Как оценить динамику развития ребенка
Оценка динамики развития ребенка. РекомендацииТаким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно. Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка. В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее: Знание возраста ребёнка и сроков, когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте: Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития. Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии. Инструменты для оценки развития ребенкаВсе, что нужно для оценки развития, — простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков. Скрининг развития (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие. Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития: При анализе динамики развития маленьких детей: Оценка развития — детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр. Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений. Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи. Скрининг и оценка развития: Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенкаЭта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента: Эта программа — компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать. Программу пропаганды здоровья детей выполняет в первичном звене врач общей практики или патронажные сестры. При выявлении проблемы составляют план действий для ребёнка, в который могут быть включены советы и отслеживание динамики либо направление к специалисту. Программа наблюдения и пропаганды здоровья детей: — Также рекомендуем «Проверка слуха ребенка. Методы оценки» Оглавление темы «Оценка развития детей»:
|
Источник
Наталья Васильева
Оценка динамики познавательно-речевого развития детей в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения ООПДО
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию «Мониторинг динамики освоения общеобразовательной программы «От рождения до школы» по познавательно-речевому направлению в подготовительной группе».
Форму представления результатов мониторинга разработала логопед нашего ДОУ Капустина Татьяна Владимировна – у нее охвачено речевое направление -, а мы наполнили ее содержание из программы «От рождения до школы» образовательной области «Познание».
Почему вы считаете, что необходимо вводить количественную оценку умений и навыков детей?
Необходимость разработки мониторинга связана прежде всего с расширением кругозора ребенка под воздействием современного ритма жизни, потока информации.
Введением в действие новых нармативно-правовых документов в системе дошкольного образования.
В первую очередь это связано с реализацией «Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»
Новые требования к аттестации педагогических кадров в плане представления аналитической справки, по которой оценивается результативность работы педагогов.
Такой мониторинг очень удобен при работе с родителями и коллегами (рабочее совещание) – визуально видна динамика развития каждого ребенка и группы в целом.
Система обработки данных, полученных в результате мониторинга разработана на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel и представляет собой таблицу, в которую занесены имя, фамилия ребенка (детей) и разделы для внесения результатов мониторинга, проводимого воспитателями, в соответствиями с требованиями программы.
В данном случае представлен мониторинг познавательно-речевого направления.
Мониторинг проводится в начале и конце года, соответственно каждый раздел таблицы разделен на 2 части – сентябрь и май.
Два последних столбца – «Баллы» и «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов за период» объединены общим названием «Итог индивидуальный» — работает в режиме автоподсчета, в ходе работы внесение данных в эти ячейки недопустимо.
Оценка развития показателей производится по 6-ти бальной системе.
Мы условно разделили развитие детей на 3 уровня: I низкий, II средний и III высокий.
I низкий уровень – дети, не справляющиеся с заданиями и не набирающие знаний;
II средний уровень – дети, справляющиеся с заданиями, с помощью педагога;
III высокий уровень – дети, справляющиеся с заданиями самостоятельно, их уровень развития соответствует возрастной норме.
За степень сформированности каждого показателя вводятся баллы от 0 до 5- это дает возможность наиболее точно оценить уровень развития каждого показателя, особенно на начальной стадии обследования.
Для нашего мониторинга мы используем следующие методики:
• «Диагностика к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой Красноярск 2009 год
• «Педагогическая диагностика в детском саду» Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. И. Денисова Просвещение 2006 год
• «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой Мозаика –синтез 2011 год
• «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» Н. В. Нижегородцев, В. Д. Шадриков Владос 2001 год
• «Тесты оценки моторики» Н. Озерецкий
• «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина Паритет 2006 год
В ходе обследования воспитатель фиксирует результаты в виде среднего арифметического балла с учетом правил округления в соответствующем разделе таблицы.
