Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка thumbnail

Описание презентации Последствия разрыва с кровной семьей для ребенка, по слайдам

Последствия разрыва с кровной семьей для ребенка,  оставшегося без попечения Последствия разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения

Роль психологических потребностей в личностно развитии ребенка. Роль психологических потребностей в личностно развитии ребенка.

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостатка чего-либо.  - этоПотребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостатка чего-либо. — это внутренние побудители активности, появляющиеся в зависимости от ситуации.

 • К врожденным базовым психологическим потребностям ребенка первых лет жизни можно отнести следующие: • К врожденным базовым психологическим потребностям ребенка первых лет жизни можно отнести следующие: • потребность в безопасности • эмоциональные потребности • когнитивные (познавательные) потребности • Примерно после 3 х 4 х лет у ребенка появляется потребность в • социальном самоутверждении • духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту • Наряду с перечисленными говорят о таких потребностях как: • потребность в привязанности • потребность ребенка в здоровье • потребность в идентичности • потребность в социальной адаптации • потребность в устойчивых позитивных отношениях

Основные неудовлетворенные потребности приемного ребенка:  •  Утрата семьи  •  ПривязанностьОсновные неудовлетворенные потребности приемного ребенка: • Утрата семьи • Привязанность • Признание

Утрата семьи Дети переживают двойную жизненную травму: • с одной стороны, это плохое обращениеУтрата семьи Дети переживают двойную жизненную травму: • с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, • с другой – сам факт разрыва с семьей.

 Привязанность  -  это стремление к близости с другим человеком и старание Привязанность — это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых

 • Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития • Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей- «социальных сирот» , а не «наследственность» и органические нарушения. • Результатом заботы о ребенке и эмоционального отношения к нему становится базовое чувство доверия к миру, формирующееся у младенца к 18 месяцам. Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений.

Признание - это принятие ребенка  «как своего» , как «одного из нас» ,Признание — это принятие ребенка «как своего» , как «одного из нас» , «похожего на нас» . Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье

 • Удовлетворенность родителей своим браком,  их желание иметь ребенка,  семейная ситуация • Удовлетворенность родителей своим браком, их желание иметь ребенка, семейная ситуация в момент рождения, сходство с одним из родителей, даже пол новорожденного — все это оказывает влияние на чувства взрослых. • При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения.

Основные характеристики привязанности:  •  Конкретность;  •  Эмоциональная насыщенность;  •Основные характеристики привязанности: • Конкретность; • Эмоциональная насыщенность; • Напряжение; • Продолжительность; • Врожденный характер потребности в отношениях привязанности; • Ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям

Проявления привязанности:  • ребенок отвечает улыбкой на улыбку • не боится смотреть вПроявления привязанности: • ребенок отвечает улыбкой на улыбку • не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом; • стремится быть ближе к взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань» ; • принимает утешения родителей; • испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании; • переживает положительные эмоции, играя с родителями; • испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей

Типы нарушенной привязанности:  1. Негативная 2.  Амбивалентная 3.  Избегающая 4. Типы нарушенной привязанности: 1. Негативная 2. Амбивалентная 3. Избегающая 4. Размытая 5. Дезорганизованная

Негативная ребенок постоянно цепляется за родителей,  ищет негативного внимания,  провоцируя родителей наНегативная ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

Амбивалентная ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому:  привязанность-отвержение, то ластится, тоАмбивалентная ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

Избегающая ребенок угрюм,  замкнут,  не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми,Избегающая ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой.

Размытая так мы обозначили часто встречающуюся особенность поведения у детей из детских домов: Размытая так мы обозначили часто встречающуюся особенность поведения у детей из детских домов: ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа» , — и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути представляет собой попытку добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.

Дезорганизованная эти дети научились выживать,  нарушая все правила и границы человеческих отношений, Дезорганизованная эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

 • Психологи выделяют следующие правила выстраивания взаимоотношений с ребенком,  которые могут быть • Психологи выделяют следующие правила выстраивания взаимоотношений с ребенком, которые могут быть полезны родителям : • быть сензитивным, чувствительным, отзывчивым; • быть ответственным; • делиться эмоциями, намерениями, мыслями и опытом • создавать чувство безопасности и надежности

Теория привязанности Джона Боулби Теория привязанности Джона Боулби

Боулби Эдвард Джон Мостин (John Bowlby) (26 февраля 1907 г.  – 2 сентябряБоулби Эдвард Джон Мостин (John Bowlby) (26 февраля 1907 г. – 2 сентября 1990 г. ) — английский психолог и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии. Боулби известен своими исследованиями вредных воздействий материнской депривации на развитие личности. Он сформулировал теорию привязанности, предлагающую одно из объяснений формирования связи ребенка с матерью.

