Как предупредить отклонение в развитии ребенка захаров

Полезная  информация  для  родителей  и  педагогов.

Классификация  нервных  нарушений  у  детей, их проявления.

КАК  ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ  В

ПОВЕДЕНИИ  РЕБЁНКА. А.И.Захаров.

Москва. «Просвещение».1993год.

Нервно- психические  нарушения  у  детей, обозначаемые  для  краткости  как  нервные  нарушения, или  нервность, содержат  разнообразный  спектр  своих  проявлений.  По  степени распространённости  их  можно  разделить  следующим  образом:

        1.Минимальная  мозговая недостаточность (дисфункция).

        2.Невропатия.

        3. Невротические  реакции, неврозы, психосоматические  заболевания.

        4.Органические  нарушения нервной  системы.

        5.Психическое  недоразвитие, умственная  отсталость.

6.Психопатии (патологические  характеры)  и патохарактерологическое     развитие.

        7.Психические  заболевания.

Из  этого  списка  невротические  реакции, неврозы  и  психосоматические  заболевания относятся  к  такой  деятельности  врача, как  психоневрология.      

Минимальная  мозговая  недостаточность, невропатия  и  органические  нарушения  нервной  системы  отойдут  к  невропатологии.

Психическое  недоразвитие, психопатии  и  психические  заболевания  находятся  в  компетенции  психиатрии.

Следовательно, по  крайней  мере – необходимы  три  врача  в  области  нервно- психических  заболеваний  —  психоневролог, невропатолог  и  психиатр.

        Психологи оказывают  помощь детям, находящимся     в  неблагополучных условиях, испытывающим личностные  проблемы  и  состояние  стресса.

        Неврозы  и  психосоматические заболевания  —  функциональные  расстройства  внутренних  органов  и  кожи  на  почве  стресса.

Минимальная  мозговая  недостаточность  — наиболее  распространённый  вид  нервности. Причины  её  разнообразны. Это тяжёлое  течение  беременности, особенно  первой  половины: токсикозы, угроза  выкидыша. Это  вредное  воздействие  на  организм  беременной  женщины химических  веществ, радиации, вибрации, инфекционных  заболеваний, а  также  некоторых микробов  и  вирусов. Это преждевременные  или  переношенные  роды, слабость  родовой  деятельности  и  её  длительное  течение, недостаток  кислорода (гипоксия)   из-за сдавливания  пуповины , обвития  вокруг  шеи. После  родов  неблагоприятное  воздействие  на  мозг  оказывает  плохое питание, частые  или  тяжёлые  заболевания  и  инфекции, сопровождающиеся  различного  осложнениями, глистные  инвазии  и  лямблиоз,  ушибы  мозга, отравления  и, конечно  же, экологическая  обстановка  в  регионе. Срабатывает  и  генетический  фактор, когда  большая  вероятность  рождения  нервно  ослабленных, невыносливых  и  часто  болеющих  детей  будет  у  родителей  с  аналогичными  проявлениями.

Симптомы минимальной  мозговой  недостаточности: повышенная умственная  утомляемость, отвлекаемость  внимания, затруднения  в  запоминании  нового  материала, плохая  переносимость  шума, яркого  света, жары  и  духоты, укачивание  в транспорте с  появлением  головокружения, тошноты  и  рвоты. Возможны  головные боли, перевозбуждение  ребёнка  к  концу  дня  пребывания  в школе  или  детском  саду  при  наличии  холерического   темперамента  и  заторможенность  при  наличии  флегматического  темперамента. Сангвиники  возбуждаются  и затормаживаются  почти  одновременно.

        ММН  не  является  постоянным  видом  нервности: существуют  значительные  колебания  в  связи  с  ухудшением  или  улучшением  соматического  состояния, временем  года, возрастом, сочетанием  с  другими  видами  нервности.42%  родителей  детей  4 лет   положительно  отвечают на  вопрос: быстро  ли  устаёт, отвлекается, становится  вялым  или  раздражительным  при  занятии  ваш  ребёнок?

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка мурманска

        В  максимальной  мере  признаки ММН  проявляются  в  начальных  классах  школы.

        В  литературе вместо ММН  можно  встретить аббревиатуру ММД  —  минимальная  мозговая  дисфункция. Нам  представляется  практически  более  удобным  обозначать ММД  следующий  комплекс  нарушений  поведения: повышенную  возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие  сдерживающих  начал, чувства  вины  и  переживаний, а  также  доступной  возрасту  критичности. 

Нередко  эти  дети, что  называется, «без тормозов», ни  секунды  не  могут  посидеть    на  месте, вскакивают, бегут, « не  разбирая  дороги», постоянно  отвлекаются, мешают  другим. Они  легко  переключаются   с  одного  занятия  на  другое, не доводя  начатое  дело  до  конца. Утомление  наступает  гораздо  позже,  и  оно   менее  выражено, чем у детей  с  ММН. Легко  даются  и  тут  же забываются  обещания, характерны шутливость, беспечность,

озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Ослабленный  инстинкт  самосохранения  выражается  в  частых  падениях, травмах,  ушибах ребёнка.

