Педагогическая помощь ребенку со сложным нарушением развития

Педагогическая помощь ребенку со сложным нарушением развития thumbnail

Сложными нарушениями мы называем наличие двух или более выраженных первичных нарушений развития у одного ребенка. Такими нарушениями могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП, глухота и ДЦП, слепоглухота, слепота и тугоухость, слепота и системное нарушение речи, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения, слабовидение и глухота, слабовидение с глухотой и нарушениями движений и т.п. Именно эти достаточно выраженные нарушения развития должны рано диагносцироваться у детей как сложные дефекты. Обычно у ребенка почти сразу после рождения устанавливают одно выраженное нарушение и только со временем обнаруживают второй или даже третий сопутствующий дефект. Это объясняется тяжестью одного установленного с рождения нарушения и трудностью диагносцировать второе. Например, установив врожденную слепоту у ребенка, врожденное нарушение слуха устанавливают только со временем по отставанию в развитии речи. Или тяжелое врожденное нарушение движений у ребенка не позволяет вовремя определить его нарушенное зрение или слух и т.д. Кроме того в ряде случаев второе нарушение развития присоединяется к первому с возрастом, т.к. оно является прогрессирующим и проявляется не сразу. Поэтому так сложна точная диагностика сложных нарушений в раннем и дошкольном возрасте.

Первая и во многом определяющая все дальнейшее развитие проблема в воспитании ребенка с врожденным сложным и множественным нарушением – это проблема принятия его в семье.

Рождение в семье ребенка с явными нарушениями развития – это всегда глубокие переживания всех членов его семьи. Это долгая и мучительная душевная борьба родителей с самими собой: они должны принять случившееся или отвергнуть. Отвергнуть – это не всегда значит отказаться от ребенка, это прежде всего значит внутренне не соглашаться с тем, что их ребенок не такой как другие, не смириться с тем, что что-то в его развитии будет ему недоступно. Эта драма принятия или непринятия нарушений развития у ребенка всегда происходит в семьях, где родился ребенок с выраженными нарушениями. Но подобные переживания близких во много раз усугубляются, если ребенок имеет не одно, а два или более выраженных нарушений. Осознание и принятие себя как родителей ребенка с тяжелыми нарушениями – это главная и самая тяжелая проблема семей, где появляется ребенок со сложным или множественным нарушением развития. Именно эти семьи с момента рождения такого ребенка часто испытывают огромное давление со стороны врачей, советующих оставить тяжело больного ребенка в Доме ребенка, отказаться от его воспитания в семье из-за его тяжелых нарушений и «безнадежности» достигнуть какого-то ощутимого результата в его развитии. Как правило, такие врачи впервые в своей практике встречаются с подобным и действительно редким врожденным нарушением у ребенка, они ничего не знают о возможных путях его воспитания и обучения и ничем не могут помочь.

Родители сопротивляются этим советам и тратят все силы и средства на попытки вылечить ребенка, вернуть его здоровье. Именно в этот период им необходима поддержка специалистов, верящих в возможности помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания, например, слепоглухого ребенка. Еще большую поддержку могут оказать другие родители, уже пережившие подобный стресс после рождения собственного ребенка и нашедшие в себе силы для его правильного воспитания. Очень важно бывает узнать, что твой случай не единственный и уникальный, что такие же или почти такие же дети воспитывались или воспитываются в других семьях. Своевременно полученная родителями информация о педагогах, которые знают как помочь их ребенку, о специальных учебных учреждениях, где он может воспитываться может существенно улучшить положение в семье ребенка.

Очень полезным бывает организация сопровождения такого ребенка в семье специалистами – патронажной няней, врачом, педагогом или психологом, которые бы занимались с таким ребенком определенное время, освобождая маму или других членов семьи от постоянной ежедневной заботы о ребенке и давая им возможность взглянуть на их собственного ребенка со стороны. Внимание и заинтересованность специалистов в развитии ребенка сразу после установления у него диагноза выраженных нарушений чрезвычайно необходимо для всех членов такой семьи.

Родители, которые принимают ребенка таким как он есть и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребенка, как правило, добиваются больших успехов. Решающим моментом во всех известных нам случаях благополучного развития слепоглухих детей являлось именно чуткое и творческое отношение родителей к ребенку, благодаря которому удавалось достигнуть определенных результатов в дошкольном развитии ребенка и даже подготовить его к школе.

К сожалению, специальные службы ранней помощи таким семьям у нас в стране только складываются и многие родители остаются в неведении о возможностях обучения для своего ребенка, в неверии в свои силы.

Между тем многолетний опыт обучения и воспитания одной из самых тяжелых категорий детей со сложным дефектом, слепоглухих, накопленный в мире, позволяет надеяться на благополучное развитие многих из них. Но успешное обучение каждого слепоглухого ребенка — это отдельная история его практически индивидуального обучения. В каждом случае она складывается из описания причин и характера потери зрения и слуха у ребенка и наличия у него дополнительных нарушений, из истории взаимоотношений в семье и особенностей обучения в детском саду и школе с помощью специалистов.

Источник

Анна Бондаренко
Психолого-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями

Последние несколько лет увеличивается рост сложных комплексных нарушений среди детей. Как правило, комплексное нарушение представляет собой сочетание двух и более первичных нарушений, каждое из которых определяет характер и структуру аномального развития.

По мнению Басиловой Т. А, после изменения нормативно-правовой базы и преобразования отношения общества от нетерпимого к более гуманному по отношению к детям с нарушениями, возникает потребность в разработке подходов помощи детям со сложными нарушениями развития, это объясняется возрастанием числа таких детей, выявлением новых комбинаций сложных нарушений и широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях [1].

Вопросам изучения и обучения детей со сложными комплексными нарушениями занимались следующие учёные: Т. А. Басилова, М. Г. Блюмина, Г. П. Бертынь, Л. А. Головчиц, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, Е. М. Мастюкова, А. И. Мещеряков, М. С. Певзнер, Т. В. Розанова, И. А. Соколянский, В. Н. Чулков и др.,так и зарубежные исследователи:Р: Блаха, М. Затта, Д. Лолли, Б. МакЛетчи, Я. ВанДайк, и др. [3]

Читайте также:  Упражнения для ребенка на развитие мускулатуры

В исследованиях Т. В. Розанова, Т. А. Басилова выделяют много сложных и множественных нарушений, в которых могут наблюдаться комбинации первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений, а также сочетания всех этих дефектов с умственной отсталостью разной степени. [8]. Совокупность всех составных элементов комплексного нарушения — это наисложнейшая структура, в которой все имеющиеся нарушения оказывают влияние друг на друга, в следствии чего мы имеем дело со сложным многофункциональным нарушением развития. Изменение сочетаний первичных нарушений и различная степень их выраженности как правило приводит к нарушению формирования высших психических функций и оказывает отрицательное влияние на функционирования познавательной сферы ребенка, сказываются на социальной адаптации и значительно затрудняют образовательный процесс.

В первую очередь необходимо обратить внимание на время возникновения первичного нарушения. Это связано с тем, что раннее отклонение подразумевает развитие вторичных нарушений, нарушая тем самым весь ход психического развития ребенка. Например, нарушение зрения в раннем возрасте влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи в отличие от детей с поздним нарушением зрения, имевших возможность речевого развития, так как сохранное зрение является неотъемлемым условием формирования речи. [4]

Не менее важным фактором является степень выраженности нарушения, чем устойчивее и обширнее первичный дефект, тем тяжелее проявления и коррекция вторичных и третичных отклонений.

Процесс обучения детей с множественными нарушениями развития находится на стыке разных областей наук, таких как психология, педагогика, медицина социальная педагогика. Психолого-педагогическая помощь детям, определяет цели, задачи, формы, методы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями и является составной частью единого педагогического процесса. В то же время при использовании многолетний научной практики общей педагогики уже во время самого процесса оказания психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями необходимо вносить существенные изменения в конкретные методики и усовершенствовать технологии и содержание обучения с учетом причин и характера нарушений, возможна разработка новых приемов и методов коррекционного воздействия.