Читайте также:  Рекомендации по укреплению здоровья ребенка и его физическому развитию

Боулби утверждал,  что мы можем понять человеческое поведение,  только рассмотрев его средуБоулби утверждал, что мы можем понять человеческое поведение, только рассмотрев его среду адаптации, основную среду, в которой оно формируется.

Согласно Джону Боулби (Bowlby,  1980),  между ребенком и ухаживающим за ним взрослымСогласно Джону Боулби (Bowlby, 1980), между ребенком и ухаживающим за ним взрослым в первые два года формируются тесные отношения. Они строятся на взаимной направленности друг к другу: ребенок активно ищет контакта, а мать эмоционально отвечает на него. Это поведение биологически обусловлено и эволюционно оправдано, поскольку в первые дни после рождения ребенок должен найти того, кто будет защищать и оберегать его.

Важным положением теории является то,  что ребенок не может формировать бесконечное число связейВажным положением теории является то, что ребенок не может формировать бесконечное число связей с разными людьми. Каждая связь требует от него активности, а ресурс у него небольшой. Любой разрыв отношений будет восприниматься болезненно и сужать возможности для дальнейшего формирования связей. Более того, тип отношений, которые он сформировала с близкими, потом будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений

Ребенок генетически может создать не более десятка привязанности,  и среди них возникает иерархическаяРебенок генетически может создать не более десятка привязанности, и среди них возникает иерархическая организация, когда отношения с мамой и папой становятся наиболее значимыми, а с бабушкой – менее (или наоборот, если воспитанием занимается бабушка). Число этих привязанностей не может быть бесконечным, так же как существует ограничение числа эмоциональных интенсивных взаимодействий в естественных условиях, требующих отдачи и соответствующего ресурса.

Основная функция фигуры первичной привязанности по Боулби не в удовлетворении потребности в любви, иОсновная функция фигуры первичной привязанности по Боулби не в удовлетворении потребности в любви, и не в удовлетворении физических потребностей ребенка, а в обеспечении защиты и безопасности

Именно поэтому эффективная привязанность обеспечивает ребенку инициативу,  развитие исследовательского поведения и стремления кИменно поэтому эффективная привязанность обеспечивает ребенку инициативу, развитие исследовательского поведения и стремления к познанию. На основе взаимодействия с близкими ребенок формирует защитную базу, объясняющую мир как безопасный и чувство идентичности с объектом первичной привязанности.

Чувство идентичности – ощущение принадлежности роду,  клану,  семье ( «Вырастешь и станешьЧувство идентичности – ощущение принадлежности роду, клану, семье ( «Вырастешь и станешь как папа» ). Из него формируется система Я ребенка. На него будет опираться он в кризисные моменты формирования своей личности. Созидая себя, он будет отталкиваться от этих фигур. То есть поведение людей, с которыми ребенок себя идентифицирует (фигуры первичной привязанности) в момент кризиса позволят ребенку понять границы собственных возможностей

Для маленького ребенка уход родителя является событием катастрофическим – оно означает прямую угрозу жизни.Для маленького ребенка уход родителя является событием катастрофическим – оно означает прямую угрозу жизни. К поведенческим механизмам, направленным на удержание взрослого, относятся плач, улыбка, действия цепляния, сосания и следования. Фактически младенец уже рождается с набором способов, которые позволяют ему привлекать внимание взрослого. Однако только в конце первого года жизни этот набор преобразуется в систему привязанности, соотносящую параметр близости с безопасностью.

Теория привязанности рассматривает предрасположенность к установлению тесных эмоциональных связей с определенными людьми как базовыйТеория привязанности рассматривает предрасположенность к установлению тесных эмоциональных связей с определенными людьми как базовый компонент человеческой природы, присутствующий в зачаточной форме уже на стадии новорожденности и сохраняющийся на протяжении всей жизни вплоть до старости. Необходимое условие выживания и роста ребенка – длительная забота других людей.

Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка

Источник

Определение привязанности

Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребёнка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому  необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности.

Привязанность  взаимный процесс. В её формирование вносят свой вклад, как ребёнок, так и взрослый.

Ещё до рождения ребёнка женщина «настраивается» на своего малыша. Это естественный и здоро­вый процесс. Во время беременности будущая мать чувствует, как дитя шевелится в её утробе. Она думает о нём, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

Привязанность с точки зрения матери(или человека, её заменяющего). Концепция бондинга.

За несколько недель до рождения ребёнка его мама погружается в специфическое состояние. В специ­альной литературе его называют «первичная мате­ринская озабоченность» (Винникотт)  Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с её ребёнком, чутко настроена на его сигналы и потребности.

Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребёнка, называют бондингом (bonding). Уже спустя короткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребёнка от плача других детей. Она очень внимательно относится к любым, самым минимальным сигналам ребёнка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца, голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном об­щении с малышом подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс включается сам собой. Но у некоторых чувства к ребёнку появляются не сразу, и они ощущают себя в роли матери неуверенно. Ранние отношения между мамой и младен­цем поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они весьма важны для дальнейшего формирования привязанности.

Кто может являться объектом привязанности?

Неверно утверждать, что единственным объектом для формирования привязанности может быть мать. Привязанность формируется и к отцу, и к бабушке и де­душке, старшим братьям и сёстрам, если они участву­ют в воспитании ребёнка и заботе о нём и проводят с ним значительную часть времени. Это могут быть и приёмные родители, и усыновители, и опекуны, и воспитатели — в данном случае важно, чтобы присутствие другого человека было надёжным и постоянным, чтобы он был готов позаботиться о малыше.Этот человек также должен обладать определённым набором свойств, которые традиционно считаются материнскими: тёплой обстановки, сохранять её и отвечать на малейшие умение создавать для ребёнка ощущение безопасной и эмоци­онально эмоциональные и физические потребности ребёнка. Надёжный, постоянно находящийся рядом взрослый помогает ребёнку справиться с трудностями повседневной жизни. И чем меньше ребёнок, тем сильнее его потребность в поддержке взрослого.

Читайте также:  Развитие месячного ребенка что он делает

Как ребёнок устанавливает контакт с взрослыми

Ребёнок рождается беспомощным и неумелым, но при этом он обладает рядом способностей, которые необходимы для формирования привязанности. Как и способность ребёнка привлекать свою маму, так и способности новорожденного к установлению контакта с взрослым основаны на биологических меха­низмах и необходимы для выживания малыша.

Новорожденный младенец «настроен» на поиск взрослого, он активно выделяет человеческое лицо среди других объектов, различает запах материнского молока, радуется и оживляется в ответ на обращённое на него внимание.

С самого рождения младенцы обладают особой способностью выделять людей в окружающем мире. Они воспринимают лицо, голос, прикосновения и звуки, исходящие от человека, прежде всего от матери, как уникальные и отличающиеся от других звуков, зрительных объектов и стимулов. Младенцы также с первых минут жизни способны имитировать выраже­ние лица их партнера по взаимодействию (хмуриться, улыбаться, высовывать язык). Малыш начинает выделять «своего» взрослого среди других, радоваться, когда близкий человек приходит, и расстраиваться, когда он уходит.

Формирование привязанности — естественный процесс

Привязанность между матерью и младенцем формируется не сразу, а постепенно, в процессе непосредственного длительного взаимодействия.

Мама, которая заботится о своем ребёнке, не делает ничего специального или высокопрофессионального, чтобы привязанность формировалась. Привязанность не абстрактная или высокотехнологичная категория, для формирования которой необходимы специальные знания и навыки. В формировании привязанности нет ничего сверхъестественного или ма­гического. Мама или человек, который заменяет её, просто находится с ребёнком в течение длительного времени, заботится о нём, разговаривает с ним, знакомит малыша с окружающим миром, старается понять, в чём сейчас нуждается ребёнок, и дать ему это, защищая малыша от переутомления, страха, боли, голода и т. п.

Иногда начинает казаться, что для формирования привязанности необходимо, чтобы мама обладала целым рядом необыкновенных способностей, полностью посвящала себя только ребёнку, не ху­же профессионалов знала особенности его раз­вития и т. д. Это далеко не так. Дональд Винникотт  ввёл очень важное понятие: «достаточно хорошая мать». Винникотт писал, что все са­мые важные знания, необходимые для воспитания малыша, у мамы уже имеются на уровне интуиции. Это то, что она делает и знает «просто благодаря факту материнства». По словам Винникота, даже профессионал, имеющий подготовку в области медицины, будет восхищён «интуитивным знанием матери, способной заботиться о своем ребёнке, специально не учась этому». При этом «фактически главная ценность интуитивного постижения кроется в его естественности, не искаженной обучением». Мама, являясь самым важным человеком для малыша, старается выполнять все его желания. При этом она не должна постоянно находиться только с ребёнком, полностью забывая о себе и своей жизни. Вин-никотт  пишет: «Если бы мама была идеальной, то она удовлетворяла бы потребности крохи в момент воз­никновения. Но тогда малыш так никогда бы и не узнал, что вокруг него существует Мир. Он не научился бы говорить». Кроме того, подчеркивается, что мамины потребности: возможность отдохнуть, позаниматься собой, уделить внимание мужу и другим близким, встретиться с друзьями,  также очень важны и для ребенка.

Если мама непрерывно находится только с малышом, забывая о себе, то со временем у неё накапливается усталость, она может почувствовать себя отстранённой от жизни. Это приводит к возникновению депрессии и просто ухудшению настроения, что не лучшим образом скажется на ребёнке. Кроме того, не стоит недооценивать значение для ребёнка отца и других родственников, которые также могут и долж­ны быть вовлечены в заботу о малыше.

Мамы могут быть разными: иметь высокий или совсем небольшой уровень образования, работать или предпочитать оставаться дома. Самое главное чтобы окружающие малыша люди любили его и заботились о нём. Для ребёнка ничего не может быть важнее его семьи, пусть даже очень бедной, живущей порой в далеко не роскошных условиях. Пословица гласит: «Не в деньгах счастье».

  • Привязанность — это эмоциональная близость, ощущение защищенности и заботы.
  • Необходимые факторы для её развития — постоянство и чувствительность взрослого.
  • Невозможно развить привязанность, если взрослые постоянно сменяют друг друга или действуют по жёсткой схеме, которая никак не учитывает того, в чём нуждается ребёнок в данный момент.

Привязанность и социальная адаптация

Выше уже шла речь о том, что взрослый, находящийся рядом с ребёнком постоянно, помогает ему справляться с трудностями повседневной жизни. Особенно это касается маленьких детей. Во-первых, ребёнок не в состоянии справиться со многими ситуациями. Он может чувствовать страх или ярость, что, в свою очередь, пугает его и переполняет негативными эмоциями. Когда такое происходит, мать помогает малышу обуздать его чувства. Ребёнок видит, что мама не отвечает ему страхом или гневом. Наоборот, она показывает ему, что его переживания, столь для нее очевидные, не являются такими уж страшными или чрезмерными. Прикосновениями и ласковыми словами мать «принимает» страх малыша, снижает силу его переживаний и сдерживает его эмоции до тех пор, пока он не успокоится. Несколь­ко месяцев спустя ребёнок начнет сам регулировать и сдерживать подобные эмоции. Это происходит бла­годаря отношениям с матерью и близкими людьми.

Привязанность ребёнка к матери или другому зна­чимому взрослому способствует развитию таких со­циальных чувств, как благодарность, отзывчивость и теплота в отношениях, т. е. всего того, что является проявлением истинно человеческих качеств.

По мере взросления детям всё больше приходится разлучаться с матерью. Но ещё долгие годы ребеёнку требуется сохранение очень теплых отношений с близкими Л. С. Выготский  указывал на тот факт, что в присутствии хорошо знакомого и заслуживаю­щего доверия взрослого уже в начальной школе дети способны продемонстрировать лучшие результаты в контрольных работах.

Читайте также:  Особенности раннего развития ребенка до 1 года

Качественные отношения помогают детям развить самоуважение, способность полагаться на собственные силы, лучше справляться с разочарованиями, завистью, ревностью и преодолевать обычные страхи и беспокойство. Ребёнок, который имеет хорошую привязанность к одному заботящемуся о нём человеку, может легче развивать отношения и формировать привязанность к другим людям, например к братьям и сёстрам, родственникам, а со временем и к друзьям.

Развитие отношений между людьми непосредственно связано с развитием личности, и нарушения в этих отношениях играют важную роль в появлении многих психопатологических состояний (Ратте).

Прочная здоровая привязанность имеет множество долгосрочных и положительных последствий; и в противоположность этому  отрыв ребёнка от того человека, который заботится о нём, представляет собой серьёзную опасность для всей его последующей жизни.

 Разлука

Опыт разлуки также весьма важен для развития ребёнка.

Необходимо, чтобы рядом с ребёнком был кто-то, кто смог бы его утешить и успокоить, чтобы разлука, хоть и болезненная, не стала разрушительной для малыша. Реальная опасность заключается в том, что ребёнок может оказаться в ситуации, когда разлука станет для него непереносимой.

В зависимости от возраста, малыш может реаги­ровать на отсутствие мамы (или человека, её заменя­ющего) по-разному. Дети могут кричать и плакать, привлекая к себе внимание, они могут стать более беспокойными или наоборот  пассивными.

До определённого возраста у ребёнка нет понимания того, что если он не видит маму в настоящий момент, то она продолжает существовать. Это часто пугает детей, они могут реагировать на отсутствие матери протестом. Многим мамам знакомо то время, когда их годовалый или полуторагодовалый малыш не давал им возможности даже закрыть дверь ванной, и они постоянно слышали его негодующие или испуганные крики. Однако то, что мама всегда воз­вращается, дает ребёнку возможность со временем понять, что его никогда не бросят, не оставят одного.

Некоторые дети не проявляют серьезного протес­та, когда остаются на какое-то время без мамы. Они ведут себя довольно тихо, так что окружающие не всегда могут понять, что ребёнок испуган. Однако когда мама возвращается, ребёнок бросается к ней, плача навзрыд, либо долго капризничает. Маленькие дети не умеют выражать своих чувств словами. Их плач или капризы могут означать, что чувства, которые накопились за время отсутствия мамы, они в состоянии выразить только ей.

Если ребёнку пришлось столкнуться с длительной разлукой, например в случае госпитализации мате­ри, то ситуация может оказаться тяжёлой. Ребёнок может очень серьёзно переживать, у него могут возникнуть трудности со сном, едой, его будет нелегко утешить. Семьям, которые сталкиваются с такими ситуациями, возможно, потребуется помощь специалистов психологов или других профессионалов, которые помогут близким найти способ успокоить ребёнка. Такая помощь может снизить негативное влияние разлуки на дальнейшее развитие ребёнка.

Ребёнок в возрасте до четырех лет обладает «эгоцентричным» мышлением (Ж. Пиаже). При анализе происходящего он пока не в состоянии понять, что происходит в жизни другого человека или, о чём думают другие люди. Если мать уходит, то ребёнок может решить, что она ушла потому, что он ей больше не нужен (и даже считать себя в некотором роде причиной её ухода). Он не верит, что мама, которой сейчас нет рядом, продолжает любить его.

Степень переносимости разлуки ребёнком зависит от нескольких факторов. Это и качество привязанности, возраст ребёнка, стадия его эмоционального развития, а также его индивидуальные особенности. Важным фактором также являются особенности человека, который заменяет мать во время ее отсутствия.

По мере взросления ребёнка мама постепенно уже не так чутко и незамедлительно отзывается на его проявления недовольства. Если мама не реагирует на те небольшие трудности, с которыми ребёнок в состоянии справиться самостоятельно, то этим она помогает ему в решении основной задачи развития потребности в психологической самостоятельности. Для успешного преодоления многих возникающих трудностей малышу часто важно просто присутствие взрослого, даже если этот взрослый не предпринимает никаких действий.

Некоторые люди считают, что детям нужны болезненные уроки для того, чтобы они могли в дальнейшем справляться с жестокостью этого мира. Да, определённые трудности необходимы, но именно безопасная привязанность помогает лучше справиться с возникающими трудностями. Ребёнок будет мало адаптивным в меняющейся ситуации, если его ран­нее чувство привязанности недостаточно надёжно.

Сложности, возникающие в процессе формирования привязанности

Несмотря на то, что формирование привязанности  естественный процесс, в некоторых случаях этот процесс идёт нелегко. Мы уже отмечали, что в формирование привязанности вносят вклад как взрослый (чаще всего это мама), так и ребёнок. Таким образом, трудности в формировании привязанности могут быть обусловлены как особенностями матери, так и особенностями ребёнка.

Некоторые специалисты, сталкиваясь с тем, что мать хочет отказаться от новорожденного, делают вывод, что эта женщина никогда не сможет стать матерью. Существует много разных факторов, которые могут привести к отказу от ребёнка. Это может быть тяжелый личный опыт матери, когда у нее самой не было возможности сформировать безопасную привязанность. Некоторым мамам очень не хватает уверенности в себе. Иные женщины на момент рождения ребёнка сами находятся в тяжёлой социальной или эмоциональной ситуации. Важно разобраться, что лежит за заявленным нежеланием матери принять ребёнка. У матери могут быть противоречивые чувства в отношении малыша. Многим женщинам, несмотря на те серьёзные проблемы, с которыми они столкнулись, всё же можно помочь, и в первую очередь они нуждаются в доброте и понимании.

Источник