Как повлиять на развитие ребенка до года

Как повлиять на развитие ребенка до года thumbnail

Екатерина Ушахина

Основное время роста нашего физического мозга — до четырех лет. Легкость, с которой мы учимся в детстве, и траектория всей жизни в значительной степени предопределены тем, что происходит в эти первые годы.

От рождения примерно до трех лет каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей. Невероятная, многосложная нейронная сеть и есть та архитектура мозга, которая влияет на все его функции, включая память, эмоции, поведение, моторику и, конечно, речь.

Профессор Дана Саскинд много лет изучала этот феномен и написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой рассказала о факторах, которые влияют на мозг ребенка, в том числе родительская речь, стрессы, похвала и другие.

Поговорим о них.

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество.

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание.

Источник

Стресс

Второе необходимое условие нормального развития мозга, — стабильность. Растущий мозг обладает повышенной чувствительностью ко всем внешним раздражителям.

Как было доказано, «токсичное» окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители. Они действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Стресс, конечно, присутствует в жизни всех, даже младенцев, например, когда их кормят с опозданием или когда они плачут перед сном. Но когда уровень стресса неизменно высокий, кортизол и другие гормоны стресса промывают мозг маленького ребенка, навсегда меняя его архитектуру.

Источник

Последствия изменения мозга из-за стресса — хронические проблемы с поведением, проблемы со здоровьем и трудности в учебе. Ирония в том, что дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненной турбулентностью, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Когда дома создается постоянная стрессовая обстановка, когда вербальное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, спасением для детского мозга становится сверхбдительность, то есть режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

«Бей или беги» — это всегда готовая система обороны, просто попытка мозга организовать самозащиту. Проблема в следующем: она настолько здорово охраняет, что мозг в итоге теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы в принципе. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед лицом неизвестности, и это серьезно влияет на его развитие.

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Телевизор и развитие ребенка

Исследование психолога Патриции Кул подтверждает тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.

Девятимесячные американские младенцы слушали китайскую речь. Половине малышей мама произносила слова с теплой материнской интонацией, а другие дети слышали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.

После двенадцати лабораторных сеансов младенцы, слышавшие речь непосредственно от живого человека, могли распознавать звуки китайского языка. А как же те, кто слушал запись? Вы уже догадались. Ничего не могли.

Источник

Правильная похвала

Психологи из Чикагского университета Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу изучали последствия похвалы, полученной в раннем детстве. Они анализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех.

Пять лет спустя ученые проверили, соотносится ли тип мышления ребенка, например пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. Связь оказалась поразительной.

Первый этап исследования показал, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Через пять лет выяснилось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за процесс, то есть за усердие и усилия, в семь-восемь лет с более высокой вероятностью были склонны к расширению кругозора. Еще более удивительным оказалось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Как было доказано, такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом и преодолением препятствий, а способности можно улучшить благодаря старанию.

Читайте также:  Развитие музыкально эмоциональных качеств у ребенка

Вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

Источник

Влияние плача

Все больше исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Если он сохраняется в течение некоторого времени, то негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша.

В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. Такие дети также более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Прямой противоположностью будут дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни, реагировали на плач оперативно и доброжелательно. Помимо развития детского мозга такие родители помогают заложить основу для привязанности, которую ребенок пронесет через всю жизнь.

По материалам книги «Тридцать миллионов слов».

Обложка поста The Pled.

Источник

Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:

1. Он хочет есть;

2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

мама с ребенком, грудничок с мамой

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка сообщение по

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Как повлиять на развитие ребенка до года

Источник

Общаться, «подбрасывать» подходящие предметы и не ограничивать в действиях с ними.