НЕВРОПАТИЯ – другой  распространённый вид  нервности  у детей, определяемый  как болезненно  повышенная  или  заострённая нервная  чувствительность. Она  может  быть  врождённого  плана, поскольку  у  нервно – соматически  ослабленных  родителей  вероятность  появления  детей  с  подобными  нарушениями  высока. Это  конституционально  —  генетический  фактор  в  происхождении  невропатии. Наследоваться  могут  :аффективная  неустойчивость   и  чуткий   или  чрезвычайно   глубокий  сон; склонность  к  головным  болям, колебаниям  артериального  давления, аллергии  и  спазмам  желудочно  —  кишечного  тракта   на нервной  почве; повышенная  чувствительность   к  действию  метеофакторов   и  многое  другое, объединяемое   нервно —  вегетативной  регуляцией  внутренней  среды  организма.

Другими  факторами  невропатии  будут  различные  отклонения  в  течении беременности, преимущественно  во  второй  её  половине,  в   виде   нефропатии  —  позднего  токсикоза  беременности( повышенное  артериальное  давление, отёки,  белок  в  моче).

Наряду  с  конституциально  —  генетическим  фактором   большое  значение   в  происхождении   невропатии   имеет  фактор  острого   или  хронического  стресса   при  беременности.  Стресс вызывается  рядом  неблагоприятных  жизненных  обстоятельств: трудности  с  учёбой  в  институте, отсутствие  нормальных  жилищных  условий, конфликты  с  родственниками, неуверенность   в  прочности брака, нежелательная  беременность, страх  перед  родами  и  т.д.

Стресс, обусловленный отрицательными  переживаниями – дистресс приводит к  гормональным  изменениям  в  организме  матери. Выбрасываемый  при  этом  гормон беспокойства  и  страха  —  адреналин  через  общую  кровеносную  сеть  с  плодом  легко  попадает  в  его развивающийся  мозг, и  в  частности  в  так  называемую   диэнцефальную  область, где  находятся  нервные  (вегетативные )  центры управления работой внутренних  органов  и  кожи. Соответствующим  образом  начинает  беспокоиться  и  плод  или  же  он  затихает  на  некоторое  время, инстинктивно  успокаивая  себя  сосанием  большого  пальца  руки (это  отчётливо   видно на  снимках, начиная  с  4,5  —  6 месяцев  внутриутробного  периода). После  рождения  такой  ребёнок   вздрагивает  от  малей-  шего  шума,  беспокойно  спит, часто  срыгивает, его    мучают  метеоризм(пучит  животик)   и  боли  в кишечнике  из  —  за   периодически  возникающих   нервных  спазмов (колики  в  3-  5  месяцев).  К  году  проявления  невропатии   становятся  менее  заметными,  к  2-  3  годам   достигают  своего  максимума, затем  при  благоприятном   стечении  обстоятельств   постепенно  уменьшаются  и  сходят  на  нет  к  10  годам.  Именно  с  10  лет  нервная  система  ребёнка   начинает   функционировать  на  качественно  новом  уровне  своего  развития, нервные  клетки   при  этом   покрываются   миелиновой  защитной  оболочкой, устанавливается  приближённый  к  взрослому  биоритм  сна.

Читайте также:  Режим дня питание и развитие ребенка в 10

Наиболее устойчивые, выраженные  проявления  невропатии  выглядят  следующим  образом:

1.  – лабильность, в  том  числе  лёгкость  возникновения аффектов, плача, беспокойства,  расстройств  настроения.

2.Вегетососудистая  дистония  в  виде  колебаний  артериального  давления  преимущественно  в  сторону  его  понижения(гипотония),головокружений, повышенной  потливости,

ознобов, сердцебиений  и  неустойчивости  пульса, плохого  самочувствия  при  баромометрическом  давления (метеопатия). Вегетативная  неустойчивость выражается  лёгкостью  возникновения  спазмов  лица ( покраснение   или  побледнение), головы ( головные  боли), дыхательных  путей(ложный  круп  у  детей первых  лет  жизни, астма  в  последующие ),пищевода(

« комок  в  горле», «каша  во  рту»  ), желудка  и  кишечника(срыгивание  у  грудных  детей, тошнота  и  рвота, боли  в  животе  в  области  пупка, расстройство  стула  на  нервной  почве),желчевыводящих  путей ( дискенезия)

        3.Нарушения  сна: затруднённое  засыпание, чуткий  с  пробуждениями   или  чрезмерно   глубокий  сон  с  непроизвольным  мочеиспусканием, плохое  самочувствие  утром,  ранний ( до 4 лет)  отказ  спать  днём.

