Как труд влияет на общее развитие ребенка дошкольника

Светлана Аствацатурова
Трудовое воспитание как средство всестороннего развития дошкольника

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание— одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к труду других людей и его результатам; воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Труд – одно из важнейших средств воспитания и всестороннего развития личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельностью. Приобщение детей к жизни в обществе должно сопровождаться приобщением их и к труду. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей.

В детском саду трудовому воспитанию детей отводится особое место. Регулярная и методически правильно организованная работа воспитателей с детьми помогает повысить интерес дошкольников к труду, расширить их представления об окружающем мире. Мы не только знакомим детей с трудом взрослых, но и воспитываем уважение к нему, обучаем простейшим трудовым навыкам, воспитываем интерес к труду, умение работать в коллективе. Воспитатели побуждают детей помогать взрослым, наводить порядок, следить за чистотой в групповой комнате и на участке детского сада. По содержанию трудовую деятельность в детском саду можно разделить на несколько видов:

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка и уборка рабочего места, наведение порядка в шкафчике и ящике стола, уборка в игровом уголке и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: дежурства: помогать накрывать на стол, дежурства по группе протереть доску, раздать материал к занятиям, убрать материал после занятия, дежурства в уголке природы: уход за растениями. Приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития. В этом труде, как и в другом сочетаются умственные и волевые усилия.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения,

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

Совместные субботники с родителями, акции «Посади дерево», «Посади цветок» сближают родителей и детей в совместном труде и на примере родителей приобщают к труду.

Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Знакомство детей с профессиями расширяет кругозор, у детей проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Труд ребёнка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Дидактические, сюжетные, театрализованные игры по сказкам.

Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.

В рамках проекта «Знакомство с сельскохозяйственным трудом людей осенью», мы предложили родителям совместно с детьми приготовить и испечь хлебобулочные изделия из теста, т. к. дети знакомились с профессией хлебороба. Детям очень понравилось принимать участие в приготовлении из муки и теста различной выпечки. Рассказывали и делились впечатлениями. А родители предоставили нам фотоотчёты.

Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, листьев, бросового материала (катушек, коробок) — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: субботники по облагораживанию территории детского сада, создание элементов костюмов для праздников и т. п. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, конкурсы – выставки осенних поделок из природного материала, новогодние поделки, тематические, посвященные неделе книги, Дню космонавтики, Дню Победы.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания. Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Участие ребёнка в общественно-полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Ребёнок познаёт в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учёбе.

Читайте также:  Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка

Источник

Труд развивает физические, умственные и нравствен­ные качества детей. Достижение реального результата труда, успешность совместной деятельности, понимание возможности принести пользу другим вызывает радостные переживания, способствует формированию положительно­го отношения к труду, развивает у детей трудолюбие и уверенность в своих силах.

Формирование трудовых качеств является процессом постепенным и сложным.

Я. 3. Неверович выделила 5 этапов формирования у детей положительного отношения к труду по самообслу­живанию:

1. Ребенок понимает значение предложенной ему рабо­ты для коллектива, но еще не. умеет приняться за дело и довести его до конца. Ему нужен систематический конт­роль со стороны воспитателя и детского коллектива. Под влиянием напоминаний, одобрения и порицания ребенок начинает внешне усваивать требуемую систему поведения.

2. Ребенок начинает без контроля извне выполнять работу по самообслуживанию, но только во время дежурства и только то, что непосредственно относится к кругу его обязанностей.

3. Ребенок делает работу, ранее выполнявшуюся толь­ко во время дежурства, и вне дежурства; помогает другим детям в труде по самообслуживанию. На этом этапе создаются внутренние потребности в деятельности.

4. У ребенка усиливается ориентировка по отношению к кругу своих обязанностей дежурного, и он сам, без внешнего контроля, делает то, что по смыслу нужно делать в данный момент. На этом этапе отпадает необ­ходимость в непрерывном напоминании ребенку о его обя­занностях и в подкреплении его работы одобрением или порицанием.

5. Свой опыт отношения к людям и обязанностям ребенок начинает переносить в другие условия, в другие области деятельности — в занятия, игры. В новых усло­виях он также доводит дело до конца, начинает помогать другим, убирает за собой, интересуется тем, чтобы общее дело было хорошо выполнено, т. е. качества, сформиро­ванные в одном виде деятельности, становятся до неко­торой степени привычным способом поведения[89].

Не каждый ребенок, указывает Я. 3. Неверович, дол­жен проходить через все выделенные этапы и задержи­ваться на них одно и то же время. Индивидуальные особенности поэтапного формирования трудовой деятель­ности зависят от уже сложившегося в предыдущем опыте отношения ребенка к трудовым обязанностям.

Постепенное включение детей в коллективный труд, наблюдение за трудом взрослых, участие в посильном труде способствуют формированию простейших трудовых навыков и потребности трудиться. При правильном вос­питании уже в дошкольном возрасте начинают склады­ваться в своей простейшей форме общественные», мотивы трудовой деятельности. Дошкольники интересуются не только процессуальной стороной деятельности, но и ее ре­зультатами, и тем значением, которое она имеет для окру­жающих людей.

В процессе коллективной деятельности у детей форми­руются более высокие мотивы трудовой деятельности. По данным Я. 3. Неверович, они обнаруживаются в том, что дети к старшему дошкольному возрасту начинают ставить интересы других людей выше своих собственных; стремятся хорошо выполнять работу и без напоминания доводить ее до конца; в случае необходимости помогают товарищам; выражают желание выполнять и другие виды работ, которые им не поручались. Все эти на первый взгляд небольшие изменения в поведении детей имеют глубокий смысл и свидетельствуют об изменениях в пси­хологии ребенка.

Детская трудовая деятельность в значительной мере является источником общего развития ребенка. В труде формируется нравственная воспитанность личности, раз­вивается устойчивость поведения, собранность, дисципли­нированность, инициатива, умение преодолевать труд­ности, стремление хорошо выполнить работу.

На современном этапе особое значение имеет фор­мирование у подрастающего поколения социально-пси­хологической готовности к труду.

Социально-психологическую готовность к труду следу­ет рассматривать как целостную характеристику личности, включающую такие мотивационные, когнитивные, эмоцио­нально-волевые, поведенческие качества, которые могут обеспечить оптимальное функционирование личности в со­циалистическом трудовом коллективе.

Разнообразные компоненты социально-психологи­ческой готовности к труду по-разному проявляются в тот или иной возрастной период. Но большинство из них начинает закладываться уже в дошкольном детстве.

Труд объединяет детей, в совместном труде форми­руется умение работать сообща, помогая друг другу, создаются условия для формирования отношений сотруд­ничества, возникают ростки дружбы, внимательного от­ношения друг к другу и к продуктам труда другого чело­века.

Труд развивает все психические качества детей, по­могает вырабатывать наблюдательность, точность вос­приятия, расширяет образную память, совершенствует мыслительные операции и воображение. Труд требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, сосредоточенности.

В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Ребенку приходится сравнивать, со­поставлять предметы, с которыми он имеет дело. Ухажи­вая за растениями, важно заметить их рост (появление новых листочков, цветов), установить зависимость роста от того, как ребенок поливает растение, рыхлит почву и т. п. Вышивая салфетку, ребенок знакомится с особен­ностями ткани, учится определять и сравнивать толщину швов, подбирать расцветку узора, оценивать его располо­жение.

Практические действия — один из основных структур­ных компонентов трудовой деятельности — дают ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с окружающим миром, проявляя собственную активность и инициативу. С возрастом деятельность ребенка приобре­тает более полную структуру, что отражается на форми­ровании его интересов, познавательной деятельности. Труд привлекает ребенка разнообразным содержанием, разви­вает его способности, создает возможность радоваться творчеству и вместе с тем вовлекает в определенные трудовые отношения, способствует приобщению к миру взрослых.

Литература

Буре Р. С, Година Г. Н. Учите детей трудиться. М., 1983.

Воспитание дошкольников в труде /Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983.

Читайте также:  Развитие личности ребенка средствами аппликации

Козлова С. Нравственное воспитание дошкольников в труде // Дошкольное воспитание. 1986. № 3, 4, 5.

Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников //Вопр. психологии. 1986. № 5.

Крупская И. К. Выбор профессии //Пед. соч. М., 1969. Т. 4.

Логинова В. И. К вопросу о программе ознакомления детей до­школьного возраста с трудом взрослых //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Науч. труды ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. С. 142—153.

Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Психология совместного труда детей/Под ред. Я. Л. Коломинского. Мн., 1987.

Тидикиене 3. Об особенностях познания ребенком общественных явлений //Дошкольное воспитание. 1977. № 4.

Вопросы для повторения

1. Выделите основные психологические характеристики трудовой деятельности дошкольников.

2. Назовите важнейшие личностные качества ребенка-дошкольника, отражающие его психологическую готовность к труду.

3. Охарактеризуйте основные компоненты структуры трудо­вого процесса.

4. Каковы различия в представлениях детей о труде взрослых? В чем проявляются различия в представлениях мальчиков и девочек о труде родителей?

Практические задания

1. Дайте анализ рисунков детей различных возрастных групп на темы: «Когда я вырасту, я буду…», «Как люди трудятся», «Я дежурю», «Мама и папа на работе» и т. п.

2. Понаблюдайте за игрой детей, определите, в какие «профессии» , они играют.

3. Определите уровни развития трудолюбия у отдельных детей при выполнении разных видов дежурств.

Источник

ВЛИЯНИЕ ТРУДА ДОШКОЛЬНИКА НА ФОРМИРОВАНИЕ У НЕГО НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ. ТРУД РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми. Взаимосвязь трудовой деятельности и нравственного развития усматривали великие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Г. Песталоцци. Особое значение труда в нравственном формировании человека видел К. Д. Ушинский. Он писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться па одном месте, но должен идти назад». И далее: «Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу»1. «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду»2. Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Главная задача трудового воспитания  формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников. Естественно, что воспитание у дошкольников тех или иных трудовых навыков еще не решает задачи нравственного развития ребят. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности. Если в младшей группе ставится задача формирования у ребенка какого-либо навыка, то она с возрастом должна обязательно усложняться; при этом повышаются требования к качеству деятельности, ее темпу, самоорганизации детей, умению проявить деловитость, смекалку, к умению использовать пособия, орудия, предметы труда, содержать их в чистоте, хранить в должном порядке и пр. Задача формирования привычки к трудовому усилию (привычки к доступному ребенку дошкольного возраста напряжению физических, умственных и нравственных сил, необходимых для умения решать трудовые задачи) впервые ставится программой в средней группе детского сада. Это требует от воспитателя глубокого понимания содержания задачи  сформировать у каждого ребенка 4-5 лет умение прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести, и волевые, когда приходится заниматься порученным делом, несмотря на то, что сверстники играют, зовут его сооружать дом).
Важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы  умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных
навыков планирования  умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно Друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Мы далеки от мысли предполагать, что сначала осуществляются познавательные задачи, затем воспитание навыков труда и отношения к нему. Комплекс этих задач осуществляется в педагогическом процессе одновременно. Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Они свидетельствуют о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т. п.
Однако наступает момент, когда это «как будто» переходит в реальный план процесса труда. Когда и как трудовая деятельность отчленяется от игры и приобретает те черты, которые характерны для нее?
Активные действия ребенка с предметами возникают в раннем детстве и носят характер игры. Многие практически необходимые движения также формируются в процессе игры с предметами (хватание, бросание, перекатывание), однако это не дает оснований отождествлять игру и труд. Положение А. С. Макаренко о том, что хорошая игра похожа на работу, что в хорошей игре всегда есть рабочее усилие, справедливо, но тем не менее игра ― это не труд.
По своему характеру, содержанию, причинам возникновения или мотивам труд и игра различны.
В процессе труда всегда ставится цель, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации, поскольку ребенок имеет дело с реальными предметами, которые он преобразует в ходе деятельности или с помощью которых преобразует материал.
В игре дети в специально созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игрушечных предметов, заменяющих настоящие, используемые взрослыми в процессе труда.
Игра не приносит никакого видимого результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение.
В процессе труда и игры по-разному складываются взаимоотношения между педагогом и детьми.
Игра как деятельность развивается самим ребенком. Педагог, осуществляя руководство ею, считается с замыслом и интересами ребенка; сам же не всегда является участником игры, да его непосредственное вмешательство в игру не всегда и нужно.
Здесь ведущее значение имеет развитие замысла ребенка.
Затрата усилий, достижение результата обусловливаются его желанием, интересом к игре. Игра протекает или индивидуально, или в общении с другими детьми. Это общение возникает на основе либо единства замысла, либо личных симпатий детей.
В процессе труда взрослые и дети совместно трудятся, направляя усилия на достижение общего результата. Взрослые, как более опытные и умелые, являются для ребенка примером.
Игра может быть завершена на любой стадии ее развития, и этого она не теряет для ребенка своей привлекательности, а при возобновлении она чаще всего начинается сначала. Труд всегда имеет конечный результат, в нем его основной смысл.
Организуемый по-разному, труд детей в детском саду чаще всего направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Даже индивидуальное поручение ребенку часто имеет своей целью обслуживание коллектива .Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Читайте также:  Значение диагностики развития речи ребенка

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей. В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины. В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться .Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом. Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь. Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д. Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Источник