Влияние фонематического слуха на развитие ребенка

Влияние фонематического слуха на развитие ребенка thumbnail

Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка

Несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Количество нарушенных звуков у ребёнка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

— недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

— недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;

— глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребёнок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.

Слоговая структура слова – это количество и порядок слогов внутри слова. Звуконаполняемость – количество и порядок звуков внутри каждого слога.

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова. При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут опустить или добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик.

( У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сфомировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи.

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Источник

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

Подготовила учитель-логопед Одинцова Ольга Николаевна

ГБОУ школа№2048 г.Москва

Краткое описание:

 В данной консультации раскрывается значение фонематического слуха в развитии ребенка, возрастные нормы развития фонематического слуха. Так же даются рекомендации, как следует развивать фонематический слух.

«Роль фонематического слуха в развитии речи детей»

            Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию , и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие — это более тонкий, чем физический, систематизированный слух, специальные умственные действия, позволяющие опознавать и различать фонемы родного языка. Является частью физиологического слуха .

          При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно).

 Ребенок может допускать следующие ошибки:

1.Замены звонких согласных парными  глухими и наоборот(«томик»вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)

2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)

4. Разнообразные буквенные замены в группе  сонорных гласных( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение, — одна из основных задач при подготовке ребенка к школе.  

Правильная речь – один из показателей готовности  ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной.

Чем чревато несовершенство фонематического слуха?

Дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:

 — замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался») ;

 — слитное написание предлогов («втрех шагах… », «понебу… ») ;

 — написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце») ;

 — не дописываются окончания слов;

 Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.

 Возрастные нормы развития фонематического слуха

 Первый год жизни — уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

 На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

 На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

 На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

 На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

 Итак, развитый фонематический слух позволяет:

 1. Правильно произносить звуки;

 2. Четко произносить слова;

 3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ;

 4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

 5. Успешно освоить письмо и чтение.

 Как правильно развивать фонематический слух

 1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)

 Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

 Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.

 Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.

Примеры игр:

«Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.

«Волшебная палочка»

Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук

«Громко–тихо» 
Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному:
а) громко, а затем тихо;
б) протяжно и отрывисто;
в) высоко, а через пару мгновений низко.

«Сказочные голоса» 
Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких–нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

«Где позвонили?» 
Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.

«Подбери картинку или игрушку!» 
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.

2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.

 «Правильно-неправильно».

 1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.

  «Придумай имя»

Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

 «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

«Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).

  «Слушай и выбирай».

 Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

 рак, лак, мак, бак

 сок, сук

 дом, ком, лом, сом

 коза, коса

 лужи, лыжи

 мишка, мышка, миска

 Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

 «Будь внимательным!»

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например,  звук «Р»:л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот,корка,шутка.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко , звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» — в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами .Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

 «Поймай звук». «Поймай песенку»

 Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

 Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

 «Чудесная удочка»

 На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

«Придумать слова с заданными звуками»

 1Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

 По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

 «Назови картинки»

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш.Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

 «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА  -Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале  (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».

«Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, дуб –Б.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ( Я, Е,Ё,Ю),так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).

 «Определи место звука в слове»

Задача — развивать умение определять место звука в слове(начало,середина,конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

 «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на(3 слога).

Напоминаю правило русского языка: « Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать  и такой прием:кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз(произнося гласные), столько и слогов в слове.

«Позови слово»

Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова(названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный  гласный О.

«Путаница»
Прочтите ребенку шуточные предложения:
Тащит мышонок в норку хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце

поставил дочку.

Источник

Роль развития фонематического слуха

в формировании речи детей дошкольного возраста

Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Ребёнок с хорошо развитой речью  легко вступает в общение с окружающими, и наоборот, неясная речь весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.

Ещё острее встаёт вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух и  недостатки речи обнаруживаются сразу.

Как предупредить эти недостатки?

Одним из важных  условий  воспитания правильной речи  является хорошо развитый фонематический слух.

Рассмотрим подробнее роль фонематического слуха  в формировании речи детей.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением, как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетний мальчик  Рома  на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Йома», «Тебя зовут Йома?» — «Не Йома, а Йома — я  букву Й не выговайиваю». Из примера видно, что в это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Дети легко справляются с заданием найти ошибку в  тексте.