Басилова Т. А. считает, что в специальном образовании психолого-педагогическое обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития является интегрированной системой, обладает целостностью и единством составляющих ее элементов, и определенной вариативностью [1].

В настоящее время система психолого-педагогической помощи детям, имеющим комплексные нарушения развития, находится на начальной стадии своего развития, несмотря на то, что она уже может реализовываться в специальных коррекционных учреждениях, опираясь на различные программы, методические и нормативные материалы и руководство органами управления образованием на различных уровнях.

По мнению Жигоревой М. В, для реализации психолого-педагогической помощи, особое внимание должно уделяться созданию специальных технических средств, способствующих расширению компенсаторных возможностей детей с комплексными нарушениями развития. [3]

В своих работах Чулков В. Н. отмечает, что своеобразие сложных нарушений, в которых сочетаются несколько первичных расстройств, таких как зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность, нарушения опорно-двигательной системы, речевые нарушения, требуют глубокого научного обоснования всего процесса дифференцированного обучения и воспитания [6].

Таким образом, всестороннее изучение особенностей развития детей с комплексными нарушениями будет способствовать установлению более действенных путей психолого- педагогической работы. А глубокие знания об особенностях детей с разными группами нарушений, помогут в организации дифференцированного обучения и индивидуального воспитания детей, имеющих комплексные нарушения.

Литература:

1. Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Перспектива, 2002.

2. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. — М.: Астрель, 2008

3. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. — М., Академия, 2006.

4. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России //Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Д. С. Шилова. -М., ИТРК, 2001.

5. Назарова Н. М. Специальная педагогика. — М., Асадема, 2010.

6. Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., АГРАФ,2001.

Источник

Инфоурок

Школьному психологу
›Презентации›Помощь семье воспитывающей ребенка со сложными недостатками развития

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

 «Помощь семье воспитывающей ребенка со сложными недостатками развития » Вып

Описание слайда:

«Помощь семье воспитывающей ребенка со сложными недостатками развития » Выполнила: педагог-психолог Ашихмина Анастасия Алексеевна  

2 слайд

Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных на

Описание слайда:

Причинами появления у детей таких сложных и даже множественных врожденных нарушений могут быть различные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная инфекция и др.).

3 слайд

Ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями зрения и слуха

Описание слайда:

Ребенок с врожденными или очень рано наступившими нарушениями зрения и слуха сталкивается с очень большим количеством проблем. Поэтому крайне важно, чтобы родители смогли как можно лучше понять эти проблемы. Итак, чаще всего такой ребенок рождается довольно слабеньким и у родителей возникает очень много забот и переживаний по поводу его здоровья. Особенно сильные переживания сопровождают первые месяцы жизни недоношенного ребенка. Страх за жизнь ребенка, боязнь проявления серьезных пороков развития, трудности лечения, ухода и кормления младенца держат в постоянном нервном напряжении его родителей и в особенности маму.

4 слайд

Теоретико-методологические основы психолого-педагогической работы с семьями,

Описание слайда:

Теоретико-методологические основы психолого-педагогической работы с семьями, имеющими детей со сложными нарушениями развития Врачи не всегда сразу определяют нарушения зрения и слуха у новорожденного. Гораздо чаще появление катаракты замечает мать ребенка в первые месяцы после рождения.

5 слайд

Пережив новый стресс по поводу возможной слепоты своего ребенка, мама начинае

Описание слайда:

Пережив новый стресс по поводу возможной слепоты своего ребенка, мама начинает готовиться к будущей операции, проходит с ребенком специальные процедуры обследования, ухаживает за ним после операции. Снова страх за жизнь ребенка, ужас перед возможной неудачей операции, надежда на полное излечение зрение.

Читайте также:  Недоношенный ребенок с задержкой развития

6 слайд

Но ситуация становится еще тяжелее, если к опасениям за состояние зрения ребе

Описание слайда:

Но ситуация становится еще тяжелее, если к опасениям за состояние зрения ребенка прибавляются подозрения о возможном нарушении у него и слуха тоже.

7 слайд

Снова новые страхи за будущее ребенка, обращения к другим врачам, попытки най

Описание слайда:

Снова новые страхи за будущее ребенка, обращения к другим врачам, попытки найти специалиста, который возьмется лечить слух ребенка. Попытки лечения, которые часто не дают нужного результата. Усталость и отчаяние родителей, и все большее отставание больного ребенка от обычных сверстников. Но картина первых месяцев жизни такого ребенка не выглядит так мрачно, если его родители находят в себе силы справиться со своим страхом и неприятием возможной слепоты и глухоты ребенка и стараются помочь ему найти другие, более адекватные, чем ущербные зрение и слух, опоры в развитии.

8 слайд

Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всег

Описание слайда:

Важно не забывать, как значительна роль телесного контакта с матерью для всего будущего развития ребенка. Эксперименты на новорожденных обезьянках показали, что лишение их физического контакта с матерью и воспитание путем только зрительной и слуховой стимуляции привело к очень грубым нарушениям их социального поведения в будущем.

9 слайд

Особенности детско-родительских отношений в семьях имеющих детей со сложными

Описание слайда:

Особенности детско-родительских отношений в семьях имеющих детей со сложными недостатками развития Дефектность зрения больного ребенка делает невозможным полноценный зрительный контакт с матерью, но остается возможность телесного и осязательного контакта. Ребенок чувствует тепло рук матери, запах грудного молока. Очень важно, чтобы и ребенок, и мать были в это время спокойны и расслаблены.

10 слайд

Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивными

Описание слайда:

Очень часто дети с врожденными нарушениями зрения и слуха выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их физическим состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках у матери и плачет, когда его кладут в кроватку. Лаская ребенка, спокойно лежащего на коленях, мама должна особенно внимательно отнестись к тем своим действиям, которые особенно приятны ребенку, и повторять их снова и снова. Можно попробовать не только целовать и гладить ребенка, но дуть ему в рот, осторожно тянуть за ручки и ножки, щекотать. Замечательно, если ваш ребенок начнет привыкать к этим вашим действиям и ждать их каждый раз, очутившись у вас на коленях, выражать плачем недовольство, если вы не совершаете понравившихся ему действий.

11 слайд

Особенности обучения и воспитания детей со сложными нарушениями речи Очень ва

Описание слайда:

Особенности обучения и воспитания детей со сложными нарушениями речи Очень важно, чтобы малыш развивался с возможно меньшим отставанием от нормы. Общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика всегда показаны таким детям. Если ребенок пассивен, старайтесь помочь ему переворачиваться на животик и обратно, приподнимайте его за ручки, учите упираться ногами и т.д.

12 слайд

Не менее важно стимулировать слух ребенка. С ребенком, имеющим нарушенный слу

Описание слайда:

Не менее важно стимулировать слух ребенка. С ребенком, имеющим нарушенный слух, тоже надо постоянно разговаривать, но с очень близкого расстояния. Говоря с ребенком близко от его уха, вы привлекаете внимание к своему голосу еще и струей теплого воздуха изо рта. Малыш способен ощущать вибрацию вашего голоса, если положить его ручку на вашу шею, щеку или грудь. Очень полезно петь песенки и совершать при этом разные движения, которые радуют ребенка.

13 слайд

Необходимо по возможности избегать стрессовых ситуаций. Стараться очень посте

Описание слайда:

Необходимо по возможности избегать стрессовых ситуаций. Стараться очень постепенно, но достаточно твердо вводить новые изменения в жизнь ребенка и никогда не возвращаться к прежним навыкам, если такие изменения уже произошли. Когда родители следуют этим основным правилам, то ребенок с глубокими нарушениями зрения и слуха к концу первого — началу второго года жизни может овладеть следующими умениями: 1) есть с ложки; 2) жевать; 3) откусывать от куска; 4) пить из чашки; 5) сидеть; 6) брать предметы в руку, тянуть в рот, трясти перед глазами, стучать ими, рассматривать их; 7) сидеть на горшке.

14 слайд

Его поведение можно охарактеризовать следующим образом: 1) проявляет недоволь

Описание слайда:

Его поведение можно охарактеризовать следующим образом: 1) проявляет недовольство, когда остается один; 2) успокаивается на руках у взрослого; 3) проявляет беспокойство, когда штаны мокрые; 4) большую часть времени проводит один сидя, лежа или ползая; 5) пытается сам вставать; 6) проявляет интерес к светящимся, блестящим и ярким предметам; 7) очень любит купание и обливание.

15 слайд

Такой ребенок учится ходить, чаще всего это происходит с заметным опозданием

Описание слайда:

Такой ребенок учится ходить, чаще всего это происходит с заметным опозданием по сравнению с нормой. Если это запаздывание не связано с определенными двигательными нарушениями, оно в ряде случаев объясняется излишней осторожностью и недоверием к возможностям ребенка со стороны взрослых. Нужно начинать учить ребенка ходить, как только он начал хорошо стоять с поддержкой.

16 слайд

Для детей с глубокими нарушениями зрения и слуха на втором году жизни мы може

Описание слайда:

Для детей с глубокими нарушениями зрения и слуха на втором году жизни мы можем предложить следующие упражнения с взрослыми: — бегать по комнате или на улице, держа малыша за руку; бегать, держась за веревочку в руках взрослого; — уметь перешагивать и перелезать через препятствия; — пролезать под протянутой низко над полом веревочкой (детям очень нравится, если на эту веревку повесить разноцветные ленточки); — ползать под составленными в ряд большими стульями, можно ползать под свет фонарика; — залезать на стул и спрыгивать с помощью взрослого на пол; — кататься на каталке, отталкиваясь ногами от пола; — катать машину по полу, тянуть ее за веревочку; — прыгать на пружинном матрасике или диване; — ходить по наклонной доске, приставленной к дивану, съезжать с этой доски-горки (сидя);

17 слайд

— качаться на кресле-качалке, на качелях; — совершать совместные наклоны (мал

Описание слайда:

— качаться на кресле-качалке, на качелях; — совершать совместные наклоны (малыш сидит на иолу спиной к животу взрослого и вместе с ним совершает наклоны вперед и назад); — катание на плечах взрослого (папа, держа ребенка за руки, помогает ему взобраться к себе на плечи и качает по комнате); — катание на спине (сидя на диване, папа помогает малышу взобраться себе на спину, встает и катает его по комнате); — катание мяча по полу (взрослый и ребенок сидят лицом, друг к другу, ступни ребенка касаются расставленных коленей взрослого); — игры с водой (стоя рядом с ванночкой, наполненной водой, наливать и выливать воду из кружки, играть с плавающими игрушками); — игры с песком (насыпать песок совком в формочку и высыпать песок из формочки, делать куличики).

Читайте также:  Основные закономерности психического развития ребенка

18 слайд

Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более полноцен

Описание слайда:

Развитие эмоционального контакта с родителями делает возможным более полноценное участие ребенка в бытовых: действиях, выполняемых по режиму дня. Распорядок дня всегда состоит из определенного набора сменяющих друг друга во времени ситуаций типа: утренний туалет, завтрак, прогулка, ужин и приготовление ко сну.

19 слайд

Выполняя подобные действия в бытовых ситуациях изо дня в день, ребенок постоя

Описание слайда:

Выполняя подобные действия в бытовых ситуациях изо дня в день, ребенок постоянно должен быть занят реальной полезной деятельностью. Совершая действия с предметами сначала полностью под руководством взрослого, а потом совместно с ним, ребенок начинает обучаться настоящим предметным действиям — действовать с предметом в соответствии с его функциональным назначением (вытираться полотенцем, чистить зубы щеткой, причесываться расческой, есть ложкой и т.д.). Учится правильно держать предмет и действовать с ним. Усваивает общепринятый порядок смены бытовых ситуаций в течение дня и последовательность действий внутри каждой из этих ситуаций.

20 слайд

Методы и методики для сенсорного развития детей со сложными нарушениями разви

Описание слайда:

Методы и методики для сенсорного развития детей со сложными нарушениями развития Зонтик. Взрослый достает яркий зонтик и раскрывает его над головой ребенка, вместе с ребенком вертит зонтик. Как только замечает малейшие признаки угасания интереса к этому предмету — складывает и убирает зонтик. Фонарик. Учить ребенка ходить за световым зайчиком в затемненной комнате, уметь держать фонарик самому, включать его и выключать. Платок. Расправлять с помощью взрослого большой цветной платок или кусок ткани и накидывать на лицо ребенка, снимать и снова накидывать. Как правило, дети делают это с большим удовольствием. Барабан. Вместе со взрослым стучать по барабану палочкой. Оборачиваться на звук барабана. Колокольчик. Учить ребенка звонить в колокольчик около уха. Оборачиваться на звук колокольчика.

21 слайд

В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и

Описание слайда:

В свободное от дел и занятий время нужно давать ребенку некоторые предметы и игрушки для самостоятельных действий. Это должен быть несколько другой набор игрушек, отличных от употребления на занятиях со взрослым. Например, кружка, ложка, тарелка, расческа, зеркальце, флажок, мячик и др. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка с этими предметами, вы сможете оценить, насколько малыш усвоил их употребление. Такая свободная игра с предметами не должна пока занимать продолжительное время. Хорошо, если ребенок сможет развлечь себя хотя бы 15 минут. Как только замечаете, что действия с предметами становятся очень однообразными — убирайте игрушки. Держать эти игрушки следует в другой коробке и в другом месте комнаты.

22 слайд

Если развитие такого ребенка идет нормально, то к концу второго — началу трет

Описание слайда:

Если развитие такого ребенка идет нормально, то к концу второго — началу третьего года жизни он должен овладеть следующими умениями: 1) самостоятельно и уверенно ходить; 2) держать ложку во время еды (взрослый только направляет ее движение); 3) держать чашку за ручку и пить из нее; 4) участвовать в процессе раздевания (снимать штанишки, носки, обувь, шапку); 5) проявлять активность при одевании (протягивать руки в рукава, наклонять голову при одевании майки или платья, подтягивать колготки и штаны, уже надетые взрослым на ноги); 6) знать свое место за столом во время еды; 7) хорошо ориентироваться в помещениях квартиры и на прогулке; 8) спокойно садиться на горшок, когда этого хочет взрослый; иногда садиться самому; 9) бегать, прыгать, залезать на стулья и диван; 10) уметь зажигать и гасить настольную лампу, включать свет; 11) различать близких и чужих людей (настораживаться на руках у незнакомого человека).

23 слайд

Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом: 1) большую часть

Описание слайда:

Поведение ребенка можно охарактеризовать следующим образом: 1) большую часть времени проводит, передвигаясь по квартире и действуя с предметами; 2) действует с предметами не только однотипно (облизывает, машет перед глазами, стучит по столу, бросает), но и с учетом физических свойств предметов (выбирает наиболее яркие и блестящие предметы и действует с ними рядом с источником света, может поставить прямоугольные предметы один на другой, покатать круглые предметы, прикладывает к уху звучащие игрушки, надевает предметы с отверстием на руку или палец и т.д.); 3) особенно ласков с матерью, узнает и тянется к отцу, бабушке, дедушке и другим близким; 4) с удовольствием участвует в занятиях и играх со взрослыми; 5) в свободное время предпочитает действовать с одним-двумя любимыми предметами.

24 слайд

Заключение В настоящее время семье как социальному институту уделяется большо

Описание слайда:

Заключение В настоящее время семье как социальному институту уделяется большое внимание. Большинство специалистов рассматривают семью как структуру, обладающую значительным реабилитационным потенциалом, существенная доля которого до настоящего времени в специальной психологии была не востребована. В заключении следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

25 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

Педагогическая помощь ребенку со сложным нарушением развития

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Педагогическая помощь ребенку со сложным нарушением развития

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Педагогическая помощь ребенку со сложным нарушением развития

Курс повышения квалификации

Педагогическая помощь ребенку со сложным нарушением развития

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-315717

Вам будут интересны эти курсы:

Источник