По окончании внесения данных в столбце «Итог индивидуальный» в режиме автоподсчета виден результат в виде баллов (столбец «Баллы») и в виде %(столбец «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов»)
В нижней части таблицы, в режиме автоподсчета, отражается количество обследуемых детей и общий итог обследования по группе в баллах и процентах.
Эти сведения необходимы, чтобы наглядно представить уровень освоения программы воспитанников группы в данный период времени в виде диаграммы.
Возможности данного мониторинга динамики освоения детьми программы позволяет также визуально оценить и личную динамику развития каждого ребенка в группе в виде диаграммы.
Насколько эти данные достоверны? Могут ли родители сами провести диагностику ребенка?
Да, могут. У нас есть список вопросов, заданий по каждому разделу мониторинга— при желании родитель получает весь необходимый методический инструментарий в электронном виде и может дома провести диагностику своего ребенка
Например, возьмем один из разделов мониторинга по познавательно-речевому направлению-«Диагностика сформированности математических представлений» подраздел «Ориентировка в пространстве»
В чем достоинства мониторинга?
Слайд 9
• Простота и легкость при составлении отчетов – минимум затраченного времени при получении максимума информации, автоподсчет результатов.
• Наглядность динамики результативности – в работе с родителями, самоконтроле воспитателей, при отчетах на рабочих совещаниях в ДОУ.
• Визуализация индивидуальной динамики личностных достижений ребенка при освоении общеобразовательной программы (в течение учебного года или всего периода нахождения в детском саду).
• Достаточно простой методический инструментарий, дающий возможность родителям самостоятельно оценить развитие ребенка.
Источник
Большое значение в успешности коррекционной работы имеет правильная оценка динамики развития ребенка. Даже когда близкие ребенка очень внимательны ко всем его проявлениям: и к небольшим ухудшениям состояния и к малейшему его продвижению в сторону новых положительных приобретений, им в оценке этих изменений часто нужна помощь специалиста. Быстрое привыкание к новым возможностям малыша, а иногда и некоторая их недооценка, либо, напротив, большое желание принять отдельные признаки зарождающейся способности за упрочившееся умение — естественные последствия каждодневной жизни с ребенком и невозможности стать на позицию стороннего объективного наблюдателя.
Кроме того, часто новые способы реагирования ребенка, новые особенности его поведения трудно оценить однозначно. Например, малыш стал агрессивным или жадным, или у него появились страхи, или он стал требовать постоянного присутствия мамы — что это «плюс» или «минус»? Для того чтобы адекватнее оценить эти и другие изменения, нужно хорошо помнить «точку отсчета» — исходный уровень возможностей его взаимодействия с окружением и рассматривать появившиеся ноовообразования в сравнении с ним и в общем контексте поведения. Например, появление страхов у ребенка, у которого раньше не было чувства края, который спокойно мот убежать от мамы, не реагировать на боль, свидетельствует, безусловно, о положительной динамике психического развития .— о зарождении нового уровня в его контактах с миром. Если малыш, раньше индифферентно относившийся к близким, стал проявлять сверхпривязайность к маме или ранее ничего не просящий ребе-
нок стал надоедать, приставать к родителям, а пассивно подчиняемый — проявлять негативизм и агрессию, — это, конечно, усложняет жизнь всей семьи, создает часто новые серьезные проблемы, но никак не говорит об ухудшении состояния ребенка.
Адекватная оценка изменений, происходящих с ребенком, нужна не только для того, чтобы понять, правильно ли было организовано взаимодействие с ним, но и чтобы определить, в каком направлении стоит двигаться дальше, к освоению каких следующих новых способов взаимодействия с окружением его следует осторожно подводить.
Методы и приемы организации коррекционной помощи ребенку Основные правила организации коррекционной работы
Учитывая описанные закономерности аутистического дизонтогенеза, постараемся сформулировать правила организации коррекционной работы с ребенком, имеющим признаки такого развития в раннем возрасте.
