Как родители взаимодействуют на развитие ребенка

Как родители взаимодействуют на развитие ребенка thumbnail

Елена Панова
Особенности взаимодействия родитель — ребенок

«Особенности взаимодействия родитель — ребенок»

Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решила рассмотреть проблему взаимоотношений между родителями и детьми в семье, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.

Первым этапом нашего исследования стало изучение детско-родительских отношений, их особенности.

Мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 95, г. Владикавказа. Выборку составили 27 родителей воспитанников нашего детского сада.

Изучение особенностей детско-родительских отношений осуществлялось с помощью методики «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) (Марковская И. М.).

Цель методики: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей.

Описание методики: опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» является «зеркальным»и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Таким образом,опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.

Текст опросника включает 10 шкал — критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми:

1. Нетребовательность — требовательность

2. Мягкость — строгость

3. Автономность — контроль

4. Эмоциональная дистанция — близость

5. Отвержение — принятие

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество

7. Несогласие — согласие

8. Непоследовательность — последовательность

9. Авторитетность родителя

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком родителем).

Процедура опроса: при заполнении опросника родителямпредлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).

По итогам проведения нашего исследования были получены следующие данные.

Анализ полученных результатов:

Анализ полученных результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по имеющимся шкалам.

1 шкала: Нетребовательность — требовательность родителей (7%). Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Причем по результатам исследования видно, что повышенной требовательностью отличаются всего лишь 7% родителей из общего числа опрошенных.

2 шкала: мягкость-строгость родителя (12%). По результатам этой шкалы можно судить о том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к детям, наблюдается у 12% опрошенных. Анализ же результатов ответов остальных родителей говорит о том, что при всей требовательности к личности ребенка, меры наказания отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми.

3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку (22%). Результаты таблицы позволяют сделать вывод о том, что родители всех семей относятся к детям вполне адекватно. Показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится в норме. Это не позволяет говорить о полной автономии ребенка, о вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования.

4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю (13%). Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Анализируя данные родителей, можно судить о точности представлений родителей, об адекватной оценке близости к ним ребенка. По данным графика видно, что эмоциональная дистанция наблюдается между родителями и детьми у 13% исследуемых, а у большинства опрошенных отношения родителей и детей более доверительные и близкие.

5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем (6%). Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку. Результаты анализа ответов 6% родителей говорят о том, что с их стороны наблюдается некоторое неприятие личности ребенка, критичное отношение к его поступкам и желаниям. Дистанция между этими родителем и ребенком довольно велика. Остальные же родители стараются более гибко относится к поступкам ребенка, принимать его достоинства, учитывать недостатки, но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в их отношениях.

Читайте также:  Онтогенез и филогенез психического развития ребенка

6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество (21%). Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Показатель по данной шкале у опрошенных указывают на высокий процент сотрудничества между родителями и детьми, что является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей.

7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем (9%). Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная данной шкалой во всех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые жизненные ситуации.

8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя (3%). Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. Показатели данной шкалы говорят о том, что некоторые родители не последовательны и непостоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрении и т. д. Такая непоследовательность может быть следствием эмоциональной неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя.

9 шкала: авторитетность родителя (5%). Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка. При этом важно отметить, что во всех семьях оценка родителей вполне адекватна, что дает основание предположить уровень баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия родителей являются достаточно авторитетными для ребенка.

10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (2%). По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми. Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре детско-родительских отношений, о низком уровне возможных конфликтов и дают основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией можно не говорить в данном случае.

Таким образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том, что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях, то это вполне поправимо. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и поступки ребенка, быть к нему ближе, а если этого не удается достичь, то сотрудники нашего сада обязательно приходят на помощь в оптимизации детско-родительских отношений.

Заключение

Отношения ребенка с родителями являются первичным опытом взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого происходит его социализация, усвоение им определенной системы ценностей, национальной и общественной культуры.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.

