К нормативным показателям речевого развития ребенка 1 года жизни относятся

К нормативным показателям речевого развития ребенка 1 года жизни относятся thumbnail

Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.

Что такое норма речевого развития

Нормы речевого развития от 0 до 6 лет

Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Нормы речевого развития по возрастам

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.

После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

От 0 до года

Развитие ребенка от рождения до года

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.

Возрастной этапХарактеристика
0-2 месяцаПоявление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком.
3 месяцаВажный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
4 месяцаВозраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо».
5 месяцевВозникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление.
ПолгодаМалыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д.
7 месяцевРебенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
8-12 месяцевКроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

От года до 7 лет

Дети от года до семи лет

Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.

ВозрастХарактеристика
От 1 до 2 летНа втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом.
От 2 до 3 летНормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов.
От 4 до 5 летВозникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные.
От 5 до 7 летРебенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.
Читайте также:  Заключение на ребенка с нормальным развитием

Советы логопеда

Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.

Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:

  • больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
  • гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
  • играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
  • собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
  • больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
  • посещать театры, спектакли, цирк музеи.

Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.

Источник

Евгения Серебрякова
Нормативные показатели речевого развития детей

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных контактов, а это в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей жизни. Овладение ребёнком речью, в определённой степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное в разных формах коллективной деятельности, а главное является залогом успешного обучения.

Поэтому, выраженные отклонения в речевом развитии ребёнка имеют самые негативные последствия:

— наблюдается отставание в психическом развитии;

— замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

— появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности, и т. д)

В современной логопедической литературе, вопросам поэтапности формирования речи, при её нормальном развитии, уделяется достаточно большое внимание.

Далее представлена краткая характеристика речевого развития в норме, по всем возрастам, преддошкольного и дошкольного возраста.

Таким образом, в процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности.

На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т. е. их появление происходит через промежуточные звуки, а к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени от 3 до 5 лет, причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам, другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам).

Ребёнку 1 год: это подготовительный этап к овладению речью. У младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение, развивается понимание речи, в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов – и с помощью речи.

Ребёнку 2 года:у двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. Активный и пассивный словарь насчитывает 250-300 слов.

Ребёнку 3 года: происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами. К 3-м годам запас слов, как правило, увеличивается до 800-1000 слов, слова приобретают более точное значение, малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы сказки, запоминает и рассказывает их.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Показатели речевого развития Время появления в норме

Употребляет местоимение «Я» 2 года 3 мес.

Адекватно использует названия некоторых цветов 2 года 6 мес.

Пытается согласовывать имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) К 3 годам

Пытается согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде К 3 годам

Пользуется предложно-падежными конструкциями (но присутствует аграмматизм) С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает некоторые использовать их в активной речи К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи С 2 лет 3 мес.

Читайте также:  Игры для развития ребенка своими руками

Произносит губные звуки (п,б, м, пь, бь, мь, губно-зубные – ф, фь, в, вь, переднеязычные – т,д,н, заднеязычные – к,г, х. С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам С 3 лет

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

-индивидуальные;

-подгрупповые.

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

— подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков, артикуляционная гимнастика;

развитие слухового внимания, фонематического восприятия – с использованием дидактических игр и упражнений;

Развитие просодических качеств голоса;

развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, пазлы и т. д.);

— логоритмика;

развитие предпосылок связной речи.

Ребёнку 4 года: отмечается увеличение активного словаря от 1900-2000 слов, в речи уменьшается количество сокращений, перестановок слогов, пропусков звуков. Дети пользуются более усложнённой и распространённой фразой. Улучшение произносительной стороны речи, сформированы свистящие звуки, заканчивают формироваться шипящие звуки, но такие звуки как «Р» и «Л» могут быть ещё не сформированы.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развития Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов 3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.

Появляется словотворчество С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук) К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам

Исчезает смягчённое произношение согласных, исчезает замена шипящих свистящими К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки К 4 годам

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

-индивидуальные;

-подгрупповые.