Содержание:

  • Эмоциональное развитие
  • Развитие мышления

любить
тетешкаться
нянчиться
возиться
целовать
пестовать
тешить
гладить
обнимать
носить на руках
прижимать к груди
лелеять
качать
баюкать

В общем, кто так и понимает «развитие младенцев», дальше можно не читать…

Эмоциональное развитие

Основная деятельность младенческого периода — эмоциональное общение с мамой (или со взрослым, который ее заменяет). От того, насколько в этот период сформирована привязанность и насколько ребенок «напитался» любовью, зависит все его последующее развитие (в том числе и умственное). Именно поэтому детдомовские детки, окруженные «педагогическим коллективом», но лишенные достаточного внимания и человеческого тепла, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Не потому, что недостаток «развивающей программы», а потому, что любое развитие младенца опирается только на одно — удовлетворение его потребностей в эмоциональном общении.

Сейчас угрожающая мода на «раннее развитие», когда малышей чуть ли не с рождения «водят на кружки», чтобы там их «правильно развивали». Что получает младенчик от таких «вождений»? Он попадает в незнакомую среду, в искусственно созданные условия (когда его задача — познавать естественное течение домашней жизни и окружающий мир), и главное — дети очень чутко настроены на эмоции мамы.

Что чувствует мама, возя свою крошку на занятия (пусть это не чтение для грудничков, а самые безобидные игры)? Мама прежде всего чувствует, что должна получить РЕЗУЛЬТАТ. И вместо полного принятия своего младенчика она начинает испытывать эмоции по поводу «насколько ее ребенок развит по сравнению с другими». И вот эту вибрацию ребенок чувствует лучше всего: «хороший» ли он, «умный» ли он? И когда ребенком нужно просто наслаждаться, мамы вводят его в систему оценки по достижениям (ну какие же у грудничка достижения?!).

Читайте также:  Развитие речи ребенка в возрасте 4 5 лет

А соседский уже сидит! Уже ползает! Уже ходит! Плавает с рождения! Закаленный! К году знает все буквы! А мой… И вот это больше всего отражается на малыше. Потому что младенчество — период, когда закрепляется жизненная позиция, которая в идеале должна быть «в этом мире хорошо, меня любят и я всех люблю». А получается «меня любят в зависимости от» (мама радуется, когда ребенок удовлетворяет ее амбиции, и огорчается, когда он на фоне сверстников выглядит «не таким умным»).

Итак, первый вред «раннего развития» c увлечением «развивающими методиками» и «хождения по кружкам» с младенцем — мама теряет эмоциональное спокойствие, начинает сравнивать своего ребенка, а главное — проецирует на него свои эмоции в связи с этим.

Развитие мышления

Как мы уже говорили, младенец целиком и полностью зависим от мамы. То есть если он не находит ее рядом, когда зовет (даже если она в соседней комнате), его организм должен бросать все силы на борьбу со стрессом и стараться выжить в таких жестких условиях. Вспомним слова Винникота, писавшего, что младенец, не находящий маму, чувствует «внутреннее умирание»: зову маму — ее нет — видимо, ее больше не будет никогда — придется как-то жить без нее — какой ужас (младенцы не понимают, что такое скоро или потом, у них нет осознания времени). То есть если ребенок не получает достаточной уверенности, что мама — это некая константа, вокруг которой движется весь остальной мир, его организму приходится тратить силы на борьбу со стрессом (и жить-то как-то надо дальше, адаптироваться), а не на развитие мышления и прочую блажь. Ребенок как бы воспринимает все остальное через маму и через отношения с ней. Хорошо у мамы на ручках — мир прекрасен. Мамы нет — еще надо подумать, стоит ли жить в этом мире.

Мышление на протяжении младенческого периода наглядно-действенное. Это не значит, что ребенок должен получить «наглядный материал» и действовать с ним. Это значит, что он должен видеть предметы и пытаться с ними взаимодействовать и должен видеть действия других и пытаться им подражать.

