Как влияет на развитие ребенка жестокое обращение

Как влияет на развитие ребенка жестокое обращение thumbnail

Последствия жестокого обращения с детьми

«Всыпать бы тебе как следует – сразу учиться начнешь!» Многие из нас часто слышали эту фразу в детстве, зарекались когда-либо говорить так своим детям и все же время от времени выпаливают ее. И поднимают на детей руку, «потому что сил нет».

«Когда слово не бьёт, то и палка не поможет» © Сократ

В этой статье мы расскажем вам, как организм ребенка реагирует на наказания, как это сказывается на школьной успеваемости. И какими могут быть последствия жестокого обращения с детьми с точки зрения нейропсихологии и психофизиологии. Родительская вина

На физическом уровне насилие – переживание боли, а боль сигнализирует об опасности и запускает механизм «бей или беги». Взрослый сильнее ребенка, поэтому редкий ребенок будет проявлять по отношению ко взрослому физическую агрессию как самозащиту.

Последствия жестокого обращения с детьми

Однако выход негативным эмоциям нужен, поэтому агрессия часто направляется на тех, кто не может себя защитить. Это могут быть и другие дети, и некоторые взрослые. Зачастую внезапно проявившаяся детская агрессия может быть признаком того, что по отношению к ребенку применяют насилие.

«Нельзя ставить детей в угол. Особенно, если там стык обоев». Шутка

Насилие – это не только применение физической силы, но и любые действия, сознательная цель которых – контролировать или подчинить себе другого человека с помощью страха, унижения, запугивания, обвинения, принуждения, манипуляции. Когда мы кричим на ребенка, обзываем его, лишаем значимых вещей или общения с друзьями, с физиологической точки зрения используя жестокие методы воспитания мы наносим ребенку практически такой же вред, как когда бьем ремнем.

Физиологические последствия жестокого обращения с детьми

Ольга Семенова, нейропсихолог:
«У тех, кто в детстве регулярно переживал насилие и жестокость, уменьшены размеры структур мозга, которые обрабатывают эмоциональную информацию и отвечают за память. У жертв психологического насилия нарушен обмен некоторых нейромедиаторов (в частности, окситоцина, который связывают с формированием привязанностей) и веществ, связанных с регуляцией состояния стресса.

Последствия жестокого обращения с детьми

Кроме того, неправильно работает и так называемая «мозговая система подкрепления»: позитивный опыт не служит для таких детей ориентиром, они становятся менее чувствительными к тем сигналам внешней среды, которые способны указать им путь к успеху. Зато чувствительность к опасности остается на высоком уровне уже во взрослой жизни, что делает этих людей менее решительными и мотивированными на саморазвитие». Как помочь ребёнку выйти из стресса?

Регина Мачинская, психофизиолог:
«К стрессу приводит не только физическая боль, но и прежде всего унижение, которому подвергается ребенок. Этот стресс возникает как реакция на невозможность удовлетворить свои потребности в принятии, уважении и любви.

Удовлетворение этих потребностей влияет на созревание всех структур мозга – прежде всего тех, которые важны для формирования внимания, речи, мотивационной и эмоциональной регуляции. С физиологической точки зрения происходит следующее: нервные клетки гипоталамуса – структуры, которая реагирует на важные для человека события (в том числе и удовлетворение потребностей) – должны выделять особые вещества, нейрогормоны.

Если отношения ребенка с близкими вместо положительных эмоций вызывают стресс, то синтез этих веществ в гипоталамусе нарушается. Происходит сбой: нарушается нормальное созревание мозговых механизмов, отвечающих за эмоционально — мотивационную регуляцию и познавательную деятельность. Как воспитать психопата? Подробная инструкция

Возникает замкнутый круг: наказания, цель которых состоит в коррекции поведения ребенка, на самом деле снижают возможности усвоения знаний и самоконтроля, а значит, дают новые поводы для наказания». Модель наказания без насилия. Как правильно наказывать ребёнка?