К сожалению, далеко не каждая семья оказывается способной в достаточной мере выполнить свои важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом и интеллектуальном уровнях развития ребенка.

Задача родителей — так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов. И залогом этого может стать внутренняя гармония каждого из родителей и лад между ними.

Таким образом, в заключение хотелось бы сказать, что только тогда, когда к каждому РЕБЕНКУ будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.

Источник

Отношения с родителями влияют на развитие детей

Рейтинг
10

Эмоциональная связь детей с родителями способствует их физическому и социальному развитию

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Воспитание детей наполняет жизнь родителей смыслом, но в тоже время часто их расстраивает. Во взаимоотношениях родителей и детей раскрываются их лучшие и худшие качества. Родители делают все возможное, чтобы правильно воспитывать своих детей: используют разные педагогические методы, читают книги, посвященные воспитанию детей, общаются друг с другом и т.д. Но в конце концов приходят к выводу, что весь секрет во взаимоотношениях с ребенком таков: чем крепче отношения, тем легче проходит воспитательный процесс.

Итак, как же укрепить взаимоотношения между родителями и детьми? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Понимание взаимоотношений между детьми и родителями

Крепкие взаимоотношения между детьми и родителями способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка. Это уникальная связь, которую испытывают все родители и дети и которая приносит им не сравнимое ни с чем удовольствие. Поэтому они стараются развивать эту связь на протяжении всей жизни.

Такие взаимоотношения формируют личность ребенка, закладывают основы его выбора и поведения в разных ситуациях. Исследования показывают, что здоровые взаимоотношения между родителями и детьми положительно сказываются как на детях, так и на общей атмосфере в семье.

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка аленушка детский сад 3 воронеж

Почему важны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми?

У любящих родителей вырастают любящие дети. Ваши взаимоотношения с детьми и степень вашей привязанности к ним влияют на будущее ребенка, на его социальное, физическое и психическое здоровье.

Рассмотрим несколько преимуществ здоровых взаимоотношений детей и родителей:

  • маленькие дети, имеющие здоровую и крепкую привязанность к своим родителям, располагают большими шансами на счастливые и глубокие отношения во взрослой жизни;
  • ребенок, который имеет здоровые взаимоотношения со своими родителями, учится регулировать свои эмоции в сложных ситуациях;
  • связь с родителями способствует умственному, языковому и эмоциональному развитию ребенка;
  • взаимоотношения с родителями формируют у ребенка оптимистичное и уверенное социальное поведение;
  • участие родителей в повседневной жизни ребенка способствует улучшению успеваемости в школе и развитию навыков обучения;
  • безопасная привязанность ребенка к родителям приводит к развитию его социальной, эмоциональной и познавательной сфер. Дети также развивают навыки решения задач.

Связь между родителями и детьми должна быть не только сильной, но и гибкой, потому что нельзя вести себя с десятилетним ребенком так же, как и с трехлетним.

Взаимоотношения между родителями и детьми в разном возрасте

Воспитание детей – это непрерывный процесс, приносящий родителям много радостей и трудностей. В каждом возрасте взаимоотношения родителей и детей имеют свои особенности.

Младенчество – отношения, основанные на теплоте и безопасности

Первые полгода жизни младенцы в основном едят, спят и плачут, а родители кормят, берут их на руки и меняют им подгузники. Такое взаимодействие формирует ожидания родителей и детей друг от друга.

Когда ребенок голоден, он начинает капризничать. Во время кормления его потребность удовлетворяется и он счастлив. Родители также становятся счастливы, поскольку смогли удовлетворить потребности ребенка.

Когда родители любят ребенка и ухаживают за ним, т. е. выполняют свою основную функцию в его воспитании, они создают с ним четкие и уникальные отношения. В таком случае к годовалому возрасту ребенок обычно формирует крепкую привязанность к родителям.

1–3 года: первый социальный опыт

Когда ребенок начинает ходить, родители учат его правильному поведению, объясняют ему, что хорошо, а что плохо, и поощряют его хорошее поведение. Родители помогают ребенку социализироваться и готовят к детскому саду и жизни в обществе.

Дошкольный возраст: определение стиля воспитания

Когда ребенок достигает дошкольного возраста, родители применяют различные стили воспитания, при этом один из стилей становится основным. Однако в реальной жизни родители не могут использовать постоянно один и тот же стиль, необходимо задействовать разные стратегии и комбинировать их. Взаимоотношения родителей и детей в этом возрасте определяются выбранным стилем воспитания.

Исследования показывают, как чувствуют себя дети, которых воспитывают родители, придерживающиеся разных стилей:

  • дети демократичных родителей уверены в себе, счастливы и целеустремлены;
  • дети авторитарных родителей несчастны, неуверены в себе и подвержены страхам;
  • дети либеральных родителей не имеют достаточно развитых социальных навыков, безответственны и плохо справляются с собственными эмоциями;
  • дети индифферентных родителей имеют больше проблем с поведением и эмоциями, чем остальные.

Школьный возраст: познание окружающего мира

Когда ребенок идет в школу, его внимание переключается с семьи на сверстников, но это не влияет на динамику взаимоотношений между родителями и детьми. Навыки ребенка в социальной и познавательной сферах развиваются, он получает новый социальный опыт за пределами семьи.

В этот период коммуникация между родителями и детьми обычно носит двусторонний характер. Ребенок сообщает родителям о своих потребностях и показывает, что ему нравится или не нравится. Односторонний или двусторонний характер взаимодействия определяется стилем воспитания, который используют родители.

Родители обычно придерживаются того же стиля воспитания, что и в дошкольном возрасте. Это влияет на ребенка и в школьном возрасте:

  • демократичный стиль воспитания способствует развитию у детей социальных навыков и высокой самоценки;
  • авторитарный стиль приводит к низкой самооценке, слабо развитым социальным навыкам и агрессивности;
  • либеральный стиль приводит к тому, что дети становятся импульсивными, агрессивными и безответственными.

Подростковый период: уважение личного пространства ребенка

Подростковый возраст – бурный период, в течение которого у ребенка происходят значительные физические и психические изменения. Родители должны понимать потребности своего ребенка, поддерживать его и давать ему свободу действий, не прибегая к чрезмерному контролю.

Любовь и принятие родителями, позитивный подход в воспитании – это наиболее эффективный способ воспитания подростков.

Взрослый возраст: общение на равных

Взрослый период жизни – это время, когда родители и дети начинают общаться на равных и могут полагаться друг на друга. Иногда взрослым детям трудно найти баланс между отношениями со своей семьей и родителями. Это может вызывать у них сильный стресс. Однако большинство взрослых детей поддерживают здоровые отношения со своими родителями.

Читайте также:  Гатчина центр развития ребенка детский сад 9

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
2 оценок.

Развитие ребенка
07.05.2018

Источник

Семейный сценарий — это не только определенное поведение, которое ребенок перенимает у родителей или другого важного и авторитетного для него человека, это система ценностей, которой ребенок будет пользоваться на протяжении жизни.

Как часто сегодня уже взрослые «дети», ища причину своих неудач, обращаются к псевдопсихологам (целителям), а те, в свою очередь, пытаются снять родовое проклятье. По сути, негативный семейный сценарий и есть своеобразное «семейное проклятье», комплекс неэффективных стереотипов, которые могут передаваться от одного поколения к другому. Поэтому многие родители хотят знать, как не навредить своему малышу, вырастить его счастливым.

Замечено, что для ребенка, начиная с младенческого возраста, очень важно взаимодействие с близкими для него людьми, в частности, с родителями. Ведь в результате такого общения у ребенка начинает формироваться образ своего «Я», то есть осознание себя как личности, личностные особенности.

Прежде всего, малыш узнает, нужен ли он маме с папой, любят ли его родители. Причем осознание своей важности и незаменимости необходимо для нормального психологического развития каждого малыша.

К примеру, когда родители часто называют младенца по имени, разговаривают с ним исключительно ласково, они наделяют личность ребенка особой ценностью, что, несомненно, в будущем скажется на эмоциональном развитии человека самым положительным образом.

И наоборот, если родители не уделяют ребенку должного внимания, мало общаются с ним или, наоборот, чрезмерно опекают, ребенок может вырасти замкнутым, неуверенным в себе, его часто будет преследовать чувство собственной беспомощности.

Согласитесь, что такое развитие событий вовсе не способствует успешности человека, его личностному и профессиональному росту.

Родителям следует относиться к малышу не как к беспомощному существу, за которым необходимо только ухаживать, но как к самостоятельной личности.

Итак, задача родителей не только обеспечить ребенку должный уход, но и развивать его личность, самостоятельность. Что для этого необходимо?

Прежде всего, с маленьким ребенком необходимо как можно больше разговаривать. При этом нужно тщательно следить за интонацией, с которой произносятся слова, ведь младенец обращает внимание в первую очередь именно на интонацию. Не допускайте в разговоре раздражения, гнева. Причем соблюдать данное правило необходимо не только в моменты общения с ребенком, но и при разговоре с другими людьми, ведь даже самый маленький ребенок очень остро реагирует на ссоры между родителями. Не давайте возникшему чувству раздражения завладеть вами, научитесь контролировать негативные эмоции.

Ребенку более старшего возраста необходимо предоставлять определенную свободу действий. Например, ребенок должен сам выбирать игрушки или партнеров по игре. В таком выборе проявляется собственное мнение маленького человека, его самостоятельность и независимость.

Как узнать, что у малыша сложились первоосновы его собственного «Я»?

Попробуйте поднести ребенка к зеркалу, понаблюдайте за его поведением. Ребенок, который воспринимает себя позитивно, будет реагировать на свое отражение, улыбаться ему, с удовольствием рассматривая себя в зеркале.

Но не стоит расстраиваться, если в первый раз все идет не так как вам хотелось, ведь каждый ребенок обладает уникальным набором черт характера. Возьмите это упражнение за правило, подносите ребенка к зеркалу, обращайте его внимание на чудесного малыша, который на него смотрит.

Для того чтобы ребенок развивался как личность, родителям необходимо вести себя соответствующим образом. В частности, когда вы осуществляете какую-либо процедуру по уходу за малышом, старайтесь комментировать свои действия, а так же действия самого ребенка. При этом старайтесь разговаривать с малышом так, как будто он понимает вас и способен вам ответить.

Ваша речь должна быть максимально четкой, обращенной к ребенку. При этом не забывайте употреблять слова, которые характеризуют личность ребенка с положительной стороны, как можно чаще хвалите его, называйте по имени. Это способствует формированию у малыша привычки к ласковым и теплым словам, позитивному общению.

С осторожностью рассуждайте о будущем и перспективах с подросшими детьми: не позволяйте себе умалять способностей ребенка, прогнозировать его неудачи. Ругайте ребенка только за плохое ПОВЕДЕНИЕ, расскажите ему о своих ЧУВСТВАХ (когда ты делаешь так, я чувствую…), выясните причину негативного проступка. Таким образом, вы станете для ребенка не дамокловым мечом, а равным ПАРТНЕРОМ, готовым всегда его понять.

Практикуя такое отношение к ребенку, вы способствуете укреплению позитивного самоощущения вашего ребенка, становлению его личности. А это, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей, позволяющей ему достичь успехов в будущем, создать крепкую семью, добиться успехов на профессиональном поприще.

И не забывайте о том, что семейные сценарии живут, прежде всего, в нас, взрослых, и мы неосознанно, жестами, словами, поведением (зачастую противоречивым), влияем на судьбу «самого дорогого человечка». Поэтому работать нужно, прежде всего, над собой. Естественно, не прибегая к помощи шарлатанов!

Ольга Леухина

Источник