процесс их развития, производится важнейший для следующего шага развития ребенка (обучение в школе) индивидуальный «почерк», что проявляется в первую очередь в индивидуально-успешном решении ребенком познавательных задач, гармоничности развития различных компонентов познавательных способностей.

Непременным условием поддержания познавательного интереса детей 5-6 лет в детском саду является создание развивающей среды. Система предметной среды должна:

— учитывать возрастные интересы развития детской деятельности;

— соответствовать возможностям ребенка, к тому же на грани перехода к следующему этапу его развития — то есть необходимо создавать через предметную среду «зоны ближайшего развития» соответствовующие структуре познавательной сферы ребенка, то есть должна содержать как уже известные компоненты, так и проблемные, требующие исследований.

Следовательно, важно осознать, что в познавательной деятельности результат все равно зависит и от ребенка, и от педагога. Основным ориентиром для воспитателя в организации познавательной деятельности должны служить только закономерности психологического развития ребенка.

В связи с этим была создана данная программа, модифицированная на основе изученной литературы и личного профессионального опыта, которая направлена ​​на коррекцию и развитие познавательных процессов старших дошкольников.

Цель программы:

Содействие развитию познавательных процессов старших дошкольников, совершенствование процессов восприятия и координации, приобретение коммуникативных навыков, обеспечение положительного самочувствия в детском коллективе, развитие мелкой моторики рук, творческих способностей.

Читайте также:  Диагностика уровня развития ребенка общение старшая группа

Задача программы:

— создавать атмосферу безопасности и положительного эмоционального настроя;

развивать память, внимание, воображение, мышление, креативность, фантазию;

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать связную речь;

— учить детей строить отношения со сверстниками;

— способствовать формированию коммуникативных и игровых навыков;

— корректировать нежелательные личностные особенности поведения, настроение детей.

Формы работы:

1. Групповые и индивидуальные занятия с дошкольниками.

2. Подвижные игры и упражнения.

3. Минуты психологической разгрузки при организации жизнедеятельности в течение дня.

Методы и приемы:

— Арт-терапия

— Психогимнастика

class=»eliadunit»>

— Ниткография

— Ароматерапия

— Сказкотерапия

— Игротерапия

— Игры, задания, упражнения, этюды, направленные на развитие познавательной сферы.

Условия проведения занятий:

1) принятие ребенка таким, какой он есть;

2) нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

3) учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из ситуации;

4) в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

5) занятия проводятся по добровольному участию детей;

6) доброжелательная и позитивная атмосфера в первую очередь.

Занятия проводятся с подгруппой детей старшего дошкольного возраста (6-8 участников). Продолжительность занятия — 30 мин.

Развивающие занятия в программе имеют гибкую структуру, наполнены различным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, предоставляет гармонию отношений детей, облегчает взаимопонимание.

Занятие 1. Клубок фантазий

Занятие 2. Слоник Дамбо

Занятие 3. Познавательная викторина

Занятие 4. Радуга настроения

Занятие 5. Солнечные слова

Занятие 6. Волшебная страна

Занятие 7. Интересное приключение

Занятия 8. Необычайный поезд

Занятие 9. Внимательные цыплята

Занятие 10. Путаница

Занятие 11. В гостях у Кляксы

Занятие 12. Друзья навсегда

Источник

Татьяна Анатольевна Аргунова
Программа развития познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6–7 лет «Знайки и Умейки»

Предлагаемая программа направлена на развитие познавательной и произвольной сферы, на формирование мотивации к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, что позволит пройти успешную адаптацию к обучению в школе.

Занятия проводятся в игровой форме, т. к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, в процессе выполнения упражнений, развиваем его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и стимулируем мыслительные процессы.

При составлении программы учитывалось то, что у старших дошкольников адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении проявляется том случае, если создается позитивная установка в обучении и выполняются следующие правила:

1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.

2. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному».

3. Важность оценки успеха, а при неудачах обязательна поддержка и одобрение.

Цель программы:

Развитие познавательной и произвольной сферы старших дошкольников 6- 7 лет, формирование психологической готовности к школьному обучению.

Задачи:

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, их произвольность.

Активизировать познавательную деятельность и любознательность.

Формировать навыки самоконтроля.

Формировать и развивать эмоционально – волевую и поведенческую регуляции.

Развивать мотивационную готовность к обучению в школе.

Формировать предпосылки учебной деятельности.

Развивать умение действовать в коллективе.

Повышать самооценку и развивать уверенность в своих силах.

Способствовать формированию физиологической и социально- психологической адаптации к школе.

Программа состоит и из III разделов.

I раздел программы направлен на развитие познавательных процессов и любознательности дошкольников и включает в себя подбор коррекционно – развивающих занятий.

Цель данного блока заключается в своевременной коррекции и развитии всех познавательных процессов, формировании познавательной активности и интереса.

II раздел программы носит развивающий характер, направлен на формирование и развитие эмоционально – волевой регуляции, навыков самоконтроля, произвольной сферы.

