Развитие музыкально эмоциональных качеств у ребенка

Елена Козлова
Консультация «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»

Развитие эмоций у детей на музыкальных занятиях

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…»

Д. Шостакович

Музыка — «самое эмоциональное искусство» (Д. Кабалевский, ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… .любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.» Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека, воспитывает такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, например, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, влияют на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и педагогов вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме этого, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, так и отрицательных — пресна и бесцветна.

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции являются производными.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С. Л.Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь,формирует его: так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет еще и года (В. М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребенка.

С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыкотерапии, постоянно растет. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. «Конвейерный» принцип отдельных упражнений представляет собой прием втягивания в общее дело трудных, негативистически настроенных детей. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т. е. социализация ребенка через игру.

Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение. Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.

Многие педагоги, воспитатели и музыкальные руководители, в том числе используют на занятиях элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков саморасслабления.

Толчком к работе в этом направлении стала практика, которая показала, что дошколята, читая или рассказывая, либо вообще не используют такие специфические для устной речи средства выразительности, как жесты и мимика, либо используют их неумело. Например, рассказывают о веселом, но с «каменным», равнодушным выражением лица или, наоборот, о грустном, печальном — с усмешкой на лице.

Совместная работа в контакте с воспитателем подтверждает необходимость специального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному использованию жестов и мимике во всех сферах жизни. Основная цель — это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

На занятиях с элементами психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Проводя тематическое занятие «Весело — грустно», используют такой дидактический материал, как пиктограммы,в состав которых входят различные геометрические фигуры: «Лицо» — овал и круг, на котором нарисован нос, «глаза» — круги и овалы, «брови» — треугольнички, «рот» — овалы, полумесяцы.Все части лица имеют определенный цвет: глаза — голубые; брови — коричневые или черные; рот — алый или розовый. Прослушав музыку,ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения. Дети играют в музыкально— дидактические игры: «Кто сегодня пришел в гости?», «Поссорились — помирились», «Разные настроения», «Забавный гномик», «Ой, ой, живот болит» и другие,которые учат их различать разнообразные чувства и настроения: радость, горе, печаль, испуг, страх, обиду, негодование.

Читайте также:  Условия необходимые для нормального речевого развития ребенка

Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, честность, смелость, доброта и т. д., изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения).

Так как ускоренный темп жизни коснулся не только взрослых, но и детей, многие дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада. На своих занятиях мы используем такие элементы аутотренинга, как «Плавные руки», «Заборчик», «Качели», «Спящий котенок», «До свидания», «На берегу моря» и др.

Например, упражнение «На берегу моря».

Дети играют на берегу моря, плещутся в воде. Накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый песок. Закрывают глаза от яркого солнца. Лениво раскидывают руки и ноги. Этот вид аутотренинга проводится под соответствующую музыку в конце таких комплексных занятий как «Прогулка в лес», «На прогулке» «Мы — путешественники». Аутотренинг дает возможность детям восстановить хорошее эмоциональное состояние.

Другая дидактическая игра «Цвет — настроение» позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.

Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связываются с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) — с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно — коричневый, темно — синий) — с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) — с решительным, торжественным. Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку (это слово новое для детей, а темно — коричневую — если услышат тревожную музыку. Дети проговаривают новые для них слова.Незнакомые слова разъясняются: решительная — смелая, тревожная — беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, проходит очень быстро.

В заключение хочу посоветовать своим коллегам обратиться к следующей литературе: Чистякова М. И. «Психогимнастика», Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников», Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

Источник

Анна Клемчук
Развитие детских эмоций средствами музыки

Развитие детских эмоций средствами музыки

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций.

Это может показаться странным,но: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых.

Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Одним из средств развития эмоций является музыка.

Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в настоящее время является очень актуальной. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть, не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений.

Музыкальное искусство, как известно, обладает огромным воздействием на эмоции человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи:

• Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

• Расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

• Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений;

• Закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции,пиктограмма: веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т. д.);

• Умение распознать настроение других, развитие эмпатии;

Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях.

С основными эмоциями дети знакомятся в ходе всего учебно – воспитательного процесса, где они переживают различные эмоциональные состояния, вербализируют свои переживания, осваивают опыт сверстников, познают литературу, живопись, музыку. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Для достижения цели используются следующие работы с детьми:

Приветствие «Здравствуйте ребята, здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики»;

Рассматривание репродукций картин: Музыкально – дидактическая игра «Подбери эмоцию под картину»;

Картинка «Веселый клоун» — определить пиктограмму («Веселый», «Грустный», «Злой», которая не соответствует картинке;

Фрагменты мультфильмов, по которым дети определяют название мультфильма, персонажей и исполняют песни из них, подбирают эмоции;

Использование мимики и пантомимики: использование этюдов «Сладкая конфета», «Грязь»;

«Скажи наоборот» — предлагается назвать противоположные эмоции.

Веселый – грустный

Спокойный – сердитый

Испуганный – спокойный

Печальный – веселый

Элементы психогимнастики:

Игровой сеанс «Лесная фея»: Этюд «Сказочный лес», Этюд «Друзья поссорились», Этюд «Поделись с другом», Этюд «Обиженная лиса», «Кустики»;

Дальше не говорить.

Путешествие в город эмоций: «Улица радости», «Улица Грусти», «Улица страха», «Улица смеха», «Расслабление», «Изобрази правильно», «Листочки на память».

Таким образом, в процессе реализации своей работы,я предполагаю достичь следующих результатов:

• Повысить уровень эмоционального развития детей;

Развивать способности детей контролировать свои эмоции;

• Расширять словарь детей эмоциональной лексикой;

• Закрепить навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

Источник

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Ширинских Тамара Васильевна,

музыкальный руководитель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №62               «Золотой улей»

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.

Читайте также:  Мини сад в центре раннего развития ребенка

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человека к пониманию системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности.

Актуальность мною выбранной темы определяется потребностью нашего общества в эмоционально-чувственном воспитании. Ведь понимание эмоций и чувств является важным аспектом в становлении личности.

Работая музыкальным руководителем, я провела диагностику уровня развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, в ходе которой выяснила, что у детей на недостаточном уровне сформированы  умения слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства, что говорит о низком уровне развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Проведя анкетирование родителей, я сделала вывод, что большинство из них не осведомлены в вопросах эмоционального развития личности, но положительно отнеслись бы к тому, чтобы их детей развивали, воспитывали в этом направлении.

Заинтересовавшись данной темой, я ознакомилась с трудами таких авторов, как Буренина А.И., Иванов А.А., Апраксина О.А., Карелина И.О., ознакомилась с программами музыкального воспитания дошкольников авторов Радыновой О.П. «Музыкальные шедевры», Шуваловой А.В. «Музыка – хранительница эмоций». Изучив данную литературу, я подтвердила своё мнение о том, что художественно-творческая, музыкальная деятельность обеспечивает условия максимального расширения границ чувственно-эмоционального самовыражения детей.

Новизна опыта состоит в комбинации методик Радыновой О.П., Шуваловой А.В., направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкальную деятельность, приемлемых для работы с детьми 4 – 7 лет, и использование их в разделе программы музыкального развития Логиновой В.И. «Детство».

Проведя исследование, я обнаружила противоречия между необходимостью развития эмоционально-чувственной культуры дошкольников и:

  1. низким уровнем компетентности родителей по данному вопросу;
  2. отсутствием в ДОУ дополнительных специалистов, занимающихся художественно-эстетическим и эмоциональным развитием детей (изобразительной деятельности, хореографии, психолога);
  3. недостаточным количеством художественно-эстетических ценностей в непосредственном окружении ребёнка, оказывающих стимулирующее влияние на развитие эмоциональной сферы.

Целью моей деятельности стало развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников через различные виды музыкальной деятельности.

Гармоничное сочетание задач различных разделов программы «Детство» В.И.Логиновой, по которой работает наш детский сад, и опора на основные принципы музыкальной педагогики позволило сформулировать задачи моей работы:

  1. способствовать развитию мышления (осознания эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);
  2. формировать умение понимать и чувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;
  3. развивать умение творческой интерпретации музыки различными средствами художественной выразительности.

Работа велась по трём направлениям:

  1. работа с воспитателями;
  2. работа с детьми;
  3. работа с родителями.

Основным направлением работы была работа с детьми. Мною был составлен перспективный план работы по эмоциональному развитию дошкольников 4 – 7 лет и разработаны конспекты тематических занятий, праздников и развлечений.

В младшем возрасте я решала следующие задачи:

  1. побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на произведения искусства;
  2. воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
  3. способствовать развитию эмоциональной сферы детей через участие в различных видах музыкальной деятельности.

Для решения этих задач был составлен цикл занятий с использованием разнообразных видов музыкальной деятельности, что позволило детям всесторонне познавать красоту окружающего мира. Предлагаемая система занятий позволяет создать условия для самовыражения, способствует формированию представлений о добре и красоте, побуждая детей к эмоциональному реагированию.

Занятия начинаются с музыкального приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную музыкальную деятельность, получить положительный настрой. Я использую такие упражнения-приветствия, как «Ласковое имя», «Передай приветик», «Колокольчик».