Последствия жестокого обращения с ребенком для его психики

У ребенка появляется страх наказания. Страх – сильный мотиватор, но он стимулирует только к одной активности – избеганию того, что пугает. Телесные наказания не прибавляют сообразительности и усидчивости, зато дети начинают активно врать, ведь это единственный шанс избежать наказания. Они прячут и портят тетради и дневники, делают все, чтобы родители не узнали о плохих отметках. Они сочиняют, что задание им не задали, а контрольную перенесли. Это происходит потому, что взрослый несдержан, нетерпелив, импульсивен и агрессивен по отношению к своему ребенку.

Если наказания особо жестокие, то некоторые дети совершают побеги из дома, а другие суицид. Причем они накладывают на себя руки импульсивно, поэтому детские суициды наименее предсказуемы. Как воспитать уверенного в себе ребёнка?

В ситуации психологического насилия и жестокого обращения в семье ребенок оказывается в практически безвыходной ситуации. Он не может перестать общаться с родителями, поменять место жительства. Насилие исходит от близких людей, а значит, мир в целом и собственный дом перестают быть безопасным местом. Отношения с близкими больше не дают опоры, а собственная личность тем более, ведь это она совершает те самые ошибки, за которые потом наказывают.

Последствия жестокого обращения с детьми

На межличностном уровне психологическое насилие приводит к утрате доверия, эмоциональной закрытости, нежеланию проявлять себя (любое проявление опасно, так как за этим может последовать наказание). На внутреннем психологическом уровне маленькая жертва жестокого обращения и насилия обесценивает себя как личность. Ведь у ребенка пока нет здорового внутреннего стержня, и он ориентируется в оценке себя на авторитетных взрослых.

В любой ситуации, угрожающей провалом, ребенок легко впадает в панику. Она, в свою очередь, приводит к утрате способности мыслить логически. Неуверенность в себе не дает опереться на имеющиеся опыт и знания: ребенку кажется, что он все делает неправильно. Жестокое обращение с детьми фактически подавляет в них инициативность и креативность, они перестают испытывать радость от жизни. Ребёнок стал агрессивным? Способы коррекции агрессивного поведени

Наивно и опасно надеяться, что путем телесных наказаний и психологического насилия можно вырастить психически здорового, эмоционально зрелого человека

У детей по мере взросления развиваются зависимости, формируется идея того, что бить – это нормально, что с помощью физического насилия можно решать проблемы.

Наиболее распространенные последствия психологического насилия и жестокого обращения в детском возрасте, которые можно наблюдать у взрослых, – синдром хронической усталости, «стокгольмский синдром», ангедония (неспособность испытывать удовольствие от жизни), депрессия, нарушение привязанности.  Принципы ненасилия в семье

Если чувствуете, что поступили неправильно, несправедливо по отношению к собственному ребенку, не стесняйтесь извиниться. Это научит его видеть, признавать и исправлять допущенные ошибки. Крайне важно научиться прощать себе свои ошибки, видеть в каждой из них возможность измениться к лучшему. Как стать хорошей и счастливой мамой?

Эксперты:
Ольга Семенова – нейропсихолог, кандидат психологических наук.
Регина Мачинская – психофизиолог, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Источник

Содержание:

1. Виды жестокого обращения

2. Последствия жестокого обращения у детей

Нарушения
физического и психического развития 

Психические
особенности детей, пострадавших от
насилия

Различные
заболевания как следствие жестокого
обращения

Социальные
последствия жестокого обращения с
детьми

Виды
жестокого обращения

Одним
из основных факторов, обусловливающих
психическую травматизацию детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения,
является опыт
жестокого обращения
в
кровной семье или сиротских учреждениях.

Отмечаются
следующие виды жестокого обращения:

  • Физическое
    насилие

    (избиение или причинение другого
    физического вреда).

  • Пренебрежение
    воспитанием

    (неудовлетворение физических и
    психологических потребностей, что
    приводит к серьезным нарушениям в
    здоровье и развитии).

  • Сексуальное
    насилие

    (принуждение и склонение к сексуальным
    действиям в различных проявлениях).