Цель – развитие у детей навыков стратегии психологической защиты, формирование социально – корректного поведения в различных ситуациях.

III раздел программы, предполагает развитие предпосылок учебной деятельности и формирование успешной мотивации к обучению в школе.

Цель – знакомство с атрибутами школьной жизни, формирование мотивации, развитие «внутренней позиции школьника».

Читайте также:  Что можно давать с 3 месяцев ребенку развитие

Программа состоит из цикла занятий.

Формы работы: Фронтальные занятия.

Количество занятий в уч. году – 32.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми подготовительной группы. Продолжительность занятия 30 – 35 мин. Все занятия проходят в игровой форме, с частой сменой деятельности, что не позволяет дошкольникам переутомляться.

Структура занятия:

Вводная часть – ритуал приветствия, игры и упражнения направленные на активизацию детей, установку эмоционального контакта с детьми, на создание рабочей атмосферы. (7 мин.)

Основная часть – коррекционно – развивающие игры, упражнения, работа в тетрадях, выполнение игровых заданий. (18 – 23 мин).

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. (5 мин.)

Методы и техники используемые в программе :

Коррекционные, развивающие игры и упражнения.

Беседа.

Сказка и арт – терапия.

Релаксационные упражнения.

Подвижные игры, психогимнастика.

Ожидаемый результат:

Повышение развитости мыслительных процессов — способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должен быть достаточно развит кругозор, образные и пространственные представления, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Сформированность предпосылок развития учебной деятельности

(выполнение и соблюдение правил, работа по образцу и т. п. ,

Сформированность произвольной сферы (в соответствии с возрастом).

Сформированность успешной мотивации к школьному обучению.

Развитие самостоятельности и любознательности.

Развитие физиологической и социально – психологической готовности к школе.

Календарно тематическое планирование

1. РазделI.Развитие познавательных процессов, формирование познавательной активности и интереса.

1.1 «Путешествие в Страну Знаний»1

1.2 «Загадки от Незнайки»1

1.3 «Задачки от Василисы Премудрой»1

1.4 «По морям –навстречу приключениям»1

1.5 «Письмо от Короля Страны Знаний»1

1.6 «Поле Чудес»1

1.7 «Четыре стихии»1

1.8 «В стране загадок и ребусов»1

1.9 «Логические задачки»1

1.10 «Сказочная викторина»(итоговое)1

2Раздел II. Формирование и развитие эмоциональнно – волевой регуляции, навыков самоконтроля, произвольной сферы.

2.1 «Наши чувства и действия»1

2.2 «Зачем человеку чувство стыда?»1

2.3 «Учимся честно говорить о поступке»1

2.4 «Почему трудно признать свою вину?»1

2.5 «Детские жалобы»1

2.6 «Учимся справляться с чувством протеста»1

2.7 «Учимся справляться с чувством обиды»1

2. 8 «Мама – надежный защитник»1

2.9 «Когда опасен гнев?»1

2.10 «Всегда ли мы поступаем правильно?»1

2.11 «Я чувствую, я действую!» (итоговое)1

3. Раздел III. Развитие предпосылок учебной деятельности и формирование успешной мотивации к обучению в школе.

3.1 «Лесная школа».1

3.2 «Учитель и ученики»1

3.3 «Смешные страхи»1

3.4 «Игры в школе»1

3.5 «Школьные правила»1

3.6 «Собираемся в школу»1

3.7 «Аккуратность»1

3.8 «Домашнее задание»1

3.9 «Списывание и» подсказки»1

3.10 «Школьные оценки»1

3.11 «В школу с радостью!»(итоговое)1

Всего: 32

Литература.

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Веселая психогимнастика, или как научить ребенка управлять самим собой: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2012.-168с. (Растем здоровыми)

2. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: пособие для психологов и педагогов. — М.:МОЗАИКА – СИНТНЗ, 2012.-128с.

3. Вракса А. Н., Гутурова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов и психолгов. -2-е изд. ,испр. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.-144с.

4. Материалы для диагностики психологической готовности детей 6- 7 лет к обучению в школе: Методическое пособие/Авт. -сост. Л. В. Пасечник. -М.:АРКТИ,2012.-68с. (Готовимся к школе)

5. Кокукуева Л. В. Психолого- педагогическое соправождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие. -М.: «Педагогическая литература», 2011.-112с. (Растем здоровыми)

6. Панфилова М. А. «Лесная школа» Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников.

7. Семенака С. И. Социально – психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно- развивающие занятия. -5 –е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2012.-72с. (Развитие и воспитание)

8. Тесты на готовность к школе/ Юлия Соколова. -М.:Эксмо,2010.-64с.:ил.

9. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка/Юлия Соколова. -М.: Эксмо,2010.-64с.:ил.

6. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. -М.: ТЦ Сфера,2008.- 208с. — (Программа развития)

Источник