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие артикуляционного праксиса и моторики;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

— работа по коррекции звукопроизношения;

— формирование просодических качеств голоса, дыхание, логоритмика;

развитие и совершенствование навыков связной речи.

Ребёнку 5 лет у пятилетнего ребёнка речь в целом становится чище, отчетливей, внятная, без нарушении звукопроизношения, Возросла речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры является причиной встречающихся в речи ребенка пяти лет отдельных грамматических ошибок, чаще всего на согласование числительных с существительными.Сделаны первые шаги по овладению грамотой: ребёнок научился замечать в словах отдельные звуки, a npocтые слова пробует анализировать полностью.

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

Показатели речевого развития Время появления в норме

Использует родовые названия предметов С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии 4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы К 5 годам

Продолжается словотворчество В течение дошкольного детства

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак) С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме К 5 годам

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

-индивидуальные;

-подгрупповые.

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

— коррекция звукопроизношения;

— совершенствование фонематического слуха и восприятия;

— обучение грамоте;

развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев руки;

— просодические качества произносительной стороны речи;

— логоритмика;

— совершенствование уровня сформированности связной речи.

Ребёнку 6 лет: ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. К 6-7-ми годам словарь увеличивается, дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.

Если на данный период у ребёнка имеются нарушения в речевом развитии, обратитесь за консультацией к специалистам, чтобы не возникали проблемы в процессе обучения детей в школе.

Для профилактики и преодоления нарушений речи с детьми данного возраста проводятся следующие виды занятий:

-индивидуальные;

-подгрупповые.

Данные занятия проводятся в игровой форме, работа ведётся по следующим направлениям:

— коррекция звукопроизношения;

— обучение грамоте: слитное, осознанное, послоговое чтение, навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

— подготовка руки к письму;

-логоритмика;

развитие и совершенствование связной речи (составление рассказов по картине, по серии картин, с установлением правильной последовательности, пересказ, творческое рассказывание, и т. д);

развитие высших психических процессов (внимание, память, мышление, и т. д)

Читайте также:  Картинки развитие речи у детей мамы с ребенком

Источник

1 – 2 мес. Развитие речи ребенка начинается с момента рождения в форме первичных голосовых реакций. В первые месяцы жизни младенец сигнализирует о своих потребностях с помощью крика.

Основания для беспокойства:

— крик хриплый, ослабленный, монотонный, истощаемый.

В 2-3 мес. в норме у ребёнка появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

К концу первого года жизнив эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов:  мама, баба, дядя, бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.

Основания для беспокойства:

ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуление;

не формируется избирательное внимание к речи окружающих;

отсутствие отраженного лепета;

невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий;

ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.

После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.

К 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов, слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

Основания для беспокойства:

длительное «застревание» на стадии «лепетных» слов;

незначительный прирост активно употребляемых слов в словаре ребенка;

стойкие эхолалические повторения за взрослым без умения самостоятельно использовать новое слово в общении;

копирование вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.

На третьем году жизни речь ребенка стремительно развивается: от отдельных самостоятельных высказываний в форме фраз, состоящих из двух-трех слов, до развернутых предложений в диалоге, инициированном самим ребёнком, и первых попыток использовать монолог. Дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории. У них появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова.

К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.

Основания для беспокойства:

отсутствие в речи ребёнка фраз из трёх и более слов;

стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам;

при появлении речевого подражания ребенок воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хле;

ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу;

не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением «Я»;

во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

3 — 4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки. Исчезает смягченное произношение согласных. Ребёнок различает слова, отличающиеся одним звуком «рак – лак», замечает неправильное произношение в своей речи. Без затруднений малыш пересказывает знакомую сказку близко к тексту.

4 — 5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Основания для беспокойства:

нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков;

нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове;

лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов;

неправильное грамматическое оформление высказывания;

затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания;

темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.

Источник