Жестокое
обращение с детьми может происходить
не только на физическом, но и на
психологическом уровне. Выделяются
следующие типы психологического насилия:

  1. Игнорирование
    нужд ребенка

    – игнорирование его потребности в
    безопасности, поддержке, одобрении,
    общении; проявляется в неспособности
    родителей или лиц их заменяющих выражать
    привязанность, любовь и заботу о нем.

  2. Отвержение
    – публичное унижение ребенка, предъявление
    чрезмерных, не соответствующих его
    возрасту и возможностям требований,
    публичная демонстрация отрицательных
    поступков и качеств ребенка, постоянное
    аппелирование к чувству вины, стыда,
    жесткая критика.

  3. Угрозы
    и терроризирование

    – унижение достоинства ребенка, угрозы
    наказанием, оскорбления, использование
    ненормативной лексики в адрес ребенка.

  4. Изолирование
    – ограничение социальных контактов
    ребенка со сверстниками, родственниками
    или другими значимыми взрослыми,
    принудительное пребывание дома или в
    учреждении.

  5. Развращение

    создание мотиваций асоциального
    поведения, на воровство, проституцию,
    употребление алкоголя.

Основными
последствиями психологического насилия
чаще всего является заниженная самооценка
жертвы, крайне искаженная Я – концепция
(жертва уверена, что обладает теми
негативными «ярлыками», которые навесил
на нее агрессор). В результате пережитого
психологического насилия могут возникать
интеллектуальные дисфункции – негибкость,
некритичность, узость мышления, низкая
концентрация внимания, плохая память.

Для
детей, переживших насилие, характерна
эмоциональная дезадаптация и дезориентация.
Они испытывают хроническое чувство
вины, частые депрессии. Для них характерна
гиперсензитивность, высокая тревожность.
Такие дети беспомощны, безынициативны,
неспособны к самостоятельным решениям
и ответственным действиям. Они хотят
тепла, но боятся близких отношений; для
них характерны пессимизм, чувство
неудавшейся, «несчастной» жизни (Н.В.
Тарабрина, 2007).

Последствия
жестокого обращения у детей

Нарушения,
возникающие после жестокого обращения,
затрагивают все уровни функционирования.
Они приводят к стойким личностным
изменениям, которые препятствуют
реализации личности в будущем.

Помимо
непосредственного воздействия, насилие,
пережитое в детстве, также может приводить
к долгосрочным последствиям, зачастую
влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно
может способствовать формированию
специфических семейных отношений,
особых жизненных сценариев. При
исследовании историй жизни людей,
совершающих насилие над детьми, иногда
в их детстве находят собственный
неразрешенный опыт насилия.

Различают
ближайшие
и
отдаленные
последствия жестокого обращения и
невнимательного отношения к детям.

К
ближайшим
последствиям относятся: физические
травмы, повреждения, а также рвота,
головные боли, потеря сознания, характерные
для синдрома сотрясения, развивающегося
у маленьких детей, которых берут за
плечи и сильно трясут. Кроме указанных
признаков, у детей при этом синдроме
появляется кровоизлияние в глазные
яблоки. К ближайшим последствиям
относятся также острые психические
нарушения в ответ на любой вид агрессии,
особенно на сексуальную. Эти реакции
могут проявляться в виде возбуждения,
стремления куда-то бежать, спрятаться,
либо в виде глубокой заторможенности,
внешнего безразличия. Однако в обоих
случаях ребенок охвачен острейшим
переживанием страха, тревоги и гнева.
У детей старшего возраста возможно
развитие тяжелой депрессии с чувством
собственной неполноценности.

Среди
отдаленных
последствий жестокого обращения с
детьми выделяются нарушения физического
и психического развития ребенка,
различные соматические заболевания,
личностные и эмоциональные нарушения,
социальные последствия.

Нарушения
физического и психического развития

У
большинства детей, живущих в семьях, в
которых тяжелое физическое наказание,
брань в адрес ребенка являются «методами
воспитания», или в семьях, где они лишены
тепла, внимания, например в семьях
родителей-алкоголиков, имеются признаки
задержки физического и нервно-психического
развития. Зарубежные специалисты назвали
это состояние детей «неспособностью
к процветанию».