Работа мышления основана на той информации, которую добывают каналы восприятия, так что в следующий раз будем подробно говорить о восприятии. Пока, говоря о мышлении, надо заметить следующие несколько пунктов:

  1. Чем больше возможностей взаимодействия с одним предметом, тем интенсивнее развивается мозг и мышление. Что это означает? Все новомодные игрушки, запрограммированные на определенные действия, воспитывают шаблонно мыслящую обезьянку, а не творческую личность. В самом деле, вы можете импровизировать с игрушкой, которая только и делает, что вставляется в определенное отверстие или способна издавать один и тот же звук при нажатии кнопки? Хорошо, этот тип взаимодействия освоен, а что дальше? А дальше — ноль. Поэтому «развивающие игрушки» и малышовая электроника объясняют младенцам, что думать в принципе излишне и никаких других способов освоения данного предмета не существует. То есть если вам хочется дать ребенку «развивающие игрушки», надо выделить ему бытовые предметы и максимально упрощенные игрушки (мячик, кубик, погремушка, лоскутки, брусочки и т.п.) для того, чтобы он находил новые и новые способы их использования. Чем проще игрушка — тем выше работа мозга при взаимодействии с нею, и наоборот.
  2. Любое действие, произведенное в этом мире, дает какой-то результат. Изменишь действие — получишь другой результат.
    Это очень хорошо знают ползунки, сваливающие на себя скатерть со стола. Ребенок должен видеть, что его действия приносят плоды (конечно, некоторые такие плоды мамам приходится разгребать несколько часов). Потянул за пеленку — получил ее в свои руки. Бросил игрушку — она оказалась на полу. Бросил туда же чашку — ого! Сколько новых маленьких предметов и какой отличный звук!
    Что это означает? Обучение ребенка по «развивающим методикам», когда надо заучить определенную последовательность действий (раскладывание предметов в определенном порядке, собирание пирамидок, вставление предмета в ячейку, сортеры и т.п.) означает, что новых действий изобретать не надо, а от изменения действий все равно не будет нового результата. (Я не сказала, что пирамидку собирать вредно — будьте внимательны. Я пытаюсь сказать, что спонтанное освоение предметов и отсутствие заранее продиктованного алгоритма действий гораздо ценнее для развития.)
    Итак, что важного мы должны понять: ребенок учится действовать с предметом, и он должен получать разные результаты в зависимости от своих действий: если кинуть чашку на пол, появятся маленькие кусочки и дзинь, если бросить ту же чашку маме на колени, ничего такого не будет. Опять же — для этого эти самые предметы должны позволять ребенку вариации действий с ними, а не заданный алгоритм и готовую траекторию. Простой пример: чашка-непроливайка не делает ничего такого, что делает обычная чашка. Обычную чашку можно надеть себе на голову, разбить, перевернуть (из нее почему-то выливается) и т.п. Главное — изменяются действия, изменяется результат (особенно нравится маме надевание на голову, она очень бурно реагирует). Чашка-непроливайка запрограммирована на ровно одно действие, и ничего интересного больше выдать не способна.
  3. К концу младенческого периода (обычно около года) ребенок познает великую вещь: оказывается, действие может быть не само по себе, а связано с другим. Пока ты стоишь у стола, чашку не достать. Но если забраться на стул, а потом потянуться за чашкой — ты победитель! Построению связной цепочки действий, а тем самым новому скачку развития мышления мешает больше всего ограниченное движение ребенка (зачем стараться — из манежа все равно не выползешь, дальше развивающего коврика побег невозможен). Поэтому, если вам важно развитие мышления и будущие способности, старайтесь предоставлять ребенку максимальную свободу в исследовании дома и использовании бытовых предметов (конечно, при условии, что любимые бабушкины вазы убраны и опасные для жизни предметы изъяты из поля деятельности). Чем больше ребенок таким образом «возится» сам, тем больше необходимых для мозга связных цепочек он построит.
  4. Хорошее подспорье — пестушки, потешки и простое проговаривание действий для ребенка. Это связывает осознание себя (рука — это всего лишь часть меня!), осмысление действий и закрепление некоторых связей между действиями. Поэтому пойте потешки на здоровье и проговаривайте малышу ваши действия во время бытовых домашних дел!

Окончание следует.

Источник