1. Логика аффективного развития аутичного ребенка отражает направленность на создание надежных способов аутостимуляции, повышающей его психргаеский тонус и заглушающей постоянно возникающий дискомфорт, хроническое состояние тревоги и массивные страхи. В то время как в норме погружение младенца в поток сенсорной стимуляции идет в одном русле с его взаимодействием с матерью, то здесь уже в первые месяцы жизни ребенка особая захваченность сенсорными переживаниями начинает препятствовать этому взаимодействию и развивается в самостоятельную линию, блокирующую важнейший механизм эмоционального тонизирования от другого человека.
Коррекционный подход направлен на объединение этих двух линий в единую. Поскольку линия механической аутостимуляции ребенка является сильнее, взрослому человеку необходимо подключаться к ней, становиться ее неотъемлемой частью и постепенно уже изнутри наполнять ее новым содержанием эмоционального общения.
2.Помимо искажения психического развития мы видим в любом случае, даже при наличии каких-то избирательных способностей у ребенка с РДА, его выраженную эмоциональную незрелость. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже
приятными впечатлениями; что он часто действительно не может подождать обещанного; что ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он беспомощен; что ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию (по
этому характерны отсроченные реакции); что он стремится стареотипизировать взаимодействие с окружающим.
Перечисленные особенности не являются в принципе патологичными, они характерны для очень ранних этапов нормального развития. Поэтому, вступая во взаимодействие с ребенком, имеющим трудности аффективного развития, надо учитывать его реальный «эмоциональный возраст».
3. Превышение доступного ребенку уровня взаимодействия неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление нежелательных протестных реакций: негативизма, агрессии или самоагрессии — и фиксацию негативного опыта общения. Основные параметры, по которым можно определить этот допустимый уровень взаимодействия, следующие:
какая дистанция общения для ребенка более приемлема. Насколько близко он сам приближается к взрослому и насколько близко подпускает его. Можно ли взять его на руки, и как он при этом сидит (напряженно, приваливается, карабкается), как относится к тактильному контакту, смотрит ли в лицо и как долго. Насколько легко эмоционально «заражается». Как он ведет себя с близкими и как с незнакомыми людьми. Насколько он может отпустить от себя маму;
каковы его излюбленные занятия, когда он предоставлен сам себе: бродить или бегать по комнате, раскачиваться, подпрыгивать, что то крутить, перебирать, раскладывать, листать книгу и др.;
как он обследует окружающие предметы: рассматривает; обнюхивает; тащит в рот; рассеянно, не гладя, берет в руку и тотчас бросает; смотрит издали, боковым зрением. Как использует игрушки: обращает внимание лишь на какие-то детали (крутит колеса машины, трясет веревочкой), манипулирует игрушкой для извлечения какого-либо сенсорного эффекта (стучит, грызет, кидает, возит), проигрывает элементы сюжета (кладет куклу в кровать, кормит, нагружает машину, что-то строит из кубиков); насколько эти манипуляции однообразны;
сложились ли какие-то стереотипы бытовых навыков, насколько они развернуты, насколько жестко привязаны к привычной ситуации;
использует ли он речь и в каких целях: комментирует, обращается, использует как аутостимуляцию (повторяет одно и то же аффективно заряженное слово, высказывание, выкрикивает, скандирует). Насколько она стереотипна, характерны ли эхолалии3 в каком лице он говорит о себе;
как он ведет себя в ситуациях дискомфорта, страха: замирает, возникают панические реакции, агрессия, самоагрессия, обращается к близким, жалуется, усиливаются двигательные стереотипии, стремится повторить или проговорить травмировавшую ситуацию;
каково его поведение при радости: возбуждается, усиливаются двигательные стереотипии, стремится поделиться своим приятным переживанием с близкими;
как он реагирует на запрет: игнорирует, пугается, делает назло, становится агрессивным, кричит;
как легче его успокоить при возбуждении, при расстройстве: взять на руки, приласкать, отвлечь (чем? -—любимым лакомством, привычным занятием, уговорами);
как долго можно удерживать его внимание и на чем: на игрушке, книге, рисунке, фотографиях, пазлах, мыльных пузырях, свечке или фонарике, возне с водой и т.д.;
как он относится к включению взрослых в его занятие (уходит, протестует, принимает, повторяет какие-то элементы игры взрослого или отрывки его комментария). Если позволяет включаться, то насколько можно развернуть игру или комментарий.