Воспитание
ребенка в условиях эмоционального и
физического насилия приводит к деформации
личности. Злобная, недоброжелательная
обстановка формирует низкую самооценку
– следствие отношения к нему родителей
и значимых взрослых. Маленький ребенок
– объект отвержения, наказаний, угроз,
физического насилия – начинает
чувствовать себя нежеланным и нелюбимым,
начинает относиться к себе враждебно
и с презрением. Ощущение, что он нежеланный,
вызывает в ребенке глубокое чувство
вины и стыда за свое существование.
Ощущение малоценности уничижает ребенка,
поэтому многие такие дети даже и не
противятся насилию над собой именно из
желания чего-то стоить. Таким образом,
ребенок – жертва эмоционального насилия
– растет со знанием того, что он плохой
и несостоятельный во всем. В дальнейшем
он воспроизводит уже усвоенные им
сценарии поведения в собственной жизни,
в том числе и в общении со своими детьми.

Дети,
подвергшиеся жестокому обращению, часто
отстают по росту или весу (иногда по
обоим показателям) от своих сверстников.
Они позже начинают ходить, говорить,
реже смеются, значительно хуже успевают
в школе, чем их одногодки. У таких детей
часто наблюдаются «дурные привычки»:
сосание пальцев, кусание ногтей,
раскачивание, занятие онанизмом. 

Психические
особенности детей, пострадавших от
насилия

Практически
все дети, пострадавшие от жестокого
обращения и пренебрежительного отношения,
пережили психическую травму, оставляющую
отпечаток в виде личностных, эмоциональных
и поведенческих особенностей, отрицательно
влияющих на их дальнейшую жизнь.

Тяжесть
последствий физического, эмоционального
и сексуального насилия зависит: от
обстоятельств, связанных с особенностями
ребенка (возраст, уровень развития и
свойства личности) и насильника; от
продолжительности, частоты и тяжести
насильственных действий; от реакции
окружающих. Последствия для ребенка
будут серьезнее, если насилие сопровождалось
причинением боли и травмы. Такие формы
сексуального насилия, как половое
сношение (оральное, анальное или
вагинальное), для ребенка наиболее
травматичны. Последствия насилия будут
тяжелее и в том случае, если оно совершено
близким для ребенка человеком. Если
после обнаружения сексуального насилия
члены семьи встанут на сторону ребенка,
а не на сторону насильника, последствия
для ребенка будут менее тяжелыми, чем
когда он не получает защиты и поддержки.

Дети,
пережившие насилие, могут на довольно
продолжительное время забывать о своем
травматическом опыте, например, вспомнить
о нем уже будучи взрослыми, нередко –
в ходе психотерапевтического процесса.

Эмоциональные
реакции детей на насилие и жестокость
могут быть следующими:

Чувство
ответственности за насилие: реакция
ребенка: «Если бы я был хорошим, мои
родители не делали бы друг другу и мне
больно…»

Чувство
вины за постоянное насилие или жестокость:
при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное
возбуждение: даже в спокойной обстановке
от ребенка можно ожидать очередной
вспышки агрессивности.

Переживание
потери: дети, отделенные от родителя,
применяющего насилие, постоянно
переживают потерю. Они могут сожалеть
также и об утрате привычного жизненного
уклада и о потере положительного образа
родителей, применявших насилие.

Противоречивость:
дети не осознают, что можно не знать о
чувствах другого человека или иметь
одновременно два противоположных
чувства. Ребенок, который говорит: «Я
не знаю, как к этому относиться», – чаще
испытывает амбивалентные чувства, а не
просто пытается убежать от разговора.

Страх
быть покинутым: дети, отделенные от
одного из родителей в результате акта
насилия, могут испытывать глубокий
страх, что второй родитель также может
их покинуть или умереть, поэтому часто
ребенок отказывается расставаться со
вторым родителем.

Потребность
в чрезмерном внимании взрослых: может
быть особенно проблематичной для
родителей, которые пытаются справиться
с собственной болью или уже принятыми
решениями. На детей могут обращать
внимание по поводу негативных проявлений
– когда они воспроизводят насилие,
свидетелями которого были.