        4.Нарушение  обмена  веществ  преимущественно  в  виде  диатезов: эксудативно – катарального (опрелость, мокнущая  кожа, зуд  с последующим   развитием  под  влиянием  стресса,  нейродермита), лимфатико-пластического ( одутловатость, аденоиды  в  дошкольном  и  ангины  в  младшем  школьном  возрасте), нервно  —  артритического (повышенная  чувствительность  костей  и  суставов  и  ревматизм  в  подростковом  возрасте).

Отдельно  и  в связи  с  диатезом  следует  сказать  об  аллергии – болезненно  заострённой  реакции  организма  на  запахи, лекарства, пыль  и  некоторые  пищевые  вещества  в  виде  раздражения  слизистых (кашель), кожи ( зуд, крапивница), отёков  лица.

        Детям  с  невропатией  присущи  недостаточная  ферментативная  активность  в  первые  годы  жизни, плохой  аппетит, снижение  массы  тела. Заставить  их  есть  всегда  проблема  для  родителей, нередко  перерастающая  в  конфликт. Насильное  же  кормление  сопровождается  нарастающим  отвращением  к  пище, а  то  и  рвотами  и  чревато  ввиду  низкого  количества  выделяемого  желудочно  —  кишечного  сока  развитием  желудочно  —  кишечных  расстройств  типа  гастрита.

Читайте также:  Понятие целостного развития ребенка дошкольного возраста

        5.Минимальная  мозговая ослабленность. Через 2-3  часа  пребывания  в однообразной  атмосфере группы  ребёнок становится  всё  менее  сосредоточенным, всё  более  вялым  и  раздражительным  одновременно. Ему  необходимо  побыть  одному, поиграть, отдохнуть, отвлечься, переключиться  на  привычный  ритм  жизнедеятельности. По возвращении  домой  из

школы  или  детского  сада  требуется  не  менее 1-2 часов  для  снятия  нервно  —  психического  напряжения   и  восстановления  естественного  состояния. Поэтому вечерние часы не  самое  подходящее  время  для  бесед с  ребёнком     о  его  поведении.

        6.Соматическая  ослабленность  организма, обусловленная общим  снижением  его  реактивности, защитных, иммунных  сил.

Выражается  частыми  заболеваниями  прежде  всего  со  стороны  верхних  дыхательных  путей, их  хроническим  течением.

        7.Психомоторные  нарушения  в  виде  нервных  тиков, заикания, ночного  и  дневного  недержания  мочи, энкопрез (недержание  кала). Психомоторные нарушения  невротической  природы  большей  частью  не  осознаются, не  замечаются  ребёнком. Они  зависят  от  времени  года, утомления, нервного  перенапряжения (стресса).

        К  распространённому виду  нервности  относятся  и  неврозы, нередко  протекающие  на  фоне  невропатии. Главное , что  их  отличает   от  других  видов  нервности, — это предопределяющая  роль  в  их происхождении  психогенных  факторов  —  психических  травм, переживаний, напряжений, с  которыми  не  может  справиться  ребёнок   и  которые  подобно  дистрессу  приводят  к  болезненному  расстройству нейрорегуляторных  и  адаптационных  функций  организма.

        Помимо неврозов  как  заболеваний  различают  невротические  реакции  относительно кратковременные  аффективные  переживания  в  ответ  на  действие  психотравмирующих  факторов. К  невротическим  реакциям  относятся: повышенная  возбудимость, капризность  или  заторможенность, страхи, ухудшающие  временно  настроение  и  сон; состояние подавленности(депрессии) заострённые  переживания  в  связи  с  наличием  заболевания  или  физического  дефекта. Невротические  реакции  требуют   скорее  не  лечения, а  правильного  педагогического  и  психологического  подхода  со  стороны  взрослых. Важно  понять  источники  переживаний  детей, что  невозможно  без  способности  родителей  к  анализу  и  самокритике. При  наличии  эмоционального  контакта  с   детьми  и  авторитета  родителей, взаимопонимания  в  семье невротические  реакции  купируются (проходят)  достаточно  быстро. Если  же  они  повторяются  и  имеют   тенденцию  с  возрастом   не  уменьшаться , а  увеличиваться  по своей  интенсивности, то  не  исключено  состояние  хронического  эмоционального  стресса, то  не  исключено  состояние   хронического  эмоционального  стресса,  легко перерастающее в  невротическое состояние. В  этом  случае  уже  требуется  профессиональная  психологическая  и  психотерапевтическая  помощь.

        Если  брать  только  такую  характеристку, как « эмоци-онально  чувствительный  и  впечатлительный, ранимый, легко  расстраивается», то  она  говорит  не  о  неврозе  и  невротической реакции, а  о  сензитивности — эмоционально  заострённой  чувствительности.

КАК  ПРЕДУПРЕДИТЬ ОТКЛОНЕНИЯ  В

ПОВЕДЕНИИ  РЕБЁНКА. А.И.Захаров.

Москва. «Просвещение».1993год.

Источник