По перечисленным выше основным параметрам, характеризующим как свободное поведение ребенка, так и его активность в создаваемых ситуациях взаимодействия можно определить его способности в непроизвольной активности и возможности его произвольной организации. Данные непосредственного наблюдения должны дополняться сведениями родителей о тех навыках и способностях, которые ребенок демонстррфует в привычных (домашних) условиях и может воспроизвести только в строго стереотипной ситуации. Способности ребенка в его аутостимуляционной активности могут быть реализованы и использованы для развития с ним постепенно усложняющихся форм взаимодействия в правильно организованной среде.
4. Основная нагрузка, как физическая, так и психическая, в воспитании ребенка ложится на его мать, Нужна регулярная помощь специалистов, которые могли бы квалифицированно оценить состояние ребенка, его динамику, подсказать матери конкретные коррекционные приемы в работе с ним, наметить следующие закономерные этапы психологической коррекции и обучения. Однако в попытках наладить взаимодействие с ребенком с серьезными нарушениями эмоционального развития, особенно раннего возраста, специалист не должен подменять родителей. Механизм привязанности должен быть сформирован именно к матери, именно она должна научиться самостоятельно управлять поведением малыша, справляться с его состояниями повышенной тревожности, агрессивности. Только она наиболее естественно может наполнить их общие складывающиеся стереотипы бытовой жизни важными для обоих аффективными подробностями.
Понятно, что в ситуации развития ребенка с серьезными нарушениями эмоционального развития должны быть активно задействованы все его близкие. Особость этой ситуации состоит не только в том, что мама нуждается в постоянной поддержке и помощи, безусловно большей, нежели при уходе за нормально развивающимся малышом. Необходимость активного участия всех членов
семьи, родных в воспитании такого ребенка связана с особыми трудностями формирования у него разнообразных форм контакта. Маленький ребенок с благополучно протекающим аффективным развитием справляется с этим сам примерно уже с полугодовалого возраста, прекрасно ориентируясь в нюансах взаимодействия с мамой, папой, бабушкой, братом и другими близкими, зная, кому он может пожаловаться, с кем пошалить и т. д. Аутичный ребенок может вступать в контакт обычно в жестко стереотипной форме, неукоснительного соблюдения которой он требует ото всех недифференцированно, либо привязывается симбиотически только к одному лицу и тогда не допускаются до взаимодействия все остальные. Раннее подключение к контакту других близких может несколько смягчить эту проблему, сделать взаимодействие с окружающими людьми более разнообразным и гибким (за счет складывания не одного, а нескольких стереотипов общения).
Еще одна причина важности подключения других родных —-необходимость участия, по крайней мере, одновременно двух взрослых для отлаживания у малыша различных форм реагирования. Распределение ролей между ними происходит следующим образом: один берет на себя как бы внешний контакт с ребенком — пытается войти с ним во взаимодействие, спровоцировать его активность, подключиться к его аутостимуляции, поддержать адекватно его спонтанные проявления; второй — активно помогает ребенку войти в это взаимодействие, работая его телом, руками, ногами, вокализируя за него и вместе с ним, оформляя его звуки в нужные по смыслу ситуации слова, эмоционально реагируя за него, поддерживая и усиливая его малейшие намеки на вступление в контакт. Из рассказов некоторых родителей аутичных детей мы знаем, что именно таким путем у ребенка формировались элементы подражания, игры, моторных навыков, вызывалась и развивалась речь.
Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 1061; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9254 — | 7352 — или читать все…
Читайте также:
Источник