Игра «найди ошибку»       

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.

Мама с бочками пошла  по дороге вдоль села.

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей.

На виду у детворы  крысу красят маляры.  

На болоте нет дорог, я по кошкам – скок да скок.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Какова роль хорошо развитого фонематического слуха?

  1. Чем выше уровень развития фонематического слуха, тем быстрее происходит становление фонетической стороны речи.
  2. От степени развития фонематического слуха зависит правильность формирования лексико-грамматических средств языка.
  3. Снижение фонематического слуха негативно отражаются на формировании навыков письма и чтения.

Исследования, проведённые профессором Р.Е Левиной  и группой учёных, показали, что в письменных работах учащихся начальных  школ есть группы специфических ошибок на письме, обусловленных недостаточным развитием фонематического слуха.

I группа ошибок – замены букв на письме (тота вместо тётя).

II группа ошибок – нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости (питатица вместо воспитательница).

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. У ребенка с недоразвитым фонематическим восприятием тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Этапы формирования фонематического слуха

Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни «Во поле береза стояла…» – у него восхитительный музыкальный слух

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С] , в другую – со звуком [3] , – у ребенка сформированный фонематический слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Фонематический слух – способность  выделять, воспроизводить, различные звуки речи.

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период до фонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Швачкина Н.Х.) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав)

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая  артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни  ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

В  практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять, как частный случай. В большинстве своём дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки [Ш]  на [С], [Р] на[Л]  и т.д.

При этом они не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с  трудом воспроизводят скороговорки.

Приведенные факты,  несомненно,  свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения.

Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

Так 5-летняя девочка на обследовании рассказывает о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор трёх близких по звучанию слов ( бак-бык-бок), слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости- глухости (па-ба-па) или мягкости- твёрдости (ла-ля-ла), слов со сложной слоговой структурой( транспорт, фотографироваться), девочка выполняет с многочисленными ошибками.

Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия девочки запоздало и не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется и в произношении! Сможет ли ребёнок  в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно,  нет.

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление  звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

                                          Ошибки на уровне буквы и слога  

Ошибки, связанные с недоразвитием фонематических процессов

 Замены букв:

  • парные звонкие и глухие согласные;
  • мягкие и твердые согласные
  • лабиализованные гласные (У О)
  • заднеязычные согласные;(КГХ)
  • сонорные (звонкие) согласные
  • аффрикаты (Ч Щ)

Ошибки, связанные с недоразвитием звукового анализа и синтеза:

  • пропуски букв и слогов;
  • недописывание букв и слогов;
  • наращивание слов лишними буквами;
  • перестановки букв и слогов.

Работу по развитию у детей способности воспринимать и дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов:

                                            I этап – Узнавание неречевых звуков

 Хотелось бы акцентировать внимание именно на этом разделе, потому что как показывает практика, многие педагоги недооценивают роль этого этапа в формировании фонематического восприятия.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки.

Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая   природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализируя шумы только на слух, без опоры на зрение.

Перечень упражнений, которые способствуют развитию неречевого слуха:

“Какие звуки нарушают тишину?”,

“Кто услышит больше звуков?”,

“Назови звуки групповой комнаты”,

“Назови звуки улицы”,

“Вспомни звуки леса, луга, болота”,

“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,

“Жмурки с колокольчиком”,

“Ладушки”,

“Морзянка”,

“Чей голос?”,

“Солнце или дождик”,

“Угадай по звуку, что делать?”,

Звучание музыкальных инструментов.

Песенки насекомых.

Голоса животных, птиц.

Звуки транспорта.

Звуки рабочих инструментов.

II этап –Различение высоты, силы, тембра голоса

на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Сама формулировка раскрывает сущность работы на этом этапе.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Этим  целям служит целый ряд игр, например:

1.Всем хорошо известна сказка   «Маша и три медведя»

Отрабатываются  реплики   от лица героев сказки.

«Кто сидел на моём стуле?»

«Кто ел из моей чашки?

«Кто спал в моей постели?»