Боязнь
телесных повреждений: значительный
процент детей, являющихся свидетелями
насилия или испытывающих его на себе,
беспокоятся о том, что родитель,
применяющий насилие, откажется от
ребенка, либо причинит ему вред, либо
будет вымещать зло на нем в различных
ситуациях.

Стыд:
в особенности для более старших детей,
чувствительность к позору насилия может
выражаться в форме стыда.

Беспокойство
о будущем: неуверенность в повседневной
жизни заставляет детей думать, что жизнь
будет непредсказуемой и в дальнейшем.

Наиболее
универсальной и тяжелой реакцией на
любое насилие является низкая
самооценка
,
которая способствует сохранению и
закреплению психологических нарушений.
Личность с низкой самооценкой переживает
чувство
вины
и
стыда.
При этом характерны постоянная
убежденность в собственной неполноценности,
в том, что «ты хуже всех». Вследствие
этого ребенку трудно добиться уважения
окружающих, успеха, общение его со
сверстниками затруднено.

Существуют
и другие «маркеры» низкой самооценки
– виды защитного, компенсаторного
поведения, которые можно обнаружить у
жертв насилия. Это экстрапунитивные
формы: визг; нытье; жажда победы и
самооутверждения любой ценой; обман в
игре; стремление к совершенству; крайнее
хвастовство и самохвальство; раздача
своих денег, игрушек или конфет (подкуп);
обвинение во всем других; желание иметь
много вещей; использование различных
приемов привлечения внимания (шутовство,
поддразнивание других детей, антисоциальное
поведение: воровство, ложь, драки, порча
вещей и т. д.). Есть также интрапунитивные
«маркеры» низкой самооценки: излишняя
самокритика; замкнутость; стыдливость;
извинения по каждому поводу; пугливость
по отношению к новым стимулам; неспособность
к принятию решения или выбора; подчеркнуто
защитное поведение; чрезмерные попытки
всегда и всем нравиться.

Жертвы
физического и сексуального насилия
часто страдают депрессией и отличаются
аутоагрессивным поведением. Депрессивные
симптомы выражаются в переживании
тоски, грусти, неспособности ощущать
радость, наслаждение и т. д. Аутоагрессивное
поведение выражается в действиях,
направленных на нанесение себе травм,
в попытках суицида и суицидальных
мыслях. Согласно психоаналитической
трактовке, жертва таким образом как бы
«соглашается» с подсознательным желанием
родителей – «было бы лучше, если бы
этого ребенка не было вообще». Чем
тяжелее травма, например при сексуальном
насилии, тем выше риск суицида и более
глубоко выражена депрессия.

Плохой
самоконтроль и нарушения поведения
свойственны жертвам как физического,
так и сексуального насилия. Однако, для
жертв физического насилия больше
характерны агрессивность, разрушительное
поведение как в школе, так и дома,
бесконтрольность поведения. С помощью
агрессии они защищают себя от волнения
(тревоги) и чувства беспомощности.
Результат такого поведения – увеличение
дистанции от других. Враждебное отношение
к другим людям продиктовано боязнью
причинить себе боль. У таких детей обычно
мало друзей, потому что ровесников часто
пугает их взрывное, импульсивное
поведение.

Жертва
насилия не в состоянии одновременно
признать плохие и хорошие стороны своих
родителей. Дети отчаянно пытаются
сохранить в себе представление о
«хорошей» маме и поэтому отрицают факт
насилия, когда мама «бывает плохой».
Это характерно для детей, у которых
пьющие родители были лишены родительских
прав из-за насилия и пренебрежения
родительскими обязанностями. Несмотря
на свой отрицательный жизненный опыт:
побои, голод, истязания со стороны
родителя, эти дети все равно считают,
что в семье лучше, чем в детском доме.
Это защищает ребенка от осознания им
собственного отвержения, враждебности
и презрения со стороны родителей.

Проекция
своих чувств и мыслей на других выражается
в рисунках, играх, сказках, историях,
созданных детьми, подвергшимися любому
виду жестокого обращения. Это имеет
очень важное прогностическое значение
в плане переработки стресса.

Таким
образом, большинство исследователей
сходятся в том, что результатами
пережитого в детстве насилия, так
называемыми «отдаленными эффектами
травмы», являются нарушения Я-концепции,
чувство вины, депрессия, трудности в
межличностных отношениях («утрата
базового доверия к себе и миру») и
сексуальные дисфункции

Среди
отдаленных последствий
жестокого
обращения с детьми выделяются нарушения,
физического и психического развития
ребенка, различные соматические
заболевания, личностные и эмоциональные
нарушения, социальные последствия.

Нарушения
физического и психического развития

У
большинства детей, живущий в семьях, в
которых тяжелое физическое наказание,
брань в адрес ребенка являются «методами
воспитания», или в семьях, где они
лишены тепла, внимания, например, в
семьях родителей-алкоголиков, имеются
признаки задержки физического и
нервно-психического развития. Зарубежные
специалисты назвали это состояние детей
«неспособностью к процветанию».

Дети,
подвергшиеся жестокому обращению, часто
отстают в росте, массе, или и в том и
другом от своих сверстников. Они позже
начинают ходить, говорить, реже смеются,
они значительно хуже успевают в школе,
чем их одногодки. У таких детей часто
наблюдаются «дурные привычки»:
сосание пальцев, обкусывание ногтей,
раскачивание, занятие онанизмом.

Различные
заболевания как следствие жестокого
обращения

Заболевания
могут носить специфический для отдельного
вида насилия характер: например, при
физическом насилии имеются повреждения
частей тела и внутренних органов
различной степени тяжести, переломы
костей.

Независимо
от вида и характера насилия у детей
могут наблюдаться различные заболевания,
которые относятся к психосоматическим:
ожирение или, наоборот, резкая потеря
веса, что обусловлено нарушениями
аппетита. При эмоциональном (психическом)
насилии нередко бывают кожные сыпи,
аллергическая патология, язва желудка,
при сексуальном насилии — необъяснимые
(если никаких заболеваний органов
брюшной полости и малого таза не
обнаруживается) боли внизу живота. Часто
у детей развиваются такие нервно-психические
заболевания, как тики, заикание, энурез
(недержание мочи), энкопрез (недержание
кала), некоторые дети повторно поступают
в отделения неотложной помощи по поводу
случайных травм, отравлений.

Социальные
последствия жестокого обращения с
детьми

Можно
выделить два проявляющихся одновременно
аспекта этих последствий: вред для
жертвы и для общества.

Дети,
пережившие любой вид насилия, испытывают
трудности социализации: у них нарушены
связи со взрослыми, нет соответствующих
навыков общения со сверстниками, они
не обладают достаточным уровнем знаний
и эрудицией, чтобы завоевать авторитет
в школе и др. Решение своих проблем дети
— жертвы насилия — часто находят в
криминальной, асоциальной среде, а это
часто сопряжено с формированием у них
пристрастия к алкоголю, наркотикам, они
начинают воровать и совершать другие
уголовно наказуемые действия.

Девочки
нередко начинают заниматься проституцией,
у мальчиков может нарушаться половая
ориентация. И те и другие впоследствии
испытывают трудности при создании
собственной семьи, они не могут дать
своим детям достаточно тепла, поскольку
не решены их собственные эмоциональные
проблемы.

Как
говорилось выше, любой вид насилия
формирует у детей и у подростков такие
личностные и поведенческие особенности,
которые делают их малопривлекательными
и даже опасными для общества.

Каковы
же общественные потери насилия над
детьми? Это, прежде всего, потери
человеческих жизней в результате убийств
детей и подростков или их самоубийств,
это потери в их лице производительных
членов общества вследствие нарушения
их психического и физического здоровья,
низкого образовательного и профессионального
уровня, криминального поведения. Это
потери в их лице родителей, способных
воспитать здоровых в физическом и
нравственном отношении детей. Наконец,
это воспроизводство жестокости в
обществе, поскольку бывшие жертвы сами
часто cтановятся насильниками.

Приложение
№1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник