Как изменяется развитие речи ребенка в зависимости времени и степени нарушения слуха

Как изменяется развитие речи ребенка в зависимости времени и степени нарушения слуха thumbnail

Многие неслышащие дети в современных условиях хотят продолжать образование, приобрести престижную профессию в соответствии со своими интересами. Но из-за трудностей в общении со слышащими детьми или взрослыми, трудностей социальной адаптации не могут осуществить свои планы.

Поэтому родителям следует очень четко представлять взаимосвязь развития речи от состояния слуха у детей, в этой статье подробно представлен механизм влияния нарушения слуха на общее развитие речи детей. Описана роль педагогических условий в предупреждении возникновения нарушения речи у детей с нарушением слуха. Выделены главные условия формирования речи. Раскрыты способы восприятия речи глухими и слабослышащими детьми. Представлены характерные особенности развития речи у позднооглохших детей.

Вся воспитательная работа в школе или дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха заключается в помощи каждому воспитаннику достичь возможного оптимального уровня развития в соответствии с его природными задатками на основе адаптации к требованиям окружающей среды.

Развитие личности в процессе коррекционно-развивающего воспитания определяет возможность социальной адаптации школьника. В понятие «социальная адаптация» входит взаимное приспособление воспитывающей системы к школьнику, а воспитанника к требованиям системы. Адаптация и социализация личности — это освоение воспитанником социально-культурного опыта, формирование убеждений, воспитание чувств, усвоение норм и правил поведения и речевого общения с окружающими.

Зависимость развития речи от степени снижения слуха

Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. При небольшом понижении слуха у ребенка возникают незначительные отклонения в развитии речи. Чем сильнее степень снижения слуха у малыша, тем больше нарушений, которые возникают в фонетической, лексической и грамматической стороне речи. При тяжелом снижении слуха ребенок остается полностью без речи – то есть глухонемым. Не слышащие дети овладевают речью только в процессе специального обучения, которое организует сурдопедагог в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушением слуха.

Зависимость нарушения речевой функции от времени полной потери слуха

Наличие или отсутствие вторичных отклонений в развитии ребенка зависит от того, в каком возрасте возникает первичное поражение слуховой функции.

Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни человека. Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для речевого развития.

Потеря слуха до 2 лет, когда речь малыша еще не сформирована, без ранней специальной помощи ведет к полному отсутствию речи.

Потеря слуха до 3-3,5 лет без коррекционного обучения приводит к утрате той речи, которую ребенок уже успел приобрести.

При полной потере слуха в 4-5 лет речь также почти полностью распадается, если не начато сразу специальное обучение.

Утрата слуха в 6-7 лет может резко исказить речь ребенка к школьному возрасту без специальной коррекционной работы над ней. Если ребенок потерял слух после 7 лет и к этому моменту овладел грамотой, то его речь может быть сохранена при систематической коррекционной работе.

Зависимость нарушения речевой функции от времени частичной потери слуха

У детей с частичной потерей слуха время снижения слуха также является важным фактором, определяющим уровень развития речи. Даже незначительное понижение слуха в возрасте до 3 лет может привести к задержке или недоразвитию речи.

Снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в значительной степени сохранной при своевременной коррекционной поддержке. Таким образом, время возникновения нарушения слуховой функции в большей мере определяет уровень речевого развития детей с нарушением слуха.

Роль педагогических условий в предупреждении возникновения нарушения речи у детей с нарушением слуха

Важную роль в предупреждении возникновения вторичных нарушений развития ребенка могут играть педагогические условия, в которых он находится с момента нарушения слуха. При всей сложности и тяжести нарушений разви­тия глухого или слабослышащего ранняя педагогическая помощь, специаль­ное педагогическое воздействие позволяют предупредить или преодолеть, или уменьшить возникшие отклонения. Чем раньше близкие ребенка замечают на­рушение слуха, тем больше возможностей для коррекции его развития. Раннее начало развития ребенка в условиях специальной помощи, формирования речи неслышащего дает возможность предупредить возникновение вторичных на­рушений: своеобразное развитие мышления, нарушение познавательной дея­тельности, эмоционально-волевой сферы, социальную изоляцию.

Условия формирования речи у детей с нарушением слуха

Глухие и слабослышащие характеризуются различными условиями формирования речи и разными способами ее восприятия. Формирование речи у глу­хих (неслышащих) детей основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Только с помо­щью сурдопедагога возможно активное привлечение зрительного и слухового (с использованием ЗУА) восприятия, тактильно-вибрационной чувствительности и кинестетических ощущений.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с овз в доу для воспитателя

Учитель показы­вает ученику, как должен функционировать его речевой аппарат для образова­ния речи, а также контролирует своим слухом правильность звучания речи ре­бенка. Он помогает глухому ученику сознательно овладеть движениями речевого аппарата, соответствующими произношению звуков, слов, фраз с использова­нием ЗУА.

Формирование устной речи неслышащих учащихся ведется в условиях интенсивной работы по развитию слухового вос­приятия как одного из компонентов речевой деятельности. Одновременно сур­допедагог обучает неслышащего письменной и дактильной речи с тем, чтобы сделать для него возможным устное, письменное и устно-дактильное обще­ние.

Использование письменной и дактильной речи способствует накоплению словарного запаса, уточнению значений и пониманию новых слов и фраз. В первоначальный период обучения неслышащий овладевает речью на основе устно-дактильного общения с учителем и окружающими детьми.

Развитие речи слабослышащих детей, у которых снижен слух с раннего возраста, проходит на основе их пониженного слуха с использованием индивиду­ального аппарата. Возможность даже неполного восприятия речи нормальной разговорной громкости способствует самостоятельному овладению устной ре­чью, хотя и с различными ее нарушениями.

Еще до специального обучения у слабослышащего формируется понимание значимости речевых движений, про­исходит осознание смысла слов, фраз. Звуковые искаженные комплексы, напо­минающие слова, приобретают у слабослышаших детей определенные значе­ния. Возможность восприятия на слух хотя бы неполноценных звуковых обра­зов слов позволяет ребенку самостоятельно приобрести некоторый запас слов.

С началом обучения в школе в условиях интенсивного развития и использования слуха с индивидуальным слуховым аппаратом быстро возрастает возможность самостоятельного накопления словаря и овладения грамматическим строем речи. Формирование речи слабослышащего ребенка с самого начала в дошкольном возрасте, а затем и в процессе специального обучения в школе отличается от формирования речи глухого ребенка.

Это отличие связано, прежде всего, с воз­можностью слабослышащего самостоятельно овладевать речью, хотя бы и в ограниченной степени, с помощью слуха, в процессе речевого общения с окружа­ющими. Эти особенности требуют различных условий специального обучения глухих и слабослышащих детей, разные программы обучения, учебники и др.



Источник

1.Причины
нарушений слуха. Классификация детей
с нарушениями слуха: в зависимости от
времени нарушения слуха, от уровня
поражения слуха, в зависимости от
расстояния слухового восприятия.

2. Специфические
особенности мышления и речи детей с
нарушениями слуха. Принципы обучения
и
коррекционно-воспитательной работы с
такими детьми. Проблемы компенсации
глухоты.

3.Содержание
обучения и воспитания глухих детей в
зависимости от степени и тяжести
поражения слуха и нарушения речи.

4. Структура
школ для глухих и слабослышащих
.

ЛИТЕРАТУРА:14,15,47,58,103,118.

 Причины нарушений слуха. Классификация детей с нарушениями слуха: в зависимости от времени нарушения слуха, от уровня поражения слуха, в зависимости от расстояния слухового восприятия.

Психическое развитие детей с врожденными
нарушениями слуха отличается рядом
характерных особенностей. В первые
месяцы жизни у них отсутствует или слабо
выражен врожден­ный рефлекс на резкие
звуки, который в норме проявляется во
вздрагивании и зажмуривании глаз. При
плаче ребенок не за­молкает на голос
взрослого, как это делает нормально
слыша­щий малыш. В дальнейшем у детей
с нарушениями слуха не формируются
сочетательные рефлексы на звуковые
стимулы.

Изменения в темпе развития у детей с
нарушениями слуха внутренне связаны с
отличиями в структуре психики. Известный
сурдопсихолог И.М. Соловьев путь
психического развития ребен­ка с
нарушениями слуха представлял в следующем
виде: различия в психической деятельности
между слышащим и глухим ребенком
незначительные на начальных этапах
онтогенеза возрастают в течение
последующего времени. Так происходит
до определенно­го этапа, когда
вследствие систематического
сурдопедагогическо­го воздействия
различия перестают нарастать и даже
уменьшают­ся. Чем благоприятнее
условия, тем быстрее и значительнее
сбли­жается развитие ребенка, имеющего
нарушения слуха, с развитием нормально
слышащего ребенка. Основной смысл
сурдопедагоги­ческих мероприятий
состоит в создании новых условий для
пси­хического развития, прежде всего
расширение и качественное изменение
доходящих до ребенка внешних воздействий,
изменение ихсостава за счет
воздействий, заменяющих акустические
и рав­нозначных им по значению.

При отсутствии специальных занятий у
детей с нарушения­ми слуха обычно
наблюдается отставание в психическом
разви­тии, у них задерживается
формирование предметных действий,
сюжетной игры, функции активного
внимания, что в дальней­шем затрудняет
проведение с ними специальной
сурдологической работы. Поэтому очень
важно раннее начало сурдологаческой
работы с этими детьми.

Читайте также:  Разностороннее воспитание и развитие ребенка в музыкальной деятельности

Многие дети с нарушениями слуха отличаются
характерны­ми особенностями поведения
в виде повышенной психической истощаемости,
эмоциональной возбудимости, склонности
к не­гативизму, двигательной
расторможенности. Эти дети должны
обязательно консультироваться у детского
психоневролога, мно­гие из них нуждаются
и в специальном лечении.

Среди детей с нарушениями слуха есть
замкнутые, мало кон­тактные дети, они
также нуждаются в консультации
психонев­ролога.

Особенности психического развития
глухих детей раннего воз­раста наиболее
подробно представлены в работах А.А.
Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард,
особенности их речевого разви­тия
представлены в исследованиях Л.П.Носковой,
развитие на­рушенной слуховой функции
в работах Е.П.Кузьмичевой, Т.В.Пелымской,
НД.Шматко и др.

При оценке психического развития детей
с нарушениями слуха важное значение
имеет комплексный клинико-психолого-педагогический
анализ с учетом этиологии, патогенеза,
объ­ективной оценки слуха, данных
психолого-педагогического, нев­рологического
и психопато­логического обследования.

В настоящее время более 40% детей с
нарушениями слуха имеют сложную структуру
дефекта за счет различных психонев­рологических
расстройств. Многие из этих форм имеют
генети­ческую этиологию. Выделяют
несколько основных групп наследственных
нарушений слуха, сочетающихся с другими
поро­ками развития:

с пороками развития и заболеваниями
органа зрения;

с нарушениями развития скелета и
соединительной ткани;

с почечной патологией;

с эндокринной патологией;

с патологией сердечно-сосудистой
системы;

с заболеваниями кожных покровов.

В зависимости от этиологии, времени
возникновения дефекта слуха, времени
начала коррекционной работы психическое
раз­витие широко варьирует от
нормального интеллекта до глубо­ких
форм умственной отсталости.

Подобный полиморфизм характерен и для
детей с наруше­ниями зрения, а также
для детей с бисенсорным дефектом.