2. Взрослый предлагает ребёнку определить далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести  звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

 Дети кричат АУ (громко, тихо)

 Кошка мяукает МЯУ (громко , тихо)

Лягушка квакает КВА (громко, тихо) и т.д.

3.На примере следующего упражнения можно проследить, как один и тот же звук можно произносить с изменением и эмоциональной окраски.

А- плачет, кричит девочка

А- показывают горло врачу

А – поёт певица

А —  качаем малыша

А – девочка укололась  иголкой

О- удивилась мама

О- стонет бабушка

О- поёт певица

О – потягивается папа

О- кричит охотник в лесу

4. Ещё одно упражнение, направлено  на изменение звукокомплекса по высоте и силе.

Ребёнку предлагается произнести МЯУ:

Громко( как будто кот  сидит рядом и просит есть)

Тихо ( кот за дверью)

Высоким голосом ( маленький котёнок)

Низким голосом ( старый кот)

Аналогичным образом можно  изменить  и другие  звукопадражания

III этап – Различение слов, близких по своему звуковому составу

Это слова, которые различаются одним звуком.

Начинать работу нужно со слов простого звукового состава,  постепенно переходя к более сложным.

Рифмуются ли следующие слова?

Лиса- коса         Коза- дом

Дом-ком            Рак-бак   и.т.д.

Умение преобразовывать слова на этом этапе положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе  слоговой структуры.

IV этап – Дифференциация слогов

Ребёнок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги.

Самые лёгкие для произнесения звуки: [Ф] [В] [П] [Б] [М]. Поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций включающих именно эти звуки.

Сюда можно отнести  следующие упражнения  :

  • Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога

та-та-та/                  па-па-па/                      ка-ка-ка/

та-та/-та                  па-па/-па                       ка-ка/-ка

та/-та-та                  па/-па-па                       ка/-ка-ка    и т..д

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

та-то-ту           во-вы-ву                     бо-ба-бы

ты-та-то          но-ну-на                      па-по-пы   и т.д

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ка-та-па                        па-ка-та

ка-на-па                        ка-фа-ха   и т.д.

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости – звонкости, по твёрдости- мягкости.

По 2 слога:

па-ба                ва-фа

та-да                ка-га

По 3 слога

па-ба-па                    ка-га-ка

ба-па-ба                    га-ка-га   и т.д.

Постепенно,  в течение этого  периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твёрдые и мягкие

Ряд упражнений способствует преодолению нарушений слоговой структуры.

Например:  «Какой слог лишний»

Па-па-ба-па            Мя- ма-ма-ма                     Ко-ко-го- ко            Са-са-ша-са

V этап – Дифференциация фонем

Начинать  работу нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, потому, что  их проще воспринимать,  выделять и дифференцировать в словах.

Например:

Повторение сочетания гласных звуков

1) по два                  2)по три                     3) по четыре

АО                            АИУ                              АОУИ

УА                            ИАО                              ИОУА

АИ                            УИА                              ИЫОУ

ИО                            ОИЫ                              ОУИЫ

ИУ                            ИОУ                               АОЫУ

ЫИ                            ИЫО                              ОАУЫ

Затем можно перейти к различению согласных.

Эти упражнения направленные на выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Игра «Поймай звук» (на примере [М])

Педагог произносит разные звуки,  слоги, слова, ребёнок  внимательно слушает

Как только ребёнок услышит  [М], слог со [М], или слово со [М] он должен выделить его хлопком.

Примерный ряд звуков:[А] [С] [М] [Д] [М]  [ К] [С] [М]…

Примерный ряд слогов: АП,ОМ,УП,НУ,ВУ,МА,МУ, МЫ…

Примерный ряд слов: САД, НОС, МАК, КОТ…

На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического восприятия

Последовательная, поэтапная  выстроенная в систему  работа позволяет перейти к наиболее важному  завершающему этапу  формирования фонематического восприятия  «Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза».

Речезвуковой анализ подготовит дошкольника к правильному письму, в свою очередь синтез,  т.е. объединение звуков в слоги и слова,  будет способствовать  успешному усвоению грамотного чтения.

Итак, сформированность фонематического слуха – главное условие    успешного  обучения   грамоте.

Источник