Развитие эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Поэтому на каждом занятии к детям приходят куклы, мягкие игрушки. С их помощью дети знакомятся с базовыми эмоциями. Игрушки побуждают детей к совместной творческой деятельности.

Обязательным элементом  занятия является слушание музыки, в ходе которого дети приобщаются к миру прекрасного. Для усиления эмоционального воздействия музыки, использую прием ознакомления с произведениями живописи соответствующей тематики. Так, при прослушивании музыкального произведения И. С. Баха «Шутка» предлагаю детям рассмотреть картину Ф.Хальса «Смеющиеся мальчики» и сравнить эмоции, выраженные художником и композитором — совпадают ли они.

Важным компонентом музыкального занятия является исполнительство. Через пение, движение, игру дети проявляют себя, выражают  свои чувства и эмоции, погружаются в мир собственных переживаний.

На занятиях так же я использую игры и упражнения, которые не только развивают музыкальные способности детей, но и которые учат детей жить дружно, сплачивают их, помогают чувствовать других, сопереживать. Это такие игры, как «Карусель», «Волшебный мяч», «Это я! Узнай меня!».

Играть со словом не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие ещё более привлекательным. Поэтому в своей деятельности особое место уделяю речевым играм с использованием пиктограмм эмоций («Зайка», «Дружный дом» и др.). В таких играх дети проявляют большую выдумку и фантазию, избавляются от неуверенности, стеснительности.

Итогом проведения цикла занятий является организация досугов и развлечений эмоционально-эстетической направленности. В содержание досугов включаю варежковый театр «Сказка, приходи!», театр би-ба-бо «Колобок», что позволяет закрепить понимание различных эмоциональных состояний, передаваемых музыкой.

В среднем возрасте решаю следующие задачи:

  1. расширять диапазон воспринимаемых детьми эмоциональных состояний, закреплять умение их различать, используя различные выразительные средства;
  2. способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства, обогащая словарь детей понятиями, передающими оттенки эмоциональных состояний;
  3. совершенствовать эмоциональную выразительность в процессе вовлечения детей в различные  виды музыкальной деятельности.

На этом возрастном этапе я расширяю задачи по эмоциональному развитию, пополняю «эмоциональный словарь». Для того чтобы сформировать у детей умение понимать, сравнивать и анализировать эмоции, отражаемые в искусстве, развивать умение правильно выражать и передавать чувства, на своих занятиях я использую такие наглядные материалы, как «Дерево эмоций», «Волшебные гномики».

Дошкольники этого возраста с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие, как «Весёлая прогулка», «Игра в лесу». Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Дети увлекаются сюжетом и возможностью активно самим играть, с удовольствием ищут средства для передачи образов.

Читайте также:  Если ребенок отстает в умственном развитии

Большую выдумку и фантазию дети проявляют в этюдах-драматизациях, которые способствуют развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений и сценок, используя мимику и пантомиму («Считалка», «Катилось яблочко», «Лиса, петухи кот», и др.).

Для закрепления понятий, полученных на занятиях, использую такие дидактические игры, как «Музыкальный календарь», «Музыкальная шкатулка», «Музыкально-цветовой светофор» и др.  

Для лучшего понимания смысла мира эмоций провожу игровые занятия с детьми: «В мире эмоций», «Путешествие мышонка». Итогом проведения циклов занятий в среднем возрасте стало итоговое занятие «Путешествие в волшебный лес», задачей которого было закрепить с детьми понятия  об основных эмоциях, совершенствовать  умение детей передавать эмоциональное состояние музыкального образа с помощью выразительных средств (мимики, пантомимы).

В старшем возрасте я ставила задачи:

  1. познакомить с возможностями музыки в передаче внутреннего эмоционального мира человека и окружающей жизни;
  2. побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в различных видах музыкальной деятельности, формировать умение выражать эмоции, возникающих при слушании музыки;
  3. формировать умение аргументировать свои суждения, используя музыкальную терминологию.

Занятия с детьми старшего возраста ориентированы на развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке, художественному слову. Кроме того, они дают детям возможность проявить усвоенные знания о средствах эмоциональной выразительности в процессе участия в различных видах музыкальной деятельности.

Важной составляющей эмоционального развития детей этого возраста является театральная деятельность, а самым эффективным видом деятельности в развитии театральных способностей детей являются игры-драматизации, такие, как «Кот Васька», «Ёжик и мышки», «Теремок». Эффективность эмоционального развития детей в процессе драматизации обеспечивается только с помощью синтеза пения, движения и театральной деятельности. Поэтому на своих занятиях использую пантомимические этюды, которые помогают детям выразить эмоциональные состояния героев, их образы («Как у наших у ворот», «Зазнайка»). В работе с детьми над мимикой лица использую пиктограммы. Дети выбирают карточку с изображением соответствующим настроению и образу героя и пытаются передать его. Развить пантомимические навыки детям помогают различные игры и упражнения: «Горе», «Радость», «Обида» и т.п. В игре «Музыкальная книжка» предлагаю рассмотреть ситуации, изображенные на картинках, и передать их в движении, эмоциях под музыку. Для развития мимики я использую упражнения: «Цветы», «Пробуем конфетки», «Ароматный чай», «Яблоки».

Накопив определённый опыт актёрских навыков, перехожу к игре-спектаклю («Полянка», «Муха-Цокотуха»). Оформление обычной сюжетной музыкальной игры в игру-спектакль подводит детей к виду исполнительской деятельности от игры «для себя» к игре «для других». Это способствует росту творческой активности, эмоциональному переживанию музыкально-игрового образа. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки, движения вместе с развитием детского творчества, положительно влияет на эмоциональное развитие детей.

Итогом проведения работы по развитию эмоционально-чувственной культуры в старшем возрасте является музыкально-театрализованное представление «Как у батюшки Царя», в содержание которого включены разнообразные виды детской музыкально-творческой деятельности. Дети, при исполнении песенных, танцевальных номеров, театрализованных сценок, демонстрируют всё богатство знаний о мире эмоций, умение владеть средствами их выражения.

Вся работа строится на системе взаимодействия с воспитателями детского сада по вопросам эмоционального развития дошкольников. Мною  разработан перспективный план консультаций по вопросам эмоционального развития  дошкольников. Даю рекомендации воспитателям по оформлению дидактических игр, направленных на эмоциональное развитие дошкольников средствами музыки. Оказываю помощь в подборе музыкального материала воспитателям для создания эмоционального фона на их занятиях. Воспитатели проводят в группах предварительную работу, подготавливающую детей к восприятию материала на музыкальных занятиях, а так же закрепляют полученные знания и умения в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

Укрепление связей с семьями воспитанников происходит не только через привлечение их к участию в организации и проведении праздников, но и через разъяснительную работу о необходимости развития эмоционально-чувственной культуры детей. Поэтому мною проводятся индивидуальные и коллективные консультации, открытые занятия  с демонстрацией приёмов воздействия на эмоциональную сферу детей. Для  проведения работы по эмоциональному развитию детей в семье, вниманию родителей предлагаю цикл игровых заданий, творческих упражнений.

Для выяснения результативности своей работы я, ориентируясь на методику диагностики уровня музыкального развития А.В.Шуваловой, отобрала критерии, по которым провела диагностику эмоционального развития детей средствами музыки,  и, сравнив показатели, полученные в начале работы над темой опыта и после проведения работы, направленной на развитие эмоционально-чувственной культуры дошкольников сделала вывод, что в результате организованной мною целенаправленной систематической работы, у детей значительно повысился общий уровень эмоционально-чувственной культуры. Если в младшем возрасте высокий уровень отсутствовал, то в старшем он возрос до 70%, что свидетельствует об эффективности влияния на эмоциональное развитие детей использованных в ходе работы над опытом методов и приёмов.

Приобретённые детьми знания о средствах эмоциональной выразительности в музыке, умение воспринимать произведения искусства и выражать свои эмоции в музыкальной деятельности, стали фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры в школе, обогатили внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра №4 / 2006.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей — М.: ООО «ИКТЦ», «ЛАДА», 2006. — 224с.- (Серия «Талантливому педагогу — заботливому родителю»).
  3. Ежкова Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента. // Дошкольное воспитание №8 / 2004.
  4. Званцугова А.А. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности. // Дошкольная педагогика № 1 / 2007.
  5. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. // Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 2005.
  6. Кузнецова Г. Детское музыкальное исполнительство. // Дошкольное воспитание № 5 / 2008.
  7. Короткова Т.В., Шабельникова Е.Ю. Развитие эмоционального отношения дошкольников к окружающему звучащему миру. // Дошкольное образование Белгородчины: Проблемы. Находки, Опыт. Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Белгородской области. Выпуск 1. – Белгород: ЛитКараВан,2008.
  8. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Ярославль: Академия развития, 2008. – 240с.
  9. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. — Изд. 3-е. — М.: Музыка, 2007. – 63 с.
  10. Рогаткина Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель №5 / 2006.
  11. Фадеева С. Музыка как объединяющее начало в эстетическом развитии. // Дошкольное воспитание № 7 / 2007.
  12. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей.- М: ООО «ИДРИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. – 189с.
  13. Художественное творчество в детском саду / Под редакцией Н.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2004.

Источник