Асинхронный психический дизонтогенез
при раннем детском аутизме может
сочетаться также с умственной отсталостью.

Слух имеет огромное значение для развития
человека. Познание окружающей
действительности, явлений природы и
общественной жизни крайне затруднено
у ребенка, лишенного слуха.

Овладение речью, одной из центральных,
важнейших психических функций, в
определяющей степени зависит от слуха.
Ребенок, имеющий серьезные дефекты
слуха, не сможет самостоятельно научиться
говорить, т.к. нечетко воспринимает
звуковую речь, не слышит звуковых
образцов. Слух имеет исключительное
значение для формирования произносительной
стороны речи. Ребенок с недостатками
слуха не может контролировать собственное
произношение. Соответственно от этого
в значительной степени страдает его
устная речь. Все эти факторы отрицательно
влияют на процесс овладения всей сложной
системой языка, а следовательно,
ограничивают возможности обучения и
познания окружающего мира. Речь лежит
в основе развития других познавательных
процессов, поэтому ее отсутствие или
недоразвитие нарушает мыслительную
деятельность.

Речь регулирует поведение и все виды
деятельности ребенка. Поэтому воспитание
детей с неполноценной речью вызывает
определенные затруднения. Глубокие
нарушения слуха и речи способствуют
известной социальной изоляции аномальных
детей, так как их участие в различных
видах совместной деятельности с нормально
слышащими детьми ограничено.

Таким образом, глубокое и стойкое
нарушение слуха оказывает отрицательное
влияние на психическое, физическое и
личностное развитие ребенка.

Стойкие нарушения слуха у детей могут
быть врожденными и приобретенными.
Заключение о врожденном или приобретенном
характере нарушения слуха делается
обычно на основании сведений, полученных
со слов родителей, а эти сведения часто
оказываются весьма неточными. С одной
стороны, заболевание, вызвавшее глухоту
или тугоухость, может остаться
незамеченным, и родители считают в
этих случаях ребенка глухим или тугоухим
от рождения. С другой стороны, редко
действительно врожденное нарушение
слуха остается в течение нескольких
месяцев, а иногда лет, нераспознанным,
а когда оно выявляется, то приписывается
какому-либо случайному заболеванию
или травме, имевшим место назадолго до
обнаружения дефекта слуха. Таким образом,
диагностика врожденного нарушения
слуха в каждом конкретном случае может
оказаться очень затруднительной.

Врожденный характер нарушения слуха
отмечается значительно реже, чем
приобретенный.

Среди причин нарушения слуха у детей
первое место занимают последствия
острого воспаления среднего уха (острого
гнойного отита).

Частой причиной поражения слуха у детей
является заболевание носа и носоглотки
и связанное с этими заболеваниями
нарушение проходимости евстахиевой
трубы.

В последние годы, в связи с уменьшением
роли других детских инфекционных
заболеваний (менингита, скарлатины,
кори), повысилось относительное значение
вирусного гриппа.

Следует упомянуть о сравнительно редком,
но очень тяжелом поражении слуха,
которое возникает иногда при другом
вирусном заболевании — воспалении
околоушной слюнной железы (эпидемическом
паротите, или так называемой свинке).

Читайте также:  Задержка развития речи у ребенка 4 лет у нас была

Различают 2 основных вида слуховой
недостаточности – тугоухость и
глухоту.
Тугоухостью называется
такое понижение слуха, при котором
возникают затруднения в восприятии
речи, однако, восприятие речи при помощи
слуха, хотя бы и в специально создаваемых
условиях (усиление голоса, приближение
говорящего непосредственно к уху,
использование звукоусиливающих
приборов и т.д.), все же возможно. При
глухоте восприятие речи на слух невозможно
даже и в таких условиях.

В соответствии с двумя основными видами
слуховой недостаточности выделяют
две категории детей со стойкими
нарушениями слуховой функции: 1) глухие
дети; 2) слабослышащие (тугоухие).

При классификации стойких нарушений
слуха у детей необходимо учитывать не
только степень поражения слуховой
функции, но и состояние речи. В зависимости
от состояния речи глухие дети делятся
на 2 группы:

а) глухие дети без речи (глухонемые);

б) глухие дети, сохранившие речь
(позднооглохшие).

Применение термина «глухонемые дети»
по отношению к детям требует некоторых
оговорок. В то время как глухота является
стойким дефектом, – обусловленная ею
«немота» преодолевается в процессе
специального обучения, и глухонемой
ребенок, оставаясь глухим, постепенно
перестает быть немым и становится глухим
говорящим. А между тем термин “глухонемой”
фактически применяется и к тем детям
(и даже взрослым), которые уже овладели
словесной речью и являются, по существу
только глухими. Глухие дети, – сохранившие
речь, позднооглохшие. К группе
позднооглохших относятся дети, потерявшие
слух в более позднем возрасте (школьном
и дошкольном) и сохранившие в той или
иной мере речь, приобретенную ими до
возникновения глухоты.

С конца прошлого столетия и до самого
последнего времени существовала
классификация, которая делила глухих
на 4 категории:

1) полная глухота;

2) тональный слух;

3) вокальный слух или слух на гласные;

4) вербальный слух.

По объему воспринимаемых частот глухих
детей, имеющих остатки слуха, можно
разделить на 4 слуховые группы, а именно:
I группа- дети, воспринимающие лишь
самые низкие частоты (128-256 Гц); II группа
— дети, воспринимающие низкие частоты
(до 512 Гц); III группа — дети, воспринимающие
низкие и средние частоты (до 1024 Гц); IV
группа — дети, воспринимающие широкий
диапазон частот (до 2048 Гц и выше).
Установление именно таких границ
слухового объема диктуется следующими
соображениями. Ограничение диапазона
слухового восприятия лишь самыми низкими
частотами не превышающими 256 Гц,
безусловно, лишает возможности различения
каких-либо звуков речи. Включение в
слуховой объем частоты 512Гц. уже дает
возможность различия некоторых звуков
речи, обладающих низкими формантами,
например — о, — у.

Расширение слухового объема до 1024Гц
повышает возможность различения речевых
звуков, в особенности гласных -а, — о,
-у, основные форманты которых находятся
в этих пределах. Дальнейшее расширение
слухового объема сопровождается и
дальнейшим улучшением различия звуков
речи.

Тугоухостьюназывают такое понижение
слуха, при котором восприятие речи
затруднено, но все же, в известных
условиях, возможно. В соответствии с
этим к группе слабослышащих (тугоухих)
относятся дети с таким понижением слуха,
которое препятствует самостоятельному
и полноценному овладению речью, но при
котором все же имеется возможность
приобретать с помощью слуха хотя бы
очень ограниченный речевой запас.

По глубине нарушения слуха при тугоухости
можно примерно выделить 4 степени —
легкую, умеренную, значительную, тяжелую.

К легкой степени тугоухости относятся
восприятие шепотной речи на расстоянии
3-6м, а разговорной — 6-8м.

При умеренной степени тугоухости
шепотная речь воспринимается на
расстоянии 1-3м,. а разговорная — 4-6м.

При значительной степени тугоухости
шепот слышен на расстоянии не далее 1м.
от ушной раковины, а разговор средней
громкости — 2-4м.

При тяжелой степени тугоухости различение
шепотной речи возможно на расстоянии
не далее 0,5м, а разговорной — не более
2м.

При тугоухости у детей особенно важно
учитывать не только степень снижения
слуха, но и время, когда наступило это
снижение.

Деление слабослышащих детей на группы
в зависимости от объема воспринимаемых
частот, как это было сделано в отношении
глухих детей, не имеет смысла, т.к.
большинство слабослышащих воспринимают
широкий диапазон частот — до 400 Гц и выше.

Соседние файлы в папке OsnKorPed

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник